Социальное партнерство как важнейший фактор повышения качества профессионального образования
статья на тему

Уласик Марина Геннадьевна

Социальное партнерство является мощным средством повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивая связь образовательных услуг с экономической жизнью и сферой труда и необходимый баланс спроса и предложения квалификаций, умений и компетенций на рынке труда. Доклад был подготовлен к заседанию секции 29.00.00. Технологии легкой промышленности, 43.00.00 Сервис и туризм РУМО Смоленской области по проблеме: «Организация производственной практики обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнерство как важнейший фактор повышения качества профессионального образования

Уласик М.Г.
преподаватель ОГБПОУ «САТК им. Е.Г.Трубицына»

Социальное партнерство является мощным средством повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивая связь образовательных услуг с экономической жизнью и сферой труда и необходимый баланс спроса и предложения квалификаций, умений и компетенций на рынке труда.

Вначале мне хотелось бы немного остановиться на организации социального партнерства в некоторых странах, которые являются в этом процессе передовыми. Это Германия, Финляндия, Нидерланды.

В странах Евросоюза активное становление системы социального партнерства в сфере профессионального образования началось еще с середины 1950-х годов. 

Эксперты Международной организации труда определяют суть социального партнерства как «механизм, посредством которого предприниматели, представители трудящихся и правительства разрабатывают комплекс согласованных многосторонних действий для решения всех важнейших вопросов экономической и социальной политики в национальном масштабе путем поиска компромиссов».

Социальное партнерство выступает как современный способ построения взаимовыгодного сотрудничества образовательного учреждения с окружающим социумом, создания внутреннего механизма его адекватной реакции на изменение местных и региональных рынков труда и образовательных услуг.

Для привлечения работодателей к социальному диалогу в сфере профессионального образования и обучения государство, в конечном счете, несущее за него ответственность, использует таким механизмы, как: 

  • государственные субсидии работодателям, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения и обучения на рабочем месте;
  • создание в рамках коллективных договоров учебных фондов, активы которых формируются либо из налога на фонд заработной платы, либо за счет государственных дотаций;
  • государственные дотации на обучение на рабочем месте;
  • налоговые льготы предприятиям и т.д.

Кроме того, в большинстве стран ЕС по инициативе правительств созданы специальные некоммерческие организации, в том числе общенациональные, которые включают в себя представителей работодателей, государства и работников и занимаются регулированием вопросов профессионального образования в интересах всех социальных партнеров. Кроме них активную роль в социальном партнерстве в сфере образования играют союзы работодателей, профсоюзы, ассоциации самих учреждений НПО, СПО и другие некоммерческие организации разного уровня, начиная от уровня ЕС в целом и заканчивая отраслями и муниципалитетами.

   Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период 2008-2020 годы обозначила роль человеческого капитала как основы экономического развития России, и определила ключевые приоритеты деятельности государства, связанные с инвестициями в человека и необходимость поиска таких решений, которые бы обеспечили эффективность этих инвестиций. В этом контексте одним из ключевых направлений повышения качества профессионального образования названо социальное партнерство.

Сложившаяся в современных условиях ситуация в рамках подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена одинаково сложна, как для предприятий, испытывающих серьезный кадровый голод, так и для профессиональных образовательных учреждений, которые при недостаточном финансировании и морально, и физически устаревшей материально-производственной базе должны готовить кадры в соответствии с требованиями современных производств. Особенно данная ситуация сказывается на подготовке специалистов для производственных предприятий машиностроительной, автомобильной, химической отраслей, энергетики.

Большинство работодателей предпочитают брать претендентов с опытом работы в требуемой сфере, считая, что выпускники системы НПО, СПО не имеют необходимых знаний и навыков. Опросы работодателей показывают, что они оценивают уровень подготовки выпускников училищ и колледжей как достаточно высокий всего в 8,3% случаев и считают, что около половины выпускников (48,6 %) сразу же нуждаются в повышении квалификации.

Если вдуматься в ситуацию в комплексе, нетрудно обнаружить, что потребности и интересы указанных сторон отнюдь не являются такими уж нестыкующимися. С точки зрения западной теории и практики это кажется парадоксальным, но в России в настоящее время наиболее активной побуждающей к социальному партнерству стороной являются сами учреждения НПО, СПО. Они постепенно начали понимать, что в условиях общероссийского демографического кризиса и растущей конкуренции для самосохранения недостаточно просто функционировать. Нужно работать на результат, т. е. становиться привлекательными для учащихся, потенциальных работодателей.

В сложившейся российской практике в качестве социальных партнеров учреждений НПО и СПО обычно выступают отдельные коммерческие организации.

Влияние работодателей на образовательный процесс затруднено и тем, что в большинстве случаев запросы работодателей формируются в виде конкретных требований, специфичных для каждой организации, не имеют четкой формулировки и сводятся к уровню образования, возрасту и опыту практической работы предполагаемых специалистов. Работодатели не всегда могут достаточно четко сформулировать свои запросы к профессиональной компетенции работников, в том числе выпускников образовательных учреждений.

Становится ясно, что на уровне отдельных организаций и предприятий бизнес-структуры в принципе не могут оказывать существенного влияния на систему НПО, СПО, а тем более на повышение ее рыночной эффективности. Не разработана система налогообложения, стимулирующая повышение профессионализма кадров, вложения организациями финансовых и материальных средств в развитие системы профессионального образования. Для сравнения, в США и Германии разрешенные вычеты по спонсорским затратам составляют 5 %, в Люксембурге и Испании – 10 %, в странах Центральной и Восточной Европы – 10 % и выше.

Однако и в России существует достаточно много примеров успешного социального партнерства. Особенно впечатляющие результаты достигнуты в Санкт-Петербурге, причем по самым различным направлениям образования.

Там реализуются следующие основные  формы социального партнерства между производственными и образовательными организациями:

- участие в повышении качества образовательных услуг и их оценке;

- участие в разработке содержания образовательных программ, в том числе, специализаций;

- участие в профориентационной работе;

- оказание социальной помощи сиротам, малообеспеченным студентам и обучающимся из многодетных семей;

- привлечение специалистов базового предприятия к  проведению занятий по предметам специальных дисциплин, курсового  и дипломного  проектирования;

- развитие материально-технической базы образовательного учреждения;

- предоставление материально-технической базы предприятий для лабораторных и практических занятий студентов колледжа;

- создание отраслевого учебного полигона;

- предоставление мест для проведения практики студентов;

- формирование института наставничества;

- проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий;

- стажировки работников колледжа на предприятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Статья предназначена для педагогов, которые выбирают тактику преподавания учебных дисциплин (предметов) с точки зрения современных требований к занятию (уроку). Применение активных методов обучения сп...

Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества дополнительного образования

Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых социально-экономическими преобразованиями, которые расширяют возможности человека, предлагая большую своб...

«Взаимодействие с социальными партнёрами-заказчиками рабочих кадров, как способ совместного решения проблемы повышения качества профессионального образования»

В данной публикации рассматриваются вопросы взаимодействия с социальными партнёрами-заказчиками рабочих кадров, как способ совместного решения проблемы повышения качества профессионального образования...

Статья 2016 РНПК, п. Селенгинск "Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения"

Статья 2016 РНПК, п. Селенгинск "Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения"...

Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020

Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...

Доклад на ЦМК - "Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения"

Организация самостоятельной работы и руководство ею – это комплексная работа преподавателей ББМК. Формирование у студентов самостоятельности осуществляется через реализацию двух тесно связанных ...