Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории на тему: "Помора сын - ты сыном стал России"
    презентация к уроку на тему

    Кацан Светлана Владимировна

    «Ломоносов обнял все области просвещения… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Он всё испытал и всё проник….».

     

                                                                                                                    А.С. Пушкин.

     

    Мероприятие, посвященное 300-летию М.В. Ломоносова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kopiya_velikomu_lomonosovu_300.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                   

                                     

    CПб ГБПОУ колледж метростроя

              «Помора сын – ты сыном стал России»

             (к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова)

                                                      Преподаватель истории   Кацан С.В.    

                                                                                                 

                                          Санкт-Петербург

                                                 2011 год

     

                                                         Оформление

                                           









                                                   портрет Ломоносова М.В.
















                                     Михаил Васильевич Ломоносов

                                               (19 ноября 1711 – 4 апреля 1765)                                                                                                                                        

    «Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов (Ньютонов) Российская земля рождать»


                                                                                                                 М.В. Ломоносов

    «Ломоносов обнял все области просвещения… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Он всё испытал и всё проник….».


                                                                                                                    А.С. Пушкин.  

    «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».                            А. С. Пушкин

                                Науки, в которых сделаны великие открытия М.В. Ломоносовым:

    Химия, физика, астрономия, география, металлургия, геология,  горное и мореходное дело, история, русский язык, литература.

    «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство».


                                                                                                                    Михаил Ломоносов

    «Российское могущество прирастать будет Сибирью, Северным океаном»


                                                                                                                     Михаил Ломоносов

    «В университете тот студент почтеннее, кто более научился, а чей он сын – в том нет нужды».            


                                                                                                                      М.В. Ломоносов  

    Выставка книг М.В. Ломоносова и литературы о нём.

                       

                                                 Ход праздника:

                     

    I.Вступительная речь ведущего-(преподаватель).

                       

     II.Чтец № 1

                (Читает на музыкальном фоне + слайды)

     

     В соседстве двух морей, на родине

    метели

    Вблизи бродящих льдов и стужи он

    рождён;

    Снегами полюса он встречен у купели

    И пышным севера сияньем озарён.

    Покинув дом отца, в стране чужой,

    далёко,

    как хлеба, он искал познаний и наук.

    Он в тайны естества сошёл умом глубоко

    И первый вырвал нам из лиры стройный

    звук.

                        Чтец № 2

       Седые гривы вознося до звёзд,

    Дыша солёной горечью морскою,

    Ломает мачты ледяной норд-ост,

    Пропахший палтусиной и трескою.

    И юноша с Двины, из Холмогор,

    Приобретает в этой грозной школе

    Талант вставать ветрам наперекор

    И навыки бесстрашия и воли.

          III.     Театрализованное начало праздника:

    «Ведунья о детстве Ломоносова»

    1. Выступление «ведуньи»

               « Холодный  северный  Архангельский край. Морозы доходят до 50 градусов. Здесь живут  поморы – рыбаки, это бывшие новгородцы, переселившиеся на берег Белого моря (отсюда «поморы»). Сильный, гордый народ, никогда не знавший крепостного права и этим очень гордились поморы.

                Это  край  отважных,  трудолюбивых  людей,  умелых  мореходов.  Не зря  сюда  когда-то приезжал молодой Петр – I учится строить корабли, поморы были его первыми учителями: смелые, сильные, все под два метра ростом.

                 Бедная,   затерянная   в   снегах   деревенька    Денисовка,   недалеко   от    города Холмогоры, что в Архангельской  губернии. Все жители-поморы с малых лет выходят в море на  опасный  рыбацкий  промысел.  Среди  них  красивый  высокий Василий Дорофеевич Ломоносов.

    Справный,  зажиточный  мужик  Василий  Ломоносов:  и земля  у  него  в  собственности, и лодки, способные выходить в море и перевозить грузы, а так же далеко плавать в океан на ловлю рыбы

               Кроме  этого  повезло Василию Ломоносову: ждёт его дома красавица жена- Елена Ивановна, которая 19 ноября 1711г. подарила мужу первенца и единственного сына Михайло».

                       Чтец № 3

                    Первые годы жизни Михаил находился на попечении матери, в то время как отец  

    отправлялся на дальний морской промысел. Когда мальчику исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Со временем юный Михайло стал помощником отцу, и они на европейски оснащенном паруснике-галиоте «Чайка» вместе уходили на дальний морской промысел в Белое и Баренцево море, с выходом в Северный Ледовитый океан, возвращаясь только осенью. Бывало, что эти путешествия оказывались небезопасными.

                       Чтец № 4

                     Михайло рано обучился грамоте и пристрастился к чтению, отчасти благодаря матери, отчасти соседу Ивану Шубину и местному дьяку Семёну Сабельникову. В возрасте около 10 лет Михайло Васильевич уже  был грамотен, а в 12 лет был лучшим чтецом в деревне. С нецерковной литературой Михаил познакомился впервые в доме Христофора Дудина, сына холмогорского священника. Это были «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Семеона Полоцкого. Позднее Ломоносов назвал их «вратами своей учёности».  

         

    1. Выступление «ведуньи"

              Ведунья: «Недолго покой и счастье было в семье Ломоносовых. Когда Михайло было 9 лет умерла Екатерина Ивановна и мальчик остался без матери – сиротой.

                    Вскоре в доме Ломоносовых появляется мачеха. Всем бы она хороша была, но невзлюбила пасынка. Не по нраву ей пришлось, что он ученью больше был предан, чем хозяйству, что за книгами сидит, а в доме от этого занятия прибыли не видать. Стала она настраивать отца против сына, попрекая, что Михайло любит книги, а не хозяйство, которое приносит деньги».

               IV.   Сценка «Отец и сын»

    Отец – «Охо-хо, грехи мои тяжкие! Михайло, где ты, подь сюда».

    Михаил – «Отец, ты звал меня? Слушаю тебя».

    Отец – «Михайло, почему мать жалуется на тебя? Это правда, что ты прячешься от неё в сарае и в подклети, читаешь там книги, не делаешь работу по дому?»

    Михаил – «Отец, не мать она мне, не люблю я её, а без книг не могу жить. Отец, я хочу учиться, хочу много знать. Ты же знаешь, я стал хорошим рыбаком, помогаю тебе в море, ты же меня хвалишь, за то, что не боюсь работы. Мне19 лет, я уже взрослый, хочу учиться, позволь мне это».

    Отец – «Михайло, ты рыбацкий сын, ты помор. Это твоя судьба, твой жизненный путь. Какое ученье? Какие науки? Этим занимаются сыновья благородного сословия – дворянские дети, а ты – крестьянин, твоё дело – земля и рыба. И думать забудь об этом. Нет моего тебе родительского благословения на учение. А чтобы тебе было не до книг, женю я тебя на соседской дочери – Марфе. Хорошая девка! Достойная пара тебе».

    (отец уходит)     

    Михаил – «Хоть и хорошая девка Марфа, но женится я не буду.  Раз отец не отпускает меня учится добром, потайно уйду.

       Слыхал я от людей, что учёные книги все по латыни пишутся, а латыни обучаться ближе Москвы негде, поэтому уйду в Москву. Паспорта нет, денег нет, если в Москве поймают, на площади будут палками бить, будто беглого.

       Я на всё согласен и всякое мученье приму, такая во мне охота к наукам. Тем более сосед дал мне 3 рубля взаймы, вот с ними я и уйду в Москву».

                                            (конец сценки)

    (Слайд из в/ф «Ломоносов на пути к Москве»).

                           Чтец № 5

                      С помощью земляков Михайло получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного «полукафтан и три рубля денег», и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу. Юноше указали место на мешках с треской, и так- то на санях, то бегом с ними рядом, чтобы не закоченеть, добрался Ломоносов до Москвы.  

    Ломоносову тогда было 19 лет.

                             

                     

                             Чтец № 6

              Упорно, но довольно медленно двигался будущий учёный к цели. Первый шаг к овладению наукой был сделан  уверенно и смело. В первых числах января 1731 года он, наконец,  увидел  Москву.  Там его  никто  не  ждал, но  Ломоносов неожиданно встретил односельчанина,   который  приютил  его  –  «дал  угол  для  жилья».   Скрыв  своё происхождение,  выдав  себя  за  дворянского сына из Холмогор, 26  января  1731  года  Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию, где учиться 4 года. Условия жизни были очень тяжёлые: общежития не было - скитался по квартирам, денег тоже не было - работал грузчиком по ночам, а днём учился. Помощи от отца никакой, приходилось жить на 3 копейки в день, учителя часто помогали деньгами своему талантливому ученику.

            Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост Михайлы и солидный для ученика возраст), Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам.

                             Чтец № 7  

                         В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую академию наук. После тщательной проверки воспитанников было отобрано только 12 человек. С 1 января 1735 года студентом академии стал и Михайло Ломоносов.

                         

                               Чтец № 8

     «-Здорово, Нева! Ты позволишь

    Жить на твоих берегах?

    Тебя я ещё не знаю,

    Но сёстры с Двиной вы»,-

    Так Ломоносов шагает

    По набережной Невы.

    Он счастлив. Вызван недавно

    Академией светских наук.

    И город Петровой славы

    Тешит его как друг.

    Грозен Васильев остров

    Убого студентов житьё:

    Корни наук не просто

    Глотать с ледяным питьём.                                                                                                                                                            

                             Чтец № 9

                        В новом учебном заведении любознательный и талантливый помор проявил огромный интерес к наукам. Но пребывание Ломоносова в Академии было недолгим. В сентябре 1736 года с группой наиболее талантливых студентов его направляют для обучения в Германию.

                             Чтец № 10

                        8 сентября 1736 года  Ломоносов  морем выехал в Марбург. В Марбургском университете русские студенты должны были совершенствоваться в науках. Ломоносов изучал   под   руководством   профессора    Христиана   Вальфа  физику,  математику,  и философию,  познакомился  с  последними  достижениями  европейской  науки. Учился Ломоносов в Германии 5 лет.

                             

                               Чтец № 11

                             Летом 1741 году 30-летний Михаил Васильевич Ломоносов возвратился   на  родину  в  Санкт-Петербург.  8  января  1742 года его назначают «адъюнктом физического класса» (помощник профессора, младшая учёная должность) Петербургской Академии наук, с содержанием 360 рублей в год.

                                Чтец № 12

                             С  приходом  Ломоносова  в  Петербургскую  Академию  начался новый период в развитии русской науки. Выполнение ряда научных работ принесло Михаилу Васильевичу  диплом  профессора  химии  Петербургской  Академии  наук, т.е. он стал академиком.   Указ  был  подписан   25 июля  1745  года.  Академиком  и  профессором проработал Михаил Васильевич 20 лет, до самой смерти.

                                      V. Ведущий (преподаватель) – о роли Ломоносова в науке.

                               Преподаватель. (Ломоносов  был  универсальным  гением. Он  работал в различных областях науки и искусства (17 обл.), во  всём опережая своё время иногда на десятилетия, иногда на столетия. Он был страстным борцом за передовую науку, которая ломает старое и открывает пути к  новому).  

                                                                 (слайды №3, 5)

    М.В. Ломоносов имел диплом профессора химии, стал академиком.  

    Учащиеся представляют презентацию:

                                                     1. Химия и Ломоносов

                                                     2. Физика и Ломоносов

                                                     3. Словесность и Ломоносов

                                                     4. История и Ломоносов

                                                     5. Астрономия и Ломоносов

                                       VI. Ведущий (преподаватель).

                   Горячий патриот, Ломоносов всю жизнь боролся за честь и достоинство россиян. С большой дальновидностью Михаил Васильевич в 50–х годах XVIII века стал хлопотать об открытии Московского университета. Указ об открытии университета был подписан 23 января 1755 года.

                                                       (слайды №2, №4)

                                        Чтец № 13

                          Крестьянский сын, ставший великим учёным, хотел видеть народ грамотным, образованным.  Не  жалея  времени и сил, Ломоносов добивался открытия университета и гимназии  при  нем. Университет был открыт в 1755 году в небольшом здании на Красной площади.  Ломоносов  добился,  чтобы  туда  принимали не только дворянских детей, но и всех желающих учится юношей – сыновей ремесленников, солдат, мелких чиновников.              Ломоносов говорил: «В университете тот студент почтеннее, кто более научился, а чей он - сын  в том нет нужды»,  (слайд № 7).  Однако  после  смерти  Ломоносова  в университет стали принимать в основном детей дворян.

                        Открытие  Московского  университета   было  большим  событием  в  истории культурной жизни нашей страны.

                         Университет и сегодня носит имя своего основателя – Ломоносова.

                                         Чтец № 14

                                    Видный деятель русской науки и культуры, член Академии художеств, почётный  член  Шведской  и Болонской  академии  наук  Михаил Васильевич Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие.

    Последние годы жизни Михайло Васильевич часто и тяжело болел.

                                         VII. Заключительное слово преподавателя.

                   

       Для М.В. Ломоносова примером в жизни был Петр I Великий, ему он посвятил стихи, поэмы, картины (Слайд № 6).

                                         Чтец № 15

       Умер М.В. Ломоносов 4 апреля 1765 года. Похоронен в Александро-Невской лавре, в Санкт-Петербурге.  

                                          Чтец № 16

    Люблю бывать на Родине твоей,

    Где памятник у школы деревянной,

    Где детвора хлопочет неустанно

    И познаёт премудрость букварей.

    Ведь ты для них давно легендой стал,

    Примером неустанного раденья…

    И мне не раз твои стихотворенья

    Учитель школьный наизусть читал.

    Но всё же глубже память  и острей…

    Лишь родина- село. Россия – поле.

    Ты жил её и радостью и болью.

    Ты всей своей душой сливался с ней.

    Помора сын – ты сыном стал России,

    Предугадав её грядущий час.

    И сколько смог за жизнь свою осилить,

    Что и доныне  поражаешь нас

    Смотрю, как тают стаи журавлей

    В высоком небе, праздничном от сини…

    Люблю бывать на родине твоей

    И без неё не мыслю я России.  

    VII. В-Ф «Ломоносов»

                                                                                                                        Кацан С.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия, Блиц-игра «Я – гражданин России».

    Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященного 20летию принятия Конституции РФ. Может быть использованна как на уроке истории, так и во внеклассной работе.Основными элементами урока явл...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» По дисциплинам: Иностранный язык, русский язык и литература

    Данная методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» предназначена для внеклассного мероприятия по русской и английской литературе....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия на тему: «ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»

    Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.Перед мастерами производственного обучения...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Я-гражданин России"

    Целию данной методической разработки является определить отношение обучающихся к позиции «быть гражданином», формирование чувства социальной ответственности, гражданского самосознания чувства любви и ...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия. Сценарий исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой"

    Методическая разработка  внеклассного мероприятия - исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой" содержит разнообразные материалы о прошлом Крыма (истории, культуре) и о совр...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия «Россия выбирает Президента»

    Очень важно, чтобы все приняли участие в голосовании. Ведь нам предстоит 6 лет жить и работать при том руководителе, которого мы выберем. Каждый имеет право голоса и должен отдать его тому кандидату, ...