Создание психологической комфортной среды на уроках
материал на тему

Кукушкин Юрий Николаевич

Выступление на педагогическом Совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

по теме:

«Создание психологической  комфортной среды на уроках»

Преподаватель Ю. Н. Кукушкина

2017 г.

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в образовательных учреждениях разного уровня состояние их здоровья ухудшается в 4—5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащейся молодежи и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Эти проблемы уже вышли из разряда чисто медицинских или чисто педагогических, они обрели социальное значение. Успешное решение этих проблем невозможно без создания психологически комфортной среды, которая заключается в организации образовательного процесса и всех видов деятельности, исходя из интересов личности  учащегося  и преподавателя.

Это прежде всего:

а) организация учебного процесса:

- четкое и стабильное расписание теоретических и практических занятий;

- нормализация учебной нагрузки;

- учет объема содержания учебного материала и возможностей организма учащегося;

- максимально доступная информация о предстоящем графике учебного процесса, требованиях на различных этапах обучения;

- доброжелательная требовательность к учащимся.

б)        психолого - педагогическое сопровождение учащегося  и поддержка на всех этапах овладения профессией:

- уважение  личности учащегося;

в)        соблюдение санитарно - гигиенических норм и требований, охрана здоровья и жизнедеятельности:

- создание здоровых и безопасных условий учебы;

- использование экологически безопасного оборудования и помещений;

- обучение учащихся и сотрудников правилам безопасности жизнедеятельности;

- создание педагогически целесообразного образа в интерьере;

- соблюдение и поддержание чистоты во всех помещениях и т.д.

Необходимо разработать  и внедрить в образовательный процесс долгосрочные программы.  Например:

              «Здоровье через образование»;

              «Равный поможет равному»;

              Концепция  обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа;

              Программа толерантного воспитания учащихся

              Программа социальной адаптации учащихся

В рамках программы социальной адаптации учащихся  ежегодно в сентябре проводится Неделя первокурсника, Дни  здоровья и спорта, классные руководители, мастера  и работники библиотеки готовят тематические классные часы. Проводятся недели профилактики вредных привычек и пропаганды здорового образа жизни для учащихся  нового набора,  выпускаются  санбюллетени по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.

Кое что мы все это делаем.

В рамках реализации Концепции  обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа можно  ежегодно проводить Неделю профилактики СПИДа, конкурсы методических материалов к Международному Дню борьбы со СПИДом. Наиболее интересный опыт работы классных руководителей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек можно и нужно  заслушивать на заседаниях методического комиссий.

Реализуя программу «Равный поможет равному», учащиеся  могут готовить и  проводить, например,  со школьниками или с младшими курсами  игровые методики в работе по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.  Кроме того, деятельность  по программе «Равный поможет равному» включает в себя:

Важной составляющей психического здоровья являются милосердие и сострадание. Развитию этих качеств способствует работа по оказанию шефской помощи детским лечебно – профилактическим учреждениям (ЛПУ),  оставшимися без попечения родителей, пожилыми людьми и ветеранами. В текущем учебном году подобная работа у нас осуществлялась. Наряду с традиционными формами работы по формированию здоровьесберегающего пространства, у нас в училище  внедряются новые методики. Так, например, проведение соревнований, а потом может быть и конкурсов,  среди совместных команд преподавателей и учащихся  «От здоровья каждого к здоровью нации».

Наша задача, состоит в том, чтобы полноценно подготовить выпускника к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Решать эту задачу мы должны  с помощью технологий здоровьезберегающей  педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно - воспитательного процесса без ущерба для здоровья  учащихся  и педагогов.

Для моделирования здоровьесберегающей среды в ходе учебного процесса должен быть использован и разнообразный комплекс форм и методов обучения. На реализацию перспективной функции могут быть направлены такие формы обучения, как:

                   Интерактивная лекция;

                   Социально-психологический тренинг;

                   Проектное занятие;

                   Проблемные семинары;

                   Деловая игра.

Среди методов обучения можно выделить такие, как:

                    Самоанализ результатов психологического исследования;

                    Формирование карты самоанализа;

                    Мастерская профессионального консультирования;

                    Проектирование профессиограммы;

      Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

             строгая дозировка учебной нагрузки;

             построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

            соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

                    благоприятный эмоциональный настрой.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой преподавателя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.      

У подростков  преобладает непроизвольное внимание.  Они способны сосредоточиться лишь на том, что им  интересно, нравится, поэтому задача преподавателя - помочь ученику преодолеть усталость, формировать устойчивое внимание.        

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Преподаватель должен  строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать  виды работ, использовать разнообразные методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленные на получение новых знаний, учебных умений и навыков, закрепление и повторение изученного материала. Особо выделены методы стимулирования учебно-познавательной деятельности, направленные на снятие нервно-психического напряжения учащихся   в процессе работы на уроке. Преподаватель должен широко использовать ролевые и сюжетные игры, работу индивидуальную и групповую, творческие задания, дискуссии. Методы взаимодействия учащихся, такие как взаимопроверка домашних и классных заданий используются для снятия боязни учащихся и укрепления их уверенности в своих знаниях, использует различные методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся, направленные на повышение интереса к предмету.

         На уроках  чаще всего вы придерживаетесь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.

         Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в группе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос , слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся   дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся  в роли преподавателя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и  взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение преподавателя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) наличие у учащихся  мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение студентами знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

11) психологический климат на уроке;

12) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

13) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного студентами на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

14) момент наступления утомления студентов и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у студентов в процессе учебной работы;

15) темп и особенности окончания урока:

  быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы студентов, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

  спокойное завершение урока: студенты имеют возможность задать преподавателю вопросы, преподаватель может прокомментировать задание на дом, попрощаться со студентами

  задержка студентов в кабинете после звонка (на перемене).

В учебном процессе необходимо использовать  новые технологии, успешно сочетая, традиционные методы и формы проведения занятий с современными методиками.

Этот путь: "Учение с увлечением". Как известно, умственная деятельность ведет к усталости и падению работоспособности. Однако увлеченный интересной работой человек не ощущает усталости. И наоборот, напряженная умственная работа приводит к такой степени утомления, при которой снижается не только качество усвоения изучаемого материала, но и вообще способность воспринимать любую информацию.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность учащегося.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания студентов. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать это внимание в течение всего урока.

Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой педагогической здоровьесберегающей технологии.

Таким образом, на уроке, благодаря применению здоровьесберегающих технологий создается комфортный морально-психологический климат, в котором идет формирование успешной, психологически здоровой личности учащегося  и преподавателя. Хорошо дидактически «проработанный» урок – он же и самый здоровье ориентированный для всех его участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...

Роль мотивации и психологически-комфортной атмосферы в коррекционно-образовательном процессе

Статья, в которой раскрывается значимость и ведущая роль мотивации в коррекционно-педагогическом процессе, семейных отношениях между родителями и детьми. Рассмотрены способы установления психологическ...

создание современной образовательной среды на уроках иностранного( испанского языка) .

данная работа направлена на достижение метапредметных результатов на базе грамматических форм испанских глаголов....

Формирование комфортной среды проживания воспитанников ЦСПР. Традиции и инновации.

Сообщение на тему:Формирование комфортной среды проживания воспитанников ЦСПР. Традиции и инновации.        Подготовили воспитатели:Авилова И.В.Петракова ...