Доклад "Среднее профессиональное образование и его актуальные проблемы"
материал на тему

Проблемы СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_srednee_professionalnoe_obrazovanie_.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия

                   «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум»

ДОКЛАД

на тему:

«Среднее профессиональное образование

и его актуальные проблемы»

                                                    Разработал:

                                                                             мастер производственного

                                                                             обучения Короткова С.А.

2016 года

 Президент Российской Федерации В.В.Путин дал понять, что нехватка высококвалифицированных кадров вышла на первое место, обогнав по значению другие серьёзные проблемы общества.

В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена, которые в объеме производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов.

 Спрос отечественного производства значительно опережает подготовку специалистов среднего звена. По этому поводу достаточно сказать, что пока только 15 процентов студентов готовятся по направлениям высокотехнологичных специальностей.

 Актуальная проблема обновления и развития основных фондов, её решение замедляет недостаточное финансирование учреждений среднего профессионального образования.  Поэтому ремонт учебных зданий и общежитий проводятся с большим трудом. Оборудование в учебных заведениях не соответствует современному уровню. Чтобы обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования,  остаточного ресурса недостаточно. Учебники и учебные пособия по техническим специальностям не в полной мере соответствуют задачам модернизации экономики .Экономика требует совершенствования ученых заведений. Уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения в среднем звене – самые низкие, что и служит главным тормозом инновационного развития и модернизации  учебно-воспитательного процесса.

Хотелось,  чтобы на производстве был четче определен статус молодых специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, а школы настраивались не только на решение задач высших учебных заведений, но и  помнили о том, что экономика в большей степени нуждается в кадрах среднего звена. Любая переподготовка молодых специалистов для государства и работодателей обернется дополнительными затратами.

Новый Закон ликвидировал профессиональные училища. Функции НПО передаётся в систему СПО. С одной стороны, это – хорошо, с другой – многие дети, которые поступали в училища, просто не способны усвоить программу среднего профессионального образования. Значит, мы их будем натаскивать, а не давать знания. Это приводит к снижению числа квалифицированных кадров.

Чтобы поставить колледжи и техникумы на твердую почву, их интегрировали в регионы. Это не освободило учебные заведения от проблем. Учреждения СПО должны учитывать условия местных рынков труда и ориентироваться на них. Экономика выиграет, если в республиках  правильно определят, в подготовку каких  специалистов стоит вкладывать средства.

Среди глобальных задач, которые сегодня стоят перед учреждениями СПО, прежде всего, переход на новые образовательные стандарты и подготовку преподавателей, способных качественно доносить до студентов содержание образования.

Стандарты третьего поколения основываются на компетентном подходе. Компетенции – это и способность человека применять знания и умения, ориентироваться в ситуации, складывающейся на рынке труда, решать те задачи ,работать с которыми непосредственно его учили. В стандартах реализован не просто компетентностный, а модульно-компетентностный подход. Речь идет об обучении конкретному виду профессиональной деятельности. При этом теоретическую часть студент осваивает при изучении междисциплинарного курса, и по любому профессиональному модулю обязательной является учебная или производственная практика.

Хотелось обратить внимание на воспитательную функцию профобразования. Мы все говорим о качестве подготовки специалистов, но никто не говорит о качестве подготовки патриота и гражданина. Мы  можем подготовить хорошего машиниста. А гражданина?

Ещё одна важнейшая проблема – кадры. Указ президента, предусматривающий повышение заработной платы в системе СПО до 2018 года, не стимулирует омоложение кадров в профессиональном образовании. Существенный уровень оплаты труда педагогов не привлекает специалистов молодого и среднего возраста. В результате преподавательский состав  в системе профобразования имеет запредельный средний возраст. Пока работают те, кто получает и пенсию, и зарплату. Отсюда и определенная закостенелость, отсутствие необходимой динамики.

Сложившаяся в прошлом веке система профподготовки уже не соответствует сформировавшемуся экономическому укладу страны, возросшим требованиям к масштабам и качеству подготовки кадров, и лидеры отечественного производства, видя остроту проблемы,  сами создают образовательные учреждения. Вложения в образование – самые выгодные вложения, которые государство может себе позволить. Давайте признаем, что нам нужно сохранить традиции фундаментальности нашего образования и откажемся от разговоров, что надо готовить исключительно политическую и экономическую элиту, что обществом движут 5-7 процентов граждан, и поймём, что образование должно быть качественным для всех. Пусть оно остаётся средним профессиональным, но будет только высшего качества.


Список использованной литературы

1. В.Дёмин «НПО и СПО: пора ответить на вопросы» // «Аккредитация в образовании » - 2009 год,  г. Москва

2. Интернет источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-podgotovki-spetsialistov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

http://проф-обр.рф/blog/2014-10-30-385

http://www.center-bereg.ru/l2448.html

http://inet21.com/nio_paragraf/metodicheskaja-masterskaja/3380/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС СПО. Актуальные проблемы образования

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Актуальные проблемы среднего профессионального образования

Современное общество диктует необходимость обучать, что должен знать и уметь человек, приступающий непосредственно к реальной профессиональной деятельности. Модернизация системы образования Росии треб...

Актуальные проблемы среднего профессионального образования.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения ими профессии, специальности  в соответствии с собственными интересами, способностями и социа...

"Актуальные проблемы современного профессионального образования"

статья, в которой описаны проблемы профессионального образования....

Актуальные проблемы образования в нaчaльнoй шкoлe

Анализ сoвpeмeннoгo сoстoяния пepвoгo звeнa систeмы oбщeгo oбpaзoвaния - Нaчaльнoй шкoлы, позволил выявить и oхapaктepизoвaть внeшниe (oбуслoвлeнныe сoциaльнo-экoнoмичeскими фaктopaми) и внутpeнниe (o...

Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"

Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...

Взаимосвязь обучения и воспитания в учреждениях среднего профессионального образования как психолого-педагогическая проблема

    Проблема психолого-педагогического ведения молодых людей, получающих профессиональное образование, от первых ступеней образования до выхода во взрослую жизнь, все актуальней. В ми...