Методические разработки уроков производственного обучения
методическая разработка на тему

Потапкина Ольга Леонидовна

Материал подготовлен для уроков производственного обучения по процессам и аппаратам в биотехнологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор материала (ФИО)

Потапкина Ольга Леонидовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Мастер производственного обучения

Образовательное учреждение

ГБОУ РМ НПО ПЛ №19

Название материала

Сценарий урока на тему: «Ампульное производство»

 

Курс

3 курс

Учебный предмет

Учебно-практическое обучение

Название учебного пособия, образовательной программы  с указанием авторов, к которому относится ресурс

Промышленный регламент №3-184-03 на производство воды для инъекций.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Сценарий урока, презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Плакат «Ампульное производство», образцы брака и  готовой продукции, технологическая карта (15 шт.), опорный конспект (15 шт.), компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Цели,

задачи материала

Цель урока: Путём получения учащимися опыта творческой экспериментальной деятельности способствовать выработке у них самостоятельного выстраивания хода эксперимента и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Задачи урока:

Образовательные:
Овладение навыками и формирование умений учащихся правильно и качественно выполнять приготовление и
  фильтрацию раствора, наполнение и запайку ампул, стерилизацию и проверку ампул на герметичность  в соответствии с образцом и рекомендациями, способность самостоятельно контролировать свои действия, прочное и осознанное усвоение изученного материала, совершенствовать навыки и умения.
Развивающие: 
Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения, самоконтроля, совершенствование умений аргументировать свой выбор методов работы.
Воспитательные:
Формирование и развитие толерантной личности, совершенствование умений работы в коллективе, воспитывать бережное отношение к оборудованию, инструментам, сырью, бдительность соблюдения требований безопасности труда.
Методические:Совершенствование традиционных форм обучения и использование современных методик и информационных технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса. Формирование базовых профессиональных умений как условие подготовки конкурентоспособного рабочего.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).

Работа представляет собой сценарий урока производственного обучения  на 3 курсе на тему «Ампульное производство».

Применяется для изучения новой темы.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

1. Промышленный регламент №3-184-03 на производство воды для инъекций.

2. Промышленный регламент на производство раствора папаверина гидрохлорид 2%-ный для инъекций.

3. Инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности.

4. 11-ая Государственная Фармокопия СССР, выпуски 1, 2 – М., 1998.

5. Биохимик. История современность – С., 1999.

6. СОП 023-4-01-00 «Порядок обращения стандартной операционной процедуры».

7. ОСТ 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств(GMP)».

8. Типовая инструкция по безопасной работе в химической лаборатории на предприятиях, в организациях и учреждениях министерства медицинской промышленности – М., 1970.

Тема урока: Ампульное производство

Цели урока:


Образовательные:

Овладение навыками и формирование умений учащихся правильно и качественно выполнять приготовление и
  фильтрацию раствора, наполнение и запайку ампул, стерилизацию и проверку ампул на герметичность  в соответствии с образцом и рекомендациями, способность самостоятельно контролировать свои действия, прочное и осознанное усвоение изученного материала, совершенствовать навыки и умения.

Развивающие: 

Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения, самоконтроля, совершенствование умений аргументировать свой выбор методов работы.

Воспитательные:

Формирование и развитие толерантной личности, совершенствование умений работы в коллективе, воспитывать бережное отношение к оборудованию, инструментам, сырью, бдительность соблюдения требований безопасности труда.

 Методические:

 Совершенствование традиционных форм обучения и использование современных методик и информационных технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса. Формирование базовых профессиональных умений как условие подготовки конкурентоспособного рабочего.



Тип урока: Урок формирования и совершенствования умений и навыков


Форма урока: урок-соревнование.

Методы обучения:

- Совместное обучение.

- Рассказ с элементами беседы.

- Практический показ мастера.

- Освоение новых производственных технологий и приемов.

- Контроль знаний и умений учащихся.

- Самостоятельная работа учащихся.

- Метод опережающего обучения.


Комплексно-методическое обеспечение:

Плакат «Ампульное производство», образцы брака ампул и  готовой продукции, технологическая карта, опорный конспект, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность мастера

Деятельность учащихся

Организационный момент (5 мин)

Приветствие, проверка готовности

Осмотр внешнего вида, проверка готовности к уроку

Рапорт дежурного

Вводный инструктаж (35 мин)

Сообщение темы и цели урока

Сообщение темы и формы занятия, формулирует производственную ситуацию, нацеливает на задачу

Разбитие на 2 подгруппы и выбор командира.

Актуализация ранее изученного материала

Опрос по подгруппам – 8 вопросов (по 4 вопроса на каждую подгруппу)

Командиры заполняют оценочные листы

Контроль знаний

Технический диктант из 3 вопросов на отдельных листах

Отведенное время 5 мин.

Самостоятельно ответив, ребята меняются работами и оценивают работы другой подгруппы

Формирование практических знаний и способов действий  Изложение нового материала

Беседа и информационно-рецептивные методы


1. Приготовление воды для инъекций.

2. Приготовление раствора для инъекций.

3. Фильтрация инъекционного раствора.

4. Процесс подготовки и заполнения ампул инъекционным раствором.

5. Запайка ампул с инъекционным раствором.

6. Как проводят стерилизацию и проверку ампул с инъекционным раствором на герметичность?

7. Просмотр и контроль готового продукта.

8. Упаковка, маркировка и отгрузка готового продукта.

Последовательность операций проговаривают

Инструктаж по безопасным условиям труда

Опрос учащихся (эвристическая беседа)

1. До начала работ

2. Во время работы

3. После выполненных работ


По 1 уч-ся от подгруппы, остальные могут дополнять ответы

Показ трудовых приемов

Упражнение: Нахождение брака в пустых и наполненных ампулах

Основная часть – Текущий инструктаж (5 часов)

Самостоятельное выполнение упражнения уч-ся

В текущем инструктаже показать и проследить:

1. Правильная организация рабочего места и соблюдение техники безопасности.

2.Установление правильного выполнения учащимися основных трудовых приемов и операций.

3.Контроль качественных показателей, предупреждение возможного брака и нарушения ТБ.

4.Разъяснение и дополнительный показ трудовых приемов после установления недостатков, ошибок.

Упражнения: Самостоятельное нахождение брака в пустых и наполненных ампулах. Построение технологических схем производства.

Подготовка к заключительному инструктажу.

Прием выполненных работ, учет и оценка их качества.

Учащиеся сами дают оценку своей работы, указывают ошибки

Заключительный инструктаж (20 мин)

Обобщение и систематизация результатов выполненных работ

Сделать анализ положительных работ.

Сделать анализ ошибок, допущенных учащимися.

Сообщить оценки за урок, каждую из них обосновать.

Подводятся итоги соревнования и выявляется лучшая команда

Выдача домашнего задания

Разработать технологический процесс приготовления инъекционного раствора

Запись в дневники производственного обучения

Уборка рабочих мест

На каждом этапе урока командирами подгрупп заполняются оценочные листы.

Приложение 1

Оценочный лист работы подгрупп

Этапы работы

Оценки

max.
кол-во баллов

I

II

1.Устный опрос (по 3 вопроса для каждой  подгруппы)

2 б. за ответ

4 балла

2.Технический диктант (из 5 утверждений)

За каждый правильный ответ 1 б.

20 баллов

3.Техника безопасности на рабочем месте (опрос)

Оценка

5-2 б.

4-1б.

3- (-1 б.)

2 –(--2 б.)

8 баллов

4.Самостоятельное выполнение упражнения

Оценка

5-3 б.

4-2б.

3- 1 б.

12 баллов

5.Умение оценить работу и методы устранения

За каждый ответ до 2 баллов

8 баллов

ИТОГО

max 52 балла






Приложение 2

План – Конспект урока

1. «Здравствуйте ребята!»

Мастер в беседе с учащимися: как должна быть одета спец.одежда, выясняет готовность к уроку.


2. «Сегодня у нас необычный урок. Проведем его в режиме соревнования. Разделимся на две подгруппы, определим командира. Благодаря такому разделению, мы с вами будем совершенствовать умение работать в коллективе. Потому что в жизни каждого из нас присутствует какой-либо коллектив. Выходя на практику, от вашей работы будет зависеть не только ваш личный план, но и план цеха. Сегодня мы тоже постараемся оценить работу подгрупп и заполнить бланки оценочных листов».

Задача на урок: игровая оболочка

«Нашим заказчиком на рабочие кадры является ОАО «Биохимик», они в этом году увеличивают план заказов и соответственно хотят нанять команду специалистов лаборантов-аналитиков при высокой зарплате и выгодных условиях труда.
Но в виду того, что каждый из вас хороший лаборант-аналитик, мы выберем лучшую группу».

Сообщение целей урока.

«Для того, чтобы мы привели мозг в действие, вспомним некоторые понятия. А для лучшей наглядности, я воспользуюсь карточками».


Мастер проводит этапы урока: актуализация и контроль знаний.


3. Итак, сегодня мы с вами усвоим приготовление инъекционных растворов и наполнение его в ампулы. Давайте вспомним,
какое оборудование нам необходимо для приготовления инъекционных растворов?


Ответ дают учащиеся: Реактор - аппарат нержавстальной, с люком, вместимостью 260 л, мешалка пропеллерная, имеется нижний спуск. Аппарат снабжен рубашкой для передачи пара и воды. Аппарат оборудован манометром и электромостом типа ДИСК-250.

Напомните, как производится отбраковка пустых ампул?

Ответ дают учащиеся:  Отбраковка ампул осуществляется просмотрщицам на столе просмотра. Стол просмотра имеет черно-белый фон, лампу дневную с отражателем. Браком считаются царапины, неоправленные края ампул, видимые отклонения от размеров и формы стандартных ампул, наличие инородных включений, трещины, сколы.


«Давайте рассмотрим по плакату аппаратурно-технологическую схему приготовления инъекционных растворов на примере 2%-ного раствора папаверина гидрохлорида».

Мастер показывает на плакате основные узлы, а учащиеся называют их.

Ответ дают учащиеся:

 - Приготовление инъекционного раствора в аппарате обработка углем.

 - Отбраковка ампул.

 - Мойка и обслуживание машины мойки.

 - Стерилизация ампул.

 - Наполнение и запайка.

 - Подготовка оборудования и помещения.

 - Стерилизация готового продукта.

 - Стадия просмотра.

 - Маркировка и упаковка.

 «А сейчас посмотрим презентацию и подробней изучим тему «Ампульное производство».

 - Введение (слайд 1-3)

    Официально участок приготовления и розлива инъекционных растворов в ампулах основан 1 ноября 1997 года. С этого времени велось строительство участка, закупка оборудования, проверка работоспособности линий.

    Началом работы участка считается 1 января 1999 года. Начали производить новокаин в ампулах, анальгин, папаверина гидрохлорид, гентамицина сульфат.

    В настоящее время ассортимент продукции расширился и выпускается около 25 наименований препаратов.

    На участке выпускают аппараты широкого спектра действия: обезболивающие (анальгин, новокаин), витаминные (никотинамид, аскорбиновая кислота), анестезирующие (новокаин, лидокаин), психотропного действия (пирацетам, пикамилон) и другие.

 - Подготовка помещения к работе (слайд 4)

1) Подготовка рабочего места проводится ежедневно перед началом работы и по окончании с передачей по смене мастеру.

2) Провести влажную уборку рабочего места 3%-ным раствором перекиси водорода, медным купоросом 500г на 10л воды (полов, стен) и поддерживать его в чистоте и порядке в течение всей смены.

 3) Провести наружную уборку аппаратов Р-13/1, Р-13/2, Р-13/3, трубопровод, арматуры.

4) Проверить наличие, исправность, чистоту индивидуальных средств защиты.

5) Проверить исправность и работу приточно-вытяжной вентиляции.

 - Подготовка оборудования к работе (слайд 5)

1) Освобожденный от предыдущего раствора аппарат отмыть водой для инъекций до отсутствия следов предыдущего раствора

2) Набираем в аппарат-реактор воды для инъекций.

3) Охлаждаем аппарат до температуры 50-60оС.

4) Сливаем воду из аппарата в канализацию.

 - Характеристика сырья (слайд 6)

Папаверина гидрохлорид. Белый порошок без запаха. Препарат должен содержать не менее 99,0% папаверина гидрохлорида в пересчете на сухое вещество. Растворим в хлороформе, умеренно растворим в воде, мало растворим в 95%-ном спирте, практически не растворим в эфире. Срок годности препарата 5 лет.

 Метионин. Кристаллический порошок с характерным запахом. Препарат содержит не менее 98,5% метионина в пересчете на сухое вещество. Хранить в сухом, защищенном от света месте. Срок годности 5 лет.

Динатриевая соль этилендиаминтетрауксусная кислота (Трилон Б). Белый кристаллический порошок без запаха. Содержание Трилона Б не менее 99,0%. Растворим в воде, практически не растворим в 95%-ном спирте, хлороформе и эфире. Подлинность, прозрачность и цветность раствора определяют согласно ФС 42-2136-89, рН 4,5 до 5,5/5% раствор в воде.

Вода для инъекций. Бесцветная прозрачная жидкость без запаха и вкуса, рН от 50 до 7,0. Сухой остаток не должен превышать 0,001%. Содержание восстанавливающих веществ, диоксида углерода, нитратов, нитритов, аммиака, хлоридов, сульфатов, кальция, тяжелых металлов должно соответствовать требованиям ФС 42-2619-97.

 - Приготовление инъекционного раствора в аппарате обработка углем (слайд 7)

        Для приготовления 100л 2%-ного раствора папаверина гидрохлорида необходимо: папаверина гидрохлорида – 2,02кг, трилона Б - 0,005кг, метионина – 0,01кг, воды для инъекций до 100л.

      В предварительно подготовленный аппарат набираем 2/3 расчетного  объема воды для инъекций.

    Устанавливаем воронку для загрузки сырья и угля апирогенного в люк аппарата. Включаем мешалку.

    Последовательно задаем взвешенное количество сырья.

   Перемешиваем до полного растворения папаверина гидрохлорида в воде (в течение 20 минут). Выключаем мешалку.

    Открываем вентиль выхода воды.

    Доводим объем раствора до 100л водой до инъекций.

Перемешиваем раствор в течение 30-40 минут.

    Пробу относим на анализ в химическую лабораторию.

Концентрация раствора должна быть в пределах от 0,019 до 0,021 г/мл, рН от 3,8 до 4,5.

При положительном результате анализа люк аппарата закрывают, раствор передают на фильтрацию.

В случае не соответствия концентрации раствора требуемой величине в аппарат добавляем необходимое количество порошка папаверина гидрохлорида или воды для инъекций.

При положительных результатах анализа, закрываем люк аппарата, передаем раствор на стадию наполнения и запайки ампул.

 - Отбраковка ампул (слайд 8)

    Поступающие со стекольных заводов ампулы подвергают тщательному просмотру. Отбраковка ампул осуществляется просмотрщицами, которые имеют зрение – единицу. Состояние зрения проверяют один раз в шесть месяцев, через каждый час работы – десять минут перерыв.

    Стол просмотра имеет черно-белый фон, лампу дневную с отражателем.

    Браком считается царапины, неоплавленные края ампул, видимые отклонения от размеров и формы стандартных ампул, наличие инородных включений, трещины, сколы.

 - Мойка и обслуживание машины мойки (слайд 9-10)

    После просмотра ампулы укладывают в кассеты. Далее кассеты с ампулами поступают на мойку и стерилизацию при температуре 250оС.

    Мойка ампул проходит в специальной моечной машине. Перед началом работы моечную машину убирают, обрабатывают 3%-ным раствором перекиси водорода.

    Метод машинной мойки – шприцевой, осуществляется водой для инъекций, при рН=5,0-7,0. Вода в машину поступают с участка приготовления воды цеха №8, пройдя два фильтра грубой и тонкой очистки. Фильтры применяли «Владимирские» марки ЭФМК, фильтр грубой очистки имеет диаметр пор – 0,45 мкм, тонкой очистки – 0,22 мкм. Ампулы в машине мойки насаживаются на иглы и обрабатываются следующим образом:

- дважды шприцеванием отфильтрованной инъекционной водой;

- один раз шприцеванием сжатым воздухом, отфильтрованным на фильтре марки ЭФП-Ф4, номинальный порог удерживания – 0,2 мкм;

- один раз водой для инъекций;

- трижды фильтрованным сжатым воздухом.

    Далее ампулы просматривают и проверяют контролеры ОТК.

 

 - Стерилизация ампул (слайд 11)

    Стерилизацию ампул проводят в стерилизационном туннеле.

    Воздух, захватываемый из помещения, фильтруется через фильтр грубой очистки – один раз и второй раз – в самом туннеле через фильтр типа «Лайк». В воздушной камере имеются кварцевые лампы. Нагреваясь, они нагревают и воздух.

    В процессе стерилизации ампулы проходят три зоны:

- нагрев до 250-300оС;

- выдержка при 250-300оС в течение 10-15 минут (для обсушивания);

- охлаждение до 50-60оС (охлаждение осуществляется холодным воздухом).

    Из туннеля ампулы поступают на накопительный диск для наполнения и запайки.

   - Наполнение и запайка ампул (слайд 12-13)

    Из поступающего на предприятие порошка прямо здесь готовят раствор необходимой для розлива концентрации. Перед наполнением раствор фильтруют через патронный фильтр Ф-15, для тонкой очистки применяют «Владимирский» фильтр, номинальный порог удерживания – 0,22 мкм.

    Подготовленные ампулы наполняют шприцевым способом, с помощью шприцевого дозатора.

Контроль процесса.

1. Следить за тем, чтобы ампулы не прокалывались.

2. Следить за соответствием дозы норме.

3. Следить за герметичностью запайки.

    Запайку производят смесью газа и кислорода (газовая смесь), с помощью газовой горелки, путем оплавления кончиков капилляров этой смесью, но лучше использовать газ пропан.

 - Стерилизация готового продукта (слайд 14)

    Далее кассеты с наполненными и запаянными ампулами передают в стерилизатор, где проходит их стерилизация.

    Стерилизатор представляет собой прямоугольную горизонтальную камеру. Вместимость аппарата – 124 кассеты, т.е. 2 миллиона штук ампул. Стерилизацию проводят при следующих параметрах: t=101-132оС, давление – 200кПа (20кг/см2).

    Камеру стерилизатора нагревают водяным насыщенным паром, очищенным на фильтре тонкой очистки. Температура и время нагрева камеры зависят от стерилизуемого инъекционного раствора.

    После нагрева камеру охлаждают и сливают конденсат. Для проверки ампул на герметичность, в камеру стерилизатора подают из сборника раствор метиленового синего до погружения кассет. Потом происходит барбатирование сжатым воздухом окрашенного раствора. Из камеры стерилизатора раствор метиленового синего по трубопроводу поступает обратно в сборник. Еще раз барбатируют, но уже сжатым воздухом очищенный раствор. Затем воду откачивают и подают сжатый воздух (для просушивания).

    Время операции – 2 часа. Такие операции, как непрерывный отвод конденсата с записью температуры на ДИСК-250, заполнение и опорожнение камеры по водоуказательному стеклу, давление, контролируются автоматически.

 - Техника безопасности при работе со стерилизатором (слайд 15)

1. К работе со стерилизатором допускаются лица, достигшие восемнадцати лет и имеющие допуск к обслуживанию сосудов, работающих под давлением.

2. Категорически запрещается открывать люк стерилизатора при наличии давления в аппарате.

3. Открывать стерилизатор до понижения среды в аппарате до 25-40оС.

4. Паровые вентили открывать плавно.

5. Работать в рукавицах.

 - Стадия просмотра (слайд 16)

    После стерилизации готовый продукт просматривают вручную или на специальной машине просмотра. На черном фоне стола просмотра проверяют прозрачность раствора и механические включения (стеклянная пыль, волокна). На светлом фоне проверяют цвет раствора, механические включения черного цвета, целостность стекла. Также просматриваются внешние дефекты (плохая запайка, пригар на капиллярах). Ампулы просматриваются вверх и вниз донышками, но, не встряхивая, во избежание образования воздушных пузырьков.

    Обязательному контролю подлежат 100% ампул, для этого используют машину просмотра КVL АО6. Машина контролирует качество запайки, дозу, различного рода загрязнения.

 - Маркировка и упаковка (слайд 17-18)

     Упаковка ампул проходит на линии упаковки в 10-местные коробочки, на автоматической линии АЛ-1,2. Она предназначена для изготовления 10-местных картонных коробочек с гофрированными вкладышами, нанесения надписей на запаянные ампулы, укладки их в короба и обандероливания.

Оборудование.  

    1. Ванна клеевая предназначена для нанесения полосок клея на ленту корпуса коробки. Представляет собой резервуар с крышкой, на которой вмонтирован клеевой ролик с ножом для регуляции толщины клея.

    2. Механизм перфорации предназначен для нанесения на картон линий сгиба коробок и паспортных данных. Для прижима картона к клеевому ролику служит барабан.

    3. Механизм печати предназначен для нанесения паспортных данных на ампулы. Он состоит из загрузочного бункера, гнездового барабана и поджимных рычагов, подводящих ампулы к механизму печати.

    4. Механизм подачи бандеролей служит для захвата этикетки – бандероли из бункеров, подводу их к ролику клеевой ванны и наклеивание их на закрытые коробки. Он состоит из барабана с отверстиями для подвода вакуума. Вакуум создается с помощью вакуум-насоса.

    5. Механизм обандероливания служит для оклеивания сформированной коробки этикеткой-бандеролью.

    6. Транспортер-накопитель служит для подачи закрытой коробки к вакуум-барабану и обандероливания.

Приложение 3

Вопросы для актуализации


Карточка 1.
Вопросы на карточках для демонстрации всей группе.

1. Как устроен ректор?

2. Для чего применяется реактор в биотехнологии?

3. Охарактеризуйте процесс фильтрования.

4. Классификация фильтрующего материала.

Карточка 2.

1. Какие фильтры вы знаете?

2. Классификация фильтрующего материала.

3. Дайте характеристику воды для инъекций.

4. Устройство стерилизатора.


Для контроля знаний по подготовке предыдущих тем, применяется технический диктант для каждого учащегося. При этом мастер зачитывает вопросы, тем самым задает темп работы.

Технический диктант

№1
1. Материал, применяющийся в друк-фильтре.

2. Патронный фильтр, устройство.

3. Устройство реактора для приготовления раствора.

№2
1. Для каких целей применяется аппарат для корректировки раствора?

2. Устройство аппарата для мойки ампул.

3. Устройство стерилизатора-автоклава.



Предварительный просмотр:

Тема № V. «Теплообмен»

Тема урока № 1: «Устройство и принцип работы теплообменной аппаратуры»

Цели урока:

Обучающая: 1. Закрепить и углубить с учащимися устройство теплообменников.

                        2. Научить учащихся обслуживанию теплообменных аппаратов.

Воспитывающая: Воспитание у учащихся интереса к предмету, навыки                

                                 коллективного труда.

Развивающая: 1. Развить у учащихся умение анализировать типичные ошибки    

                            при ведении технологического процесса, находить способы их                                                                    

                            устранения и предупреждения.

                            2. Развить у учащихся познавательную активность на уроке.

Материально-техническое оснащение урока:

а) Инструкционно-технологические карты;

б) Макеты кожухотрубчатого теплообменника, пластинчатого и «труба в трубе»;

в) Плакаты: «Экстракция», «Трубчатые теплообменники», «Пластинчатый и спиральный теплообменники»;

г) Тестовые задания, инструкции техники безопасности при работе с теплообменной аппаратурой.

Тип урока: Урок комбинированный.

Методы ведения урока: Практический - с применением элементов личного            

                                            показа.

                                            Объяснение.

                                            Постановка проблемных вопросов.

Время занятий: 6 часов.

Межпредметные связи: 1. Процессы и аппараты: «Теплообмен. Теплообменная                

                                            аппаратура».                                        

                                            2. Физика: «Теплообмен», «Диффузия».

ХОД УРОКА:

I. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

1. Организационный момент

- Проверка готовности учащихся к уроку.

- Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания

Опрос учащихся с места по вопросам:

1) Что называется процессом экстракции?

2) Что такое жидкостная экстракция?

3) Какие две фазы участвуют в процессе жидкостной экстракции?

4) Что такое экстракт?

5) Что такое рафинат?

6) Какие виды экстракторов вы знаете? Чем отличаются все эти экстракторы?

7) В каком производстве на ОАО «Биохимик» применяется жидкостная экстракция?

3. Объяснение нового материала

1) Что такое теплообмен? В каких аппаратах проводится теплообмен?

2) Что такое теплоносители? Какие две группы теплоносителей вы знаете? Примеры.

3) Что такое теплоагент и хладоагент?

4) Процессы, проходящие в теплообменных аппаратах.

5) Классификация теплообменников по устройству теплопередающей поверхности.

6) Устройство, назначение и применение кожухотрубчатых теплообменников.

7) Устройство, назначение и применение теплообменника «труба в трубе».

8) Устройство, назначение и применение змеевиковых теплообменников.

9) Устройство, назначение и применение пластинчатых теплообменников.

10) Сообщение правил техники безопасности при работе теплообменников.

  При объяснении нового материала использую личный показ на макетах.

4. Закрепление нового материала

Работа учащихся с тестовыми заданиями.

II. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ.

1. Работа инструкционными картами.

2. Запись и разбор проблемных ситуаций на производстве.

Плановый обход рабочих мест

- Проверка соблюдения правил техники безопасности.

- Оказание индивидуальной помощи учащимся.

- Проверка правильности выполнения заданий.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

Подведение итогов работы за урок:

а) Привести примеры успешной работы.

б) Разобрать допущенные ошибки.

в) Подведение итогов соблюдения правил техники безопасности.

г) Сообщение оценок.

д) Задание на дом: конспект по теме «Теплообмен. Устройство и принцип работы теплообменной аппаратуры».

План

Введение.

1. Устройство и принцип работы кожухотрубчатых теплообменников. Применение.

2. Устройство и принцип работы теплообменника типа «труба в трубе». Применение.

3. Устройство и принцип работы змеевиковых теплообменников. Применение.

4. Устройство и принцип работы пластинчатых теплообменников. Применение.

5. Техника безопасности при работе с теплообменной аппаратурой.

6. Квалификационная характеристика аппаратчика 3-4 разряда.

7. Список использованной литературы.

Инструкционная карта

Введение

       Теплообмен – это обмен теплоты, происходящий между телами с различной температурой.

       Тепловые процессы нагревания и охлаждения жидкостей и газов, конденсации паров проводятся в теплообменных аппаратах – теплообменниках. Теплообменниками называют аппараты, предназначенные для передачи теплоты от одних веществ к другим. Теплообменники – это устройства, в которых осуществляется теплообмен между греющей и нагреваемой средами.

       Теплоносители с более высокой температурой, которые отдают теплоту, принято называть нагревающими агентами. Теплоносители с более низкой температурой, воспринимающие теплоту, называются охлаждающими агентами.

        В теплообменных аппаратах могут происходить различные тепловые процессы, такие как: нагревание, охлаждение, испарение, конденсация, кипение,  затвердевание.

       В зависимости от назначения производственных процессов, теплообменные аппараты по принципу действия разделяют на поверхностные, смесительные и регенеративные.

       Мы рассмотрим поверхностные теплообменники:

1) с трубчатой поверхностью теплообмена -

- кожухотрубчатые,

- змеевиковые,

- погружные,

- «труба в трубе»;

2) с плоской поверхностью теплообмена -

- пластинчатые,

- спиральные,

- блочные.

       Мы изучим устройство и принцип работы самых распространенных теплообменников на производстве ОАО «Биохимик».

 Устройство и принцип работы кожухотрубчатых теплообменников.

       Кожухотрубчатые теплообменники относятся к числу наиболее распространенных аппаратов. Они применяются в качестве жидкостных и газовых подогревателей. Корпус изготовляется из углеродистой стали, пучок труб – из нержавеющей стали. Площадь теплообмена – от 1 до 2000м3.

        На ОАО «Биохимик» теплообменники данного вида установлены на производстве 6-АПК,  в установке «Герман», «ИСА».

       Кожухотрубчатый теплообменник состоит из корпуса (или кожуха) 1 и приваренных к нему трубных решеток 2 с пучком труб 3. Выступающие и корпуса части решеток являются одновременно фланцами 5, к которым на прокладках и болтах 6 крепятся сферические или плоские днища 4. Теплообменники крепятся на лапах 7.

Рис. 1. Кожухотрубчатый теплообменник:

1 – корпус, или кожух,

2 – трубные решетки,

3 – трубы,

4 – днища,

5 – фланцы,

6 – болты,

7 – лапы

       В кожухотрубчатом теплообменнике одна из обменивающихся теплом сред движется внутри труб, в трубном пространстве, а другая – в межтрубном, омывая пучок труб снаружи. При этом нагреваемую среду направляют снизу вверх, а среду, отдающую теплоту, - в противоположном направлении.

       Трубы в решетках обычно размещают равномерно по периметрам правильных шестиугольников, что обеспечивает компактность расположения. Иногда трубы размещают по концентрическим окружностям. При необходимости обеспечения очистки наружных поверхностей труб применяется коридорное расположение по сторонам квадратов - рис. 2 (д, е, ж).

Рис. 2. Способы крепления и размещения труб в трубных решетках:

а – развальцовка, б – развальцовка с канавками, в – сварка, г – пайка, д – расположение по треугольникам, е – по окружностям, ж – коридорное расположение

       Теплообменник, изображенный на рисунке 1, является одноходовым. Вследствие большого суммарного проходного сечения труб и межтрубного пространства скорости протекания теплоносителей невелики и коэффициенты теплоотдачи в этом теплообменнике сравнительно низки. Для увеличения скорости протекания в трубном и межтрубном пространствах устанавливают перегородки, уменьшая сечения потока жидкости. На рисунке 3 представлен такой многоходовой теплообменник, который имеет два хода по трубному пространству и семь ходов по межтрубному.

Рис. 3. Многоходовой кожухотрубчатый теплообменник:

1 – кожух,

2 – перегородки в межтрубном пространстве,

3 – перегородки в трубном пространстве

       Кожухотрубчатые теплообменники располагаются вертикально и горизонтально.

       Крепление труб в трубных решетках в зависимости от свойств применяемых материалов, давления, необходимой герметичности, выполняют различными способами – рис. 2. Самый распространенный способ крепления стальных труб – развальцовка (а). Чисто обработанные концы труб и отверстий в трубной решетке (при минимальных зазорах) специальным инструментом – развальцовкой – раскатывают изнутри, деформируют и плотно соединяют с телом трубной решетки. В случае работы конструкции при повышенном давлении и необходимости увеличения ее прочности в поверхностях отверстий трубных решеток выполняют канавки, в которые при развальцовке затекает материал трубок; образуются удерживающие пояски (б).

       В некоторых случаях, если позволяют свойства материалов, трубы соединяют с трубной решеткой сваркой (в) или пайкой (г). Иногда трубы крепят с помощью разъемных сальниковых устройств, позволяющих при необходимости легко их заменять.

       Стальные кожухотрубчатые теплообменники стандартизированы по ГОСТу.

       В цехе 6-АПК такой вид теплообменника применяется при охлаждении паров бутилацетата, в цехе 9 «ИСА» - при охлаждении воды, подающей в испарительную камеру, в выпарной установке «Герман» - при охлаждении бидистилята посте четвертой колонны.

   

Устройство и принцип работы теплообменников типа «труба в трубе».

       Теплообменники типа «труба в трубе» применяются также для жидких и газообразных сред. Представляют собой несколько прямолинейных отрезков труб 1, каждый из которых заключен в трубу 2 большего диаметра. Внутренние трубы соединены между собой последовательно «калачами» 3, наружные – патрубками с фланцами. Отдельные элементы теплообменника собираются в вертикальные секции.

Рис. 5. Теплообменник типа «труба в трубе»:

1 – внутренняя труба,

2 – наружная труба,

3 – соединительные «калачи»

       Благодаря малым сечениям внутренней трубы и кольцевого зазора даже при небольших расходах теплоносителей достигаются высокие скорости потока жидкости – 1-2,5 км/с. Это обеспечивает высокие коэффициенты теплоотдачи.

Недостатки - теплообменники типа «труба в трубе» более громоздки и металлоемки, чем кожухотрубчатые теплообменники.

       На комбинате «Биохимик» теплообменники данного типа установлены в цехе №1 на участке УНС, для охлаждения питательной среды. Они собраны в секции сваркой. Стерилизуются острым паром. В цехе №10 теплообменники соединены фланцевыми соединениями. Для того чтобы не потерять температуру, наружные трубы изолируют.

Устройство и принцип работы змеевиковых теплообменников.

       Змеевиковые теплообменники изготавливаются  из труб 3, свернутых в спирали и заключенных в кожух 1. Для увеличения скорости потока среды, омывающей наружную поверхность змеевика, в некоторых конструкциях предусмотрен внутренний стакан 2. Теплообменники такого типа имеют небольшую поверхность, поэтому их используют при относительно малых тепловых нагрузках.

Рис. 6. Змеевиковый теплообменник:

1 – кожух,

2 – внутренний стакан,

3 - змеевик

Устройство и принцип работы пластинчатых теплообменников.

       Пластинчатые теплообменники нашли широкое применение для охлаждения и подогрева различных жидкостей, паров, газов с рабочими средами до 300оС при давлениях до 1,6 МПа.

Рис. 7. Пластинчатый теплообменник:

А, Б – головные плиты; 1, 3, 4, 5, 6 – гофрированные пластины с отверстиями; 2 – прокладки между пластинами 1 – 3, 4 – 5; 7 – прокладки между пластинами 3 – 4, 5 – 6.

       В пластинчатом теплообменнике поверхность теплообмена образуется гофрированными параллельными пластинами 1,3,4,5,6. Пластины стянуты зажимами между головными плитами А и Б, между пластинами расположены резиновые прокладки. Пространство между пластинами представляет собой систему узких каналов шириной 3-6 мм с волнистыми стенками. Жидкости, обменивающиеся теплотой, движутся в каналах между смежными пластинами, омывая противоположные боковые стороны каждой пластины. Горячая жидкость I, поступающая в верхний штуцер справа, заполняет пространство между пластинами 5-6 и 3-4 и уходит через нижний штуцер слева. Жидкость II поступает в нижний штуцер слева, входит в пространство между пластинами 1-3 и 4-5 и выходит через верхний штуцер справа.

       Вследствие высоких скоростей движения жидкости между пластинами достигается высокое значение коэффициента теплопередачи при малом гидравлическом сопротивлении.

       Выпускаются различные модификации теплообменников этого типа с пластинами из сталей различных марок, алюминия, титана, мельхиора и других металлов, разработанной и неразработанной конструкции с поверхностями теплообмена от 0,4 до 600 м2.

       На ОАО «Биохимик» пластинчатый теплообменник применяется для охлаждения нативного раствора, подаваемого из 10а цеха с температурой 75-80оС под давлением 3 Ати. Раствор проходит через теплообменник за 5-7 минут и охлаждается до температуры 4-8оС при помощи рассола или заохлажденной воды. Режим: 12м3/час.

   

Техника безопасности при работе с теплообменной аппаратурой.

1. К работе допускаются лица не моложе 18-ти лет, прошедшие спец. инструктаж и медицинский осмотр.

2. Все аппараты должны быть герметичны.

3. Все приборы, показывающие давление должны быть годными (отметка о проверке).

4. Все оборудование и трубопроводы должны быть заземлены.

5. Включать теплообменник в работу, только после проверки его на герметичность.

6. В цехе запрещается курить.

7. Не уходить с рабочего места без разрешения мастера.

Квалификационная характеристика аппаратчика

 3-4 разряда.

Профессия – аппаратчик-оператор в биотехнологии.

Квалификация – 3-4-й разряд.

Аппаратчик-оператор в биотехнологии 3-4-го разряда должен уметь:

1) вести технологический процесс получения антибиотиков с соблюдением асептических условий в соответствии с рабочими инструкциями по показаниям контрольно-измерительных приборов и результатам физико-химических и микробиологических анализов;

2) подготавливать к пуску, пускать и останавливать технологическое оборудование;

3) осуществлять загрузку сырья, его учет, экономно расходовать материалы, электроэнергию, инструменты;

4) разгружать аппарат, сдавать выработанную продукцию;

5) отбирать пробы на анализ, проводить необходимые для аппаратчика анализы, пользоваться аналитическим оборудованием и приборами;

6) принимать сырье, дозировать сырье и полуфабрикаты, вести учет сырья, полуфабрикатов и готового продукта;

7) приготавливать растворы заданной концентрации, устанавливать их титр;

8) проводить работу по приготовлению питательных сред, посевы в колбы и чашки Петри;

9) мыть и стерилизовать посуду и вспомогательное оборудование;

10) выполнять несложный ремонт оборудования, приборов и коммуникаций;

11) вести документацию по установленной форме;

12) принимать и сдавать смену в соответствии с рабочей инструкцией;

13) строго соблюдать все заводские и цеховые инструкции по безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.

Аппаратчик-оператор в биотехнологии 3-4-го разряда должен знать:

1) технологические схемы получения антибиотиков на всех стадиях производства, подготовка стерильного сжатого воздуха, вспомогательных материалов, а также схему получения умягченной, обессоленной и апирогенной воды;

2) устройство, принцип работы и правила эксплуатации аппаратуры и узлов управления, контрольно-измерительных приборов и автоматических регуляторов, арматуры и коммуникаций;

3) физико-химические и технологические свойства сырья, полуфабрикатов, готовой продукции;

4) приемы отбора проб для анализа;

5) методы контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

6) правила подготовки оборудования и коммуникаций к ремонту и приема их из ремонта;

7) основы микробиологии и биологической химии, правила работы в стерильных условиях, правила сохранения асептических условий процесса;

8) правила и инструкции по технике безопасности, промышленной санитарии, личной гигиене и противопожарным мероприятиям, а также правила внутреннего распорядка;

9) порядок приема и сдачи смены;

10) основные сведения о мерах по охране окружающей среды на предприятиях по производству антибиотиков.

Список использованной литературы

1. Процессы и аппараты химической технологии: Учеб. пособие для нач. проф. образования / А. В. Сугак, В. К. Леонтьев, В. В. Туркин. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.

2. Контрольно-измерительные приборы и автоматика: Учебник для средних ПТУ. – 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Химия, 1998. –  224 с.: ил.

3. Приборы автоматического контроля и регулирования (устройство и ремонт): Учеб. для ПТУ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1989. – 336 с.: ил.

4. Процессы и аппараты химической промышленности: Учебник для средних ПТУ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984. –  247 с.: ил.



Предварительный просмотр:

Министерство образования РМ

    ГУ      НПО     ПЛ-19

Методическая разработка

урока производственного обучения

     по теме:

«Технологический процесс производства

мази».

Выполнил: мастер

 производственного обучения

Потапкина О.Л.

Саранск 2009 год

План урока производственного обучения.

 Цели урока:

 Обучающая: 1. Сформировать у учащихся умения и навыки правильно

                         приготовить основу для мази.

                         2. Сформировать у учащихся умения и навыки к

                         правильной  подготовке оборудования

 Воспитывающая: Воспитание у учащихся интереса к предмету,

                                   навыков коллективного труда, любви к

                                   избранной профессии, чувства долга и

                                   ответственности за своевременное и качественное                        

                               выполнение заданных операций.

 Развивающая: Развитие у учащихся творческого отношения к работе,

                              познавательной активности на уроке.

 Тип урока: комбинированный урок.

 Методы ведения урока:

 -Наглядные – демонстрация наглядных пособий, личный показ   трудовых приемов.

 -Словесные – беседа с постановкой проблемных вопросов.

 -Практические – упражнения по выполнению трудовых приемов и операций.

 Время урока: 6 часов.

 Оснащение урока: схемы, технологические инструкции, регламент.

 Межпредметные связи: спец. технология, КИП и А, физика.

ХОД УРОКА:

 I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 - Проверка готовности учащихся к уроку.

 - Сообщение темы и цели урока.

 II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

 Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы.            Выявление теоретических знаний учащихся по спец. предметам методами диалога, беседы и постановки проблемных вопросов.

 1. Контрольные вопросы.

 1. Применение мазей.

 2. Дать характеристику оборудованию.

 3. Какое сырье применяется для приготовления мазей?

 4. Что собой представляет вазелин медицинский?

 5. Составить технологическую схему производства мази «Бом-Бенге».

 6. Для чего аппарат обрабатывают острым паром?

 7. Какие перемешивающие устройства установлены в аппарате и почему?

 8. Почему промывные воды сливают в канализацию через установку улавливания? Что произойдет, если воду слить просто в канализацию?

 9. Какую температуру необходимо поддерживать при перемешивании компонентов?

 10. Какое время затрачивается на перемешивание мази?

 

 2. Обучение трудовым приемам работы

 - Предупреждение возможных ошибок и затруднений в работе.

 - Личный показ мастером трудовых приемов работы.

 III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 - Работа с лекциями инструкционными картами.

 IV. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ ПРОВОДИТСЯ С ЦЕЛЬЮ:

 - проверки правильности организации рабочих мест и соблюдение правил   техники безопасности;

 - проверки правильности приемов труда;

 - оказание индивидуальной помощи;

 - решение задач воспитательного характера.

 V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

 - Подведение итогов работы на уроке.

 - Разбор типичных ошибок и методы их устранения.

 - Ответы на вопросы учащихся.

 - Сообщение оценок.

 - Задание на дом.

Инструкционно-технологическая карта

Введение

    Мази – лекарственные формы для наружного применения. Представляют собой высоковязкие жидкости, способные образовывать на поверхности кожи или слизистой оболочки, ровную несползающую пленку. При комнатной температуре мази, вследствие высокой вязкости, сохраняют форму и теряют ее при повышенной температуре, превращаясь в густые жидкости.

    Мази состоят из лекарственных (действующих) веществ (твердых и жидких) и основы. На Саранском ОАО «Биохимик» осуществляется производство различных лекарственных мазей, таких как: мазь «Випросал В», мазь «Гидрокортизоновая», мазь «Бом-Бенге», мазь «Кортомицетиновая», мазь «Нистатиновая», паста «Салициловоцинковая», мазь «Серная простая», мазь «Синафлана», мазь «Ридоксаловая», мазь «Цинковая», крем «Защитный».

    Все эти мази предназначены для лечения людей: паста «Салициловоцинковая»  - вяжущее и подсушивающее средство при кожных заболеваниях; мазь «Цинковая» - противовоспалительное вяжущее подсушивающее средство при кожных заболеваниях; мазь «Синафлана» - противовоспалительное и противоаллергическое средство; мазь «Метилурациловая» - противовоспалительное средство; мазь «Нистатиновая» - для наружного применения, содержащая антибиотик – нистатин.

    Производство мази «Бом-Бенге» на ОАО «Биохимик» организуется впервые. Мазь «Бом-Бенге» белого или желтоватого цвета, с запахом ментола и метилсалицилата. Это обезболивающее и противовоспалительное средство.

    Рассмотрим технологический процесс производство мази на примере мази «Бом-Бенге».

Технологический процесс производства мази «Бом-Бенге».

1.Химическая схема производства мази.

    Получение мази «Бом-Бенге» основано на механическом смешении компонентов мази согласно прописи, поэтому химическая схема  производства мази не может быть представлена.

2.Технологическая схема производства мази «Бом-Бенге».

Характеристика аппаратов для приготовления мази.

1. Клапан регулирующий.

2. Насос для подачи мази.

3. Фильтр нержавстальной, фильтрующий материал – капроновая ткань.

4. Роторно-пульсационный аппарат для приготовления мягких лекарственных форм.

5. Реактор для приготовления мази, нержавстальной, объем 715л, с люком, рубашкой, с двумя мешалками (якорная и роторная). Разрешенное давление в аппарате 300 кПа (3,0кг с/см2).

6. Мановакуумметр.

7. Термопреобразователь.

8. Манометр.

9. Автомат наполнения туб.

Характеристика сырья.

1.Основное сырье для приготовления мази.

1) Вазелин медицинский.

Вязкое однородное, тянущееся нитями, мазеобразное вещество, без запаха, от белого до желтого цвета. Трудногорючая жидкость, относится к IV классу опасности. Температура каплепадения 37-50оС. Отсутствие воды, механических примесей, сернистых соединений, водорастворимых кислот и щелочей, жиров и смол. Выдерживает пробу на присутствие органических соединений. Трудно растворим в хлороформе, малорастворим в этиловом спирте. 

2) Масло мяты перечной.

Легко подвижная прозрачная, бесцветная или слегка желтоватая жидкость со специфическим запахом и жгучим холодящим вкусом. Легко растворимо в 95%-ном спирте.

3) Ментол.

Горючие бесцветные кристаллы с сильным запахом мяты и холодящим вкусом. Пары ментола токсичны и обладают раздражающим действием. Относится ко II классу опасности. Очень мало растворим в воде, очень легко растворим в 95%-ном спирте, эфире, уксусной кислоте, легко растворим в жидком парафине и жирных маслах. Температура плавления 41-44оС.

4) Ментол рацемический.

Бесцветные кристаллы или твердая кристаллическая масса с сильным запахом перечной мяты и холодящим вкусом. Очень мало растворим в воде, очень легко растворим в 95%-ном спирте, эфире. Температура плавления 28-32оС.

5) Метилсалицилат.

Бесцветная или желтоватая горючая жидкость характерного запаха. Относится ко II классу опасности. Во всех соотношениях смешивается со спиртом и эфиром, очень мало растворим в воде.

6) Парафины нефтяные твердые.

Кристаллическая масса белого цвета, без запаха, горючая. Относится к IV классу опасности. Температура плавления не ниже 54оС.

2. Вспомогательное сырье.

1. Вода очищенная (апирогенная).

2. Водорода перекись – техническая токсичная жидкость, сильный окислитель.

3. Деглин.

4. Декстрин.

5. Спирт этиловый.

Подготовка оборудования к работе.

    После освобождения от предыдущей загрузки аппараты обрабатывают текучим паром. В течение 15 минут при давлении пара 10-20 кПа (0,1-0,2 кг с/см2). При обработке паром аппарата конденсат сливается в канализацию, проходя через установку улавливания вазелина.

    Одновременно с аппаратом пропаривают материальную линию подачи мази до автомата наполнения туб или до машин фасовки. В случае необходимости после пропарки аппарат промывают горячей водой, нагретой в аппарате до температуры 60оС, при работающей мешалке или раствором моющего средства. Промывные воды сливают в канализацию через установку улавливания вазелина. После промывки аппаратов производят техосмотр и слесарную подготовку аппаратов. Проверяют состояние сальников, вентилей прокладок, люка, состояние проводящих и отводящих трубопроводов.

    После окончания техосмотра и слесарной подготовки аппаратов, повторно пропаривают текучим паром в течение 15 минут при давлении пара 10-20 кПа (0,1-0,2 г с/см2).

    После пропарки аппараты и трубопроводы продувают сжатым воздухом до удаления влаги.

    После мойки, чистки и дезинфекции отдельные части аппарата, наполнения труб, непосредственно контактирующих с мазью, обрабатывают 76%-ным раствором спирта этилового. Поверхности оборудования после обработки дезинфицируют средствами, которые должны быть стерильными.

Подготовка сырья.

    Сырье, используемое в производстве мази, подвергается входному контролю и контролю на микробиологическую чистоту в соответствии с действующей нормативно-технической документацией. Для этого от каждой серии сырья контролер ОТК отбирает средние пробы. Каждый вид сырья хранят в отдельном месте на подставках и стеллажах. Недопустимо смешение сырья, наличие россыпей.

Приготовление мази Бом-Бенге.

     Приготовление мази Бом-Бенге состоит из следующих стадий:

1. Приготовление основы для мази;

2. Смешение основы для мази.

    Описание технологического процесса производства мази Бом-Бенге дано на примере получения 500кг мази с применением лекарственного вещества – ментола.

1) Приготовление основы для мази.

    Предварительно подготовленный аппарат приготовления мази подключают к системе термостатирования. Температуру воды в термостойкой установке поддерживают в пределах 80-85оС.

    Вазелин, взвешенный в транспортной таре на весах, расплавляют в этой же камере в таре для разогрева до температуры 50-60оС. Затем засасывают через фильтр, заправленный капроновой тканью, по шлангу вакуумом, в предварительно подготовленный и нагретый с помощью установки термостатирования, аппарат для приготовления мази. По разности весов «Брутто» и опорожненной транспортной тары определяют точное количество загруженного вазелина. После чего производят точный расчет остальных компонентов (метилсалицилата, ментола, парафинов нефтяных твердых) согласно прописи мази Бом-Бенге. Расчетное количество парафинов нефтяных твердых отвешивают на весах и расплавляют в оборотной таре в камере для разогрева до температуры 50-60оС. Затем аналогично вазелину засасывают через фильтр в аппарат приготовления мази.

    В аппарате смесь вазелина и парафинов нефтяных твердых подвергают термической стерилизации. Отключив аппарат приготовления мази от установки термостатирования, стерилизацию ведут нагревая содержимое аппарата паром через рубашку до температуры 120±5оС и выдерживают при этой температуре в течение 2 часов. По окончании времени выдержки, смесь охлаждают до температуры 35±5оС путем подключения аппарата приготовления мази к термостатной установке, предварительно отрегулировав ее на заданную температуру. Поддерживают эту температуру до полной готовности мази и в дальнейшем при фасовке ее в банки или тубы.

    Примечание:

- Мешалка якорная и лопастная постоянно работают, начиная с момента, когда уровень вазелина, засасываемого в аппарат, достигнет лопастной мешалки.

- При охлаждении смеси вазелин-парафин в аппарате, дополнительно включают еще одну мешалку (роторную), для качественного перемешивания и быстрого осаждения.

2) Смешение основы с лекарственными веществами.

    Расчетное количество ментола и метилсалицилата поочередно взвешивают на весах в оборотной таре.

    Охладив смесь в аппарате приготовления мази до температуры 35±5оС, через люк аппарата загружают ментол. Метил салицилат засасывают через фильтр, заправленный капроновой тканью, по шлангу вакуумом в аппарат приготовления мази.

    После чего содержимое аппарата перемешивают в течение 1 часа с помощью двух мешалок (якорной и роторной), продолжая поддерживать температуру в аппарате 35±5оС с помощью термостатной установки.

    Затем полуготовую мазь пропускают через роторно-пульсационный аппарат, для чего по необходимости включают побудительный насос. Мазь поступает в роторно-пульсационный аппарат, где она перетирается между дисками статора и ротора, затем через трубопровод возвращается снова в аппарат приготовления мази. И так циркулирует до готовности. Время перемешивания 1,5-2 часа.

    Все работы ведутся при герметично закрытом оборудовании и работающей приточно-вытяжной вентиляции.

Техника безопасности при приготовлении мази.

    В процессе приемки складирования, хранения и перевозки сырья и материалов полупродуктов, а также упаковки, маркировки и транспортировки готовой продукции.

    Сыпучее сырье и материалы должны поступать в исправной таре, соответствующей ГОСТу 12, 33000110082 с отсутствием повреждений в соответствии со спецификацией. Полученное сырье должно быть снабжено этикеткой, на которой ставится отметка в прохождении входного контроля качества и его результатах.

    Поступившее сырье хранится в помещении для хранения, изолированном от основного производства. Для предотвращения смешения и загрязнения сырья, предусмотрено отдельное помещение хранения и выдачи. К сырью обеспечивается свободный доступ персонала.

    Работающие на участке приготовления мази Бом-Бенге обеспечиваются спецодеждой и защитными средствами: халатами (комбинезонами), косынками (колпаками), тапочками, резиновыми перчатками, респираторами типа «Лепесток».

    Индивидуальные защитные средства должны находиться во время работы у работающего или на его рабочем месте. При работах, связанных с пылевыделением, работники должны пользоваться резиновыми перчатками и респираторами типа «Лепесток».

    По окончании работы, работающие на участке приготовления мази, должны принимать душ. Хранение и принятие пищи в производственных помещениях запрещается.

Техника безопасности, пожарная безопасность и производственная санитария.

    Производство мази Бом-Бенге осуществляется в соответствии с ФС 42-332-88, утвержденной общими правилами «взрывоопасности для взрывоопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».

    Неблагоприятными факторами, с гигиенической точки зрения, являются контакты рабочих с металлом и расплавленными вазелином и парафином.

    Для создания нормальных условий труда и безопасности работы, разработаны и отражены в данном разделе: «Общие требования к проведению процесса производства».

1. Технический режим производства выполнен с условием предупреждения пылеобразования и пыленакопления или предусмотрен их отвод.

2. Все производственные помещения снабжены приточно-вытяжной принудительной вентиляцией.

3. Система вентиляции воздуха производственных помещений выполнена в соответствии с требованиями СН ПII 33-75.

 4. Оборудование на стадии подготовки субстанций приготовления мази снабжено местным отсосом.

5. Вытяжные вентилирующие воздуховоды, оборудование к подготовке субстанций к приготовлению мази – заземленены.

6. Поступающее в производство сырье должно сопровождаться аналитическими паспортами. На упаковке должны быть этикетки с наименованием сырья и другими данными.

7. Запрещается использовать сырье без анализа и разрешения ОТК на использование в соответствии с НТД.

8. Допускается совместное хранение всех видов сырья, используемого в производстве мази Бом-Бенге.

9. Запрещается пользование открытым огнем в помещении для хранения.

Обязанности, правила и ответственность исполнителя.

Аппаратчик участка мазей несет ответственность за:

- качество выполняемой работы;

- чистоту рабочего места;

- соблюдение данной инструкции;

- правильное ведение технологического процесса и технологической документации приготовления мази;

- соблюдение правил техники безопасности;

- соблюдение правил промышленной санитарии и охраны окружающей среды;

- сохранность оборудования и средств КИПиА.

Аппаратчик участка мазей имеет право на:

- здоровые и безопасные условия труда;

- современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм;

- санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний.

Квалификационная характеристика аппаратчика

 3-4 разряда.

Аппаратчик должен знать:

- технологический процесс приготовления мазей;

- способы регулирования процесса по показателям контрольно-измерительных приборов и результатам химических анализов;

- устройство и принцип работы применяемого оборудования, методы подготовки оборудования к работе;

- физические и химические свойства используемого сырья;

- требования, предъявляемые к приготовленным на участке мазям по химическим показателям;

Аппаратчик должен уметь:

-  вести технологический процесс приготовления мази;

-  взвешивать на весах различные компоненты;

- регулировать процесс приготовления мазей по показателям контрольно-измерительных приборов и результатам химических анализов;

- отбирать пробы, регулировать параметры процесса, учитывать расход сырья, вести запись в операционном листе;

- стерилизовать аппараты, насосы, фильтры сжатого воздуха, фильтры пара;

- подготовить оборудование к ремонту и принять с ремонта.

Карточки-задания по теме «Технологический процесс производства мази».

Карточка №1

1. Подготовка сырья.

2. Смешение ингредиентов.

3. Процесс приготовления мазей.

Карточка №2

1. Подготовка сырья.

2. Технологический процесс приготовления мази «Бом-Бенге».

3. Расфасовка мази в тубы.

Карточка №3

1. Технологический процесс приготовления суппозиториев с метилурацилом.

2. Формирование свечей.

3. Упаковка.

Карточка №4

1. Технологическая схема производства мази «Бом-Бенге».

2. Примеры выпускаемой мази на ОАО «Биохимик».

3. Техника безопасности при работе на участке.

Карточка №5

1. Что такое мазь?

2. Охарактеризуйте мазь «Бом-Бенге».

3. Процесс приготовления мази «Бом-Бенге».

Список использованной литературы.

1. Перельман В. И. Краткий справочник химика. – М, 1994.

2. Государственная фармакопея. – М.: «Медицина», вып. 1,2. Изд-е 11.

3. Глушков Р. Г. Пусковой регламент на производство мази серной простой. – Саранск, 1996.

4. Физико-химические методы анализа. – М.: Изд-во «Химия», 1984.

5. Воскресенский П. И. Техника лабораторных работ. – М.:ГХИ.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ МАЗИ «БОМ-БЕНГЕ»

СМЕШЕНИЕ

ОСНОВЫ С ЛЕКАРСТВЕННЫМИ

ВЕЩЕСТВАМИ

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ МАЗИ

МЕТИЛСАЛИЦИЛАТ

МЕНТОЛ (МАСЛО МЯТЫ ПЕРЕЧНОЙ)

ПАРАФИНЫ НЕФТЯНЫЕ ТВЕРДЫЕ

ВАЗЕЛИН

ФАСОВКА И МАРКИРОВКА

ГОТОВАЯ МАЗЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема: «Требования к качеству блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных  изделий, оформление, отпуск, требования к качеству. Работа со Сборником рецептур."...

Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка застежки втачными планками»

Цель урока: Образовательная:  Научить обучающихся правильно с технологической ...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...

Методическая разработка урока производственного обучения

В данном разделе представлена методическая разработка урока...

Методическая разработка урока производственного обучения

Методическа разработка урока производственного обучения на тему: «МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕМОНТА ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СЕРИЙНОГО ТЕПЛОВОЗА ТЭП70»...

Методическая разработка урока производственного обучения

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА ТЕЛЕЖЕК МОДЕЛИ 18-100(ЦНИИ-Х3) В ОБЪЕМЕ ДЕПОВСКОГО РЕМОНТА»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...