Историческая викторина
материал на тему

Котов Алексей Иванович

В работе описаны исторические значения появления светофора, дорожных знаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istor._viktorina.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Арзамасский коммерческо-технический техникум

Историческая викторина в рамках недели Автомеханика

Подготовил:

Мастер п/о

А.И.Котов

Арзамас, 2018

Доклад студента: «Из истории светофора»

Мало кто знает, что 5 августа отмечается Международный день светофора. Праздник установлен в честь появления в этот день в 1914 г. в американском г. Кливленде первого предшественника современных регулирующих устройств. Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал

История появления светофора

Впрочем, самым первым в мире светофором был вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красного и зеленого цветов. Изобретение принадлежало инженеру Дж. Найту, специалисту по железнодорожным семафорам. Этот светофор был установлен в Лондоне в декабре 1868 г. на площади у здания английского парламента и использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу. Спустя три года устройство взорвалось, ранив полицейского, и идея регулирования движения снова была реализована только через 40 лет система светофора без участия человека. В его устройстве использовались надписи SТОР и Ргосеео" без подсветки.

В 1912 г. в США Л. Вайером был изобретен первый электрический светофор с современными формами: двумя круглыми сигналами красного и зеленого цвета.

Оборудование светофорами первого перекрестка было произведено Американской светофорной компанией 5 августа 1914 г. в г. Кливленде. Управление светофором осуществлял полицейский из специальной будки, расположенной на перекрестке.

Трехцветные светофоры, похожие на современные, впервые увидели жители Детройта и Нью-Йорка в 1920 г. Со временем устройства появились в разных городах Америки и Европы.

В России светофор был установлен лишь в январе 1930 г. - на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (ныне Невского и Литейного проспектов) в Ленинграде. В декабре того же года автоматический регулировщик установили на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Чуть позже такой же светофор был установлен на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная. Первые два опытных светофора были сделаны по европейскому образцу трехцветными. К концу 1933 г. в Москве светофоры были установлены более чем на 100 перекрестках

Третьим городом России, где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону. В середине 1990-х были изобретены зеленые светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета, и начались эксперименты со светодиодными светофорами. Москва стала первым городом, в котором светодиодные светофоры стали использоваться массово. К этому времени на улицах Москвы насчитывалось 1,3 тыс. светофорных объектов.

Примечательно, что в 2006 г. в Новосибирске к 70-летию ГИБДД был установлен первый памятник светофору. Он представляет собой скульптурную композицию в виде постового, который приветствует светофор. Памятник символизирует передачу эстафеты от человека к современной системе. В 2010 г. в Перми к Международному дню светофора открылся второй памятник этому устройству. В качестве памятника было решено использовать один из первых светофоров, установленных в Перми, который нашли и отремонтировали специалисты. В настоящее время светофор находится в рабочем состоянии.

Что же такое современный светофор? Это устройство оптической сигнализации, которое используется во всех странах мира и предназначено для регулирования движения людей, велосипедов, автомобилей и иных участников дорожного движения, поездов железной дороги и метрополитена, речных и морских судов. А произошло слово "светофор" от русского слова "свет" и греческого слова "форос"- несущий, т. е. означает буквально "несущий свет".

Виды светофоров

Существует несколько видов светофоров, регулирующих движение, и не только на дорогах. Так, для регулирования движения по полосам проезжей части (особенно там, где возможно реверсивное движение) применяют специальные светофоры контроля полосы (реверсивные).

Есть автомобильные светофоры с сигналами, обычно круглыми, трех цветов: красного, желтого и зеленого. Сигналы могут быть расположены как вертикально, при этом красный сигнал всегда располагается сверху, а зеленый - снизу, так и горизонтально: красный сигнал всегда располагается слева, а зеленый - справа.

Светофоры для пешеходов регулируют их движение через пешеходный переход. Они имеют два вида сигналов: разрешающий и запрещающий. Обычно для этой цели используют соответственно зеленый и красный свет. Символы на фонарях имеют различную форму, но чаще всего они бывают в виде силуэта человека: красный - стоящего, зеленый - идущего.

Светофор для велосипедов регулирует движения велосипедов. Это может быть светофор, символы на фонарях которого выполнены в форме силуэта велосипеда, или обычный трехцветный светофор, снабженный специальной табличкой.

Трамвайные светофоры предназначены для регулирования движения трамваев. Обычно они устанавливаются перед участками с ограниченной видимостью, перед затяжными подъемами, спусками, на въезде или выезде из трамвайных депо. Как правило, трамвайные светофоры имеют 2 сигнала: красный и зеленый. Железнодорожные светофоры предназначены для регулирования движения поездов. Также светофоры или дополнительные световые указатели могут информировать машиниста о маршруте.

Речные светофоры предназначены для регулирования движения речных судов. В основном используются для регулирования прохода судов через шлюзы. Такие светофоры имеют сигналы двух цветов - красного и зеленого.

Существуют светофоры с обратным отсчетом времени. В некоторых странах они имеют дополнительную цифровую панель, показывающую, сколько секунд осталось до смены цвета светофора. В России подобные светофоры распространены сравнительно мало, чаще всего они встречаются в Москве, Санкт-Петербурге и в других крупных городах.

Есть и специальные светофоры для слепых людей: при смене цветов меняется звуковое сопровождение: медленное тиканье - "жди" или быстрое тиканье -"иди". Дополнительно в некоторых странах площадку перед пешеходным переходом выкладывают ребристыми плитками и мягкими резиновыми пластинками, при наступлении на которые нога немного проседает, и человек непроизвольно останавливается.

Кроме того, есть люди, страдающие дихромазией - врожденным нарушением цветового зрения, при котором отсутствует функция одного из трех цветоощущающих аппаратов. Таких людей называют дихроматами. Они различают цвета главным образом по их яркости - качественно они способны отличать в спектре лишь теплые тона (красный, оранжевый, желтый) от холодных (зеленый, синий, фиоле¬товый). Именно поэтому предпочтение было отдано строгой последовательности огней светофора по цвету: красный вверху, зеленый внизу и желтый посредине.

Более того, поскольку среди дихроматов различают слепых на красный цвет и слепых на зеленый цвет, красный сигнал современного светофора имеет оранжевый оттенок, а зеленый сигнал - синий оттенок.

Таким образом, практически повсеместно красный сигнал светофора запрещает движение, желтый запрещает выезд на охраняемый светофором участок, но допускает завершение его проезда, а зеленый - разрешает движение. Распространено, но не повсеместно использование сочетания красного и желтого сигналов, обозначающее предстоящее включение зеленого сигнала. Иногда зеленый сигнал включается сразу после красного без промежуточного желтого, но не наоборот. Детали применения сигналов различаются в зависимости от принятых в той или иной стране правил дорожного движения.

Светофор сегодня можно встретить в каждой стране. Но, где бы не находился светофор, на каком бы "языке он ни говорил", смысл его слов будет понятен абсо¬лютно всем: «Красный - "Стой!" желтый - "Приготовься!", зеленый - "Иди!"».

Вопросы к исторической викторине.

1.        Кого принято называть отцом автомобилестроения?

Немецкий инженер Карл Бенц.

2.        Почему улицу назвали улицей?

Пролегает вдоль лицевой части домов, т.е. у "лица" домов.

3.        День рождения Госавтоинспекции?

3 июля 1936 г..

4.        Как назывался 1-ый русский автомобиль?

Руссо-Балт.

5.        Что означает слово "тротуар"?

В переводе с французского - дорога для пешеходов.

6.        Когда в России были введены 1-ые Правила дорожного движения?

В 1683 г. был издан указ, касающийся движения извозчиков.

7.        Кого называют дедушкой русского автомобиля?

Иван Петрович Кулибин.

8.В каком году утверждены первые дорожные знаки, сколько и какие?

В 1909 г. Парижской конвенцией по автомобильному движению утверждено 4 знака, которые указывали на наличие опасности с символами перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги и неровности на проезжей части.

9.Когда и где было изобретено колесо?

Месопотамия - современный Ирак, 3500 лет до нашей эры.

10.Когда и какие первые дорожные знаки появились в России?

В 1629 г., верстовые столбы от Москвы до села Коломенское, начали их ставить еще при царе Алексее Михайловиче.

11. С чьим именем связано изобретение легковых машин на двоих, управляемых при помощи длинного рычага?

По проекту Бориса Григорьевича Луцкого была построена легковая машина на двоих - колеса велосипедного типа, управление с помощью длинного рычага.

12. Кто был первым изобретателем велосипеда?  Леонардо да Винчи.

13. Почему велосипед получил такое название?

По латыни "velox" значит "быстрый", и "pedis"-ноги. Вот и получилось название "велосипед", то есть "быстроногий".

14. Кто в России получил первое водительское удостоверение?

1874 г., первый официальный документ на право управления транспортным средством получил извозчик.

15. Как назывались первые указатели расстояния?    Верста.

16. Как христиане называли дорожные перекрестки и развилки?

Пятница, во имя святой мученицы Параскевы Пятницы ставили на распутье, развилках дорог часовенку или крест с образом.

Литература:

  1. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения. - М.: Транспорт, 2000 - 344 с.

  1. Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: учебник для вузов - М.: Транспорт, 2002 - 234 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Сценарий исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой"

Методическая разработка  внеклассного мероприятия - исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой" содержит разнообразные материалы о прошлом Крыма (истории, культуре) и о совр...

Историческая викторина для учащихся 1-11 классов "Звёздный путь России"

Историческая викторина для учащихся 1 - 11 классов«Звездный путь России»  1.Первый искусственный спутник Земли, был запущен на орбиту в СССР 4 октября 1957 года с космодрома Байконур. Кодово...

Военно-историческая викторина, посвященная Победе в Великой Отечественной войне «Я помню, я горжусь!»

Предназначена для преподавателей при подготовке к внеклассному мероприятию в канун годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Она рассчитан для обучающихся 1-2 курсов...

Историческая викторина « Вечная память», посвященная Великой отечественной войне для студентов 1-2 курсов.

Викторина содействует сохранению духовного и культурного наследия, формированию ценностного отношения молодежи к истории России, воспитанию в духе гражданственности и патриотизма, выявлению творческог...

Историческая викторина посвященная 75-летию полного снятия блокады Ленинграда

Разработанный материал  исторической викторины посвящённый 75 -летию полного снятия блокады Ленинграда может быть использован для проведения декады урока истории и внеклассного мероприятия в 10-1...

Историческая викторина к 70-летию Великой Победы

Цели викторины:Совершенствование исторических знаний обучающихся о Великой Отечественной войне через развитие навыков поисковой работы Воспитание патриотических чувств...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Великая Отечественная война» повторительно-обобщающий урок (историческая викторина)

Тема : «Втораямировая война. Великая Отечественная война». Цели: Обобщение и выявление знаний учащихся по теме Великая Отечественная война;Развитие навыков коллективной работы учащихс...