Методическая разработка урока производственного обучения "Обеспечение пожарной безопасности в пассажирских поездах"
методическая разработка на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_po_pozharnoy_bezopasnosti.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное   учреждение

профессионального образования Республики Мордовия  

«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум  им.А.П.Байкузова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока производственного обучения

тема:

«Обеспечение пожарной безопасности

в пассажирских поездах»

        

Разработал:

                                                                              мастер производственного

                                           обучения: Короткова С.А.

Рузаевка, 2016 г.


Рассмотрено, обсуждено                                            Утверждаю:

и утверждено на заседании                                        Зам. директора по УПР

цикловой      комиссии № 2                                       __________ Паркина Н.В  

Председатель цикловой

комиссии № 2

___________ Федотова С.Н.                                                                              

Содержание

Введение

  1. Характеристика темы
  2. Рекомендации по подбору учебно-производственных работ
  3. Примерные критерии оценки
  4. План – конспект урока производственного обучения
  5. Вопросы от обучающихся и ответы на них
  6. Распределение обучающихся по рабочим местам
  7. Текущий инструктаж
  8. Заключительный инструктаж

Список используемой литературы

Введение

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 43.01.06  «Проводник на железнодорожном транспорте».  

Производственное обучение проводится на базовом предприятии «Вагонный участок Пенза Куйбышевского филиала ОАО Федеральная пассажирская компания».

В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии «Проводник на железнодорожном транспорте».

В период прохождения практики ведут следующую документацию:

-дневники,

-отчеты по производственной практике,

-производственные характеристики.  

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

На транспортных средствах, таких, как пассажирский поезд, не исключена вероятность пожара. Причинами, способствующими возникновению этой опасности, является высокая горючая нагрузка на единицу площади транспортного средства( в пассажирском вагоне- это постельные принадлежности и другой внутренний инвентарь, вещи пассажиров).

В небольшом сравнительно объеме пассажирского вагона заключены система отопления, водоснабжения и другие сложные технические устройства.   Сами материалы, из которых изготовлен вагон, обладает определенной степенью горючести и токсичности при сгорании. Указанные причины, а также сложность контроля пожарной безопасности, пожаротушения и спасения людей в пассажирских вагонах делают устранение причин и ликвидацию пожара в этих условиях важнейшим и в высшей степени ответственным делом.

На железнодорожном транспорте разработаны и применяются системы профилактики загораний и пожаров и ответственности работников и руководителей за не обеспечение пожарной безопасности. Однако при нарушениях правил перевозок пассажиров и багажа, недостатках в техническом содержании вагонов, неправильном пользовании техническими устройствами, из-за недисциплинированности работников поездной бригады и халатного отношения к своим обязанностям различных должностных лиц возможны загорания в вагонах.

2. Рекомендации по подбору учебно-

производственных работ

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно-воспитательная работа мастера при обучении учащихся на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.

3. Примерные критерии оценки

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся.  Основными общими показателями качества усвоения учащимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

  • правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;
  • учебно-производственных работ;
  • выполнение установленных количественных показателей;
  • степень самостоятельности выполнения задания.

4. ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока производственного обучения

  Тема программы: «Обеспечение пожарной безопасности в пассажирских  поездах»

Цели:

Образовательная: научить обучающихся правильному  пользованию огнетушителями в пассажирских поездах;

Развивающая:  развивать мышление у обучающихся в рамках  правильного пользования приборами  во избежание пожаров;  

Воспитательная:  привить обучающимся внимательность в рамках соблюдения пожарной безопасности пассажирами.

                                                            

                         

                                                  ХОД  УРОКА

1.Организационный момент (проверка наличия обучающихся).

     2.Вводный инструктаж.

Вопрос №1 Какие существуют недопустимые причины загорания в пассажирских вагонах?

Причинами пожара в пассажирских вагонах могут быть:

- короткое замыкание в проводах и приборах электрооборудования;

- перегрузка проводов и приборов электрооборудования;

- применение открытого огня в вагонах, в том числе пассажирами и проводниками, для отогревания замороженных труб отопления зимой;

- нарушение правил курения в вагонах, загорания от незатушенных окурков и спичек;

- употребление спиртных напитков пассажирами и работниками бригады;

- топка котлов отопления и кипятильника без воды;

- перевозка, хранение и применение легковоспламеняющихся жидкостей ( бензин, керосин, спирт, масла, краски, нитролак);

- неисправности дымовытяжных труб и пожарных разделок котлов и кипятильников;

- скопления пыли и сажи в вентиляционных каналах, надпотолочных пространствах, нишах, дымовытяжных приборах;

- хранение и сушка дров, тряпок возле приборов отопления;

- подключение к электросети электронагревательных приборов ( утюг, чайник, электроплитка), а также магнитофонов, приемников и др.

Вопрос №2  При каких неисправностях в системе электроснабжения вагона может произойти загорание?

- отсутствие дополнительной изоляции в местах прохода проводов через отверстия в перегородках и стенках, клеммных коробках, а также в местах крепления электропроводки и электроприборов к металлическим стенкам;

- попадание влаги на электропроводку;

- ослабление контактов в электрораспределительном щите и в других местах включения электроприборов;

-  применение нетиповых предохранителей, также неисправности приборов защиты;

- неправильные действия проводника вагонов при эксплуатации электрооборудования, в том числе нарушение порядка отключения системы электроснабжения при обнаружении неисправности электрооборудования.

Вопрос №3.Что является первичными средствами пожаротушения?

Огнетушители являются надежными первичными средствами тушения пожара до прибытия пожарных подразделений.

 В пассажирских, багажных, почтовых, почтово- багажных вагонах применяются огнетушители: ручные углекислотные ОУ- 3 или ОУ- 6; ручные порошковые ОПУ- 5 или ОПУ- 10; ручные воздушно- пенные ОВП- 5 или химические воздушно- пенные ОХВП- 10; водные мелкодисперсные ОВМ -5 или ОВМ-10. Огнетушители укрепляются на специальных кронштейнах в установленных местах.

 Все пассажирские поезда должны быть обеспечены комплектом исправных средств пожаротушения. Например, пассажирский вагон с электроотоплением должен быть оборудован двумя углекислотными огнетушителями (один в купе проводника, другой со стороны рабочего тамбура) и одним пенным в нерабочем тамбуре.

  Пассажирский вагон с водяным отоплением должен иметь один углекислотный огнетушитель в купе проводника и один пенный в нерабочем тамбуре.

Вопрос №4.  Какие  должны быть действия проводника при обнаружении пожара?

При обнаружении пожара в пассажирском вагоне во время следования по перегону каждый работник ( начальник поезда, электромеханик, проводник пассажирского вагона или работник вагона- ресторана) должен немедленно остановить поезд стоп- краном, после чего в случае отсутствия в данном вагоне начальника поезда и поездного электромеханика вызвать их по цепочке через проводников соседних вагонов, выключить устройства, электрооотопления, организовать эвакуацию пассажиров, их личных вещей и приступить к тушению пожара первичными средствами.

 Необходимо помнить, что в случае возникновения пожара запрещается останавливать поезд на железнодорожных мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях, под мостами, путепроводами и других местах, затрудняющих организацию тушения и эвакуацию пассажиров. При остановке на перегоне должны соблюдаться меры безопасности, предусмотренные Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ.  Кроме того, начальник поезда должен немедленно поручить локомотивной бригаде доложить о случившемся  поездному диспетчеру.

 Вопрос №5. Как проводник должен производить эвакуацию пассажиров?

Дежурный проводник должен вызвать проводника, находящегося на отдыхе в загоревшемся вагоне, разбудить в ночное время и предупредить всех пассажиров об эвакуации из вагона, при этом все двери в купе и тамбурные торцевые должны быть открыты и зафиксированы. При эвакуации пассажиров боковые двери вагона должны быть открыты только со стороны, безопасной для эвакуации. Примерный текст оповещения пассажиров: « Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и выходы открыты».

 Эвакуация вещей пассажиров и имущества вагона не должна препятствовать эвакуации пассажиров, при этом в первую очередь следует эвакуировать пассажиров с детьми, престарелых и инвалидов, принять меры для размещения пассажиров в других вагонах и обеспечения их всем необходимым.  Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь  прибытия начальника и электромеханика поезда, обязаны приступить к тушению пожара.

                                           

5.  Вопросы от обучающихся и ответы на них

6.  Распределение обучающихся по рабочим местам.

7. Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки

  1. Правильности организации рабочего места.
  2. Правильности приемов самоконтроля

     3.  Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.

     4.  Проверка загрузки обучающихся..

8. Заключительный инструктаж.

         1. Подведение итогов урока.

         2. Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

         3. Объявление оценок обучающимся.

         4. Замечание по работе.

         5. Выдача домашнего задания.

     Список используемой литературы

  1.  Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. В.Г. Бубнов «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Г.Москва «Гало  Бубнов»2010г
  3. Л.Г. Митрякова  «Спутник проводника» г. Москва «ФПД» 2007г
  4. К.В. Кулаев «Техническая эксплуатация пассажирских вагонов» г. Москва «Транспорт»2005г
  5. С.Н.Климов «Обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования»  г. Москва «ФПК» 2005г.
  6. ОАО «РЖД»  «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ»    г. Москва, 2011 г.
  7. ОАО «РЖД»  «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на  ж/д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
  8.  ОАО «РЖД»  «Инструкция по сигнализации и связи на ж/д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема: «Требования к качеству блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных  изделий, оформление, отпуск, требования к качеству. Работа со Сборником рецептур."...

Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка застежки втачными планками»

Цель урока: Образовательная:  Научить обучающихся правильно с технологической ...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...

Методические разработки уроков производственного обучения

Материал подготовлен для уроков производственного обучения по процессам и аппаратам в биотехнологии....

Методическая разработка урока производственного обучения

В данном разделе представлена методическая разработка урока...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...