Тематическое занятие по профориентации на тему: «Выбор профессии – путь к успеху»
учебно-методический материал на тему

Тематическое занятие по профориентации

на тему:

«Выбор профессии – путь к успеху»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000136d8-1a5af365.docx126.67 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное учреждение образования города Москвы

Колледж автомобильного транспорта № 9

http://www.omgtu.ru/general_information/faculties/faculty_of_pre_university_training/foto/vibor.png

Тематическое занятие по профориентации

на тему:

«Выбор профессии – путь к успеху»

Тема занятия: «Выбор профессии – путь к успеху»

Цель занятия: формирование готовности обучающихся к осознанному выбору своей профессиональной деятельности.

Задачи:

обучающие:

-  расширить знания обучающихся о правилах выбора профессии;

- углубить знания обучающихся о специальностях, которые можно получить в КАТ№9;

- познакомить обучающихся с понятием «якорь карьеры» и типами ценностных ориентаций в карьере.

развивающая: 

- способствовать развитию способности самостоятельно оценивать собственные ситуации самоопределения;

воспитательная: 

- выработать у обучающихся сознательное отношение к профессиональному самоопределению в соответствии со своими возможностями, способностями и учетом рынка труда.

Оборудование и материалы: мультимедиааппаратура, презентационные слайды, вопросник и бланки для ответа к тесту «Якоря карьеры».

Форма проведения: беседа-практикум.

Участники: обучающиеся профильных классов, кл.руководитель, психолог.

Общая продолжительность занятия: 90 минут

Этапы занятия:

  1. Организационный момент. Вступительное слово ведущих.
  2. Актуализация знаний обучающихся с выходом на постановку проблемы, цели занятия.
  3. Проведение игры «Защити свой выбор».
  4. Сообщение нового материала.
  5. Проведение теста «Якоря карьеры».
  6. Беседа по результатам тестирования. Просмотр слайдов о специальностях, которые можно получить в КАТ№9.
  7. Заключительная часть.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово ведущего:

- Добрый день! Сегодня у нас необычное занятие, мы собрались для того, чтобы поразмышлять над очень важным, проблемным вопросом. Каким? Вы догадаетесь сами, поразмышляв над моими вопросами.

      2. Актуализация знаний обучающихся с выходом на постановку проблемы, цели занятия.

Ведущий обращает внимание обучающихся на эпиграф, отображенный на экране (Презентация слайд 2):

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас» К.Д. Ушинский

- Вопрос классу: - Как вы понимаете смысл данного высказывания?

(обучающиеся высказывают свои мнения)

- На мой взгляд, очень интересны слова У.Шекспира (Презентация слайд 3):

«Труд, который нам приятен, излечивает горе» У. Шекспир

- Вопрос  классу:

- Как вы предполагаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (Предположения учащихся по поводу темы занятия: «о выборе профессии», «о том, что поможет человеку быть счастливым»).

- Проанализировав высказывания Шекспира и К.Д. Ушинского, мы осознаем, что каждому человеку нужно найти своё назначение в жизни, своё призвание. Не секрет, что именно работа занимает примерно две трети нашего времени, обидно, если профессия не доставляет удовольствия и не вызывает интереса. Вся наша жизнь череда больших и малых выборов, и выбор профессии не выбор одежды или книги, которую можно обменять, если не понравилась. Часто дело не в том, что мы выбираем, а в том, что внутри нас, что заставляет делать выбор. Безусловно, выбор профессии один из самых важных в нашей жизни.

3. Проведение игры «Защити свой выбор». (Приложение1)

4. Сообщение нового материала.

- Сегодня на нашем занятии мы бы хотели познакомить вас с таким понятием как «якоря карьеры» (Презентация, слайды «Якоря карьеры»)

http://testoteka.narod.ru/0.png«Якоря карьеры», — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Всего существует 8 карьерных ориентаций: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

1. Профессиональная компетентность

 Быть профессионалом, мастером своего дела.

Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетенции, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу руководителя, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.

2.Менеджмент 
Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п. 
Для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Самое главное для них – управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами – это в целом не имеет принципиального значения. Центральное понятие их профессионального развития – власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Причем для них не является принципиальным управление собственным проектом или целым бизнесом, скорее наоборот, они в большей степени ориентированы на построение карьеры в наемном менеджменте, но при условии, что им будут делегированы значительные полномочия. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия. 

3. Автономия (независимость)

Главное в работе – это свобода и независимость. 
Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры – получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них – это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной вакансии. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы. 
http://testoteka.narod.ru/0.pnghttp://testoteka.narod.ru/0.png

4. Стабильность работы

Стабильная, надежная работа на длительное время 
Эти люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти люди отождествляют свою работу со своей карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры. 
Авантюрные или краткосрочные проекты и только становящиеся на ноги компании их, скорее всего, не привлекают. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Такие люди ответственность за управление своей карьерой перекладывают на нанимателя. 
Часто данная ценностная ориентация сочетается с невысоким уровнем притязаний. 
http://testoteka.narod.ru/0.png

http://testoteka.narod.ru/0.png5. Стабильность места жительства

Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок). 
Важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности. Переезд для таких людей неприемлем, и даже частые командировки являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о работе. 
http://testoteka.narod.ru/0.png

6. Служение

Воплощать в работе свои идеалы и ценности. 
Данная ценностная ориентация характерна для людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры – получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели. 
Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям. 
http://testoteka.narod.ru/0.png

http://testoteka.narod.ru/0.png7. Вызов

Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи. 
Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы “бросать вызов”. Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других это — конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них – это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции “выигрыша – проигрыша”. Процесс борьбы и победа более важна для них, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для них очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становиться скучно. 
http://testoteka.narod.ru/0.png 
http://testoteka.narod.ru/0.png8. Интеграция стилей жизни

Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой. 
Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам. 
Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль жизни и окружение. Для них важно, чтобы все было уравновешено – карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно. 
Такие люди обычно в своем поведении проявляют конформность (тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих) 

http://testoteka.narod.ru/0.png9. Предпринимательство

Создавать новые организации, товары, услуги. 
Этим людям нравится создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других – это не их, они – предприниматели по духу, и цель их карьеры – создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании – собственный бизнес.

  1. Проведение теста «Якоря карьеры».

- Сейчас мы предлагаем вам пройти тест, с помощью которого можно определить ценностную ориентацию («якорь»), который у вас преобладает. (Приложение 2)

  1. Беседа по результатам тестирования


- Итак, мы определили с помощью теста, какой тип «якорей» у вас преобладает. А теперь давайте посмотрим презентацию о тех специальностях, которые можно получить в нашем колледже, и попытаемся ответить на вопрос: «Какие из вышеперечисленных «якорей» могут реализоваться в этих специальностях и каким образом?» (Презентация, слайды о специальностях)

7. Заключительная часть.

Заключительное слово ведущего:

- Мир профессий многообразен, ответственность за принятие решения возлагается на вас. Выбор профессии - это, по существу, выбор жизненного пути, прислушивайтесь к советам родителей, педагогов, решайте, когда последовать совету старших, а когда во что бы то ни стало настоять на своём, ведь это вам жить, работать в том профессиональном мире, в который вы вскоре вступите. Работа - главное содержание человеческой жизни. От этой области в большой степени зависят удовлетворенность человека своей судьбой и самим собой, его счастье. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Удачного выбора!


Приложение 1

ИГРА «ЗАЩИТИ СВОЙ ВЫБОР»

В игре участвует микрогруппы из 4 - 5 человек.

Время на игру 7-10 минут.

Проведение игры:

Между обучающимися распределяются роли внутри микрогрупп: «студент» (играет самого себя), его «родители» или «родственники» (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т.д.).

Инструкция: «Представьте, что студент приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях, поступив учиться именно в данный техникум. Родители  (родственники) не согласны с его позицией и пытаются его отговорить. Вам необходимо в своей группе разыграть домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее. Постарайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие – признак слабости аргументов». Примечание: студенты могут проецировать поведение своих родителей в аналогичных ситуациях, игра может дать предварительную информацию о позициях реальных родителей данных студентов. Однако относиться к этой информации следует с определенной осторожностью, т.к. студенты могут имитировать и чужих родителей. При этом многие могут увлечься эмоциональным обыгрыванием своих ролей и забыть о главной цели игры. Только в крайнем случае, педагог (ведущий) может взять себе роль, например, «прадедушки» и через эту роль вернуть игру в деловое русло, а если студенту будет слишком трудно, стать его союзником, но не решать за него все проблемы.


Приложение 2

        «Якоря карьеры» 
методика диагностики ценностных ориентаций в карьере 
(Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)

Инструкция. Пожалуйста, ответьте на вопросы теста.

Тестовый материал

http://testoteka.narod.ru/0.pngНасколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений? 
http://testoteka.narod.ru/0.pngВарианты ответов: 1 – абсолютно не важно, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – исключительно важно

  1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы.
  2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях.
  3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации.
  4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью.
  5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.
  6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.
  7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивали друг друга.
  8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.
  9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью.
  10. Быть первым руководителем в организации.
  11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.
  12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.
  13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.
  14. Соревноваться с другими и побеждать.
  15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять своему образу жизни.
  16. Создать новое коммерческое предприятие.
  17. Посвятить всю жизнь избранной профессии.
  18. Занять высокую руководящую должность.
  19. Иметь работу, которая представляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.
  20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.
  21. Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.

Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений? 
Варианты ответов: 1 – совершенно не согласен, 2,3,4,5,6,7,8,9, 1 0 – полностью согласен

  1. Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли .
  2. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.
  3. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело.
  4. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции.
  5. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность.
  6. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии.
  7. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой деятельности.
  8. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим.
  9. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры.
  10. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится.
  11. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры.
  12. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией.
  13. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации.
  14. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса.
  15. Я бы предпочел работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт.
  16. Я бы хотел посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели.
  17. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования.
  18. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере.
  19. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.
  20. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.

Ключ к тесту

  Профессиональная компетентность: 1, 9, 17, 25, 33.

  Менеджмент: 2, 10, 18, 26, 34.

  Автономия (независимость): 3, 11, 19, 27, 35.

  Стабильность работы: 4, 12, 36.

  Стабильность места жительства: 20, 28, 41.

  Служение: 5, 13, 21, 29, 37.

  Вызов: 6, 14, 22, 30, 38.

  Интеграция стилей жизни: 7, 15, 23, 31, 39.

  Предпринимательство: 8, 16, 24, 32, 40. 
По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех ориентаций, кроме «стабильности»). Таким образом,  определяется ведущая карьерная ориентация - количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация - в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час (8 класс) на тему: Чтение – путь к успеху.

Классный час на тему: Чтение - путь к успехуЦели:·         прививать обучающимся любовь к книге;·         формировать ус...

Методическая разработка занятия для воспитанников, относящихся к группе ЛОВЗ «Путь к успеху» (педагогическая технология «Мастерская»)

Методическая разработка занятия  для воспитанников, относящихся к группе  ЛОВЗ  «Путь к успеху» (педагогическая технология «Мастерская»)...

Методическая разработка практического занятия по профориентации «Правильный выбор»

Данная методическая разработка предназначена для профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных школ....

Классный час по профориентации для учащихся 8-10-х классов «Выбор профессии – дело серьезное"

Классный час по профориентации "Выбор профессии-дело серьёзное!"...

План-конспект занятия в 9 классе «Выбор профессии-путь к успеху»

Выпускникам предстоит вступить в новую пору своей жизни. Совершить один из наиболее ответственных, определяющих судьбу этапов – выбор профессии. Особенно сложно сделать это в молодом возрасте, когда ...

Выступление на форуме «Профориентация. Перезагрузка» Тема: «Презентация профессий и специальностей ГБПОУ МО «Ногинский колледж»»

Выступление на форуме «Профориентация. Перезагрузка»Тема: «Презентация профессий и специальностей ГБПОУ МО «Ногинский колледж»»...