«Упражнения на развитие первоначальных навыков рисовальной грамоты»
методическая разработка на тему

Филичкина Дарья Валерьевна

«Упражнения на развитие первоначальных навыков

рисовальной грамоты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_po_risovaniyu.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО НПТ

Методическая разработка

по теме:

«Упражнения на развитие первоначальных навыков

рисовальной грамоты»

Выполнила:

преподаватель спец.дисциплин

Филичкина Д.В.

г.Ногинск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из учебных дисциплин, определяющих содержание и структуру подготовки специалистов различных направлений, и являющейся базовым средством формирования профессиональных компетенций является «Специальный рисунок».

Рисунок является основой основ  изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого реалистического изображения, или, как говорил Микеланджело, это высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки.

Грамотное рисование есть основное условие для плодотворной творческой деятельности. С проблемами  преподавания рисунка педагог сталкивается с первых практических занятий. Поэтому задача состоит в том, чтобы разработать программу, позволяющую в короткие сроки дать первоначальные навыки рисовальной грамоты и познакомить учащегося с основами линейно-конструктивного рисунка.

1.Основы линейно-конструктивного рисунка

Великий итальянский живописец, скульптор и архитектор Микеланджело Буонаротти говорил: «Рисуют не руками, а головой». Этим он хотел подчеркнуть, что художник не автоматически копирует природу, а передает то образное представление и понятие о предмете, которое сложилось в его сознании. Иными словами, чтобы правильно изобразить предмет, нужно знать, понимать и представлять конструкцию объекта.

Что же нужно понимать под термином «конструкция»? Термин «конструкция» происходит от латинского слова constructio, что означает «строение», «построение», «структура», «план», «взаимное расположение и соотношение частей».  

Конструировать – это значит организовывать, создавать, строить, складывать согласно определенному плану. Во время рисования с натуры, анализируя конструкцию формы предмета, необходимо ясно представлять его строение во всех составных частях, как видимых глазом, так и невидимых. Уметь видеть натуру – это значит уметь анализировать ее строение. Рисовать  надо всегда сознательно, а не копировать механически все, что видит глаз. Например, при рисовании куба необходимо правильно построить и наметить в рисунке его линейно-конструктивную основу, т.е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, каким образом его поверхности отграничиваются от общего пространства – как образуется объем.

Линейно-конструктивный рисунок дает возможность построить изображение правильно в перспективе, верно и убедительно передать форму.

        Конструктивный анализ рождает определенную целеустремленность в работе, исключает возможность механического копирования натуры.

Раскрывая перед учащимися особенности конструктивного строения формы головы и фигуры человека, мы подготавливаем их к правильному логическому анализу всякой сложной формы. Анализируя форму человеческого тела, наблюдая красоту сочетания отдельных объемов в отдельное целое, студент начинает понимать гармонию конструктивной связи.

2. Упражнения на развитие координации руки

Для начала, приступающему к изучению рисунка необходимо проделать ряд простых упражнений с линиями. Для упражнений лучше использовать бумагу размером А3, с переходом, в дальнейшем, на размер листа А2.

Упражнения (рис. 1):

        а)  проведение параллельных линий одной силы на равном расстоянии друг от друга (параллельно краям бумаги проводить горизонтальные и вертикальные линии);

        б)  проведение линии возрастающей силы, которые достигаются путем различного нажима карандаша (линии могут проводиться с различным ритмом);

        в) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта тока  может находиться на листе бумаги;

        г)  проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта точка может находиться вне листа бумаги.

Необходимо проделать ряд упражнений на пропорции. Деление линии на равные части. Деление углов на равные части.

На чистом листе бумаги нужно наметить несколько произвольных отрезков, ограниченных вертикальными засечками. На первом отрезке сначала на глаз делим его пополам, на 4, 8 и 16 частей. Следующий отрезок делим на 3, 6, 9, 18 частей. Далее берем определенный отрезок, допустим 1,5 см, и этот отрезок откладываем на линиях, проведенных в любом направлении. Эти упражнения следует также выполнять в процессе обучения. Правильность их исполнения проверять их на глаз или с помощью измерительных приспособлений.

Контрольным заданием является композиция из линий, в которой может проявиться фантазия студента в полной мере. Композиции могут быть самыми простыми и очень сложными.

В следующих упражнениях приступаем к рисованию прямых линий, определяющих направление. На листе бумаги произвольно наносятся две точки и одним движением руки соединяем их между собой (рис.2).

Следующее упражнение вытекает из первого. Теперь проводим прямую линию через две точки, являющиеся составной частью одной прямой линии. На это упражнение стоит обратить особое внимание, так как данным приемом студент будет пользоваться постоянно при работе над натюрмортами и при конструктивном построении головы.

При выполнении упражнения (рис.1б), первые слабо намеченные точки соединяются легкой линией, как бы прицеливаясь, и с каждым последующим движением карандаша усиливается тональность линии до получения нужного результата. Вести линию следует не по частям, а сразу по всей длине одним движением руки, и смотреть не на кончик карандаша, а на точку, являющуюся окончанием линии.

Задача упражнений состоит в том, чтобы посредством повторений одних  и тех же операций создавать и совершенствовать навык. Важнейшим условием эффективности упражнений является систематическое повторение упражнений и последовательность их усложнения. Первые упражнения проводятся под руководством педагога, но чем дальше, тем больше самостоятельности должно быть в работе студента. Осмысленные действия и без лишних стираний ластиком, в ходе систематических упражнений, приведут к быстроте при решении различных композиционных задач. Научиться сознательному использованию точек и линий, овладеть техникой рисунка проще, начиная с простых упражнений, двигаясь от простых к сложным.

Характеристики возможных линий, определяющих поверхность тел, все их многообразие можно понять и изобразить, владея конструктивным рисунком.

3.Линейно-конструктивное построение куба

Приступая к рисунку с натуры, прежде всего, должны внимательно ознакомиться с изображаемыми предметами. Построение куба является итогом теоретических заданий по линейной перспективе. Цель первого практического задания – при помощи линейной перспективы, без применения тона, построить куб, сохраняя все линии построения, а также опорные и вспомогательные точки и линии. Рисунок начинается с композиции и ведется в следующей последовательности (рис. 3).

  1. Слабыми линиями композиционно наметить крайние точки куба.
  2. Найти геометрический центр, от которого начинается построение.
  3. Легко наметить конструкцию куба, с учетом пропорций и направления боковых плоскостей.

При построении и уточнении движения сторон, соблюдая пропорции нельзя забывать о линейно-воздушной перспективе. На рисунках можно проследить за методикой построения куба при помощи широко распространенного способа визирования, вспомогательных горизонтальных и вертикальных линий построения, используя принцип построения через две крайние точки (рис.4).  Способ визирования карандашом состоит в следующем: желая определить основные пропорции куба, параллелепипеда или другого тела, рисовальщик на вытянутой руке вертикально держит карандаш, закрывает один глаз и следит за тем, чтобы верхний конец карандаша совпал с верхней гранью куба. Затем, двигая по карандашу большой палец, устанавливаем его ноготь на линию нижнего края параллелепипеда. Длина карандаша от верхнего его конца до ногтя будет проекционной величиной параллелепипеда. Повернув кисть руки влево, располагаем карандаш горизонтально (при этом большой палец не двигаем, положение тела и руки также не меняются), подводим карандаш в направлении параллелепипеда с его двумя видимыми плоскостями и определяем ее величину относительно высоты. Это же соотношение величин высоты к ширине надо отложить на рисунке, учитывая их разницу.

4. Алгоритм работы над натюрмортом из геометрических тел

Рассмотрим  поэтапно работу над заданием по рисунку – натюрморт из

3-4х геометрических фигур. Выполняя весь комплекс работы над натюрмортом, нужно строго следовать правилу развития рисунка от общего к частному в начальной и от частного к общему в завершающей стадии рисунка (рис.5).

 Весь процесс работы над натюрмортом можно условно   поделить на четыре этапа.

  • Первый этап

Композиционное размещение изображения натюрморта на листе бумаги. Рисунок нужно начинать с наброска, легко наметив границы изображаемых предметов и их основных пропорций.

  • Второй этап

Намечая, обобщенную характеристику предметов, их взаимосвязь в пространстве, необходимо следить за плановостью путем проведения легких горизонтальных линий, а также за пропорциями предметов. Конструктивный анализ и линейно-перспективное построение ведется, применяя принцип прозрачного рисования.

  • Третий этап

Рисунок выполняется путем применения способа рисования через две крайние точки. Такой метод ведения рисунка не позволяет студенту отдельно срисовывать предметы, а наоборот, концентрирует внимание и заставляет держать все изображение натюрморта в целом.

Длинная, «стреляющая» линия, где грань предмета является составляющей этой прямой линии, пронизывая соседние предметы, позволяет найти одну или несколько контрольных точек, помогающих при построении натюрморта, связывая их в единую геометрическую композицию.

-   Четвертый этап

а последнем этапе выполнения рисунка необходимо обратить внимание на выделение композиционного центра натюрморта. Им может быть предмет или группа предметов. Тон применяется только для выявления объема, подчиняясь линейно-воздушной перспективе, сохраняя целостность рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рисование – один из профилирующих предметов в профессиональной подготовке специалистов. Предложенные упражнения помогут учащимся овладеть языком изобразительного искусства и сформировать умение применять его в самостоятельной творческой деятельности.

Изучение основ рисунка строится на принципах реалистического изображения, системности и последовательности.  Переключение внимания от целого к деталям и от деталей к целому – необходимое условие отношения к изобразительному искусству.

При подготовке специалистов в системе начального профессионального образования значительное место занимает изобразительная деятельность. Она позволяет осуществить такие важнейшие требования современности, как единство обучения и воспитания, комплексный подход к развитию творческих способностей личности. Изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает волевые качества, художественный вкус, воображение; знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство необходимое для более разностороннего понимания   будущей профессии и реализации собственного личностного потенциала.  

Изучение основ рисунка – это решение взаимосвязанных задач: развитие зрительного восприятия, наблюдательности, умение сравнивать между собой предметы и явления, определять сходство и различие, выделять предметы по форме, цвету, фактуре, осознавать и понимать увиденное. Занятия по рисунку должны приучить к строгому вниманию, рассуждению, точному анализу формы предметов.

Рисунок, как учебный предмет, требует много усилий и целенаправленного труда, особенно в первоначальном периоде.

Разработанные  основные подготовительные упражнения дл самостоятельной работы помогут учащимся освоить основы изобразительной грамоты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Аксенов К.Н. Рисунок. В помощь начинающему художнику-оформителю / К.Н. Аксенов. –  Москва: «Плакат», 1987. – 192с.

2. Барчаи И. Анатомия для художников / И. Барчаи. – М: ЭКСМО, 2002. – 344с.

3.Тихонов С.В. Рисунок / С.В. Тихонов, В.Г. Демьянов М.: Архитектура-С, 2004.- 456с.

4.Иванова И.Н. «Рисование и лепка», Москва, Издательский центр «Академия», 2011

Дополнительная литература:

1. Аксенов, К.Н. Рисунок. В помощь начинающему художнику-оформителю / К.Н. Аксенов. – М.: Плакат, 1987. – С. 25 -100.

2. Гинзбург, И. Чистяков П.П. и его педагогическая система / И Гинзбург. – М.-Л., 1940. – 240с.

3.Кардовский, Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / Д.Н. Кардовский – М., 1960. – 276с.

4. Кузнецов, Н. С. Черчение и рисование / Н. С. Кузнецов, Н.Н. Анисимов. – М., 1962. – 188с

5.Кулебакин, Г. И. Рисунок и основы композиции / Г.И. Кулебакин, Т.Л. Кильпе. – М.: Высшая школа, 1994. – 205с.

6. Никулина, О. Природа глазами художника / О. Никулина. – М., 1982. – 263с.

7.Ростовцев, Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка / Н.Н. Ростовцев. – М., Изобразительное искусство, – 1983. – 287с.

8. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок. Курс лекций / Н.Н. Ростовцев.– М.: Просвещение, 1973. – 303с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Влияние специальных силовых упражнений на развитие мощности гребковых движений»

Актуальность. За последние четыре десятилетия в спортивной науке и практике направлению развития физических способностей было уделено достаточное внимание. Разрабатываемые методики, в одном виде спорт...

Конспект урока "Упражнения на развитие координации движений"

Цели урока: Развитие координационных способностей...

Упражнения на развитие фантазии.

Данные упражнения могут использоваться педагогами дополнительного образования студий ДПТ ,изостудий,студий моделирования и конструирования,моделирования одежды, а так же педагогами -организаторами,раб...

Испытательные упражнения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортными средствами категорий "B", "C" и "D" и подкатегорий "B1", "C1" и "D1"

В статье приведены все упражнения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортными средствами категорий "B", "C" и "D" и подкатегорий "B1", "C1...

Методическая разработка на тему: «Система упражнений для развития творческих способностей учащихся, обучающихся французскому языку как второму иностранному."

Целью данной работы является становление личности, усвоившей коммуникативные приёмы и ценности толерантного сознания, умеющей реализовывать их в деятельности. Изучение предмета с точки зрения коммуник...

упражнения для развития фонематического развития

подборка игр для развития фонематического анализа и синтеза...