МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЬЮ РЫНКА ТРУДА
статья

Буйволова Елена Ивановна

Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодняшнего дня, а укрепление связи учреждений СПО с реальным производством – залог успешной подготовки кадров.  ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени  А.К.Лысенко» осуществляет в этом направлении разностороннюю и плодотворную работу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

 МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЬЮ РЫНКА ТРУДА

Попова Ю.А., Герасименко Е.Н., Ширшова Е.В., Буйволова Е.И.

ГБПОУ ВО «Лискинский

промышленно-транспортный  

 техникум имени А.К.Лысенко»,

 г. Лиски, Воронежской обл.

Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодняшнего дня, а укрепление связи учреждений СПО с реальным производством – залог успешной подготовки кадров.  ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени  А.К.Лысенко» осуществляет в этом направлении разностороннюю и плодотворную работу. В современных условиях назрела острая необходимость в объединении усилий образовательных учреждений: школ и техникумов, а также производственных структур в организации процесса профессионального образования, формировании личностных ценностей учащихся, студентов и их профессиональных интересов в выборе профессиональной карьеры. Актуальность интеграции школы, учреждений среднего профессионального образования и промышленного сектора вызвана тем обстоятельством, что в жизни общества произошли радикальные перемены, оказавшие большое влияние на формирование интересов молодежи, которые фактически нарушают привычную последовательность событий.

Важнейшим способом консолидации усилий образовательных учреждений и производственных структур является  наставничество.

Наставничество – одна из форм инвестиций в развитие образовательной организации в виде непрерывного процесса передачи знаний, умений и навыков наиболее успевающих студентов потенциальному абитуриенту в период профессионального самоопределения, а также от квалифицированных специалистов предприятия студентам в период реализации практики с целью обучения рациональным приёмам и методам работы для достижения обучающимися высокого уровня профессиональной подготовки.

Наставник осуществляет:

• помощь в профессиональном самоопределении;

• передачу личного профессионального опыта;

• формирование общих и профессиональных компетенций, обучение наиболее рациональным приемам и методам работы;

• повышение мотивации студентов и школьников к установлению длительных трудовых отношений с предприятием;

• приобщение студентов к корпоративной культуре предприятия.

​​Результатом консолидации  усилий образовательных учреждений и производственных структур станет создание практической модели школы наставничества «Транспортная гвардия» по сопровождению профессионального самоопределения школьников и студентов техникума в соответствии с принципами партнерства с учетом производственного потенциала и  запросов предприятий железнодорожного транспорта.

Основными социальными партнерами техникума долгое время являются предприятия железнодорожного транспорта, а с недавнего времени и Детская железная дорога, и поэтому школа наставничества получила название «Транспортная гвардия».

На сегодняшний момент разработана нормативная база по вопросам организации наставничества, применения различных форм и методов в работе наставника по формированию профессиональных компетенций: приказ «О создании школы наставничества «Транспортная гвардия»», положение о работе Школы наставничества,  план работы Школы.

Во-первых,  Школа наставничества «Транспортная гвардия» будет представлять собой набор учебно-познавательных, развлекательных и проектных модулей, нацеленных на знакомство с разнообразными направлениями функционирования железнодорожного транспортного комплекса, погружение в мир железнодорожных профессий, а также профилактику детского травматизма в зоне движения поездов. Обучение будет осуществляться совместно с Детской железной дорогой «Задоринка», где наставниками будут являться наиболее успевающие студенты техникума.

Во-вторых, работа Школы «Транспортная гвардия» будет направлена на  повышение качества профессиональных и общих компетенций студентов в ходе прохождении практики и совместных мероприятий на основе использования принципов наставничества, а также с использованием инновационных технологий, где наставниками являются передовые специалисты предприятий железнодорожного транспорта.

Также результатом реализации будет создание эффективной системы профориентационной деятельности, непрерывности образования, практикоориентированного обучения, максимально приближенного к технологическим запросам производства в форме:

- консультационных занятий по передаче первичных профессиональных навыков потенциальным абитуриентам;

- месячников профориентационной работы, посвященных профессиям железнодорожного транспорта;

- конкурсов профессионального мастерства;

- олимпиад;

- выставочных проектов;

- встреч с представителями работодателей;

- круглых столов;

- фестивалей;

- конференций

- экскурсии и др.

Конечным итогом работы школы станет адаптация школьников и студентов к учебно-профессиональной среде.

Участниками модели наставничества являются:

1 УЧАСТНИК: ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» – во главе с директором Бровченко Нелли Анатольевной и следующих работников: заместители директора, заведующие отделениями, методисты, социальный педагог, руководитель физической культуры, преподаватели техникума, мастера производственного обучения техникума и студентов групп по профессиям и специальностям железнодорожного транспорта (Машинист локомотива, Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ), Проводник на железнодорожном транспорте, Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог).

2 УЧАСТНИК МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА: Лискинская Юго-Восточная детская железная дорога под руководством Зотова Юрия Анатольевича, а также инструкторы, мастера производственного обучения, машинисты тепловоза, учащиеся 9-х – 11-х классов городских и районных школ, члены кружков железнодорожного моделирования,  истории Юго-Восточной железной дороги и творческой студии ЮВДЖД.

Следующими участниками являются наши социальные партнеры, такие как:

- Лискинская дистанция СЦБ - начальник ШЧ –  Балакшин Николай Николаевич, а также заместитель начальника, главный инженер, старшие электромеханики, электромонтеры.

4. Эксплуатационное локомотивное депо Лиски-Узловая Юго-Восточной дирекции тяги – Дирекции тяги филиала ОАО «РЖД» (ТЧЭ-4) - начальник депо Урывский Игорь Александрович, заместители начальника, главный инженер, машинисты-инструкторы.

5. Сервисное локомотивное депо Лиски филиал «Южный» ООО «ТМХ-Сервис» (ТЧЭ-20) - Начальник депо Горбачев Сергей Владимирович, старшие мастера, мастера цехов.

6. Юго-Восточного филиала – пассажирского вагонного депо Воронеж АО «ФПК»  - в лице начальника Сбродова Олега Валентиновича и его заместителя.

Попытки внедрения элементов системы наставничества предпринимались на протяжении длительного времени, это проявлялось в эпизодических мероприятиях, организованных совместно со школами и предприятиями.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что идея создания школы наставничества по подготовке кадров для железнодорожного транспорта с использованием инновационного механизма социального партнерства является актуальной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Презентация к докладу на педсовет "Практико-ориентированное обучение как главное условие подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» ( WorldSkills Russia)

Действующие ФГОС СПО нацеливают образовательные организации на практико-ориентированную подготовку выпускников – показатель практико-ориентированности должен составлять 50-60% для ОУ базовой под...

Статья: Модели специалиста в соответствии с современными требованиями рынка труда

В педагогической науке в последние годы широко используется метод моделирования, обоснование которого дано в трудах многих ученых. Основным понятием метода является модель, что означает образ, мера, с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

Статья: Адаптация к потребностям рынка труда.

Актуальность специальности Ветеринария в современном мире....