Пожарная безопасность пассажирского вагона
материал на тему

Павлюченко Олег Игоревич

Пожарная безопасность пассажирского вагона

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_raboty.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 614.84:656.2

Пожарная безопасность пассажирского вагона
О.И. Павлюченко

Алатырский техникум железнодорожного транспорта – филиал СамГУПС

Пожарная безопасность пассажирского вагона, как объекта защиты, в настоящее время регламентируется Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 г., стандартами СТО РЖД 1.15.009-2013. Система управления пожарной безопасностью в ОАО РЖД, стандартом СТО ФПК 1.05.006.2012. Обеспечение требований пожарной безопасности, Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов ОАО ФПК, утвержденной распоряжением №2255р от 5 ноября 2009 г., инструкциями по охране труда для членов поездной бригады и другими нормативными документами.

Работа проводника считается особо сложной из-за того, что он отвечает за жизнь пассажиров и нарушение правил пожарной безопасности может привести к печальным последствиям.

Причин пожара в пассажирском вагоне несколько: нарушение правил монтажа и неисправности электрооборудования, неисправность печной разделки и недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров и др.

Пассажирский подвижной состав, обладая достаточной комфортностью, имеет очень низкие показатели пожарной безопасности. Поэтому противопожарной защите в вагоне уделено большое внимание. С этой целью использованы огнезащитные, огнестойкие и трудногорючие материалы при изготовлении деталей и узлов внутреннего оборудования, а также предусмотрены противопожарные перегородки между купе проводников и пассажирским салоном и огнезадерживающие перегородки между купе.

Однако, некоторая внутренняя отделка современных пассажирских вагонов до сих пор выполняется из легковоспламеняемых материалов, высокотоксичных при горении. Также дополнительную пожарную нагрузку создают постельные принадлежности и багаж пассажиров.

Существующие выходы не обеспечивают достаточную скорость эвакуации пассажиров. Если пожар не гасить, то температура внутри вагона уже через десять минут после начала пожара составит 1000 °С, а через 30 мин вагон сгорит полностью.

Рассмотрим мероприятия, необходимые для обеспечения пожарной безопасности в вагоне и средства противопожарной защиты и тушения огня.

Обеспечение пожарной безопасности начинается с технических мероприятий: приемки вагона проводником перед отправлением в рейс, проверки наличия и исправности огнетушителей, пожарной сигнализации, отсутствия легковопламеняющихся предметов в местах возможного возгорания и проверки работоспособности внутривагонного и подвагонного электрооборудования.

Запрещается отправляться в рейс при неисправной пожарной сигнализации, отсутствии огнетушителей и их неисправности, с неисправными электрооборудованием и аппаратурой защиты.

На случай аварийных ситуаций в вагоне предусмотрена установка пожарной сигнализации транспортная модернизированная (УПС ТМ Комета и др.). Основная задача автоматической пожарной сигнализации – раннее автоматическое обнаружение признаков пожара, фиксация места начальной стадии пожара, передача извещения о нем, включение световой и звуковой сигнализации, а при наличии автоматических систем пожаротушения и дымоудаления - включение их в работу.

Установка пожарной сигнализации состоит из пожарного приемно-контрольного прибора (ППКП), который располагается в служебном купе проводника над распределительным щитом и на котором устанавливаются световые сигнальные устройства, кнопки управления и устройства для диагностики технического состояния, а также комплекта пожарных извещателей. Пожарные извещатели бывают следующих видов: тепловые и комбинированные (дымо-тепловые оптические). Комбинированные извещатели реагируют на задымление и быстрый рост температуры окружающей среды и устанавливаются в пассажирских и служебных купе, а тепловые - на быстрый рост температуры окружающей среды и на повышение температуры окружающей среды до определенного максимального значения, устанавливаются в котельном отделении. При пожаре на приборе срабатывает звуковая и световая сигнализация с указанием места возгорания.

В процессе эксплуатации, установка может находиться в одном из 3-х режимов: дежурном, пожарном, неисправности. Проверка сигнализации производится нажатием кнопки ТЕСТ на контрольном приборе.

Для обеспечения безопасности работников поездной бригады и пассажиров при пожаре каждый состав пассажирского поезда обеспечивается СПИ-20 (или ГДЗК). Самоспасатель промышленный изолирующий СПИ-20 предназначен для защиты органов дыхания и зрения людей при их эвакуации или в других аварийных ситуациях.

Принцип действия основан на изоляции органов дыхания от окружающей среды с образованием замкнутого контура, в котором методом регенерации поддерживается состав дыхательной смеси.

Самоспасатель одноразового действия, находится в штабном вагоне в количестве 2-х штук, время защитного действия при эвакуации составляет не менее 20 минут, в режиме ожидания - 40 мин.

Для тушения пожара в вагоне имеются два ручных огнетушителя: воздушно-пенный типа ОВП и углекислотный типа ОУ или воздушно-пенный и порошковый типа ОП. Огнетушитель ОВП устанавливается со стороны нерабочего тамбура. На подвижном составе проверка огнетушителей должна проводиться не реже 1 раза в 6 месяцев. Перезарядка огнетушителей проводится 1 раз в год. В распределительном щите вагона, расположенном в служебном купе проводника предусмотрена установка огнетушителя самосрабатывающего порошкового ОСП-1.

В пассажирских вагонах также имеется установка водяного пожаротушения, предназначенная для тушения очага пожара на вагоне, после использования огнетушителей, в случае их неэффективного действия. Установка состоит из электронасоса, расходного бака, пожарных рукавов, пожарных кранов, автоматических выключателей, электронасоса. Пожарные рукава и краны находятся в специально оборудованных 2 и 7 пассажирских купе, для приведения в действие нужно открыть замок в створке ниши 2-го или 7-го купе, вынуть пожарный рукав, открыть кран, включить насос, ствол направить на огонь.

Рассмотрим действия поездной бригады при возникновении пожара.

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда, каждый работник обязан остановить поезд стоп-краном (кроме мостов, тоннелей) одновременно, в случае отсутствия в вагоне начальника поезда (ЛНП) и поездного электромеханика (ПЭМ), вызвать их по цепочке и сообщить машинисту локомотива о пожаре; открыть двери всех купе и организовать эвакуацию пассажиров; обесточить вагон (в светлое время суток), в ночное время, кроме цепей аварийного освещения; открыть и зафиксировать тамбурные, боковые и торцевые двери обоих тамбуров и закрепить их на защелку; открыть аварийные выходы (окна), при отсутствии аварийных выходов разбить или открыть окна, оповестить пассажиров словами: «Граждане пассажиры, в связи с возможной опасностью пожара, прошу срочно покинуть вагон, все двери и аварийные выходы открыты».

Одновременно с эвакуацией пассажиров проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика, должны надеть СПИ-20 или ГДЗК и осуществлять тушение пожара первичными средствами пожаротушения. При этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить продолжительность времени защитного действия СПИ-20 и ГДЗК, указанную в паспортах к этим средствам защиты.

Действия бригады по тушению возгорания. Струю пены из огнетушителя или струю воды из ствола следует направлять навстречу видимому огню и на пути распространения пожара. Гася пламя на вертикальных плоскостях (стенах, перегородках), струю пены или воды необходимо направлять сверху вниз, чтобы она, стекая, также тушила огонь. Используя пенные огнетушители, нельзя допускать, чтобы люди, работающие с ними, приближались к электропроводам, оборудованию или частям контактной сети ближе, чем на 2 м. Тушить горящие предметы и конструктивные элементы подвижного состава снаружи вагона водой или пеной на электрифицированных участках дорог можно только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления. Горящие провода, электроаппаратуру, электромашины нужно гасить углекислотными огнетушителями или сухим песком. Затем при необходимости оказать пострадавшим первую доврачебную помощь.

При загорании в вагоне, находящемся в пункте формирования, которое может привести к пожару или взрыву, необходимо немедленно сообщить о происшедшем начальнику поезда, организовать эвакуацию людей, материальных ценностей, служебной документации и приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения.

Также на железнодорожном транспорте для тушения пожаров в подвижном составе и на объектах, к которым можно подать поезд, применяются пожарные поезда 1 (первой) и 2 (второй) категории. Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе и на стационарных объектах инфраструктуры ОАО РЖД, участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, а также для осуществления профилактической работы по предупреждению пожаров на объектах инфраструктуры ОАО РЖД. Пожарные поезда находятся в ведении ФГП Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Пожарный поезд оснащается пожарной техникой, снаряжением, пожарно-техническим вооружением, оборудованием и инструментом. Основные его комплектующие: транспортная система комбинированного пожаротушения (ТСПК), пожарная автоцистерна, мотопомпы, электростанция, приборы для забора воды из цистерн и заправки цистерн водой, рукава (всасывающий, напорный), лафетный ствол, генераторы пены, лестницы, инструмент.

В 2011 году, в соответствии с Концепцией обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса на период реформирования ОАО РЖД, был создан специализированный подвижной состав нового поколения – пожарный поезд, оснащённый автономным пожарным модулем контейнерного типа (АПМКТ) и контейнер-платформой с радиоуправляемой установкой LUF-60, робот LUF-60 для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях. Также на платформе размещён модуль пожаротушения (дизельная мотопомпа производительностью 100 л/с), установка комбинированного тушения пожаров УКТП типа «Пурга-100».

Список литературы

  1. Клочкова Е. А. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте : Учебное пособие. — М. : ГОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2007. —  456 с.
  2. Правила противопожарного режима в РФ : утв. постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25 апреля 2012 г.
  3. Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов : утв. распоряжением ОАО РЖД №2255р от 5 ноября 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах". 8 класс. (Телевных Е.А. - учитель физической культуры)

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах". 8 класс. (Телевных Е.А. - учитель физической культуры)...

Рабочая программа "Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности" для специальности "Пожарная безопасность"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования  20.02.04 Пожарная безоп...

Сценарий открытия недели профессии "Профессии проводник пассажирского вагона", Газета, посвященная недели профессии проводник, кроссворд

Вагоны везут пассажиров в плацкарте,В купейных вагонах, в нарядных СВДороги железные нити по картеПо всей протянулись огромной стране....