Методическая разработка "Сверление,зенкование, зенкерование и развёртывание" октябрь 2019год
учебно-методический материал

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся I курса по профессии "Машинист локомотива".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»

Методическая разработка

урока производственного обучения

«Сверление, зенкование, зенкерование и развёртывание».               

Профессия: «Машинист локомотива»

I курс

                                                                           

                                                                          Мастер производственного

                                                                                 обучения Арюкова Е.А.

 Рузаевка  2014 г

Рассмотрено и обсуждено                                                

на заседании цикловой                                                      

комиссии                                                                      

Председатель цикловой

комиссии                                                            ____________/Курдюкова В.М

 


ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии «Машинист локомотива».

Производственное обучение проводится в учебных мастерских.

В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по специальности «Машинист локомотива».

Сверлением называется образование снятием стружки отверстий в сплошном материале с помощью режущего инструмента – сверла, совершающего вращательное и поступательное движения относительно своей оси.

Сверление применяется: для получения неответственных отверстий невысокой степени точности и значительной шероховатости, например под крепежные болты, заклепки, шпильки, для получения отверстий под нарезание резьбы, развёртывание и зенкерование.

Зенкерованием называется процесс обработки зенкерами цилиндрических и конических необработанных отверстий в деталях, полученных литьём, ковкой или штамповкой, либо отверстий, предварительно просверленных с целью увеличения их диаметра, улучшения качества поверхности, повышения точности.

Зенкование это процесс обработки специальным инструментом цилиндрических или конических углублений и фасок просверленных отверстий под головки болтов, винтов и заклёпок.

Развёртывание это процесс чистовой обработки отверстий, обеспечивающий точность по 7…9-му квалитетам и шероховатость поверхности.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ.

Согласно программы производственного обучения темы: «Сверление» изучается сразу после «Опиливание металла». Тема рассчитана на 6 часов. Основное назначение сверления это получить отверстие с точностью по 10-му, в отдельных случаях по 11-му квалитету и шероховатостью поверхности.

Рассверливанием называется увеличение размера отверстия в сплошном материале, полученного литьём, ковкой, штамповкой или другими способами.

Точность сверления в отдельных случаях может быть повышена благодаря тщательному регулированию станка, правильно заточенному сверлу или сверлением через специальное приспособление, называемое кондуктором.

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.

         Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

         Учебно-воспитательная работа мастера,  при обучении обучающихся на предприятиях,  протекает в условиях, значительно отличающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно.

III. ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества усвоения обучающихся знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

- правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;

- перечень учебно-производственных работ;

- выполнение установленных количественных показателей;

- степень самостоятельности выполнения задания.

Тема №4-6:  «Сверление, зенкование, зенкерование и развёртывание».

Тема занятия 4-6: «Сверление».

Цели занятия:  учебная  – научить обучающихся производить разметку;

развивающая – развить у обучающихся технологическое мышление в рамках соблюдения технологий разметки;

воспитательная – привить у обучающихся точность и аккуратность в работе;

методическая –методическое повышение уровня педагогического мастерства.

Тип занятия: практическое;

Метод ведения занятия: объяснительно – показательный рассказ с применением комплексных средств обучения;

Оснащенность занятия: слесарный инструмент;

Место проведения занятия: учебные мастерские.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1.  Проверка наличия обучающихся на производственном обучении.
  2. Проверка внешнего вида.

  1. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

Сообщение обучающимся новой темы.

Сообщение обучающимся вопросы по новой теме.

1 Общее понятие о сверлении

 Сверлением называется образование снятием стружки отверстий в сплошном материале с помощью режущего инструмента – сверла, совершающего вращательное и поступательное движения относительно своей оси.

      2. Инструмент, применяемый при сверлении:

Основным инструментом при сверлении: сверлильные станки, свёрла.

Основным инструментом при зенкование: цилиндрическая зенковка, коническая зенковка, державка с зенковкой и вращающимся ограничителем, цековки.

Основным инструментом при зенкеровании: зенкеры( цельный с коническим хвостиком, цельный с коническим хвостиком, оснащенный пластинками из твёрдого сплава, насадкой со вставными ножами, насадкой оснащённый пластинками из твёрдого сплава).

     3. Сверлильные станки:

 - настольный вертикально-сверлильный станок 2М11он состоит из: колонны, привод, механизм подъёма шпиндельной бабки и шпинделя, кронштейн, стол, рукоятка ручной подачи, шпиндель, шпиндельная бабка.

-  универсальный вертикально-сверлильный станок 2Н125Л

-  радиально-сверлильный станок 2Н55

-  крепёжные прихваты

-  крепёжные болты (деталь, болт с квадратной головкой, шпилька, Т-образная головка шпильки, болт с Т-образной головкой, вид сверху на болт с Т-образной головкой в Т-образном пазу стола)

4. Особенности сверления труднообрабатываемых сплавов и пластмасс:

-  сверление жаропрочных сталей - сверление жаропрочных сталей осуществляется при обильном охлаждении 5%-ной эмульсией или водным раствором хлористого бария с добавкой 1% нитрата натрия.

- сверление пластмасс – изделия из пластмасс можно обрабатывать всеми видами резания. Однако механическая обработка их имеет особенности, которые необходимо учитывать;

-  сверление отверстий в резине обычными спиральными свёрлами со специально заточенным углом.

- сверление лёгких сплавов требует особого внимания.

  1. Объяснение новой темы.

Сверлением называется образование снятием стружки отверстий в сплошном материале с помощью режущего инструмента – сверла, совершающего вращательное и поступательное движения относительно своей оси.

Сверление применяется: для получения неответственных отверстий невысокой степени точности и значительной шероховатости, например под крепежные болты, заклепки, шпильки, для получения отверстий под нарезание резьбы, развёртывание и зенкерование.

Зенкерованием называется процесс обработки зенкерами цилиндрических и конических необработанных отверстий в деталях, полученных литьём, ковкой или штамповкой, либо отверстий, предварительно просверленных с целью увеличения их диаметра, улучшения качества поверхности, повышения точности.

Зенкование это процесс обработки специальным инструментом цилиндрических или конических углублений и фасок просверленных отверстий под головки болтов, винтов и заклёпок.

Развёртывание это процесс чистовой обработки отверстий, обеспечивающий точность по 7…9-му квалитетам и шероховатость поверхности.

.

  1. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ.

Провожу обход рабочих мест обучающихся с целью проверки.

1. Правильности организации рабочих мест.

2. Правильности приёмов сверления.

3. Соблюдение правил техники безопасности. По замеченным в ходе обходов ошибок произвожу текущий индивидуальный инструктаж с указанием путей устранения ошибок.  

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ   ИНСТРУКТАЖ.

  1. Подвожу итоги работы за день.
  2. Отмечаю лучших обучающихся.
  3. Демонстрирую лучшие работы обучающихся.
  4. Произвожу разбор ошибок допущенных обучающимися во время работы.
  5. Объявление оценок.


Используемая  литература:

1. Общий курс слесарного дела Н.И.Макиенко

Москва «Высшая школа» 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по Учебной практике на тему: "Зенкование, зенкерование и развёртывание".

Презентация по Учебной практике на тему: Зенкерование, зенкерование и развёртывание"....

перспективный план самообразования 2018-2019год

Тема самообразования: Изучение влияния общемировых изменений в индустрии питания на национальный колорит татарских блюд, через осуществление проектной, учебно-исследовательской и опытно-эксперименталь...

19.05.2019год. Презентация"Световые кванты"

    Презентация - это форма представления информации как с помощью разнообразных технических средств, так и без них. .  Задача презентации – сделать так, что...

Летняя программа "Закулисье" 2019год

Летняя программа дворового клуба "Закулисье", 2019 год...

Презентация "Коллективный договор ОАО "РЖД" на 2017-2019годы

Содержание коллективного договора на 2017-2019 годы, основные социальные льготы и гарантии работников ОАО "РЖД"...

Контрольно-оценочные средства по производственной практике (по профилю специальности) по ПМ 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов организации (набор 2019года)

Контрольно- оценочные средства предназначены для проверки практического опыта, приобретенного в рамках производственной  практики (по профилю специальности) по профессиональному модулюПМ. 02 Веде...