рабочая программа по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" для профессии 23.01.10 "Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава"
рабочая программа на тему

 

Программа учебной дисциплины разработана по рабочей профессии среднего профессионального образования 23.01.10 "Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава"  в соответствии примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»  (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.).

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 255 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 170 часов;

самостоятельной работы обучающегося 85 часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_sr-15_obshchestvoznanie_255_chasov_170_auditornyh.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Минераловодский колледж железнодорожного транспорта»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание (включая экономику и право)

по рабочей профессии

23.01.10 "Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава"

Базовая подготовка среднего профессионального образования

Минеральные Воды, 2015

Программа учебной дисциплины разработана по рабочей профессии среднего профессионального образования 23.01.10 "Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава"  в соответствии примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»  (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.).

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Минераловодский колледж железнодорожного транспорта»

Разработчик:

Викулина И.В. -  преподаватель ГБОУ СПО  «Минераловодский колледж железнодорожного транспорта»

                

Рассмотрена на заседании П(Ц)К общеобразовательных,

общих гуманитарных  и социально-экономических

дисциплин  протокол № _____    «_____»___________2015г.

Председатель ___________   _________________________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» является частью основной профессиональной образовательной программы по рабочей профессии 23.01.10 "Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава" .  

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых для специальностей СПО технического профиля профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        Содержание программы «Обществознание (включая экономику и право)» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
  • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
  • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
  • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
  • формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

        Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
  • развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
  • деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе, в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 255 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 170 часов;

самостоятельной работы обучающегося 85 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

255

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

170

в том числе:

     практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

в том числе:

подготовка сообщений, презентаций, решение задач, подготовка к тестированию, экзамену

85

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

2

2

Раздел 1. Человек и общество

64

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Содержание учебного материала

12

  1. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности.
  2. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
  3. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение.
  4. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
  5. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия.
  6. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие.  Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление опорного конспекта по вопросу «Гражданские качества личности»

2. Выполнение реферата «Цель и смысл человеческой жизни»

3. Составление таблицы «Виды конфликтов»

4. Составление схемы «Типы мировоззрения»

8

1.2. Общество как сложная система

Содержание учебного материала

6

2

  1. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
  2. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
  3. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
  4. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
  5. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления.
  6. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка доклада «Я или мы: взаимодействие людей в обществе»

2

Практическое занятие № 1 «Основные институты общества»

2

1.3. Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала

2

1. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Работа над сообщением «Особенности молодежной субкультуры».

2. Составление схемы «Учреждения культуры»

3. Подготовка реферата «Современная массовая культура: достижение или деградация?»

6

Тема 1.4.

Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала

  1. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
  2. Образование как способ передачи знаний и опыта. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования.
  3. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования.
  4. Профессиональное образование.

8

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата: Роль образования в жизни современного человека и общества.

2

Тема 1.5.

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

  1. Мораль. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть.
  2. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
  3. Религия как феномен культуры. Мировые религии.
  4. Религия и церковь в современном мире.
  5. Религиозные объединения Российской Федерации.
  6. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

12

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата «Свобода совести»

2

Практическое занятие № 2 «Основные принципы и нормы морали»

2

Раздел 2. Экономика

54

Тема 2.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Содержание учебного материала

8

2

  1. Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство.
  2. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
  3. Разделение труда, специализация и обмен.
  4. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов:

  • Экономика современного общества.
  • Главные вопросы экономики.

8

2.2.        Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Содержание учебного материала

12

  1. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Производительность труда.
  2. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок.
  3. Основы менеджмента и маркетинга.
  4. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
  5. Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
  6. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

2

Самостоятельная работа обучающихся: составление конспекта «Издержки, выручка, прибыль.» Структура современного рынка товаров и услуг.

2

Тема 2.3

Рынок труда и безработица

Содержание учебного материала

8

  1. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
  2.  Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель.
  3. Защита прав потребителя.
  4. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовка рефератов:

2. Составление таблицы «сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах»

8

Практическое занятие № 3 «Причины безработицы и трудоустройство»

2

Тема 2.4

Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Содержание учебного материала

  1. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
  2. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление конспекта «Глобальные экономические проблемы»

2

Раздел 3. Социальные отношения

42

Тема 3.1

Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала

8

  1. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.
  2. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
  3. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
  4. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление конспекта: Я и мои социальные роли

2

Тема 3.2

Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала

10

  1. Социальный контроль.
  2. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
  3. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
  4. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
  5. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации «Опасность наркомании, алкоголизма»

4

Практическое занятие № 4 «Социальные конфликты»

2

Тема 3.3.

Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала

6

  1. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
  2. Семья как малая социальная группа. Семья и брак.. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака.
  3. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовка презентации «Современная молодежь: проблемы и перспективы»

2. Подготовка доклада «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации»

6

Практическое занятие № 5 «Межнациональные конфликты»

2

Практическое занятие № 6 «Семья в современной России»

2

Раздел 4. Политика

30

Тема 4.1.

Политика и власть. Государство в политической системе

Содержание учебного материала

8

  1. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.
  2. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Особенности функционального назначения современных государств.
  3. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
  4. Правовое государство, понятие и признаки.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовка презентации «Внутренние и внешние функции государства.»

2. Подготовка доклада «Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы»

6

Практическое занятие № 7 «Формы государства»

2

Тема 4.2.

Участники политического процесса

Содержание учебного материала

8

  1. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
  2. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
  3. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
  4. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовка доклада «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»

2

Практическое занятие № 8 «Политическое участие»

2

Практическое занятие № 9 «Избирательное право в РФ»

2

Раздел 5. Право

63

Тема 5.1.

Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала

  1. Юриспруденция как общественная наука.
  2. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.
  3. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  4. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.
  5. Юридическая ответственность и ее задачи.

10

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление конспекта «Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право»

8

Тема 5.2.

Основы конституционного права Российской Федерации

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.

16

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление конспекта «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.»,

«Местное самоуправление»

5

Тема 5.3

Отрасли российского права

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор.. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

6

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовка реферата «Право на интеллектуальную собственность»

2. Составление конспекта «Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения», «Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях»

12

Практическое занятие № 10 «Права и обязанности человека и гражданина»»

2

Практическое занятие № 11 «Трудовое право»

2

Практическое занятие № 12 «Уголовное право»

2

Всего:

255

        


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся,

рабочее место преподавателя,

комплект учебно-наглядных пособий и плакатов,

раздаточный материал: первоисточники и основные нормативно-правовые акты.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением

мультимедийный  проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

  • Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
  • Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
  • Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
  • Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
  • Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.

Для преподавателей

  • Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
  • Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
  • Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
  • № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  • Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
  • № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
  • Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
  • № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
  • Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
  • № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
  • Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
  • Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
  • Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
  • № 15. — Ст. 766.
  • Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
  • Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
  • Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
  • Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
  • Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
  • Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.
  • Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
  • Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
  • Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверж- дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Интернет-ресурсы

  • www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
  • www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
  • www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
  • www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
  • www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
  • развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

наблюдение и оценка выполнения практических занятий. решение задач.

метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
  • деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

наблюдение на практических занятиях, оценка практических работ, решенных задач, тестов, презентаций или сообщений.

предметных:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе, в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

наблюдение на практических занятиях, оценка практических работ, решенных задач, тестов, презентаций или сообщений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)

Рабочая программа  учебной дисциплины «Обществознание» может быть использована при реализации других основных образовательных программ СПО, предполагающих реализацию программ среднего общего обра...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 04. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)(ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии    08.01.14     Монт...

Задания для текущего контроля по предмету «Обществознание (Включая экономику и право)». Для профессий технического профиля

Данный материал является частью ФОС , а именно текущего контроля по предмету "Обществознание". Задания могут быть использованны как  для проведения рефлексии на теоретических уроках, та...

Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право)

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов специальности 51.02.01 Народное художественное творчество: по виду «Хореографическое творчество».

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание», реализующая федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

Рабочая программа по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" по профессии "СПО 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства"

   Программа разработана на основе примерной  общеобразовательной программы учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право) для профессиональных образовательных орг...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики" группа Т-33 специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики" группа Т-33 специальность 23.02.03  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»    ...