Методическая разработка
методическая разработка на тему

Методическая разработка "Опиливание металла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrab_opilivanie_metalla.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия  «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум им.А.П.Байкузова»

                                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока производственного обучения на тему:

«Опиливание металла»

 

                                               Составил: мастер производственного обучения                                                                        

                                Короткова С.А.

                                                    2016г.

Рассмотрено, обсуждено                                                       Утверждаю:

утверждено на заседании  ЦК №1                                  Зам.директора по УПР

                                                                                            _________Паркина Н.В.

Председатель ЦК №1                                        

___________В.М.Курдюкова                                                                                                                                          

                                     Содержание

1.Введение

2.Характеристика темы

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

4.Примерные критерии и оценки

5.План – конспект урока производственного обучения

6.Заключительный инструктаж

7.Список используемой литературы

8.Рецензия

1.Введение

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09 « Машинист локомотива».  

Производственное обучение проводится в учебных мастерских.

В результате прохождения производственной практики по слесарному делу обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии « Машинист локомотива».

    В период прохождения производственной практики ведется следующая документация:

-журнал производственного обучения;

-технологическая карта урока производственного обучения;

-график перемещения по рабочим местам;

-протоколы по охране труда и техники безопасности.

2.Характеристика темы.

   В современном машиностроении роль слесарных работ чрезвычайно велика: ни одна машина, механизм или прибор не могут быть собраны и отрегулированы без участия слесарей.

  Слесарные работы применяются в различных видах производства , их объединяет единая технология выполнения операций, к которым относятся разметка, рубка, правка и гибка, резка, опиливание, сверление, зенкование и зенкерование, развертывание отверстий. Нарезание резьбы, клепка, шабрение, распиливание и припасовка, притирка и доводка, пайка, лужение и склеивание.                                                                                                                                                                         В результате применения механизированного инструмента, приспособлений и станочного оборудования в профессии машиниста электровоза  требуется знания и умения слесарных работ. В слесарных мастерских  располагается  оборудование индивидуального и общего пользования. К оборудованию индивидуального пользования относятся верстаки с тисками. К оборудованию общего пользования относятся: сверлильные и простые заточные станки, поверочные и разметочные плиты, винтовой  пресс, ножовочный станок, ножовочный станок, плиты для правки и другое оборудование.

   Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опилочных станках. Напильниками слесарь придает деталям требуемую форму и размеры, производит пригонку деталей друг к другу, подготавливает кромки деталей под сварку и выполняет другие работы. С помощью напильников обрабатывают плоскости, криволинейные поверхности, пазы, канавки, отверстия любой формы, поверхности, расположенные под разными углами и т.п.

3.Рекомендации по подбору учебно-

производственных работ

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно-воспитательная работа мастера при обучении обучающихся на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.

4.Примерные критерии оценки

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся.  Основными общими показателями качества усвоения обучащимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

правильность приемов работы и рациональность организации труда и            

рабочего места;

          учебно-производственных работ;

выполнение установленных количественных показателей;

степень самостоятельности выполнения задания.

5.План – конспект урока

урока производственного обучения

Тема программы: «Слесарное дело»

Тема урока: «Опиливание металлов»

Цели урока: образовательная – научить обучающихся точно и аккуратно выполнять операции по опиливанию металлов;                                                                                   развивающая – развить мышление у обучающихся правильности выполнения слесарных работ;

 воспитательная – привить обучающимся  внимательность и грамотность  пользования инструментом;

  методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.

                                                ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

       Проверка наличия обучающихся.

    2.Вводный инструктаж.

 Вопрос №1. Какие виды напильников применяются для опиливания металла?

   Напильник представляет собой стальной брусок определенного профиля и длины,  на поверхности которого имеются насечки, образующие впадины и острозаточенные зубцы, имеющие в сечении форму клина. Существуют напильники с насеченными зубьями, с одинарной, двойной, рашпильной, дуговой насечками.

Вопрос №2.Классификация напильников и их типы.

   По назначению напильники подразделяют на следующие группы: общего назначения; специального назначения; надфили; рашпили; машинные.

   По числу насечек, приходящихся на 10 мм длины, напильники подразделяют на шесть классов, а насечки имеют номера 0, 1, 2, 3, 4, и 5.

   К первому классу относят напильники №0 и 1,называюемые драчевыми для грубого опиливания.

   Ко второму классу относят напильники с насечкой  №2 и 3, называемые личными для чистого опиливания.

   К третьему, четвертому, пятому и шестому классам относят напильники с насечкой №4 и 5, называемые бархатными, которые служат для окончательной обработки и доводки поверхностей.

   Напильники делятся на следующие типы: А – плоские, Б – плоские остроносые, В – квадратные, Г – трехгранные, Д – круглые, Е – полукруглые, Ж – ромбические, З – ножовочные.

Вопрос №3. Какие существуют виды опиливания? 

   Опиливание наружных плоских поверхностей начинают с проверки припуска на обработку, который мог бы обеспечить изготовление детали в соответствии с чертежом.

   При опиливании плоских поверхностей используют плоские напильники – драчевой и личной. Сначала опиливают одну широкую поверхность, затем вторую параллельно первой и т.д. Стремятся к тому , чтобы опиливаемая поверхность всегда находилась в горизонтальном положении. Опиливание ведут перекрестными штрихами.

   Опиливание поверхностей угольника,  расположенных под прямым углом, связано с пригонкой внутреннего угла и спряжено с некоторыми трудностями. Выбрав одну из поверхностей в качестве базовой, опиливают начисто, а затем обрабатывают вторую поверхность под прямым углом к базовой.

   Опиливание цилиндрических заготовок. Цилиндрический стержень сначала опиливают на квадрат, в размер сторон которого должен входить припуск на последующую обработку. Затем у квадрата опиливают углы и получают шестигранник, из которого опиливанием изготавливают шестигранник; в процессе дальнейшей обработки получают цилиндрический стержень требуемого диаметра.

   Опиливание вогнутых и выпуклых (криволинейных)  поверхностей. Многие детали  машин имеют выпуклую или вогнутую форму. При опиливании и распиливании криволинейных поверхностей выбирают наиболее рациональный способ удаления лишнего металла. В одном случае требуется предварительное выпиливание ножовкой, в другом – высверливание, в третьем - вырубка и т.д. Слишком большой припуск на опиливание ведет к большому расходу времени на обработку. А слишком малый часто приводит к браку деталей.

Вопрос №4.Механизация опилочных работ.

   Механизация опилочных работ является одним из путей повышения производительности труда и культуры производства. Механизация осуществляется в основном применением ручного электрического и пневматического инструмента, а также опилочных машинок и станков.

   Универсальные переносные машинки служат для зачистки и полирования опиленных поверхностей шлифовальными шкурками. Шлифовальную шкурку склеивают в виде колец и закрепляют на эластичном основании специальных разжимочных головок, которые устанавливают на рабочих концах шпинделей универсальных электрических и пневматических машинок.

   Электрический напильник конструкции Д.И.Судаковича предназначен для выполнения различных слесарных и сборочных работ.

   Особенностью данного электронапильника является то, что его приводной механизм выполнен с двумя шатунами, один из которых соединен шарнирно с напильником, а другой – с балансиром, причем кривошип коленчатого вала привода расположен таким образом, что поступательному перемещению напильника в одном направлении соответствует перемещение балансира в обратном направлении.

   Вопрос№5.Какие существуют дефекты при опиливании металла?

   Наиболее частыми дефектами при опиливании являются следующие:

неровности поверхностей и завалы краев заготовки как результат неумения пользоваться напильником;

вмятины или повреждение поверхности заготовок в результате неправильного зажима ее в тисках;

неточность размеров опиленной заготовки в следствие неправильной разметки, снятия очень большого или малого слоя металла, а также неправильности измерения или неточности измерительного инструмента;

задиры, царапины на поверхности детали, возникающие в результате неправильной работы и применения неправильно выбранного напильника.

Вопрос №6. Какие требования безопасности необходимо выполнять при опилочных работах?

  При опиливании заготовок с острыми кромками нельзя поджимать пальцы левой руки под напильником при обратном ходе;

 образовавшуюся в процессе опиливания стружку необходимо сметать с верстака волосяной щеткой;

 строго запрещается сбрасывать стружку обнаженными руками, сдувать ее или удалять сжатым воздухом;

при работе следует пользоваться только напильниками с прочно насаженными рукоятками;

 запрещается работать напильниками без рукояток или напильниками с треснувшими, расколотыми рукоятками.

Вопросы от обучающихся и ответы на них

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:

1.Правильности организации рабочего места

2. Правильности приемов самоконтроля.

3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.

4.Проверка загрузки обучающихся.

6.Заключительный инструктаж

 1.Подведение итогов урока.

 2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

 3.Объявление оценок обучающимся.

 4.Замечания по работе.

 5.Выдача домашнего задания.

7. Список используемой литературы

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. В.Г. Бубнов «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Г.Москва «Гало  Бубнов»2010г
  3. ОАО «РЖД»  «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011
  4.  Н.И.Макиенко  «Слесарное дело» г.Москва 2011 г.

8.Рецензия

        на  методическую разработку урока производственного обучения в группе  по специальности «Машинист локомотива»  на тему: «Опиливание металла»

Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно - производственных работ, примерные критерии и оценки, план - конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы, рецензия

Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Слесарное дело». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку обучающихся профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

        Председатель ЦК №1                                        В.М.Курдюкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...