Открытый урок по теме: "Назначение и классификация колёсных пар" 23.02.06
план-конспект урока на тему

Кокаревич Алексей Игоревич

Материалы, использованные при проведении открытого урока по теме: "Назначение и классификация колёсных пар". В презентации удалён раздел №5, т.к. рисунки в нём увеличивали объём презентации больше допустимого

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Назначение и классификация колёсных пар

Цель: Изучить назначение, конструкцию и классификацию колёсных пар локомотивов. Рассмотреть методы формирования колёсных пар, их неисправности и повреждения.

План:

        1 Назначение

        2 Конструкция

        3 Классификация

        4 Формирование колёсных пар

        5 Неисправности и повреждения

        1 Назначение

        Колёсная пара служит для восприятия массы локомотива и передачи её на рельс, а также для направления движения локомотива в рельсовой колее.

        2 Конструкция

        Колёсная локомотива пара состоит из оси, двух колёсных центров (с бандажами), одного или двух зубчатых колёс.

        Ось изготовлена ковкой из осевой локомотивной стали (марка ОсЛ). Шейки имеют галтели, которые служат для уменьшения концентрации напряжения и предупреждения возникновения трещин. Цилиндрические поверхности оси (кроме средней части) накатаны роликами и отшлифованы.

        Зубчатое колесо изготовлено из легированной стали и напрессовано на ось в холодном состоянии.

        Колёсные центры изготавливаются из углеродистой стали.

        Бандажи изготавливают из раскисленной мартеновской стали, обладающей достаточной твердостью и одновременно вязкостью. Перед механической обработкой их подвергают закалке с последующим отпуском. Бандаж представляет собой сменное кольцо. На наружной поверхности бандажа, обработанной по специальному профилю, имеется гребень с, который направляет движение колеса по рельсу. Гребень плавно переходит в поверхность катания, состоящую из двух конических участков с уклоном 1:20 и 1:7 и торцовой фаски шириной 6 мм, выполненной под углом 45°. Участок поверхности катания с уклоном 1:20 обеспечивает устойчивое положение колесной пары на рельсах. Конический участок 1:7 позволяет колесной паре вписываться в кривые.

        При движении по кривой колесная пара под действием центробежной силы прижимается гребнем к наружному рельсу, т. е. наружное колесо катится по рельсу поверхностью, имеющей больший диаметр по сравнению с внутренним колесом. Следовательно, за один оборот колесной пары наружное колесо проходит больший путь, что позволяет избежать проскальзывания наружного колеса относительно рельса.

        3 Классификация

        3.1 По типу колёсного центра

Спицевые

Дисковые

Коробчатые

        3.2 По наличию зубчатого колеса

Без

с 1

с 2 зубчатыми колёсами

        3.3 По типу зубчатой передачи

Прямозубая

Косозубая

        3.4 По наличию бандажа

С бандажом

Без бандажа

        3.5 По наличию тормозных дисков

С дисками

Без дисков

        4 Формирование колёсных пар

        4.1 Холодным способом

         Колесные пары формируются в колесном цехе, оснащенном гидравлическим прессом, станками для обработки осей и колес, мостовым и консольным кранами, стендами для дефектоскопирования осей и др.

         Перед запрессовкой производится обработка сопрягаемых поверхностей ступицы колеса и подступичной части оси с соблюдением требований натяга, шероховатости, овальности, волнистости.

         Для плавного захода оси в ступицу колеса при запрессовке наружная часть подступичной зоны оси обтачивается на конус с разностью диаметров не более  1 мм и длиной 7 - 15 мм  (запрессовочный конус).

        Середина оси намечается кернером, относительно которой симметрично устанавливают колеса при запрессовке.

        Подобранное по размерам колесо подается краном  на карусельный станок, где производится расточка отверстия ступицы. Во избежание задиров в процессе запрессовки и снижения концентрации напряжений в оси внутренние кромки отверстия ступицы выполняют с закруглением радиусом 4 - 5 мм.

        Для получения прочного прессового соединения диаметры подступичных частей оси делают на 0,1- 0,25 мм больше диаметра отверстия ступиц (натяг).

        Сопрягаемые поверхности отверстий ступиц колес и подступичных частей оси обрабатывают с шероховатостью Rz 320. Процесс запрессовки колес на ось выполняется в такой последовательности: подготовленное колесо и ось подвешивают на балке пресса так, чтобы геометрические оси отверстия ступицы, плунжера пресса и вагонной оси совпадали.

        Рациональное усилие запрессовки колес на ось принимается 370- 550 кН на каждые 100 мм диаметра подступичной части оси. Запрессовка производится при нормальной температуре со скоростью не более 2 мм/с.

        4.2 Горячим способом

        Одним из важнейших преимуществ прессового соединения колёс с осью является наличие контроля качества запрессовки путём анализа индикаторной диаграммы, что обеспечивает надёжность работы колёсной пары и безопасность движения поездов: Однако, при прессовой посадке колёс на оси обычно до 25...30 % напрессовок имеет несоответствие конечных усилий нормам или отклонение формы индикаторной диаграммы от допустимой. Кроме того, при прессовой посадке иногда возникают механические повреждения сопрягаемых поверхностей, снижающие усталостную прочность и надёжность колёсной пары, а также сдвиги колёс с оси в процессе эксплуатации вагонов.

        С целью устранения перечисленных недостатков проводились исследования по применению тепловой посадки, при которой нагретую ступицу колеса, имеющую предварительный натяг, свободно надевают на ось. После остывания колесо прочно соединяется с осью. Преимущества такой посадки по сравнению с прессовой: повышаются усилия распрессовки колёс, по величине которых оценивают надёжность соединения колеса с осью; исключаются механические повреждения сопрягаемых поверхностей в процессе напрессовки, что увеличивает усталостную прочность колёсной пары.

        Вместе с тем, такое соединение вагонного колеса с осью обладает существенными недостатками: отсутствие индикаторной диаграммы лишает возможности надёжного контроля прочности посадки; потребность в больших затратах электроэнергии на подогрев колёс перед насадкой на ось и их снятием при переформировании колёсной пары; необходимость в дополнительной площади колёсного цеха, потребной для отстоя колесных пар с целью охлаждения колёсных пар после насадки колёс; усложнение снятия колёс с оси, так как без предварительного подогрева ступицы требуются большие усилия распрессовки и возникают при этом задиры посадочных поверхностей.

5 Неисправности и повреждения

Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах локомотивы с поперечной трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:

прокат по кругу катания — более 7 мм при скорости движения до 120 км/ч;

то же для локомотивово, включаемых в поезда, обращающиеся со скоростью от 121 до 140 км/ч — более 5 мм;

вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном;

ползун (выбоина) на поверхности катания у тепловозов с роликовыми буксовыми подшипниками более 0,7 мм и с подшипниками скольжения — более 1 мм;

толщина гребня более 33 мм или менее 28 мм при измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня для локомотивов, включаемых в поезда, обращающиеся со скоростью от 121 до 140 км/ч;

при скоростях движения до 120 км/ч толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм. Расстояние между внутренними гранями колес должно быть в пределах (1440±3) мм, а для тепловозов, обращающихся в поездах со скоростью от 121 до 140 км/ч,— в пределах 1440.

Кроме того, запрещается выдавать под поезда локомотивы с колесными парами, имеющими хотя бы одну из следующих неисправностей:

трещину или плену в бандаже;

раковину на поверхности катания;

выщербину на поверхности катания длиной более 25 мм и глубиной более 3 мм;

ослабление бандажа на колесном центре, оси в ступице колеса, ступицы зубчатого колеса — на оси, продольную трещину или плену на средней части оси длиной более 25 мм, а на других обработанных поверхностях оси — независимо от размера;

местное увеличение ширины бандажа в результате раздавливания более 5 мм;

ослабление бандажного кольца в сумме на длине более 30%;

неясности клейм последнего полного освидетельствования;

отсутствие или неясность клейм формирования;

если колесной паре не производилось еще освидетельствования с выпрессовкой оси (при ремонте со сменой элементов);

толщину бандажа колесной пары менее 36 мм.



Предварительный просмотр:

План открытого урока по теме

 «Назначение и классификация колёсных пар»

Профессиональный модуль: ПМ.01. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава. МДК 01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт. Темы 1.1, 1.2.Общие принципы работы и система ремонта ЭПС. Механическая часть.

Группа: 334

Дата проведения: 10.11.2015г.

Преподаватель: Кокаревич Алексей Игоревич

Методическая цель:  Демонстрация  способов и методов теоретического обучения, являющихся основаниям для целостности системы непрерывного образования, с учетом последовательного усложнения получаемых знаний, обмен педагогическим опытом.

Тема занятия по КТП

«Назначение и классификация колёсных пар».

Тип занятия

Комбинированный урок

Цели занятия:

Обучающая

Способствовать осознанию и осмыслению новой информации.

Способствовать запоминанию основной терминологии.

Создать условия для выявления причинно-следственных связей

(при выявлении неисправностей и причин их возникновения).

Развивающая

Развитие  мышления.

 

Развитие познавательных умений.

Развитие умений учебного труда.

Воспитательная

Способствовать воспитанию чувства гордости за избранную профессию.

Студент на занятии должен овладеть следующими компетенциями:

         (выписывается из программы)

Профессиональными компетенциями (ПК)

Общими компетенциями (ОК)

ПК 1.2 Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов

ОК-1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК-2: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК-3: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК-4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК-8: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК-9: ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Дидактическое обеспечение занятия:

ТСО и наглядность

Мультимедиа проектор, презентация на тему «Назначение и классификация колёсных пар»

Дидактический материал

Раздаточный материал в форме тестов

Внутри

дисциплинарные связи:

Основное и вспомогательное оборудование локомотивов

Назначение и классификация ЭПС

Конструкция тележек. Назначение и условия работы

Междисциплинарные связи:

Дисциплина: Введение в специальность

Дисциплина: Железные дороги

Литература к занятию:

Основная:

Дополнительная:

Кузьмич В. Д. Локомотивы. Общий курс [Текст] / В. Д. Кузьмич. - Москва : ФГОУ «УМЦ ЖДТ», 2011. – 582 с.

Ветров Ю. Н. Конструкция тягового подвижного состава [Текст] / Ю. Н. Ветров,   Приставко М.В. – Москва : УМК МПС России, 2000. - 316с.

Организация

Внеаудиторной самостоятельной

работы

 

Ветров Ю. Н. Конструкция тягового подвижного состава - раздел 2.7 "Колёсные пары электропоездов" доклад, подготовиться к лабораторному занятию.

 

Ход занятия

№ эле-мента

Структурные элементы занятия

Содержание элемента занятия, используемые методы.

Время

(мин)

Методическое обеспечение

1.

Организационный момент

- Приветствие студентов

- Проверка присутствующих

(Метод монологического изложения)

2

Журнал группы

2.

Постановка целей и задач

Сообщение цели занятия и плана работы:

- конкретизация задач;

- создание мотивационной учебной деятельности.

(Метод диалогического изложения)

5

План урока

3.

Актуализация опорных знаний (подготовка студентов к изучению нового материала).

Опрос студентов в виде игровой дуэли

Дополнительные вопросы:

  1. На какие группы делится всё оборудование локомотива?
  2. Колёсные пары относятся к основному или вспомогательному оборудованию?
  3. На тепловозах и электровозах колёсные пары имеют одинаковую или разную конструкцию?

15

План урока

4.

4.1Сообщение и усвоение новых знаний -   (осмысление и осознание новой информации)

1. Назначение

2. Конструкция.

3.Классификация

4. Формирование колёсных пар

5. Неисправности и повреждения

Объяснение учебного материала.

Назначение колёсных пар, их расположение на локомотиве

(Метод монологического изложения с демонстрацией слайдов).

Конструкция колёсных пар, применяемые материалы и сплавы. Демонстрация видеоролика " Как это сделано- Колеса"

(Метод монологического изложения с демонстрацией слайдов).

Классификация колёсных пар, особенности конструкции к.п. различных серий локомотивов

(Метод монологического изложения с демонстрацией слайдов).

Методы формирования колёсных пар, способы подбора колёсных центров, преимущества и недостатки описанных методов

Демонстрация повреждений колёсных пар на слайдах, изучение допустимых отклонений от установленных геометрических параметров.

5

10

10

10

5

Конспект

Мультимедиа проектор, презентация:

слайды.

Презентация:

 слайды.

Презентация:

 Слайды.

Презентация:

 Слайды.

Презентация:

 Слайды.

5.

Обобщение – (осознание и осмысление учебной информации).

(Метод репродуктивный – беседа).

Вопросы:

  1. Чем отличаются колёсные пары локомотивов и вагонов?
  2. Как отличить колёсную пару электровоза от тепловоза?
  3. Почему не применяют колёсные центры только дисковой конструкции?
  4. Для чего служат галтели на оси?
  5. Отличается конструкция оси колёсных пар пассажирских и грузовых локомотивов?

8

Задаются основные вопросы по изученной теме.

6.

Закрепление  учебного материала (реализуют знания приобретённые на уроке).

6.1. Групповое тестирование.

Критерии оценок:

10 б. – «отлично»;

9 – 7 б. – «хорошо»;

6 – 5 б. – «удовлетворит»;

4 б. и менее – «неудовл».

Решение тестов по вариантам.

(Метод программированных заданий).

5

Раздаточный материал в виде тестов состоящих из 10 вопросов для двух вариантов.

7.

Вывод по уроку (рефлексия).

Исходя из целей урока:

- обучающей;

- развивающей;

- воспитательной.

(Метод монологического изложения).

Выводы о работе студентов на занятии с последующими вопросами:

- Какие знания Вы сегодня приобрели на уроке?

3

План урока

8.

Выдача домашнего задания

Основная литература:

Дополнительная литература: (Метод диалогического изложения).

2


Дидактическая цель урока определяет его структуру

 (последовательность этапов уроков)

Структура урока  по изучению нового материала

и первичного закреплений.

Дидактическая цель:  способствовать осознанию и осмыслению новой информации.

Деятельность Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Организационный момент

Приветствует   студентов,

проверяет их готовность к уроку

Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку.

Целеполагание и мотивация (направленность).

Ставит перед обучающимися цель занятия и объясняет, что и как будут делать на уроке.

Слушают преподавателя, записывают цель и тему занятия.

Актуализация.

Задает вопросы студентам с целью подготовки их к восприятию       нового материала.

Реализуют свои способности, выполняя определенные задания.

Формирование знаний (сообщение и усвоение новых знаний).

Объясняет задание студентам, побуждает к действию, к реализации         своих способностей.

Реализуют свои способности, выполняя определенные задания.

Формирование понятий, причинно -следственных связей.

Проверяет  правильность выполнения      задания.

Испытывают понимание, справляются с заданием,   корректируя свои ошибки, через самоанализ        и самоконтроль.

Закрепление.

Тестирование по вариантам

Выполняют групповую   работу по вариантам  по двум заданиям в соревновательной форме, реализуя свои знания.

Итог урока (рефлексия).

Делает выводы о работе студента на уроке и задает вопросы:

- Какие знания Вы сегодня приобрели на уроке?

-Какими заданиями  сегодня справились легко, а с какими сложнее и как Вы думаете почему?

Обмениваясь мнениями анализируют свою работу, высказывают свою точку зрения.

Домашнее задание

Предлагает проблемное домашнее задание. Объясняет его.

Записывают домашнее задание. Задают вопросы по его выполнению.



Предварительный просмотр:

1 - колёсный центр, 2 - бандаж, 3 - бандажное кольцо, 4 - зубчатое колесо, 5 - ось



Предварительный просмотр:

Тест на тему: «Назначение и классификация колёсных пар»

1  Вариант.

                                   

Установить соответствия:

1 Из углеродистой стали                                                 а) бандаж, гребень

2 Из мартеновской стали                                                 б) дисковый колёсный центр              

3 Обеспечивает удержание локомотива          в) ось

в рельсовой колее

                г) спицевый колёсный центр

4 Имеет шейки различного диаметра        

                д) коробчатый колёсный центр

5        Имеет галтели        

                 е) зубчатое колесо

6 Устанавливается преимущественно на

тепловозах

7 Устанавливается преимущественно на

электропоездах

8 На электровозах их два

9 Из высоколегированной стали

10 Из стали марки ОсЛ

 

Тест на тему: «Назначение и классификация колёсных пар»

2  Вариант.

                                   

Установить соответствия:

1 Получаем диаграмму запрессовки                               а) при тепловом методе

2 Практически не повреждаем         б) при холодном методе              

сопрягаемые поверхности            

                в) при селективном методе

3 Необходимо нанесение технического          

растительного масла          г) при валовом методе

                

4 Подбираем два одинаковых по диаметру

колёсных центра        

        

5        Обтачиваем два колёсных центра под один

диаметр        

                 

6 Необходимо много свободного пространства

7 Необходимо содержать дополнительного токаря

8 Необходим нагрев и охлаждение сопрягаемых деталей

9 Посадка производится в натяг

10 При выходе получаем больше брака

 Ключ к тесту по теме: «Назначение и классификация колёсных пар»

                                         1 Вариант

1- б, г, д

2- а

3- а

4- в

5- в

6- б

7- г

8- г, е

9- е

10- в

                                         2 Вариант

1- б

2- а

3- б

4- в

5- г

6- в

7- г

8- а

9- б

10- б

Критерии оценок:

10б -5(отлично)

9-7б -4(хорошо)

6-5б -3(удов.)

4 и менее -2(неудов.)



Предварительный просмотр:

Вопросы для игры

1 На какие три группы делится оборудование локомотива

2 Что в себя включает механическое оборудование локомотива

3 Нагрузки, действующие на тележку

4 Назначение кузова локомотива

5 Назначение тележки локомотива

6 Строение тележки локомотива

7 Способы подвешивания тягового двигателя

8 Осевая формула 1

9 Осевая формула 2

10 Основное оборудование локомотива

11 Вспомогательное оборудование локомотива

12 Осевая формула 3

13 Осевая формула 4

14 Классификация тележек по количеству осей

15 Классификация локомотивов по роду службы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Назначение и классификация колёсных пар

Слайд 2

Изучить назначение, конструкцию и классификацию колёсных пар локомотивов. Рассмотреть методы формирования колёсных пар, их неисправности и повреждения.

Слайд 3

1 Назначение 2 Конструкция 3 Классификация 4 Формирование колёсных пар 5 Неисправности и повреждения

Слайд 4

1 Назначение Колёсная пара служит для восприятия массы локомотива и передачи её на рельс, а также для направления движения локомотива в рельсовой колее.

Слайд 5

2 Конструкция

Слайд 6

1 – колёсный центр, 2 – бандаж, 3 – укрепляющее кольцо, 4 – зубчатое колесо, 5 - ось

Слайд 7

1 - средняя часть, 2 - шейка под МОП, 3 - подступичная часть, 4 - предподступичная часть, 5 - буксовая шейка

Слайд 11

3 Классификация 3.1 по типу колёсного центра Дисковый колёсный центр

Слайд 12

Спицевый колёсный центр

Слайд 13

Колёсный центр коробчатого сечения

Слайд 14

3.2 по наличию зубчатого колеса С одним зубчатым колесом

Слайд 15

С двумя зубчатыми колёсами

Слайд 16

Без зубчатого колеса

Слайд 17

3.3 по типу зубчатой передачи Прямозубая

Слайд 18

Косозубая

Слайд 19

3.4 по наличию бандажа С бандажом Без бандажа

Слайд 20

3.5 по наличию тормозных дисков С дисками Без дисков

Слайд 21

4 Формирование колёсных пар 4.1 Холодным (прессовым) способом

Слайд 23

4.2 Горячим (тепловым) способом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Назначение и классификация программного обеспечения"

Сегодня преподаватели профессиональной школы отмечают падение интереса у студентов к изучаемым дисциплинам. Это касается и такой, казалось бы востребованной дисциплины, как «Информатика». И если практ...

Учебно-методическая разработка урока по теме «Назначение и устройство трансформатора» по дисциплине «Электротехника и электроника»

Цель разработки - познакомить обучающихся с устройством трансформатора, способствовать развитию самостоятельности мышления....

Методическая разработка урока по теме "Назначение, устройство и принцип работы аппаратов токовой защиты.Техническое обслуживание и ремонт предохранителей. Монтаж, сборка предохранительных групп в РУ".

Данная разработка учебного занятия была представлена на Пятый Всероссийский конкурс "Конкурс педагогических достижений", проводимый на портале профессионального сообщества педагогов "Методисты.ру" тво...

Методическая разработка урока по теме: «Назначение и устройство системы смазки дизельного двигателя»

Цель методической разработки – помочь ученикам в освоении материала по теме «Назначение и устройство системы смазки дизельного двигателя» и получить необходимые знания и умения по применению теоретич...

Методическая разработка по проведению открытого урока на тему Назначение и устройство ленточного конвейера

Методическая разработка составлена для помощи преподавателям в проведении открытых уроков с применением инновационных технологий.При проведении данного урока используется технология развития критическ...

Методическая разработка урока по теме "Назначение, устройство, принцип действия, места установки предохранительной арматуры"

В конспекте урока  представлены  устройство, назначение,принцип действия, места установки   предохранительной  арматуры....

План-конспект урока по теме: "Назначение, устройство, принцип работы, места установки приборов для измерения давления".

В данном уроке рассмотрено назначение, устройство, принцип работы, места установки приборов для измерения давления....