Электив-9. "Язык в сфере общения будущих железнодорожников"
рабочая программа по теме

Рожина Надежда Фёдоровна

 Рабочая программа  по профориентации в железнодорожной сфере . Материал интересен учителям жд  школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.                      

                                                                                         

Негосударственное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39 ОАО «РЖД»

ЭЛЕКТИВ – 9

« ЯЗЫК В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ»

Учитель первой квалификационной категории

                                                                                 Рожина Надежда Федоровна

Россошь

2012

             

Объяснительная записка

Важным качеством современного человека является умение общаться как с отдельным человеком, так и с аудиторией. Формирование культуры речи и развитие речевой компетенции обучающихся – это важные задачи, стоящие перед учителем русского языка и литературы. Они особенно важны  в условиях модернизации российского образования.                                                                                                     Программа  электива – 9 «Язык в сфере общения будущих железнодорожников» рассчитана на 8 часов , которые проводятся один раз в неделю в течение четверти.                                                                                                                 Данный электив является общим ориентационным курсом, интересным всем, так как поддерживает и развивает грамотность речи ,что необходимо каждому человеку.                                                                                        Необходимость ведения данного курса в школе обусловлена требованием повышения уровня подготовленности учащихся к будущей профессии железнодорожной сферы, так как наша школа железнодорожная.                      Электив – 9 предполагает сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения новых знаний.                                               Программа курса предусматривает более глубокое по сравнению со школьной программой овладение рядом специальных знаний в различных сферах общения и в речевых ситуациях; развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций обучающихся, овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.                                                                                                  

                                 

                                 

Цели курса.

Совершенствование  речевой компетенции обучающихся,                  овладение навыками  общения в профессиональной сфере, ориентирование ребят на выбор будущей профессии.

                                    Задачи курса.                                                                                                      Развивающие цели курса:                                                                                   развивать  речевую культуру;                                                                                                 сохранять чистоту русского языка в различных сферах общения;            использовать разнообразные словесные конструкции;                          развивать лингвистические, культурологические, языковые и коммуникативные компетенции.

Обучающие задачи:                                                                                                         изучать  нормы современного русского литературного языка,                                     основы устного и письменного выступления;                                                                   обучать  анализу и оценке языковых явлений, умению выявлять, исправлять,  упреждать речевые ошибки.

Воспитывающие задачи:                                                                                   прививать стремление говорить красиво, правильно, в соответствии с языковыми нормами;                                                                                         формировать интерес к изучению важнейшей области знаний – словесности;             воспитывать бережное отношение к родному языку, гордость за родную школу.

Здоровье сберегающие задачи:                                                                          создавать комфортные условия для работы в группах и индивидуально; создавать психологический комфорт на занятиях.

                           

Учебно – тематический план.

                        Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятий

1

Введение. Языковые средства общения.

Лекция, беседа.

Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях.

1

Этикетные формы общения.

Сообщения, ролевая игра.

2

Язык общения с аудиторией.

Лекция, практикум (мини-театр)

3

Способы организации бесконфликтной сферы общения.

Конкурс, лекция, дискуссия, работа в парах.

4

Язык СМИ. Язык рекламы.

Беседа, практикум, работа в группах.

5

Язык профессиональной сферы общения.

Экскурсия, учебно-поисковая работа.

6

Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи.

Беседа, ситуационная игра, работа творческих групп.

1

Заключение. Творческий отчёт.

Выставки, презентации, награждения.

                                        Содержание тем.

Введение.                                                                                                  Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации. Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически – нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная, книжная, разговорная, просторечная, профессиональная лексика (лексика железнодорожников).

Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях.

Тема 1.Этикетные формы общения. «Вежливые» слова. Русский речевой этикет. Этикет приветствия, прощания, общения с взрослыми, Нормы речевого этикета.

Тема 2. Язык общения с аудиторией. Приёмы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи. Дикция. Интонация.

Тема 3. Способы организации бесконфликтной сферы общения. Правила ведения переговоров. Переговоры без поражения. Убеждение. Теория и практика спора.

Тема 4. Язык СМИ. Стилистические особенности языка СМИ. Язык рекламы. Информационная, предупредительная рекламы на железной дороге.

Тема 5. Язык профессиональной (железнодорожной) сферы общения. Слова  - профессионализмы. Словари профессиональной лексики. Термины. Понятия.

Тема 6. Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи. Чистота русской речи. Молодёжный сленг. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в речи.

Заключение. Творческий отчет. Выставки. Презентации. Награждения.

Методические рекомендации к темам.

                         Введение(1ч)

Тема 1. Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации.

Цель: показать значимость гибкого применения языковых средств  в различных сферах общения.

Задачи: систематизировать знания учеников о типах и стилях речи, особенностях лексики;                                                                                            вспомнить основные языковые средства, изученные в 5-9 классах;                                      выявить особенности профессиональной лексики, в том числе и железнодорожной.

Оборудование: толковые словари, словари  специального назначения, таблички-памятки.

                                     Ход занятия.

1Лекция о сферах общения людей, речевой ситуации.

2.Беседа о стилях, типах речи, об изученных языковых средствах.

3. Самостоятельная работа с табличками – памятками.

4.Стилистически окрашенные слова. Коллективная работа с текстами.

Домашнее задание: записать в таблички  примеры слов экспрессивной лексики: более подготовленным ученикам десять примеров ( далее 1 группа), менее подготовленным ( далее 2группа) пять примеров.

Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях (6ч.)

Тема 1.Этикетные формы общения.

Цель: проанализировать этикетные формы общения.

Задачи: напомнить ученикам о формах, правилах речевого этикета; познакомить с правилами выбора речевых средств в профессиональной (железнодорожной) среде;                                                                                     соблюдать нормы русского речевого этикета.

Оборудование: ситуационные картинки, плакаты на железнодорожные темы.

                                     Ход занятия.

1.Проверка домашнего задания: коллективное  осуждение подготовленных табличек со словами экспрессивной лексики, отбор табличек, соответствующих теме: « Я воспитанный человек».

2.Сообщения учеников-помощников об этикетных формах общения, русском речевом этикете.

3.Ролевая игра «Ежели вы вежливы».

4.Самостоятельная работа. Записать слова по темам: «Приветствие», «Прощание», «Просьба».                                                                                 5.Проверка  работы. Какие слова уместны в общении проводника с пассажирами.

Домашнее задание: составить диалог вежливого общения проводника с пассажиром(2группа); составить диалог  вежливого общения дежурного по вокзалу с опоздавшим пассажиром(1группа).

Тема 2. Язык общения с аудиторией.

Цели: познакомить учащихся с приёмами ораторского искусства, с правилами публичного выступления. 

Задачи: развивать умение свободно,                                                           правильно излагать свои мысли;                                                                                        эффективно использовать энергетику речи при общении.

Оборудование: аудиозаписи с объявлениями по станции.                                           

                                       Ход занятия.

1.Проверка домашнего задания. Прослушивание диалогов. Выбор лучшего диалога.

 2.Лекция учителя по теме занятия.

 3.Беседа об использовании ораторского искусства на железнодорожном вокзале.

4.Практикум. Культура массового оповещения на станциях.

5.Мини-театр. Общение дежурного по вокзалу с пассажирами в связи с опозданием поезда.

Домашнее задание: Составить оповещение по станции Россошь  на разные темы : два сообщения – 2группе, 5сообщений – 1группе).

Тема3. Способы организации бесконфликтной сферы общения.

Цель: познакомить с правилами ведения переговоров, споров; с приёмами убеждения.

Задачи: отрабатывать умение вести переговоры, споры, беседы убедительного характера; учить принимать поражение; соглашаться с мнением собеседника; отрабатывать приёмы убеждения.

Оборудование: таблица с правилами ведения переговоров, споров.

                                 Ход занятия.

1.Конкурс на лучшее оповещение по станции Россошь.

2.Лекция с элементами беседы по теме занятия.

3.Дискуссия: в споре рождается истина?

4.Работа в парах: практика спора.

Домашнее задание: составить кроссворд, используя изученные термины и понятия (десять слов – 2группе, двадцать слов – 1 группе).

   

Тема 4.  Язык СМИ. Язык рекламы.

Цели: систематизировать знания об особенностях СМИ; познакомить с видами рекламы на железной дороге.

Задачи: распознавать стилистические особенности языка СМИ; научить пользоваться материалами СМИ; соблюдать нормы построения текста рекламы.

Оборудование:  газеты «Вперёд», «Гудок», журналы «Локомотив», «Железнодорожный транспорт».

   

                                     Ход занятия.  

1.Коллективное разгадывание одного кроссворда.

2.Беседа: СМИ – что это такое?

3.Знакомство с периодической печатью по профилю.

3.Лекция. Особенности языка СМИ и языка рекламы.

4.Работа в группах: составить предупредительную рекламу для железнодорожных объектов.

Домашнее задание:  составить предупредительный рекламный набросок: «Школьники и железная дорога» - для 2 группы; рекламный плакат – для 1 группы.

Тема5.  Язык профессиональной (железнодорожной)  сферы общения.

Цель:  познакомить с особенностями профессиональной сферы общения.

Задачи: выявить специфику слов-терминов; работать над особенностями профессиональной лексики; учить создавать словари-термины; расширять знания в железнодорожной сфере.

Оборудование: школьный кружок «Железнодорожное моделирование».

                                     Ход занятия. 

1.Выставка плакатов предупредительной рекламы «Дети и железная дорога».

2.Сообщение темы занятия, инструктаж.

3.Посещение кружка «Железнодорожное моделирование» в мастерских школы.

4. Учебно-поисковая работа. Сбор материала для словаря железнодорожных терминов по предложенным темам: «Вагон», «Состав», «Локомотив».

Домашняя работа:  Составить словарь слов-терминов по  темам, выбранным ребятами на занятии (работа в группах; дети, разного уровня подготовленности, работают вместе).

Тема 6.  Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи.

Цель:  систематизировать знания о формах общения; умение видеть недостатки речи.

Задачи: учить различать речевые средства различных сфер; адекватно выражать свои мысли; следить за чистотой речи, исключая различные виды сленга.

Оборудование: словари-шутки, словари школьников.

                                                 Ход занятия.

1.Обсуждение выполненных работ (составленных словарей). Отметить недочёты и положительные стороны.

2.Беседа о речевых средствах разнообразных сфер общения. Повторение.

3.Игра «Слова заблудились». Отредактировать составленный нерадивым учеником словарь со словами – профессионализмами, где в объяснении используется молодёжный сленг (Н., вагон – это типа будка на колёсах, которая чешет по рельсам).

4.Работа творческих групп. Подобрать слова с объяснением из дошкольного , школьного, молодёжного сленга.

Домашнее задание.  Подготовиться к творческому отчёту: выполнить рефераты, подготовить презентацию -  ребятам 1группы; рефераты без презентации – 2 группе.

Тема 8: Творческий отчёт по теме «Язык в сфере общения будущих железнодорожников».

Цель: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Задачи: подвести итоги проделанной работы, подвести к осознанию необходимости изучать русскую словесность; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, осуществлять речевой самоконтроль.

Оборудование:  детские работы за весь период обучения, интерактивная доска.

                                         Ход занятия.

1.Выставка плакатов, словарей.

2. Презентация творческих работ.

3.Обсуждение.

4.Награждение.

                           Темы творческих работ:  

1.Культура речевого этикета.

2.Русский речевой этикет.                                                

3.Учимся убеждать.

4.В споре рождается истина.

5.Энергетика речи.

                       

Список использованной литературы.

1.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. - М.,2004.

2.Капинос В., Сергеева Н. Развитие речи: теория и практика обучения. М.,1994.

3.Смелкова З.С. Деловой человек. Культура речевого общения. – М.,1997.

4.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - СПб. МИМ,1997.

Список рекомендованной литературы.

1.Бушко О.М. Школьный словарь литературных терминов. – М.,2005.

2.Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по-русски? – М.,1999.

3.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1980.

4.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.

5.Журналы: «Локомотив», «Железнодорожный транспорт» .                                                                                

Общеобразовательная

Средняя школа №39

ОАО «РЖД»

Электив -9

«Язык в сфере общения

будущих железнодорожников».

Выполнила учитель

1 квалификационной категории

Н.Ф. Рожина.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фантазии будущего ресторатора о творчестве в сфере общественного питания

Формирование профессионала с определёнными психологическими и нравственными качествами, необходимыми в повседневной деятельности как повара, так и официанта...Этот труд связан со специальными знаниями...

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Выбор профессии 2019» Номинация: «Профессии будущего» Тема работы: «Программист. Технолог в IT-сфере».

Цели проекта IT-сфера:- формировать представления о повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;-формирование эффективной системы государств...

Охрана труда и будущее сферы труда

Отчёт о проведении внутриколледжного мероприятия в рамках Всемирного дня охраны труда     16.05.2019 г. в 11.00 ч. на практической базе ГАПОУ ТО «Ишимский медицинский колледж...

Творческий проект: Будущие железнодорожники России

Ксюнов С.В., Завьялова С.В. Моя профессия - моя мечта. Нижний Новгород, 2020...