«Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов»
учебно-методическое пособие на тему

Клементьева Ирина Николаевна

Самостоятельная работа является одной из форм организации обучения. Ее роль в современном образовании возрастает с введением ФГОС СПО нового поколения. В программах и профессиональных модулях организация самостоятельной работы студентов занимает приоритетную позицию. Идет не формальное увеличение часов на самостоятельную работу, а организации процесса обучения на деятельностной основе, обеспечивающих субъективную позицию студента, формирование у него опыта практической деятельности, а на его основе – овладения профессиональными и общими компетенциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_obespechen._studentov_dlya_samost_raboty.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

профессионального образования Республики Мордовия

«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум

имени А.П. Байкузова»

 «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов»

Специальность  23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте

Преподаватель  Разживина И.Н.

 «… знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно»

А. Дистервег

 «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов»

Самостоятельная работа является одной из форм организации обучения. Ее роль в современном образовании возрастает с введением ФГОС СПО нового поколения. В программах и профессиональных модулях организация самостоятельной работы студентов занимает приоритетную позицию. Идет не формальное увеличение часов на самостоятельную работу, а организации процесса обучения на деятельностной основе, обеспечивающих субъективную позицию студента, формирование у него опыта практической деятельности, а на его основе – овладения профессиональными и общими компетенциями.

Увелияние роли СРС означает пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, т. к. в стандарте ФГОС СПО в пункте 7.1. указывается обеспечение образовательным учреждениям эффективной самостоятельной работы студентам в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.

Самостоятельная работа становится основой организации образовательного процесса, так как данная форма обучения обеспечивает реализации субъективной позиции студента, т. к. требует от него высокой самоорганизации и самостоятельности.

Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана ОУ деятельность обучающихся по освоению содержания ОК и ПК, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Цель самостоятельной работы - формирование у обучающихся ОК и ПК, обеспечивающих развитие у них способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Специфика самостоятельной работы обучающегося как формы обучения заключается в том, что ее основу составляет работа обучающихся над определенным учебным заданием в специально предоставленное для этого время (на уроке и во внеурочное время); обучающийся сам выбирает способы выполнения задания, непосредственное фактическое участие преподавателя в руководстве самостоятельной работой отсутствует, но есть опосредованное управление преподавателем самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся (на основе инструктажа, консультаций, рекомендаций); обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих действий.

Самостоятельная работа обладает огромным образовательным потенциалом, поскольку в ее ходе происходит систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умения работать с различными видами информации, умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развиваются познавательные способности и активность обучающихся; формируются такие качества личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; воспитывается самостоятельность как личностное качество будущего рабочего и специалиста.

Знание видов классификации самостоятельной работы позволяют преподавателю более эффективно сконструировать или подобрать задания для самостоятельной работы в соответствии с решаемыми образовательными задачами.

Виды самостоятельных работ:

1. По дидактической цели:

самостоятельная работа обучающихся по овладению новыми знаниями, овладению умением самостоятельно приобретать знания: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарем и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио - и видеозаписей,компьютерной техники, Интернета и др.;

самостоятельная работа обучающихся по закреплению и систематизации полученных знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа с учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио - и видеозаписей и т. д.); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование и др.); подготовка сообщений, докладов, рефератов, составление библиографии, тематических кроссвордов; составление тематического портфолио; составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой; подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; анализ современного опыта в профессиональной сфере и др.);

самостоятельная работа обучающихся по формированию практических умений (основного компонента компетенций): решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделиование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); разработка проектов; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам; проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио-, видеотехники и др.

http://pandia.org/pics/images/da.gif

2. По времени и месту проведения:

аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия (конспектирование и работу с книгой, документами и первоисточниками; доработку и оформление записей по лекционному материалу; проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации; выполнение рефератов; подготовку к семинарам, конференциям, конкурсам; участие в проведении различных исследований и обработке их данных; анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме; подготовку к деловым играм; выполнение курсовых, дипломных работ и др.

З. По нарастанию продуктивного и творческого начал в заданиях и деятельности обучающихся:

воспроизводящая (репродуктивная) самостоятельная работа, предполагающая знания-копии и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

реконструктивная самостоятельная работа, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично изменённой ситуации;

эвристическая (частично-поисковая) самостоятельная работа, которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

творческая самостоятельная работа, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

4. По характеру учебной деятельности в процессе решения различных учебных задач выделяются следующие виды самостоятельных работ:

выполнение (изготовление): лабораторных работ, операций, приемов; чертежей, эскизов, рисунков, набросков; таблиц, графиков; наглядного материала, макетов, моделей, деталей, установок; схем, их элементов; проектов, специальных заданий; контрольных работ, расчетов заданий; конспектов, тезисов, опорных конспектов и др.

составление, формулировка: задач, примеров; кроссеордов, ребусов, загадок; докладов, рефератов, сообщений, разработок; рецензий, отзывов, выводов; формул, зависимостей, характеристик; таблиц, графиков; контрольных вопросов, заданий и т. д.;

- анализ, рецензия, исследование: ситуаций, проблем, положений; условий, методов и способов работы (производство); итогов работы, операций, действий, их качества и эффективности и др.;

изучение, применение, использование, тренинг: учебного материала; наглядных пособий, дидактического материала; оборудования, приборов, ЭВМ, счетной и компьютерной техники и др.

5. По количеству обучающихся:

фронтальная самостоятельная работе (Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности обучающихся состоят в следующем: выполняется общее для всех задание; преподаватель дает общий инструктаж к выполнению заданий; используются общие приемы организации и руководства дальнейшими действиями обучающихся. При фронтальной СР главную роль играет коллективный анализ выполняемых заданий, анализ типичных ошибок, допускаемых обучающимися в процессе выполнения работы);

- групповая самостоятельная работа (до 5 человек);

- парная самостоятельная работа (успешно использовать для совместной проработки материала у учебника, документа, для взаимной проверки письменных упражнений и т. д.);

- индивидуальная самостоятельная работа (Под индивидуальной СР предусматривается обязательное личное выполнение заданий, исключается сотрудничество обучающихся. К особенностям выполнения индивидуальных самостоятельных работ можно отнести возрастание роли самого обучающегося в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения, возможность сотрудничества обучающегося с преподавателем при выполнении трудоемких заданий).

6. По видам деятельности, в которые включается обучающийся:

- учебно-познавательная;

- научная (научно-исследовательская)

- социальная.

Уровни самостоятельной работы по Г. Ю. Титовой

Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизведение информации.

Второй уровень - самостоятельные работы по образцу.

Третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы.

Четвертый уровень - эвристические самостоятельные работы.

Пятый уровень - творческие (исследовательские) самостоятельные работы.

Проектирование самостоятельной работы студентов

Внедрение ФГОС СПО нового поколения в образовательных учреждениях требует четкого проектирования системы организации самостоятельной работы студентов.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, планируется в рабочем учебном плане, распределяется в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулях. С ориентировочным распределением по разделам и темам.

При планировании самостоятельной работы необходимо сначала определить вид работ. Более целесообразно при планировании СР указывать не виды, а примерную тематику СР и по ПМ и учебным дисциплинам. При этом тематика должна представляться в «задачной» формулировке. Например: «Оформление фрагмента занятия по образцу»; «Разработка праздника»; «Моделирование конспекта урока нестандартной формы»; «Составление системы работы по нравственному (трудовому) воспитанию» и т. п.

Одним из сложных и трудоемких этапов при планировании и проектировании самостоятельной работы обучающихся является конструирование (разработка) заданий.

Требования к заданиям по СР студентов.

Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям формирования общих и профессиональных компетенций, отражать содержание дисциплины, ПМ (МДК), предусматривать все уровни: ознакомительный, репродуктивный, продуктивный, в том числе должны быть задания с применением компьютерных технологий. Для разработки заданий для самостоятельной работы различных уровней сложности необходимо иметь в виду различные подводы к ее классификации.

Задания должны предполагать разнообразные формы и методы самостоятельной работы для придания, ей дифференцированного и вариативного характера и более полного учета индивидуальных возможностей, потребностей и интересов обучающихся. Нужно увеличить число заданий для самостоятельной работы, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций. Нужно также расширять самостоятельную работу, проводимую вформе учебно-профессиональной деятельности (учебная и производственная практика) обучающихся.

В рамках компетентностной модели образования задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер. Обучающимся в качестве домашнего задания следует предлагать не просто прочитать и пересказать учебный материал. Целесообразно, предложив новое учебное содержание как исходный материал, дать задание переработать, трансформировать его в определенного рода продукт с помощью тех или иных средств и операций, при опоре на некоторые знания и когнитивные умения. Усвоение знаний при этом становится необходимым условием (средством) решения конкретной учебно-профессиональной задачи (проблемы).

В соответствии с уровнями освоения учебного материала виды заданий для СР могут быть:

1) ознакомительные - конспектирование литературы;

2) репродуктивные - написание контрольной работы;

3) продуктивные - подготовка эссе.

Задания должны быть ориентированы на организацию продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся, при которой задания не даются в готовом виде, а «открываются» студентами самостоятельно в процессе работы с учебно-профессиональными ситуациями.

Виды заданий

1. При составлении фонда заданий могут быть использованы различные варианты конструкторов учебно-познавательных заданий для самостоятельной работы (см. Таблицу).

http://pandia.ru/text/78/434/images/image001_15.jpg

наибольшую дидактическую ценность имеют учебно-познавательные задания:

— с недостаточным условиями, когда часть информации необходимо найти в справочной литературе, сети Интернет, путем анкетирования, интереьюирования и т. д.;

— с избыточными условиями, в которых (как и в реальной жизни) много ненужной информации и требуется отделить значимую информацию от шума (выбрать только то, что нужно для выполнения задания);

— с несколькими вариантами решения (оптимальный вариант выбирается по заданному или самостоятельно сформулированному обучающимся основанию/критерию).

2. Такие общие компетенции, как осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности), формируются в условиях работы с заданиями на обработку информации. К ним можно отнести:

— задания на передачу информации (подготовка докладов, сообщений по теме, плакатов, презентаций М$ Роwer Роint к учебному материалу, учебных пособий по теме и т. д.);

— задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование, рейтингование);

— задания на перекодировку информации (составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту и наоборот);

— задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из перво-источников или из учебных материалов;

— задания на обобщение и/или оценку (рецензирование) материалов дискуссии, обсуждения, состоявшихся на аудиторном занятии;

— задания на решение ситуационных задач и работа с учебными кейсами, в том числе и с представлением кейсов на электронных носителях (мультимедиа-презентации) или в виде web-публикации в Интернете.

3. Ведущими типами заданий являются: задачи на рефлексию профессиональной деятельности; проектно-конструкторские; коммуникативные и исследовательские задания.

Проиллюстрируем вышесказанное примерами заданий, разработанных Е. С. Тришиной, преподавателем педагогики Мариинского педагогического колледжа Кемеровской области:

— Составить компьютерную презентацию по теме «Обучение детей раннего и дошкольного возраста.

— Защита сообщения из интернет-источника по изучаемой теме (по выбору студента, с обязательным сообщением сайта) и др.

— Смоделировать конспект урока нестандартной формы.

— Смоделировать домашнее задание.

— Сделать самоанализ психолого-педагогической практики: эффективность методов, приемов и средств воспитания.






— Решить педагогическую задачу по применению методов, приемов и средств воспитания.

— Подобрать материал из периодической печати и из художественной литературы и составить задачу по теме «Закономерности и принципы воспитания.

— Составить систему работы по нравственному (трудовому, гражданскому и т. д.) воспитанию.

— Составить компьютерную презентацию для школьников на тему Необходимо регулярно готовить домашнее задание.

— Аналитический разбор научной публикации по заранее определенной преподавателем теме.

— Составить тезаурусное поле и др.

Для формирования общих и профессиональных компетенций задания на самостоятельную работу должны быть оформлены как практические (в том числе - проектные) задания. Практическое задание представляет собой набор организованных определенным образом требований (задач) по выполнению трудовых операций и действий, соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Практические задания, которые используются на практических занятиях, учебной практике, могут быть связаны с изготовлением какого-либо изделия или другого материального продукта.

Проектное задание - это связанная общей профессионально-трудовой ситуацией и «сюжетной линией). Одним из видов проектных заданий являются курсовые работы.

Методика организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

В ФГОС нового поколения на внеаудиторную работу отводится не менее трети бюджета времени обучающегося - 18 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, часть времени, по требованиям модульно-компетентностного подхода, отводимого на аудиторные занятия, также включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

Задачи организации СР состоят в том, чтобы:

- мотивировать обучающихся к освоению учебных программ; повысить ответственность обучающихся за свое обучение;

- способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;

- создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Основным в организации самостоятельной работы обучающихся является создание условий для высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся в аудитории и вне ее входе всех видов самостоятельной учебной деятельности:

— Мотивирование студентов на выполнение самостоятельных учебных заданий.

— Четкое и полное информирование студентов о сущности предстоящей самостоятельной работы.

— формулирование цели СР (ожидаемый результат).

— формулирование условий выполнения СР.

— информирование о средствах для выполнения СР и возможности их использования, трудоемкости СР.

— информирование о формах отчетности, объеме работы и сроках выполнения СР (графики).

— предъявление образцов оформления СР и ее результатов.

- предъявление критериев оценки результатов СР.

— информирование о формах контроля и самоконтроля.

— оказание консультационной помощи (индивидуальной и групповой) по ходу выполнения СР, в том числе через взаимодействие в сети Интернет.

— дифференциация и индивидуализация самостоятельной работы, ориентация на уровень подготовки обучающихся, на ранее приобретенный опыт: ориентация на особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и т. п.), ориентация на особенности характера и темперамент личности обучающегося.

— создание достаточного числа регулярно обновляемых заданий нового поколения для самостоятельной работы.

Методика организации самостоятельной работы обучающихся зависит от структуры, характера и освоенностей изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности.

Процесс организации самостоятельной работы обучающихся включает в себя следующие этапы:

— подготовительный (планирование самостоятельной работы, определение целей, форм, способов и принципов выполнения заданий и контроля за самостоятельной работой обучающихся, подготовка методических рекомендаций, необходимого оборудования, списка литературы, диагностика уровня подготовленности обучающихся);

— основной (организация самостоятельной работы обучающихся, обеспечение использования ими приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения знаний, фиксирования результатов, само - организации процесса работы, определяются цели индивидуальной и групповой СР обучающихся; проводятся индивидуально-групповые установочные консультации: устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов, обеспечивается положительная мотивация деятельности; происходит проверка промежуточных результатов; организация самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверка в соответствии с выбранной целью);

— заключительный (контрольно-оценочный) (оценка значимости и анализ результатов самостоятельной работы, их систематизация, оценка эффективности самостоятельной работы, выводы о направлениях ее оптимизации).

Аудиторная самостоятельная работа

Аудиторная самостоятельная работа реализуется на учебных занятиях: при проведении практических и лабораторных занятий, семинаров, на уроках, во время чтения лекций.

В начале самостоятельной работы на учебном занятии преподавателю необходимо:

- обозначить тему занятий и познакомить с инструкцией;

- провести краткую беседу, нацеливая обучающихся на связь темы самостоятельной работы с базовыми знаниями, умениями и навыками, общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения задания;

- четко контролировать ход работы и при необходимости помогать обучающимся (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий и т. п.);

- подведение итогов занятия по выполнению самостоятельной работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию, при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым материалом;

- формирование общетрудобых и профессиональных умений;

- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие самостоятельности мышления;

- формирование волевых черт характера, способности к самоорганизации.

Все виды самостоятельных работ, перечисленные выше, можно отнести и к внеаудиторной самостоятельной работе.

Дополнительно можно отнести следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

- работа в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т. п.:

- участие в работе факультативов, спецсеминаров и т. п.:

- участие в научной и научно-методической работе ОУ.

- творческих заданий межпредметного характера с элементами научного исследования.

Самостоятельная работа в интернете с использованием средств ИКТ

Формы организации СР с использованием средств ИКТ:

1. Поиск и обработке информации:

- написание реферата-обзора;

- рецензия на сайт по теме;

- анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание;

- написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента;

- составление библиографического списка;

- подготовка фрагмента практического занятия;

- подготовка доклада по теме;

- подготовка дискуссии по теме;

- работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным е сети.

2. диалог в сети:

- обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы; общение в синхроннной телеконференции (чате) со специалистами или обучающимися других групп или ОУ НПО, СПО, изучающими данную тему;

- обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции;

- консультации с преподавателем и другими обучающимися через отсроченную телеконференцию.

3. Создание web - страниц и web - квестов:

- размещение выполненных рефератов и рецензий на сейте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме;

- публикация библиографий по теме;

- создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах;

- создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сейте курса.

Web-Quest – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы Интернета (образовательный проект, основанный на поиске информации).

Web-квестом называется специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам.

Впервые концепция образовательного Web-Quest была представлена преподавателем университета Сан-Диего Берни Доджем иТомом Марчем в 1995 году. Учителя всего мира используют эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. Наибольшее распространение модель получила в Бразилии, Испании, Китае, Австралии, Голландии и Америке. Дизайн (структура) веб-квеста предполагает рациональное планированное времени учащихся сфокусированного не на поиске информации, а на её использовании.

Web-Quest - это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:

1.  Наличие проблемы, которую нужно решить.

2.  Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой учащихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.

3.  Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.

Web-Quest способствует:

Поиску Интернет информации, которую поручает учащимся учитель. Развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации. Развитию компьютерных навыков учащихся. Повышению их словарного запаса. Поощрению учеников учиться независимо от учителя.

Типы Web-Questоv:

·  для кратковременной работы с целью углубления знаний и их интеграции, рассчитаны на одно-три занятия (результат – дискуссия, круглый стол, небольшая презентация);

·  для длительной работы с целью углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год (результат – мультимедийные веб-квесты, содержащие тексты, фото, графики, видеоклипы, мультимедийные презентации).

Виды заданий для Web-Questоv по Б. Доджу:

пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из различных источников в новом формате: создание презентации, рассказа, плаката;

анализ – поиск и систематизация информации;

компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

оценка – обоснование определённой точки зрения по проблеме;

детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основании противоречивых фактов;

убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий;

самопознание – любые аспекты исследования личности;

журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

творческое задание – создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика, написание истории;

научное исследование – изучение различных явлений, открытий, фактов, на основе уникальных онлайн-источников.

создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающего обучающихся согласиться или не согласиться с мнением автора.

Структура Web-Questa:

1.  Введение – формулировка проблемы, описание темы и цели веб-квест – проекта, обоснование его ценности.

2.  Задание - распределение ролей, обязанностей участников проекта, определение формы представления конечного результата, условий его оптимального достижения.

3.  Выполнение – описание процедуры (этапов) работы, ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации, а также вспомогательные материалы, которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом).

4.  Оценивание – представление критериев и параметров оценки работы над веб-квестом.

Критерии оценки Web-Questa:

оригинальность;

- качество аргументации;

- проявление навыков работы в микрогруппе;

- качество письменного текста;

- качество устного выступления.

Контроль и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся

Организация системы контроля самостоятельной работы студентов является важным условием эффективности самостоятельной работы.

Формы контроля:

-текущий контроль

- решение ситуативных задач по профессии

- конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно

- представленный текст контрольной работы

- отчёт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур и т. п.;

- тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме

- рейтинговая система оценки знаний обучающихся по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса;

- отчёт о учебно-исследовательской работе (о этапе, части работы и т. п.);

- статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т. п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации образовательного учреждения;

- представление изделия или продукта творческой деятельности.

- интернет конференции

- обмен информационными файлами

семинарские занятия

- электронные презентации

- защита творческих работ и т. п.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Одним из условий эффективной СР студентов является разработка методического обеспечения включающая в себя:

Составление графиков самостоятельной работы, содержащих перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней.

Разработку учебно-методического комплекта для обеспечения самостоятельной работы: теоретический материал, тексты заданий, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы; карточки с алгоритмами и образцами выполнения заданий; рабочие тетради, инструкционно-технологические карты по выполнению практических занятий; электронные материалы; методические пособия, указания, рекомендации по выполнению заданий, практических, контрольных работ, курсовых проектов (работ); а также указать требования к контролю и оценки уровня сформированности компетенций обучающихся в области самообразования и выстраивания индивидуальных траекторий обучения (постановки учебных задач, планирования процесса самообучения, осуществления самоконтроля за результатами такого обучения и др.).

Разработку средств диагностики эффективности и учета СР и др. (для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы такой комплект может быть различным).

Важную роль при организации самостоятельной работы имеют четко и грамотно составленные методические указания обучающимся.

- Методические указания для обучающихся по самостоятельной работе содержат целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логические схемы по изучаемым темамсписки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, профессионального модуля, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые обучающийся может выполнять целевые виды деятельности (предлагаемые на практических, семинарских, лабораторных занятиях), алгоритмы деятельности обучающихся при выполнении полученных заданий на практических занятиях; требования к результатам выполнения заданий и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме "Гестозы" по специальности "Сестринское дело".

В разработке даны рекомендации по самостоятельной подготовке студента, используя материлы лекции и рекомендуемой литературы, к практическому занятию по теме "Гестозы"...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Шоковые состояния

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Шоковые состояния...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов «Рабочая тетрадь по психологии»

Учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь по психологии» разработано для студентов 3 курса медицинского колледжа специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка) и позволяет оптимально...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: "Дыхательная система человека"

Учебно-методическое пособие для самостоятеьной работы по теме "Дыхательная система" особенно поможет студентам, пропустившим занятия. Также пособием могут воспользоваться и студенты для сист...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Менеджмент"

Учебно - методическое пособие разработано для изучения учебного курса дисциплины «Менеджмент» на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям  СПО...

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

АннотацияУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02. Акушерское дело по дисциплине «Анатомия и физ...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02. Акушерское дело по дисциплине «Анатомия и физиология человека»

Уважаемые студенты!Перед вами учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Анатомия и физиология человека» с практическими и творческими заданиями по всем разделам...