Испытательные упражнения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортными средствами категорий "B", "C" и "D" и подкатегорий "B1", "C1" и "D1"
учебно-методический материал на тему

Карауш Валерий Анатольевич

В статье приведены все упражнения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортными средствами категорий "B", "C" и "D" и подкатегорий "B1", "C1" и "D1".

В процессе экзамена используется только пять упражнений из приведенных шести. В ГИБДД, как правило не используется Упражнение №5 - "Змейка".

Разметка упражнений производится исходя из габаритных размеров транспортных средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

экзамена по первоначальным навыкам управления транспортными средствами

категорий "B", "C" и "D" и подкатегорий "B1", "C1" и "D1"

Экзамен по первоначальным навыкам управления ТС проводится на закрытой площадке. Ниже приведены упражнения, выполняемые кандидатом в водители. Выполняется пять упражнений. Время выполнения рассчитывается по формуле Раздел III п.п.8.

I. Условные обозначения

автотранспортное средство

разметка и разметочные конуса

разметочный конус

разметочная стойка

направление движения вперед

направление движения задним ходом

линии "СТОП", "СТАРТ", "ФИНИШ"

линии начала и окончания выполнения упражнений, контрольные линии

II. Оборудование зон упражнений

1. Места начала и окончания выполнения упражнений обозначаются соответствующими линиями начала и окончания выполнения упражнений и (или) разметочными конусами (разметочными стойками).

При последовательном выполнении упражнений место начала выполнения первого упражнения обозначается линией "СТАРТ", место окончания выполнения последнего упражнения - линией "ФИНИШ".

В соответствии с условиями выполнения отдельных упражнений линия окончания выполнения упражнения может заменяться линией "СТОП".

2. Границы участков упражнений обозначаются линиями дорожной разметки 1.1 белого цвета или 1.4 желтого цвета и разметочными конусами (разметочными стойками).

Линии "СТОП", "СТАРТ" и "ФИНИШ" обозначаются дорожной разметкой 1.12 белого цвета, линии начала и окончания выполнения упражнений, контрольные линии - желтой прерывистой линией шириной 0,10 м, длиной штриха 0,15 м, с интервалом между штрихами 0,10 м.

Расстояние между разметочными конусами (разметочными стойками) должно быть не более 2 м. Высота разметочных стоек - не менее 1 м.

3. По боковым границам зоны упражнения "Остановка и начало движения на подъеме" устанавливается барьерное или парапетное ограждение.

4. В зависимости от способа осуществления автоматизированного контроля за положением транспортного средства и фиксации ошибок кандидата в водители (пневматические датчики давления, электромагнитные датчики и так далее) на поверхности автодрома могут быть нанесены линии фиксации выполнения упражнения, не выходящие за пределы границ участков выполнения упражнений.

III. Общие условия выполнения упражнений

5. Экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством проводится путем последовательного или поочередного выполнения упражнений, предусмотренных для проведения экзамена на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

6. При последовательном выполнении упражнений кандидатом в водители выполняются все упражнения, предусмотренные для проведения экзамена на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, в последовательности, определенной схемой организации движения на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке.

7. В случае отсутствия условий для последовательного выполнения упражнений проведение экзамена осуществляется путем их поочередного выполнения, при котором кандидаты в водители поочередно выполняют одно из упражнений, предусмотренных для проведения экзамена на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, и затем приступают к выполнению следующего упражнения.

8. Общее время выполнения упражнений рассчитывается по формуле:

,

Где:         

To -         общее время выполнения упражнений, в минутах;

Lg - общая протяженность пути экзаменационного транспортного средства на автодроме,  автоматизированном автодроме или закрытой площадке, за исключением зон выполнения упражнений, в метрах (в случае поочередного выполнения упражнений Lg = 0);

Vcp - средняя скорость движения на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке (принимается равной 10 км/ч (166,7 м/мин.), в метрах/в минуту;

ty - суммарное время выполнения всех упражнений, предусмотренных для проведения экзамена на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, в минутах.

9. При расчете суммарного времени выполнения всех упражнений ty, предусмотренного для проведения экзамена на право управления транспортными средствами, принимается равным сумме нормативов t, установленных для каждого упражнения (элемента упражнения); для категория "C время выполнения упражнения принимается равным 2 минутам. 

10. Перед началом экзамена экзаменатором должно быть обеспечено выполнение следующих условий: двигатель транспортного средства прогрет и выключен, рычаг коробки переключения передач переведен в нейтральное, стояночный тормоз включен, средства аудио- и видеорегистрации процесса проведения практического экзамена включены.

11. Кандидат в водители перед началом выполнения упражнений должен занять место в транспортном средстве, отрегулировать зеркала заднего вида, запустить двигатель, пристегнуться ремнем безопасности, подготовиться к движению, подтвердить готовность к старту.

12. Начало выполнения упражнений осуществляется по команде экзаменатора.

IV. Упражнения для проведения экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C" и "D" и подкатегорий "B1", "C1" и "D1"

Упражнение N 4 "Остановка и начало движения на подъеме"

13. Кандидат в водители:

  • останавливает транспортное средство перед линией "СТОП-1", не пересекая проекцией переднего габарита транспортного средства, таким образом, чтобы все колеса находились на участке подъема (рисунок 1);
  • фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
  • продолжает движение в прямом направлении, не допуская отката транспортного средства назад более чем на 0,3 м;
  • останавливается перед линией "СТОП-2" на расстоянии не более 1 м, включает нейтральную передачу (при выполнении упражнения на транспортном средстве с механической коробкой переключения передач) и фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
  • выезжает из зоны выполнения упражнения, пересекая линию "СТОП-2".

14. Величина отката фиксируется экзаменатором путем выставления контрольной стойки высотой не менее 1 м на расстоянии 0,3 м от проекции заднего габарита после остановки транспортного средства перед линией "СТОП-1" либо автоматизированной системой контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители.

А, В

 (длина ТС + 2 м)

Д

1 м

Б

 колесной базы ТС

8 - 16%

Г

 3,5 м

L

1 м

Рисунок 1. Схема и размеры упражнения N 4

Упражнение N 5 "Маневрирование в ограниченном пространстве"

15. Упражнение состоит из 3-х элементов: "Повороты на 90 градусов", "Разворот в ограниченном пространстве" и "Змейка".

Экзаменатором определяются для проведения экзамена 2 из 3-х элементов, входящих в состав настоящего упражнения, с учетом имеющихся условий для выполнения упражнения, в том числе возможности одновременного размещения элементов упражнения, схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке.

15.1. "Повороты на 90 градусов".

Кандидат в водители поочередно совершает левый и правый повороты по заданной траектории (рисунок 2).

Категория (подкатегория) ТС

"B" и "B1"

"C1" и "D1"

"C" и "D", Rн <*>  9 м

"C" и "D", Rн <*> > 9 м

А

3,9 м

5,5 м

<*> - Rвн <**> + 2 м

Б, В

 2 длины ТС

 2 длины ТС

 2 длины ТС

R

1 м

1,5 м

1,5 м

<*> Rн - минимальный наружный габаритный радиус поворота транспортного средства.

<**> Rвн - минимальный радиус поворота внутреннего заднего колеса.

Рисунок 2. Схема и размеры элемента упражнения N 5 - "Повороты на 90 градусов"

15.2. "Разворот в ограниченном пространстве".

Кандидат в водители выполняет разворот по заданной траектории, используя включение передачи заднего хода (рисунок 3).

15.3. "Змейка".

Кандидат в водители поочередно совершает левый и правый повороты по заданной траектории (рисунок 4).

А

3 длины ТС + 1 м

Б

2 длины ТС

Рисунок 3. Схема и размеры элемента упражнения N 5 - "Разворот в ограниченном пространстве"

Категория (подкатегория) ТС

"B" и "B1"

"C1" и "D1"

"C" и "D", Rн <*>  9 м

"C" и "D", Rн <*> > 9 м

А

3,9 м

4,9 м

<*> - Rвн <**> + 2 м

Б

11,1 м

15,8 м

<*> + Rвн <**>

R

7,3 м

10 м

Rн + 1 м

135°

135°

135°

<*> Rн - минимальный внешний габаритный радиус поворота транспортного средства.

<**> Rвн - минимальный радиус поворота внутреннего заднего колеса.

Рисунок 4. Схема и размеры элемента упражнения N 5 - "Змейка"

Упражнение N 6 "Движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом"

16. Кандидат в водители:

  • въезжает в зону выполнения упражнения (рисунок 5);
  • маневрируя задним ходом, устанавливает транспортное средство в боксе так, чтобы проекция переднего габарита транспортного средства пересекла контрольную линию;
  • включает нейтральную передачу и фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
  • выезжает из бокса и пересекает линию окончания выполнения упражнения.

В зависимости от схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке, выполнение упражнения может осуществляться как с левой, так и с правой стороны от бокса.

Категория (подкатегория) ТС

"B", "B1", "C1" и "D1"

"C" и "D"

А

длина ТС + 1 м

1,5 длины ТС

Б

ширина ТС + 1 м

ширина ТС + 2 м

В

длина ТС + 1 м

длина ТС + 1 м

Г

длина ТС + 1 м

1,5 длины ТС

R

1 м

1,5 м

Рисунок 5. Схема и размеры упражнения N 6

Упражнение N 7 "Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе), остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров"

17. Кандидат в водители:

  • устанавливает транспортное средство на место парковки, двигаясь задним ходом так, чтобы проекция левого габарита транспортного средства пересекла контрольную линию (рисунок 6);
  • включает нейтральную передачу и фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии, после чего выезжает с места парковки.

Категория (подкатегория) ТС

"B", "B1", "C1" и "D1"

"C" и "D"

Б

2 длины ТС

2 длины ТС

В

ширина ТС + 1 м

ширина ТС + 1,5 м

Г

ширина ТС + 2 м

ширина ТС + 2,5 м

Рисунок 6. Схема и размеры упражнения N 7

Список литературы.

  1. Приказ МВД России от 20.10.2015 N 995
    "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"
    (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41477)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения на развитие первоначальных навыков рисовальной грамоты»

«Упражнения на развитие первоначальных навыков рисовальной грамоты»...

Экзаменационные билеты для проведения комплексного экзамена по предметам "Основы законодательства в сфере дорожного движения" и "Основы безопасного управления транспортным средством"

Билеты для сдачи экзамена по предметам "Основы законодательства в сфере дорожного движения" и "Основы безопасного управления транспортным средством"...

Организация проведения экзамена по основам безопасного управления транспортными средствами

Организация проведения экзамена по основам безопасного управления транспортными средствами...

Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел 4 Основы безопасного управления транспортным средством

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций  содержит необходимый теоретический мат...

Типовые упражнения для проверки тактических навыков применения специальных средств

Методические рекомендации написаны с целью оказания помощи обучающимся по очной форме обучения в правильной организации процесса овладения системой знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС...

Проект приказа МВД "Об утверждении Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"

МВД России разработан проект административного регламента предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений...

Предмет «Основы управления транспортными средствами». Тема 2. "Профессиональная надежность водителя"

Цели занятия:1.Обучающая - изучение влияния мотивов, целей и ценностей на поведение во-дителя); научиться систематизировать содержание материала, его обобщать и делать выводы.2.Развивающая - формирова...