Методическая разработка
методическая разработка на тему

Чудакова Вера Дмитриевна

История развития железных дорог России "от паровоза до Сапсана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrab_po_vnekl_meropriyat.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «РЖПТ им. А.П. Байкузова»

Утверждаю:

Зам. директора по УВР

____________ /Пиняскина Е.В./

Методическая разработка

открытого мероприятия по теме:

«История железных дорог России»

Специальность: 23.01.09 Машинист локомотива

Подготовила и провела:

мастер производственного

обучения

Чудакова Вера Дмитриевна

г. Рузаевка 2015 г.


 

   Методическая разработка классного часа «История железных дорог России», предназначена для классных руководителей и мастеров производственного обучения. В разработке приведен алгоритм проведения классного часа.

Пояснительная записка

        Классный         час посвящен истории развития железных дорог России.

       Основная цель профессионального и гражданского воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности созданные в железнодорожной отрасли. Формирование у ребят  уважительного  отношения к людям железнодорожных профессий, к историческому прошлому. Важно привить учащимся чувство гордости за свою избранную профессию, воспитать уважение к людям старшего поколения, пробудить интерес к проблемам современной железнодорожной отрасли.

      В ходе классного часа используется серия слайдов, позволяющая привлечь внимание студентов, активно прокомментировать материал, позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложенного материала. Использование техники экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, формирует эмоциональное отношение к предмету разговора.

Цели мероприятия:

Развивающая

1.        Расширить и углубить знания обучающихся об истории железных дорог России;

2.        Познакомить обучающихся с главными веками в истории железных дорог России;

Воспитательная

1.        Способствовать развитию интереса обучающихся к истории железных дорог России;

2.         Воспитывать  уважение  к профессии железнодорожник, к людям трудившимся в разные годы на благо развития железнодорожной отрасли.

Оформление мероприятия:

Презентация;

Мультимедийный проектор;

Компьютер.

Структурные компоненты классного часа

Вид мероприятия: тематический классный час.

Форма проведения: классный час.

Тема: История железных дорог России

Цель: формирование у ребят ценного отношения к историческому прошлому

Задачи:

             на примере истории отрасли продемонстрировать путь развития от паровоза до сапсана

             повышение мотивации к избранной профессии

             воспитание уважения к старшему поколению

Межпредметные связи: спец. предметы, история

                       Формирование общих компетенций

ОК 4. Осуществлять поиски итспользования информации, необходимой для эффективного выфполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочените, эффективно общаться с коллкегами, руководством, потребителем.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Оборудование:

-сценарий;

-презентация к сценарию;

-видеоролики «Российская чугунка», «Царско-сельская дорога», «Развития железных дорог во время гражданской войны», «Вклад железнодорожников в Победу в Великой Отечественной войне», «Стройка века – БАМ», «Сапсан», «Рузаевка-город железнодорожников»

Методы и приемы:

-вступительное слово преподавателя;

-выступление ребят;

- показ видеороликов

Состав участников: обучающиеся групп № 23, 33 техникума.

                                         Использованные источники

  1. http: //www istoriya zhelesnyh doroq Rossii I SSSP
  2. http: //www ba 60768 dbec 315 f
  3. http: //www Zheleshyh doroq/ru. Rossia
  4. Песня «На Дальней станции сойду»

Ход мероприятия

Ведущая 1.

Здравствуйте! Вы уютно устроились? Ничто не омрачает вашего настроения?
Вы решили путешествовать поездом? Мы рады вашему решению.

Ведущая 2.

Поезда несут нас во все концы страны. Но можно совершить на них и другое увлекательное путешествие – по дорогам истории.

Ученик 1.

Немного фантазии и мы умчимся в далекий 17 век, когда не было еще ни железных дорог, ни паровозов. Но зато появилась деревянная рельсовая колея, по которой возили на рудниках тележки с породой. Век 18 уже можно считать прологом к появлению железнодорожного транспорта. Именно тогда были решены многие принципиальные вопросы устройства рельсовых путей, появились первые «чугунки».

Ученик 2.

В 1808 - 1809г.г. горный инженер Фролов построил чугунную дорогу с конной тягой между Змеиногорским рудником и сереброплавильным заводом длиной около 2х километров. Он впервые в мире применил рельсы с выпуклой поверхностью катания, выемки, мост и виадуки для смягчения крутых уклонов.

Ученик 3.

Многовековую мечту людей о «стальном коне» удалось осуществить в 1834 году. Первый русский паровоз создали крепостные механики отец и сын Черепановы на Нижне-Тагильском заводе Демидова. Он возил грузы по 854 метровой железной дороге, связавшей рудник возле подошвы горы Высокой с медеплавильным заводом. Паровоз вез несколько вагонеток весом в 3,3 тонны со скоростью 13 – 16 км/час. Кроме груза, он мог перевозить до 40 пассажиров.

Ученик 1.

Но нужны ли России железные дороги? Сколько яростных споров кипело вокруг этого вопроса в первой половине 19 столетия. Противников у нового вида транспорта было немало. « Лошади никому не будут нужны» - таким был один из аргументов противников железных дорог. Конные заводы, аукционы, скачки прочно вошли в жизнь общества и представить, что они отойдут в прошлое, было непросто.

Ученик 2.

Царское правительство очень осторожно относилось к новому виду транспорта, Стране были необходимы крупные железнодорожные магистрали, но Николай 1 согласился лишь на постройку небольшой дороги от Петербурга до Царского Села. Строительство было передано акционерному обществу, возглавляемому чешским инженером Ф.А. Герстеном. Открытие дороги состоялось 30 октября 1837 года. Поезд состоял из восьми экипажей, скорость движения доходила до 50-55 км/час, что по тому времени было выдающимся достижением.

Ведущая 1.

С появлением железной дороги появились и первые стихи о ней. Например, такие:

Близко красных ворот,
Есть налево поворот,
Место вдруг преобразилось
Там диковинка явилась.

Там ты див увидишь много,
Там чугунная дорога
Небывалая краса
Это просто чудеса!

Ведущая 2.

А этот сатирический стихотворный отрывок – о первом паровозе!

Тащит тысячи пудов
Не жалей лишь только дров.
Закипит вдруг самоваром
Фыркнет искрами и паром.

И водицы пьет помногу,
Но зато во всю дорогу
Ни когда уж не слыхать
Что бы стала отдыхать

Ну, признаться, господа,
Славны Питер и Москва!
До чего народ доходит!
Самовар в упряжке ходит!

Итак, мы продолжаем наше путешествие…

Ученик 3.

Проектирование и строительство магистрали Петербург – Москва связано с именем русского инженера Павла Петровича Мельникова.1 ноября 1851 года дорога была открыта для движения. Первый поезд отправился из Петербурга в 11 часов 15 минут утра и прибыл в Москву меньше чем через сутки. 192 пассажира стали пионерами первой русской железной дороги, которая протянулась на шестьсот с лишним километров.

Ученик 1.

Не только полетом отечественной инженерной мысли, но и бесконечной мерой человеческого страдания запомнилась современникам эта грандиозная стройка.

Мы надрывались под зноем, под холодом
С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Лопата, кирка да тачка – вот и вся техника, использовавшаяся тогда .Однако, дорога Петербург- Москва стала одной из самых лучших магистралей того времени, не утратившей своего значения и поныне.

Ученик 2.

Экономическое развитие страны все более настойчиво требовало постройки железной дороги от Павельца до Москвы. Летом 1898 года закипела работа, которой руководил инженер В.В.Тимофеев. Особенно трудоемкими оказались участок, прилегающий к Москве, и перегон Кашира – Ожерелье. Выдающимся для своего времени сооружением стал мост через Оку возле Каширы, построенный по проекту профессора Московского института инженеров транспорта Л.Д. Проскурякова. Второго такого моста в Европе не было. Строили его всего 1 год и 5 месяцев. Участок Павелец- Загорье сдали 15 сентября 1899 года, а участок Загорье-Москва сдали 1 сентября 1900 года. Вскоре станцию Загорье переименовали в Бирюлево. Москва прямым путем стала получать из Павельца строительные материалы и каменный уголь.

Ученик 3

Выстрел «Авроры» возвестил о начале новой эпохи. Железнодорожники – один из наиболее сплоченных отрядов пролетариата – шли в авангарде революции, которая, без преувеличения, катилась в глубь страны по стальным магистралям. Телеграфисты железнодорожных станций разносили по необъятным просторам России весть о победе рабочего класса, передавали первые декреты Советской власти.

Ученик 1

В грозные для молодой советской республики дни гражданской войны многие паровозы были одеты в броню и вместе с бронированными вагонами превращены в передвигающиеся крепости. Герои – красноармейцы громили на таких бронепоездах врагов.

Ученик 2.

В 1932 году начали возводить большое паровозное депо на станции Ожерелье. В 1934 году оно уже работало, а официальный акт приемки подписан в 1936 году. Здесь же построили вагоноремонтный пункт, ставший потом крупным вагонным депо. Павелецкое направление стало важным звеном стальной артерии, снабжавшей страну углем.

Ученик 3

Недолгим оказался мирный труд советских людей. (звучит первый куплет и припев песни «Священная война».) 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. История войн не знала таких массовых перемещений. Железнодорожники с честью выдержали суровый экзамен, проявив беспримерное мужество, инициативу и изобретательность.
Врагу не удалось остановить движение поездов даже тогда, когда на неделю в ноябре 1941 года фашисты заняли Павелец, Цементную, Михайлов, Серебряные Пруды и Богатищево. Войска снабжались всем необходимым и в этих условиях. Станцию Ожерелье враги захватить не смогли.

Ученик 1

Когда говорят, что летчик сделал столько-то боевых вылетов, все понимают, насколько это опасно. Не менее опасно вести поезд, когда его атакуют самолеты или в упор расстреливают танки. Машинист, ведущий состав с войсками и боеприпасами, беззащитен; две нити колеи – ни вправо свернуть, ни влево и не подняться вверх. Остаются только маневр скоростью да возможность укрыться в выемке или лесопосадке. Поэтому и подвиг машиниста не менее значителен, чем летчика.

Над пространствами оледенелыми,
где студеная блещет звезда,
пролетают калеными стрелами
огнедышащие поезда

с продовольствием, танками, пушками,
с эшелонами силы живой,
погромыхивают теплушками
на подмогу страде боевой.

Паровозы, заросшие в инее, -
Воду взял на ходу и – прочь!
А над ними раскинулась синяя
Новогодняя грозная ночь.

Ни секунды промешки и праздности,
Каждый миг у них на счету;
К постоянной привыкший опасности
Глаз прощупывает темноту.

Ни жилья далеко в обе стороны,
Ожидай непредвиденных встреч;
Рыщут в небе железные вороны,
чтобы путь им навек пересечь.

Над просторами онемелыми,
длинный хвост по полям разметав,
пробегают, ведомые смелыми,
за составом гремящий состав.

Если хищник вблизи обнаружится,
Если с неба сорвется гроза,-
Не изменит суровое мужество,
Не сдадут не ходу тормоза.

Горизонт полыхает пожарами –
Не замедли, не сдай, доведи!
Машинистами и кочегарами
много видывано на пути.

***

Наклонись же над лицами дымными,
Отведи беду от них прочь,
Сохрани ты их невредимыми,
Новогодняя синяя ночь!

Ученик 3

И вновь в послевоенные годы задышала железная дорога. В 50е годы началась ее электрификация. Во главе пассажирских и грузовых поездов все чаще шли электровозы. В 1953 году впервые в мире ( и это достижение зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса как одно из самых смелых технических мероприятий) была начата электрификация участка железной дороги Ожерелье-Павелец переменным током напряжением 25 кВ .Первый электровоз переменного тока вышел в рейс до Михайлова 25 февраля 1956 года и доказал свои неоспоримые преимущества перед паровой тягой. Позже на переменном токе электрифицировали тысячи километров железных дорог.

Ученик 1

День и ночь, то снижая, то набирая скорость, проходят поезда мимо нашего небольшого города. В другие края, в другую жизнь… и мало кто из проезжающих задумывается над беспокойной, ни на минуту не замирающей жизнью железнодорожников, обеспечивающих им комфортное, безопасное движение к месту назначения. Именно эти железнодорожники были когда – то учащимися техникума.

Ученик 2

В далеком 1956 году встал вопрос о подготовке специалистов – железнодорожников, которые смогли бы освоить новую технику. Техникум железнодорожного транспорта в городе Ожерелье был открыт в декабре 1956 года. А в июле 1962 года состоялся первый большой выпуск. И для техникума, и для города это был большой праздник.

Ученик 3

…Прошло 50 лет. Сегодня колледж представляет собой целостный комплекс, состоящий из учебных корпусов, учебно – производственных мастерских, учебного полигона, спортивных залов и общежития. И по-прежнему наши выпускники работают во всех уголках нашей необъятной Родины.

Ученик 1

…Да, выпускники нашего колледжа работают на железнодорожных магистралях по всей территории России.
В 1974 году было принято постановление о строительстве Байкало – Амурской магистрали ( БАМ), протяженностью 3834 км от Усть – Кута до Комсомольска – на –Амуре. Эта железная дорога стала всенародной стройкой. В 1984 году железная дорога была принята в эксплуатацию на всем ее протяжении.
БАМ проходит через территорию, богатую полезными ископаемыми, способствует освоению этих богатств. Эта трасса является важным железнодорожным выходом к тихоокеанским портам и сокращает дальность перевозок…. И кто знает, может быть кто- то из нас будет работать на БАМе.

Ученик 2

Сейчас, в начале 21 века, железнодорожный транспорт России перевозит 88% всего угля, 94 % руды, 88% черных металлов, 79% удобрений, 66% лесных грузов. Кроме того, для многих миллионов пассажиров железные дороги страны – это дешевые, безопасные и не зависящие от погоды поездки.
…Да, так было не всегда. 170 лет назад железных дорог в России не было, а сейчас у железнодорожников непочатый край работы и грандиозные планы.