Методическая разработка занятия для воспитанников, относящихся к группе ЛОВЗ «Путь к успеху» (педагогическая технология «Мастерская»)
методическая разработка на тему

Дандышева Наталья Анатольевна

Методическая разработка занятия  для воспитанников, относящихся к группе  ЛОВЗ  «Путь к успеху» (педагогическая технология «Мастерская»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Садово-архитектурный колледж»

Методическая разработка занятия

для воспитанников, относящихся к группе

 ЛОВЗ (лиц с ограниченными возможностями здоровья)

«Путь к успеху»

(педагогическая технология «Мастерская»)

Разработала воспитатель

СПб ГБПОУ С-АК:

Первой квалификационной категории

Дандышева Наталья Анатольевна.

Санкт-Петербург, 2017 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая мастерская ценностных ориентаций «Путь к успеху»

  1. Содержание:

  «Путь к успеху» - Занятие в форме мастерской, при помощи которой воспитатель погружает своих воспитанников в процесс познания себя и жизни через создание эмоциональной атмосферы. Каждый воспитанник совершает открытия через личный опыт, проявляет себя через творчество. Основная идея мастерской – все способны! Все могут добиться успеха, иметь настоящих друзей, быть счастливыми. Всего этого можно достичь в результате постоянной работы над собой, правильно используя свой потенциал.

2. Инновационность:

Технология педагогической мастерской сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими. Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в процессе воспитанник является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет и анализирует деятельность.  Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности воспитанников в составе малой группы (5-7 человек) при участии воспитателя инициирующего поисковый, творческий характер деятельности воспитанников, принятие любого творческого партнёра, развитие толерантности и взаимопомощи. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый воспитанник находится в творческом поиске и в работе. Проживание мастерской – это путь из неопределённости в понимание. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

3. Цели и задачи занятия:

Цель: создать условия для личностного саморазвития воспитанников, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Задачи:

  • Развить способности к эмоционально-ценностному восприятию жизни и выражению своего отношения к окружающему миру в творческих работах;
  • Способствовать развитию культуры взаимоотношений толерантности при работе в парах, коллективе;
  • Создать условия для формирования личного отношения к предмету обсуждения;
  • Создать условия для формирования у воспитанников умений логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, делать выводы, обобщения, видеть важность фактов в жизни;
  • Создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)
  • Создать условия для формирования у воспитанников умений анализировать явления и факты для понимания важности проблемы и ее решения;

                                                ЭТАПЫ РАБОТЫ:

Подготовительный:

Подбор и обработка материалов.

Подготовка оборудования для проведения «Мастерской».

Организационный:

Сбор воспитанников для проведения мероприятия.

Помощь воспитанникам в организации места проведения мероприятия.

Основной:

  1. «Индукция» (Вступительное слово воспитателя).

Средство-создание проблемной ситуации

  Воспитатель:

Недавно мы ходили во Дворец учащейся молодёжи на встречу с Почётным гражданином Санкт-Петербурга, учёным, предпринимателем, инженером, генеральным конструктором около 200 советских и российских субмарин и бывшим главой ЦКБ «Рубин»; Героем Социалистического труда и других правительственных наград, лауреатом многих премий Игорем Дмитриевичем Спасским.

Встреча проходила в рамках проекта «Опыт успешных людей».

Мы с удовольствием послушали разные истории из жизни этого выдающегося человека. Ребята, ваши сверстники, задавали интересующие их вопросы. Игорь Дмитриевич отвечал на них с увлечением и воодушевлением.  Вопросов ребята задавали много, но почти все они сводились к одному – как стать таким успешным и удачливым человеком?

Сегодня мы собрались для того, чтобы попробовать найти формулу успеха. Какова она? Это лотерейный билет, или долгий целенаправленный труд? Или что-то ещё?                                                                                                  

     Многие из нас ждут, что вот-вот произойдёт чудо: счастье возьмёт да нагрянет.

  Мы ждём, что пролетит мимо Синяя птица, одарит своим пером, и озарится наша жизнь новым светом, и расцветут сразу наши таланты, засверкают новыми гранями наши способности….

    Неплохо было бы, если бы птица подбросила сапоги-скороходы, чтоб стремительно несли они нас по жизни, чтоб смогли мы успеть сделать всё, что задумали, для чего родились.

    И как было бы здорово держать в домашнем аквариуме золотую рыбку…..

Добрые помощники, как нам кажется, живут где-то далеко, вне нас, в особом сказочном мире.

Данная мастерская - очередная попытка осмысления того, что такое успех?  

  1. «Самоинструкция» - индивидуальное создание рисунка                                                                       

Воспитатель:

Ребята, нарисуйте «успех».  Каким вы его себе представляете? Напишите под рисунком слово, которое ассоциируется у вас с понятием «успех». Покажите свои рисунки друг другу.  Оставьте у себя на столе.

          3.  «Социоконструкция» - работа воспитанников в группах.

Создание группового рисунка на тему «Успех».

Средства:  

совместная продуктивная деятельность воспитанников, общение.

    В основе такой деятельности лежит взаимодействие, в ходе которого дети:

 а) выясняют условия совместного выполнения задания;

б) организуют его взаимное обсуждение;

 в) фиксируют ход совместной работы;

г) обсуждают полученные результаты;

д) оценивают успехи каждого;

е) утверждают самооценки членов группы;

ж) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;

з) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы

              Воспитатель:

   А сейчас разделитесь на группы и создайте общий групповой рисунок «Успеха». Используйте свои рисунки (мысли), советуйтесь, обсуждайте.

Отложите, пожалуйста, пока свои групповые рисунки в сторону.

     Рассмотрим «Формулу успеха». Она представляется нам сегодня в виде бабочки.  Как вы думаете, почему именно бабочки?

    Это изящное, красивое, свободное, лёгкое на подъём существо. Оно живёт недолго, но сколько успевает принести пользы, как украшает собою мир, как легко и бережно прикасается ко всему, что встречается на пути. Бабочка – украшение в мире природы, её необходимый элемент, как и каждый из нас в бесконечной цепи человеческих судеб.

     У каждого человека должны быть крылья Успеха, несущие его по жизни и помогающие преодолевать препятствия.

     Как вы думаете, из чего должны быть сотканы эти крылья?

Из качеств характера, душевных свойств человека, характеристик его внутреннего мира.

      Запишите на крыльях бабочки качества, которые помогут, с вашей точки зрения, добиться жизненного успеха (воспитатель предлагает уже заготовленные рисунки бабочек).

Оптимизм, желание добиться успеха, терпение, вера в свои силы……

Отложите, пожалуйста, пока в сторону ваши работы.

    4. «Социолизация»

 (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)

   Средства: работа в группах

     Интеллектуальный труд – это эмоциональное и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая исследователем, познающим неизвестное.

     Труд души – это нравственные усилия, которые возвышают ребенка и выводят его на новый уровень отношений с окружающими и отношения к самому себе. Труд души выражается в том, что ребенок подавляет свои желания ради удобства, радости, удовольствия другого человека. Известный российский писатель Ф. Абрамов писал о труде души: «Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан человеку – судом собственной совести».

Результатом душевного труда является то, что ребенок начинает иначе, с большей теплотой и заботой, относиться ко всем людям.

Воспитатель:  

    Нам часто кажется, что кто-то или что-то мешает нам быть счастливыми «здесь и сейчас», что на пути нашему жизненному успеху лежат непреодолимые препятствия, что путь к Успеху труден и тернист.

    Нарисуйте «полосу препятствий».

   Что возникает на пути человека к Успеху, мешает ему двигаться легко и свободно, цепляет, ловит, заставляет возвращаться к исходной точке вновь и вновь?

    Подумайте и изобразите «врагов» жизненного Успеха.    На доске постепенно появляются листы, изображающие «успех» и «полосы препятствий».

   Нас всегда бросает из крайности в крайность. То нам везёт, то не везёт. То день ослепительно ярок, то так мрачен, что, кажется, лучше бы вообще не родиться. То белая полоса в жизни, то чёрная. А можно ли сделать так, чтоб была только белая, чтоб пролился какой-нибудь дождь небесной благодати и сделал бы тебя счастливым, перерождённым, чтоб волшебный дождь пролился и на окружающих   людей и стали они удачливыми, счастливыми, и кончились бы тогда   все беды и напасти.

 Как вы думаете, можно ли человека научить быть счастливым?

 Представьте, что на ваших столах стоят шкатулки.

В этих шкатулках лежат сокровища: россыпи чужих мыслей, раздумий по поводу обретения внутренней силы, способной привести человека к жизненному успеху (предлагается шкатулка с заранее напечатанными на карточках высказываниями известных  людей об успехе, счастье, удаче).

Прочитайте высказывания различных людей о счастье, удаче, успехе.

В группах обсудите и выберите одно, которое, как вам кажется, является самыми точными в определении этих понятий. Повесьте это высказывание над групповым рисунком Успеха.

     5. «Афиширование»- вывешивание работ воспитанников (рисунков) и ознакомление с ними аудитории.

Средства: презентации воспитанников своих работ, интеллектуальный труд

         Воспитатель:

      Повесьте, пожалуйста, ваши групповые рисунки на доску в таком порядке:

  1. Высказывание известного человека об Успехе, которое вы выбрали. Которое, на ваш взгляд, было наиболее точным, понятным, вдохновляющим.
  2. Рисунок Успеха.
  3. Рисунки бабочек с – крылья Успеха.
  4. Рисунок «Полоса препятствий» на пути к Успеху.

Теперь от каждой группы предлагается выйти по одному выступающему и рассказать о вашей совместной деятельности, развитии вашего Успеха.

  1. «Разрыв» - внутреннее осознание воспитанниками неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Средства:

Интеллектуальный труд– это эмоциональное и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая исследователем, познающим неизвестное.

совместная продуктивная деятельность воспитанников

          Воспитатель:

   У каждого из вас на столах остались лежать индивидуальные рисунки Успеха. Посмотрите на них. Посмотрите на доску. Сильно ли они отличаются?  

Помогла ли наша мастерская лучше понять вам что такое Успех? Из чего он складывается? Ребята высказывают свои суждения.

   К сожалению, не придумано ещё чудодейственное средство, которое вмиг сделало бы человека счастливыми. Помните, что бабочка перед тем, как стать такой прекрасной, лёгкой, изящной, свободной была гусеницей, затем была в коконе и только потом чудесной бабочкой. У бабочки тоже есть свой путь к Успеху.

     Давайте напишем друг другу добрые пожелания, пусть в трудную минуту они помогут нам.

В завершении мастерской все её участники читают написанные советы и дарят друг другу. Возьмите их себе на память. Пусть они помогут вам прийти к Успеху!  

     7. «Рефлексия».

Оценка детьми характера своего участия в работе и достигнутых результатов.

Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей. 

Анкета для воспитанников, по итогам мероприятия по технологии «Мастерская»

Выбери и подчеркни один из вариантов ответа на предложенные вопросы или утверждения:

1. Проведённое мероприятие:

а) очень понравилось, хочу ещё такое мероприятие!

б) понравилось

в) не понравилось

г) больше не хочу таких мероприятий!

2.  На этом мероприятии я больше всего был

а) зрителем, слушателем

б) исполнителем указаний воспитателя

в) активным участником

г) работал самостоятельно  

д) консультантом

е) организатором деятельности группы ребят

ж) организатором деятельности всех учащихся

3.  На этом занятии воспитатель был

а) организатором и строгим «требователем»

б) «нянькой»

в) наставником

г) советчиком

д) участником совместной деятельности

е) наблюдателем

4.  На следующем мероприятии я бы хотел

а) чтобы воспитатель обращал на меня больше внимания

б) чтобы воспитатель обращал на меня меньше внимания

в) быть более самостоятельным

г) чаще занимать позицию ведущего

 

5.  Мне больше нравится мероприятие, если

а) ведущий интересно даёт готовые знания

б) если приходится самостоятельно добывать знания из учебной литературы

в) если на мероприятии я самостоятельно разрешаю проблемную ситуацию

г) если мы группой решаем проблемную ситуацию        

Библиография

1)Белова Н.И, Мухина И.А. «Педагогические мастерские. Теория и практика.» СПб, ТВПинк, 1995г.

2)Белова Н.И., Наумова Н.Н. «Экология в мастерских. Методическое пособие». СПб, «Паритет», 2004 г.

3)Мухина И.А. «Что такое педагогическая мастерская. Книга для учителя». СПб, «Паритет», 2002 г.

                             

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения

Представлен конспект  урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного  обучения....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности по теме:"Пожарная безопасность" с использованием технологий ТРИЗ и мнемотехники"

Ознакомление  детей  с  правилами  поведения  во  время  пожара  и  со  средствами   его  тушения....

Методическая разработка классного часа «Великая Отечественная война в истории Благовещенского педагогического училища»

Мы считаем, что у нас, нынешней молодежи, есть возможность сохранить нематериальные ценности – это воспоминания участников тех событий и передать новому поколению правду жестоких времен.  Каждый ...

Методическая разработка "Обработка разреза-застежки рукава в мужской сорочке по унифицированной технологии"

29.02.04 КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ на базе основного общего образования...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА викторины «Своя игра» по МДК.02.01. Организация и технология обслуживания в барах и буфетах для обучающихся по профессии 43.01.01 Официант, бармен

Методическая разработка предназначена для преподавателей, в качестве пособия для проведения викторины «Своя игра» в группах, обучающихся по профессии 43.01.01 Официант, барменАдрес работы на сайте Ya...

Методическая разработка урока по дисциплине «Анатомии и физиологии животных» с использованием технологии развития критического мышления

В данной методической разработке представлен урок по теме «Железы внутренней секреции» по дисциплине «Анатомия и физиология животных», разработанной с учетом новых требований, предъявляемых в ФГОС СПО...