Рабочая программа ОП. 06 Безопасность дорожного движения
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. | Структура и примерное содержание учебной дисциплины | 6 |
3. | Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 23 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 26 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Правила безопасности дорожного движения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Рабочая программа учебной дисциплины используется в образовании в области технического обслуживания и ремонта автомобилей при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться дорожными знаками и разметкой;
- ориентироваться по сигналам регулировщика;
- определять очередность проезда различных транспортных средств;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства;
- уверенно действовать в нештатных ситуациях;
- обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;
- предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;
- организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- причины дорожно-транспортных происшествий;
- зависимость дистанции от различных факторов;
- дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне;
- особенности перевозки людей и грузов;
- порядок действий при оказании первой медицинской помощи;
- влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения;
- основы законодательства в сфере дорожного движения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 114 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: Реферат; работа со справочной литературой и Федеральными законами; подготовка презентаций и сообщений к выступлению на занятиях; моделирование сложных дорожно-транспортных ситуаций; решение тематических задач повышенной сложности; использование Интернета для получения дополнительной информации по подготовке домашнего задания; систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам и главам учебных пособий; подготовка к практическим работам; оформление отчётов практических работ и подготовка к их защите | |
Итоговая аттестация в форме: экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правила безопасности дорожного движения:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия и термины. Структура дисциплины. | 2 | 1 |
Раздел1. Психологические основы безопасного управления транспортным средством | 20 | ||
Тема 1.1. Понятие надежности водителя | Содержание учебного материала: Задачи управления автомобилем, получение водителем информации, переключение внимания, обработка информации, быстрота реакций, психомоторика. | 2 | 2 |
Практическая работа № 1 Время реакции водителя | 2 | 2 | |
Тема1.2. Мастерство водителя | Содержание учебного материала: Составляющие элементы профессионального мастерства. Положительные и негативные навыки. Ошибки восприятия, оценка опасности дорожного движения. | 2 | 2 |
Тема 1.3. Психофизиологические основы деятельности водителя. | Содержание учебного материала: Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства. Основные признаки потери внимания. Различные причины отвлечения внимания. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством. Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности. | 2 | 2 |
Практическая работа №2 Аварийные ситуации при потере внимания | 2 | 2 | |
Тема 1.4. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством. | Содержание учебного материала: Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Профилактика утомления. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. | 2 | 2 |
Практическая работа №3 Аварийные ситуации при болезни и утомлении | 2 | 2 | |
Тема 1.5. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения. | Содержание учебного материала: Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности. Понятие конфликта. Возможности снижения агрессии в конфликте. Режим труда и отдыха водителей. Охрана труда водителей. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к разделу 3: Проработка конспектов занятий. Подготовка сообщений и рефератов, докладов, презентаций по индивидуальным темам. | 4 | 3 | |
Раздел 2. Основы управления транспортным средством и безопасность движения | 92 | ||
Тема 2.1. Дороги, их виды и влияние дорожных условий на безопасность движения | Содержание учебного материала: Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам. | 2 | 2 |
Практическая работа №4 Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.1.: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений подготовка докладов, презентаций по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. | 4 | 3 | |
Тема 2.2 ДТП и их виды. | Содержание учебного материала: Дорожно-транспортные ситуации, дорожно-транспортные происшествия, виды и типы ДТП, причины ДТП. Государственная система обеспечения безопасности движения, Водитель на месте ДТП. | 2 | 2 |
Практическое занятие №5 по теме 4.2 Анализ ДТП, причин, составление экрана аварийности, выявление мест скопления ДТП, составление рекомендаций по совершенствованию безопасности движения. Практическая работа №11 Анализ причин ДТП | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.2.: Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. | 4 | 3 | |
Тема 2.3. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством. | Содержание учебного материала: Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30 - 120 секунд), средняя (12 - 15 секунд) и ближняя (4 - 6 секунд). Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Ситуационный анализ дорожной обстановки. | 2 | 2 |
Практическая работа № 6 Пользование зеркалами заднего вида | 2 | 2 | |
Тема 2.4. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения. | Содержание учебного материала: Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.3.: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. | 4 | 3 | |
Практическая работа №7 Безопасная дистанция в секундах и метрах | 2 | 2 | |
Тема 2.5. Техника управления транспортным средством в штатных ситуациях | Содержание учебного материала: Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол; очистки фар; включению аварийной сигнализации, регулированию систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов. Техника руления. Пуск двигателя. Прогрев двигателя. Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Действия педалью тормоза. Особенности управления транспортным средством при наличии АБС. Специфика управления транспортным средством с АКПП. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.4: Проработка разделов учебника по управлению автомобилем по вопросам составленным преподавателем. | 5 | 3 | |
Практическая работа №8 Посадка водителя за рулем | 2 | 2 | |
Тема 2.6. Действия водителя при управлении транспортным средством. | Содержание учебного материала: Управление ТС в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление ТС в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости. Способы парковки и стоянки ТС. Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.5.: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. | 4 | 3 | |
Практическая работа №9 Способы парковки и стоянки ТС. | 2 | 2 | |
Тема 2.7. Действия водителя в нештатных ситуациях. | Содержание учебного материала: Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади. Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления. Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.6: Проработка разделов учебника по управлению автомобилем по вопросам, составленным преподавателем. | 4 | 3 | |
Практическая работа № 10 Аварийные ситуации при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля. | 2 | 2 | |
Тема 2.8 Экономичный алгоритм регулирования скорости движения | Содержание учебного материала: Продолжительность разгона. Наибольшая экономия топлива при разгоне. Снижение скорости движения. | 2 | 2 |
Тема 2.9 Эксплуатационные свойства автомобиля | |||
Тема 2.9.1 Свойства автомобиля, обеспечивающие безопасность | Содержание учебного материала: Свойства активной безопасности: тягово-скоростные, тормозные свойства, устойчивость, управляемость, проходимость, информативность. Пассивная безопасность. | 4 | 2 |
Практическая работа № 11 Пассивная безопасность | 2 | 2 | |
Тема 2.9.2 Параметры, влияющие на безопасность | Содержание учебного материала: Габариты автомобиля, Параметры массы автомобиля. Тягово-скоростные свойства автомобиля, тормозные свойства, тормозной путь | 4 | 2 |
Практическая работа № 12 Тормозной путь | 2 | 2 | |
Тема 2.9.3 Силы, действующие на автомобиль | Содержание учебного материала: Внешние силы, действующие на автомобиль во время движения. Сила сопротивления качению, сила сопротивления подъему. Сила сопротивления воздуха, сила, разгоняющая автомобиль, сила тяги, сила сцепления шины с дорогой. Силы, действующие на автомобиль при торможении и остановке. Поперечная устойчивость автомобиля. Силы, действующие на автомобиль при движении в повороте. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.9: Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам и главам учебных пособий. | 4 | 3 | |
Практическая работа № 13 Силы действующая на автомобиль при повороте | 2 | 2 | |
Тема 2.10 Особенности управления автомобилями категории «Д», «Е» | Содержание учебного материала: Особенности управления автобусом с точки зрения комфорта пассажиров. Работа городского автобуса. Особенности управления автопоездом. Траектория движения прицепа. Движение задним ходом, поворот. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 4.10: Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. | 5 | 3 | |
Всего: | 114 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Правила безопасности дорожного движения».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинетов:
I. Технических средств обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- телевизор
- комплект учебно-методической документации;
-тренажёр сердечно-легочной и мозговой реанимации.
«Максим »
- доска магнитная:
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
-автомобиль ВАЗ-21099.
II. Учебные пособия:
А. Интерактивные Мультимедийные Системы Обучения (ИМСО)
/СD-диск – Мультимедийное пособие/:
- Электронное пособие «Мастерство вождения»;
- Электронное пособие «ПДД. Учебное пособие для автошкол, вождение»;
- Электронное пособие «Автоэкзамен ПДД ГИБДД»;
- Электронное пособие «Движение в сложных условиях».
Б. Стенды:
- Эксплуатационные свойства автомобиля;
- Анализ статистики ДТП.
В. Пособия для практических занятий:
1) Иммобилизатор шейный регулируемый, взрослый (регулируемый).
2) Маска для проведения вспомогательной искусственной вентиляции легких.
3) Перевязочные средства:
- бинты,
- бактерицидные салфетки,
- лейкопластырь.
4) Жгут резиновый.
5) Аптечка первой помощи (автомобильная).
6) Наглядные пособия:
-Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи»
7) Расходные материалы:
- запасные дыхательные пути для манекена-тренажера,
- запасные лицевые маски для манекена-тренажера,
- плёнки с клапаном для проведения искусственной вентиляции лёгких.
- табельные средства для оказания первой медицинской помощи.
Г. Плакаты:
- Комплект плакатов «Знаки дорожного движения»;
- Комплект плакатов «Безопасность автомобиля»;
- Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
I. Основные источники:
1) Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и
иллюстрациями, М, изд. «Третий Рим», 2013
2) О.В. Майборода Учебник «Основы управления автомобилем и безопасность движения», М, изд. «За рулём», издательский центр «ACADEMA», 2010 г.
3) А.В. Смагин «Правовые основы деятельности водителя: водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е» М.: «ACADEMA», 2010 г.
II. Дополнительные источники:
1) В.Н., Блувштейн Г.А., Карнаухов Г.М Николенко «Первая доврачебная медицинская помощь: водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е» М.: «Академия», "За рулем” 2010 г.
2) Ю.И Шухман. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: водителя автотранспортных средств категорий В М.: «Академия», "За рулем” 2010 г.
III. Методические пособия:
1) Г.Б. Громоковский С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные тематические задачи с комментариями для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», «С» и «Д», М, изд. «Третий Рим», 2013 г.
2) Г.Б. Громоковский С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» с комментариями, М, изд. «Рецепт-холдинг», 2013 г.
3) Г.Б. Громоковский С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «С» и «Д» с комментариями, М, изд. «Рецепт-холдинг», 2013 г.
IV.Справочная литература:
1) И.Ф. Богоявленский «Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций», изд. СПб: «ОАО Медиус», 2005 г.
2) А.Е. Финкель «Юридический справочник водителя», М, изд. «Эксмо», 2011г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
2 | 3 |
Умения: | |
- Пользоваться дорожными знаками и разметкой - Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях - Уверенно действовать в нештатных ситуациях. - Обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов - Предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств - Организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля. |
Знания: | |
- Причины дорожно-транспортных - Зависимости дистанции от различных факторов - Дополнительных требований к движению различных транспортных средств и движению в колонне - Особенностей перевозки людей и грузов - Влияния алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения -Оказание первой медицинской помощи - Основ законодательства в сфере дорожного движения | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Правилам дорожного движения
Рабочая программа по Правилам дорожного движения по специальности "Тракторист-машинист сельскохозяйственного профиля с дополнительной специальностью "водитель категории "С" составлена в соответствии с...
Рабочая программа дисциплины "Правила и безопасность дорожного движения"
Представлена рабочая программа дисциплины "Правила и безопасность дорожного движения". Программой предусмотрено 54 часа аудиторных занятий...
рабочая программа дисциплины Правила и безопасность дорожного движения.
1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготов...
Рабочая программа по "Правилам безопасности дорожного движения"
Сделана с учетом всех требований!...
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ПОВЫШАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В статье рассматривается решение проблемы дорожно-транспортных происшествий среди пешеходов на автомобильных дорогах федерального значения. Приведена статистика дорожно-транспортных происшествий ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Правила и безопасность дорожного движения
Рабочая программа составлена на основе региональной примерной программы учебной дисциплины и Федерального государственного образовательного стандарта. Программа учебной дисциплины является единой для ...
Рабочая программа Правила безопасности дорожного движения
Рабочая программа составлена на основе примерной программы дисциплины и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по сп...