Методическая разработка внеклассного мероприятия. Сценарий исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой"
методическая разработка на тему

Керова Татьяна Ивановна

Методическая разработка  внеклассного мероприятия - исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой" содержит разнообразные материалы о прошлом Крыма (истории, культуре) и о современных событиях, укрепивших сознание всех россиян в исторической закономерности и справедливости воссоединения исконно русских земель в составе единого государства, в том, что народное волеизъявление - и есть основной источник государственной власти. Методическая разработка основание и широком использовании межпредметных связей: это и история, и география, и литература, и этика, мировая художественная культура  и т.д., что поможет в формированиии гражданских и патриотических чувств подрастающего поколения, а также будет направлено на формирании их общих компетенций: умение определять лидера команды, работать в команде, работать с различными источниками информации и т.д. Методическа разработка поможет преподавателям в организации и интерерсном проведении исторической викторины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Самарский механико-технологический техникум»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

С Ц Е Н А Р И Й

исторической викторины

«Крым в истории России: возвращение домой»

Разработала:

преподаватель СМТТ

Керова Т.И.

2015 г.

Введение

        Россия – великая многонациональная страна с интереснейшей и героической

историей, в которой переплетены самобытность и мудрость народов, проживающих в ней. Проблема бережного отношения к этой истории и её сохранение особенно актуальной становится  в современных условиях, когда непонимание и противоречия даже среди близких славянских народов приводят к их разъединению.

        Эта история –непростой, противоречивый процесс создания российского государства, отвоёвывания и защиты целостности и суверенитета нашего государства. Это одновременно и историческая миссия России – защита народов других стран, помощь в формировании их национального самосознания.

            Кто определяет историческое развитие страны: личность или народное волеизъявление? А не уникален ли случай, когда интересы личности-главы государства совпадают не только интересами самого народа, но и нормами международного права?  Почему лидеры других государств этого не хотят замечать, при том, что и в этих странах всё чаще раздаются здравые суждения  об исторической справедливости разрешения проблемы многонационального  народа  Крыма? Вот вопросы, над которыми должен задуматься   каждый молодой человек, будь он активный участник викторины  или её слушатель.

        Проведение викторины направлено на формирование познавательной активности студентов, чувства  гражданственности, на осознание своей причастности к истории своей страны, чувства гордости за неё.

        Участие студентов в исторической викторине  позволит им активно, в духе соревновательности, здорового соперничества проявить свои знания  по истории,  литературе, географии, эстетике, энтографии  и т.д.

        Цель  методической разработки: оказание помощи преподавателю и обучающимися в:

  • углублении знаний и формировании устойчивого интереса к истории Отечества, литературе и  другим учебным дисциплинам;
  • формировании умения давать самостоятельную объективную оценку историческим фактам;
  • формировании умений и навыков работы с различными источниками информации, в том числе Интернетом,
  • формировании умений применять ТСО;
  • формировании общих компетенций: использовании различных средств коммуникации, грамотному, самостоятельному   и лаконичному изложению мысли, организации работы в команде, определении лидера группы, активизации деятельности других членов группы и др.

Сценарий

исторической викторины

«Крым в истории России: возвращение домой»

I .Подготовительный  этап

          Проведению викторины  предшествует большая подготовительная органи-зационная  работа и учебно-методическое обеспечение.

        1.1. Необходимо подготовить ведущего викторины, команды (выбор капитанов, названий, эмблем, девизов и пр),объяснить домашнее задание, назвать возможные темы викторины и предложить список литературы, обеспечить  ТСО, наглядно-иллюстративный материал (географическая карта Крыма, а также репродукции художника И.К.Айвазовского -для конкурса капитанов), карточки-визитки крупнейших городов Крыма, видеопрезентацию «Путешествие по Крыму», подготовленную группой студентов, побывавших в июле 2015 г. в Крыму в качестве волонтёров, таблицы с критериями оценок, жетоны для членов жюри и т.д.

          Ещё одним приложением является листок «Поздравляем!», который сразу же по окончании викторины может быть вручён победителям, наиболее активным,

отличившимся студентам из групп поддержки.

         1.2. Оформление зала  соответствует тематике викторины:  на экране -географическая карта Крыма, на стенах зала фотографии, стенгазета о поездке студентов в Крым

                Целью  викторины является:

  • раскрытие закономерностей  исторического развития Крыма в составе России, нелегитимности  вхождения Крыма в состав УССР;
  •  раскрытие единства и многообразия истории, культуры народов России;
  •  приобщение студентов к современным компьютерным технологиям.

             Основные задачи викторины:

  1. углубление знаний  об исторических этапах развития России и Крыма, раскрытие  объективного характера и  значения  воссоединения Крыма с Россией;
  2. формирование  логического мышления, умения грамотно, лаконично выразить мысль, сопроводить её необходимым наглядным материалом;
  3. нравственно-эстетическое воспитание;
  4. формирование умений самостоятельного  поиска информации, а также навыков работы в команде;
  5. развитие творческих способностей, эстетического восприятия мира;
  6. закрепление навыков работы с Интернет-ресурсами, современными технологиями.

                Оборудование: 

  • компьютер, экран,  видеопроектор, телевизор, видеомагнитофон;
  • иллюстративный материал, видеоматериал (презентации), географическая

  карта Крыма;

  • раздаточный материал для конкурсов, карточки-визитки городов, бумага, карандаши;
  • материалы для членов жюри (таблицы критериев оценивания  конкурсов)

                   

II  Конкурсный этап

        Ведущий викторины приветствует всех  участников  и гостей викторины, представляет членов жюри, группы поддержки команд.

         Кратко раскрыв актуальность темы и задачи викторины, а также правила её проведения, ведущий викторины объявляет о начале работы и предлагает просмотреть видеоотчёт студентов техникума, побывавших в июле 2015 г. в Крыму в качестве волонтёров, - «Путешествие по Крыму».

I тур  «Крым сегодня»

(название выводится на экран)

 1.1.Приветствие команд

  1.2.Домашнее задание команд: просмотр видеопрезентаций на одну из

  предложенных заранее тем:

  1.   История Крыма: прошлое и современность;
  2.  2014 год: новые субъекты РФ;
  3.  Героические страницы Севастополя;
  4.  Культура Крыма;
  5.  Экономика Крыма

           После просмотра видеопрезентаций команды отвечают на вопросы по их содержанию

   

II тур  «Географическая страничка конкурса»

(название выводится на экран)

        Ведущий викторины зачитывает знаковую  информацию о крупнейших городах Крыма по карточкам-визиткам: Севастополь, Симферополь, Керчь, Евпатория, Бахчисарай, Феодосия, Ялта,  а команды, угадав, должны назвать город и показать его на карте Крыма

            Работа жюри продолжается.

III тур«Историческая страничка конкурса»

(название выводится на экран)

        Команды отвечают на предложенные ведущим викторины вопросы:

  1. Как назывались племена, поселившиеся примерно в I тыс. до н.э. в южной части Крыма  и  какие названия они дали полуострову?
  2. Перечислите названия племён и народов, которые пытались завоевать полуостров  переселиться на него  в период  с VII  в. до н.э. по VII в. н.э..
  3. Как называлось первое государство, возникшее  в V в. до н.э. на территории Восточного Крыма? Как называлась его столица и каково современное название этого города?
  4. Какое княжество возникло в результате походов Святослава и Владимира и кто стал первым его князем?
  5. Объектом каких двух внешних врагов стал Крым в XIII в.?
  6. Какое государственное образование появилось  в Крыму после распада Золотой Орды?
  7. Привести в соответствие:

какую политику в отношение Московского государства вели  крымские ханы:

  1) Менгли_Гирей                          а) Союз с Иваном III, дипломатические

                                                             отношения с Москвой

  2) Девлет-Гирей                            б) Нашествие на Москву, опустошительные

                                                              набеги на русские города

  1. В результате каких событий Московское государство окончательно прекратило ежегодные выплаты Крымскому ханству?
  2. Когда и кем был  издан манифест о присоединении Крыма к России?
  3. Как назвала  Екатерина II полуостров после путешествия в 1787 г. в Новороссию и Крым?
  4. В честь какого новороссийского генерал-губернатора 1823-1844 г.г. был выстроен  выдающийся памятник архитектуры - дворец с парком?
  5. Какие первые черноморские   порты были построены после победы России в русско-турецкой войне 1787-1791 г.г. и вхождения Новороссии  в состав России?
  6. Назвать:                                                                                                                                           а) дату и продолжительность  первой обороны Севастополя в ходе Крымской

  войны XIX в.

     б) имя военного инженера, создавшего мощные дерево-земляные  укрепления;          

     в) имена русских  адмиралов-руководителей обороны Севастополя.    

  1. Каким миром закончилась Крымская война? Какое из самых унизительных условий этого договора  и кем вскоре было преодолено?
  2.  В творчестве каких деятелей русской  культуры XVIII- XIX  в.в. отражена  история Крыма?
  3. Когда в годы гражданской войны был прорван  Красной армией фронт под Перекопом и началось освобождение Крыма от белогвардейцев?
  4. Когда была образована Крымская автономная советская республика в составе РСФСР?
  5. Назвать даты и продолжительность второй героической обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны.
  6. Как называется гора Малахова кургана, где происходили самые ожесточённые бои с немецко-фашистскими захватчиками?
  7.  Когда, по чьей инициативе  и в честь какого события Крымская область была передана Украинской ССР? Что свидетельствует о некоторых нарушениях основ законодательства  этой процедуры?  Какую позицию занял глава обкома партии УССР П.Титов и каковы последствия его точки зрения?
  8. Была ли третья оборона Севастополя?
  9. Кто  и каким способом стал первым народным мэром г.Севастополя после февральских митингов 2014 г.?
  10. Когда состоялся референдум о воссоединении Крыма, Севастополя с Россией?
  11. Какой важнейший акт международного права лёг в основу выбора крымчан?
  12. Назвать даты:

а) принятия  Декларации  Верховного Совета Республики Крым о независимости ;

б) подписания Договора о вхождении в состав России двух новых субъектов –Республики Крым и города Севастополя

в) ратификации Договора Государственной Думой и Советом Федерации России

           г) подписания Указа Президента России о воссоединении Крыма с Россией и

           праздничный салют в городах …(назвать города)

                    Работа жюри продолжается.

IV тур  «Литературная страничка конкурса”

(название выводится на экран)

                Ведущий викторины предлагает  познакомиться с фрагментами поэмы А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан», о которой уже упоминалось в предыдущем туре. В этих отрывках даётся описание красот Таврии.

                 Предлагается  вставить пропущенные в тексте поэмы слова. Команды получают карточки с текстами отрывков из поэмы и приступают к выполнению задания (в случае затруднения предлагается воспользоваться словами-подсказками, выделенными на отдельных карточках):

Настала ночь; покрылись тенью

Тавриды сладостной …(поля);                

Вдали под тихой лаврой сенью

Я слышу пенье … (соловья);

За хором звёзд луна  …(восходит);

Она с безоблачных …(небес)

На долы, на холмы, на лес

Сиянье томное…( наводит).

Волшебный край! очей отрада!
Все живо там: холмы,…( леса),
Янтарь и яхонт …  (винограда),
Долин приютная краса,
И струй и тополей …(прохлада).
Всё  чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах, дорогою …(прибрежной).
Привычный конь его бежит.
И зеленеющая  …(влага)
Пред ним и блещет и щумит
Вокруг утесов Аю-дага..

                Работа жюри продолжается.

V тур  «В мире эстетики» (конкурс капитанов)

(название выводится на экран)

        В завершение  соревнования команд, пока жюри  подводит предварительные итоги прошедших  туров, предлагается провести  конкурс капитанов команд.

        Ведущий викторины говорит о том, что Крым связан с биографией и творчеством великого  художника И.К.Айвазовского  и предлагает каждому из капитанов  по жребию выбрать репродукцию  картины  художника и, дав её название, передать своё эмоционально-художественное восприятие, которое и оценивает жюри.

 Ведущий объявляет о завершении викторины и передаёт слово членам жюри.

Председатель жюри подводит итоги викторины, называет победителей.

Ведущий подводит  общие итоги работы участников  викторины и групп поддержки.

Вручаются поздравительные  листы.

Ответы  на вопросы  III тура

  1. Племена тавров. Таврия, Таврида
  2. Киммерийцы, скифы, греки, сарматы, готы аланы, гунны, авары, тюрки
  3. Боспорское царство с центром в Пантикапее (Керчи)
  4. Тмутараканское  княжество. Князь  Мстислав, сын Владимира
  5. Монгольское завоевание, вторжение генуэзцев, а затем турок-османов
  6. Крымское ханство
  7. 1-а;  2-б
  8. Походы Москвы на Крым 1687 и 1689 г.г.; мирный договор с Турцией 1700 г.
  9. 8 апреля 1783 г., Екатерина II
  10. «Драгоценнейшая жемчужина» российской короны
  11. М.С.Вороцов
  12.  Одесса, Николаев, Севастополь
  13.  а) 349 дней – до 27 августа 1855 г.

 б)  Э.И. Тотлебен;         

            в) В.А.Корнилов, В.И.Истомин, П.С.Нахимов  

  1.  Парижский мир 1856 г. запрещал России иметь флот на  Чёрном море. Однако в 1870 г. благодаря дипломатическим усилиям канцлера А.М.Голицина Россия вернула себе право держать там боевые суда, началось восстановление Черноморского флота
  2. А.С.Пушкин «Бахчисарайский фонтан», Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» А.К.Толстой «Крымский очерки», а также художники И.К.Айвазовский, И.И.Левитан, К.Коровин, писатели и поэты А.П.Чехов, И.А.Бунин, композитор С.В. Рахманинов, а также  Ф.Шаляпин, М.Горький, М.Цветаева, С.Эфрон
  3.  9 ноября 1920 г.
  4. 18 октября 1921 г.
  5. 250 дней –с 30 октября 1941 г по 4 июля 1942 г.
  6. Сапун-гора
  7. В 1954 г. Хрущёвым Н.С, в честь 300-летия  воссоединения Украины с Россией.

Не проводились соцопросы, референдумы, не выявлялось согласие республик, решение должно быть принято Верховным Советом СССР, но не Президиумом, которые не имел соответствующих полномочий,  на сессиях Верховных Советов РСФСО и УССР этот вопрос не рассматривался.

           П.Титов был снят со своего поста и выслан в Москву

  1. После распада СССР, самая длительная и бескровная – 23 года
  2. Был избран жителями Севастополя А.Чалый, доктор технических наук, коренной севастополец, дед которого командовал эскадрой советского Черноморского флота.
  3.  16 марта 2014 г.
  4.  Устав ООН, норма  о праве наций на самоопределение
  5. а) 17 марта 2014 г.

б) 18 марта 2014 г.

в) 20 и 21 марта 2014 г.

г) 21 марта 2014 г., в городах Москва, Симферополь, Севастополь

Список используемой литературы:

  1. А.Р.Андреев История Крыма ЛитМир Электронная библиотека
  2. История Крыма (под ред. С.Кодхзова) М.,2014
  3. К.А.Кочегаров Крым в истории России. Методическое пособие М.,2014
  4. С.Н.Сыров Страницы истории М., 1981
  5. А.С.Пушкин «Бахчисарайский фонтан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории на тему: "Помора сын - ты сыном стал России"

«Ломоносов обнял все области просвещения… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Он всё испытал и всё проник….»....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, Блиц-игра «Я – гражданин России».

Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященного 20летию принятия Конституции РФ. Может быть использованна как на уроке истории, так и во внеклассной работе.Основными элементами урока явл...

Методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» По дисциплинам: Иностранный язык, русский язык и литература

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» предназначена для внеклассного мероприятия по русской и английской литературе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия на тему: «ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»

Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.Перед мастерами производственного обучения...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Я-гражданин России"

Целию данной методической разработки является определить отношение обучающихся к позиции «быть гражданином», формирование чувства социальной ответственности, гражданского самосознания чувства любви и ...