Методическая разработка по инженерной графике "Анализ геометрической формы"
методическая разработка

Дженко Сергей Николаевич

Методическая разработка по инженерой графике "Анализ геометрической формы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Автомеханический колледж»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

Тема занятия «"Измерение гильзы цилиндра с помощью индикаторного нутромера"

                                               Разработал преподаватель Дженко С.Н.

Санкт-Петербург

2019

План  занятия

 

Группа: 2712, II курс

 Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте(по видам)»

 

Время: 45 мин.

 

Тема: «Измерение гильзы цилиндра с помощью индикаторного нутромера»

 

Цели занятия:

       Учебная: Создать условия для понятия темы занятия. Заинтересовать студентов. Организовать осмысление мотивации обучения.

       Развивающая: Развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности.

       Воспитательная: Воспитывать аккуратность, эстетичность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха.

Результат выполнения практического занятия «Измерение гильзы цилиндра с помощью индикаторного нутромера.» овладение профессиональными и общими компетенциями:

ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Оборудование:

-     Интерактивная доска, ПК.

-     Измерительный инструмент

       Блок цилиндров.

 

Форма работы: Коллективная, студенты разделяются на 4 группы.

Используемая педагогическая технология: Технология проблемного обучения. Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Преподаватель  ставит проблему, студенты самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность  обучающихся

Организационный момент

Приветствие. Разделение на 4 группы

Студенты делятся на группы №1 и №2, №3, №4.

Рефлексия «Настроение»

Ребята, отметьте свое настроение в начале занятия:

- комфортно

- уверен в силах

- хорошо

- плохо

Несколько студентов озвучивают: "Я уверен в своих силах", "У меня хорошее настроение"

Проблемная ситуация

Посмотрите, пожалуйста, на экран:

Как произвести измерения гильз в блоке цилиндров?

Как оценить степень износа гильз?

http://stkmotors.ru/sites/upload/fm/Blok%20zilindrov.png

В этом нам поможет тема нашего урока.

- Шток, название этой детали мы узнали из основной надписи чертежа.

- Затрудняемся.

Сообщение темы занятия        

Запишите тему сегодняшнего занятия в тетрадь " Измерение гильзы цилиндра с помощью индикаторного нутромера ".

записывают в тетрадь

Целеполагание 

Прочитайте тему еще раз и попытайтесь определить цели занятия:

 

О чем хотите узнать? Какие вопросы возникли?

 

Сегодня на уроке мы должны научиться анализировать результаты измерений, а для этого нам необходимо умение слушать, анализировать, уметь выделять самое главное и существенное, воспитывать в себе трудолюбие.

1.Что такое анализ результатов измерений?

2.Для чего он необходим?

3.Какие отклонения формы существуют?

Сообщение плана работы на занятии

Поможет раскрыть тему занятия - план нашей работы (записать на доске).

1.Понятие об отклонении формы цилиндра.

2.Геометрические тела в основе формы деталей.

3Анализ результатов отклонений.

Беседа на повторение.

Предлагаю вспомнить какие виды отклонений формы вы знаете. В этом нам поможет презентация.

Конусообразность – отклонение продольного сечения, при котором образующие прямолинейны, но не параллельны (рис. 5.6, а).

http://libraryno.ru/wp-content/image_post/metrst/pic43_2.gif

Бочкообразность – отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие не прямолинейны, и диаметры увеличиваются от краев к середине сечения (рис. 5.6, б).

Седлообразность – отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие непрямолинейны, и диаметры уменьшаются от краев к середине сечения (рис.

Виды отклонений формы:

Конусность

Бочкообразность

Седлообразность

Беседа.

Объяснение задания.

Сейчас проверим, как хорошо вы помните изображения отклонения формы.

Необходимо произвести проверку микрометра убедиться в том .что он измеряет с заданной точностью

Проверка правильности подготовки микрометра к измерениям

Проверим, как справились с задание группа №1 и №2

Предъявляют результаты подготовки микрометра

Беседа

Теперь необходимо приготовить нутромер к измерения.

1.Открыть ящик с нутромером

2.Присоединить часовой индикатор

3.Подобрать шток нужной длинны

Работа с тетрадью

Активная работа с группой

Студенты собирают нутромер в соответствии с указанной очередностью

Отвечают:

Беседа

В основе отклонения формы гильзы блока цилиндров-изменения изначальной формы геометрические тела цилиндра в процессе эксплуатации

Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.

Записывают определение в тетрадь.

Работа в группах

1.Настройка нутромера под заданный размер.

2.Измерения нутромером на 4 уровнях и по 2 направлениям

3.Запись произведенных измерений отклонений от размера.

4.Анализ результатов измеренных отклонений, выявление отклонений формы

Отчет о работе в группе

1.Какую деталь вы исследовали?

 

2.Что вам помогло легче определить отклонения формы цилиндров?

 

3.Определение технологической годности блока цилиндров

Защищают свои проекты

Дают обоснование анализа отклонения формы цилиндров.

Подведение итогов

 

Рефлексия настроения.

Что нового вы узнали на уроке?

 

Достигли ли вы своих целей?

 

Что больше всего понравилось?

 

Какое настроение в конце урока?

 

Уверены ли в своих силах сейчас?

Дают ответы.

Оценки за урок

 

Задание для внеурочной самостоятельной работы.

Оценки за урок - ...

В тетради выполните анализ отклонения формы.

Выставляют оценки.

 

 

Записывают задание для внеурочной самостоятельной работы..

ОЦЕНОЧНАЯ  ВЕДОМОСТЬ

Задания

 

Кол-во

баллов за задание (max)

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Работа у доски по видам геометрических тел.

5 баллов

 

 

Тестовое задание на знание видов отклонения формы.

9 баллов

 

 

Работа в группах по анализу отклонения формы цилиндров.

10 баллов

 

 

 

ИТОГО

  

 

12 баллов – оценка «3»

13 – 18 баллов – оценка «4»

19 – 24 балла – оценка «5»

Литература :  Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте  М. Академия 2016



Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Автомеханический колледж»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Тема занятия «"Анализ геометрической формы предмета"

                                               Разработал преподаватель Дженко С.Н.

Санкт-Петербург

2019

План  занятия

 

Группа: 2712, II курс

 Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте(по видам)»

 

Время: 45 мин.

 

Тема: «Анализ геометрической формы предмета»

 

Цели занятия:

       Учебная: Создать условия для понятия темы занятия. Заинтересовать студентов. Организовать осмысление мотивации обучения.

       Развивающая: Развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности.

       Воспитательная: Воспитывать аккуратность, эстетичность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха.

Результат выполнения практического занятия «Анализ геометрической формы предмета» овладение профессиональными и общими компетенциями:

ПК 3.3. Разрабатывать и оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Оборудование:

-     Интерактивная доска, ПК.

-     Карточки с тестовым заданием.

-     Карточки с чертежами деталей для выполнения анализа геометрической формы.

       Модели геометрических тел.

 

Форма работы: Коллективная, студенты объединяются в 2 группы.

Используемая педагогическая технология: Технология проблемного обучения. Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Преподаватель  ставит проблему, студенты самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность  обучающихся

Организационный момент

Приветствие. Разделение на 2 группы

Студенты делятся на группы №1 и №2.

Рефлексия «Настроение»

Ребята, отметьте свое настроение в начале занятия:

- комфортно

- уверен в силах

- хорошо

- плохо

Несколько студентов озвучивают: "Я уверен в своих силах", "У меня хорошее настроение"

Проблемная ситуация

Посмотрите, пожалуйста, на экран:

Как называется этот предмет?

 

Можете ли вы определить форму детали?

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/519908/img4.jpg

В этом нам поможет тема нашего урока.

- Шток, название этой детали мы узнали из основной надписи чертежа.

- Затрудняемся.

Сообщение темы занятия        

Запишите тему сегодняшнего занятия в тетрадь "Анализ геометрической формы предмета".

записывают в тетрадь

Целеполагание 

Прочитайте тему еще раз и попытайтесь определить цели занятия:

 

О чем хотите узнать? Какие вопросы возникли?

 

Сегодня на уроке мы должны научиться анализировать геометрическую форму предметов, а для этого нам необходимо умение слушать, анализировать, уметь выделять самое главное и существенное, воспитывать в себе трудолюбие.

1.Что такое анализ геометрической формы предмета?

2.Для чего он необходим?

3.Какие геометрические формы существуют?

Сообщение плана работы на занятии

Поможет раскрыть тему занятия - план нашей работы (записать на доске).

1.Понятие о формах геометрических тел.

2.Геометрические тела в основе формы деталей.

3.Как легче определить форму предмета по чертежу?

4.Анализ геометрической формы заданной детали.

Беседа на повторение.

Работа у доски и на карточках.

ответ 1-го студента у доски

ответ 2-го студента у доски

Предлагаю вспомнить какие геометрические тела вы знаете, эту тему мы проходили на предыдущих занятиях. В этом нам поможет презентация.

На доске начерчена заготовка схемы, которую необходимо заполнить, аналогичные схемы (в виде карточек) лежат у вас на столах. К доске приглашаются 2 человека.

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/519908/img2.gif

(пока студенты выходят к доске) Как вы думаете почему, мы пригласили к доске 2-х человек?

Значит, каждый сначала запишет название группы по объединяющему тела общему признаку, а потом и названия тел.

К доске выходят 2 студента.

-Все геометрические тела можно разделить на 2 группы.

- Можно выделить группу гранных тел, имеющих грани, ребра и вершины: куб, параллелепипед, призмы, пирамиды.

- Существует так же группа тел вращения: шар (или сфера, если тело полое), тор, цилиндр, конус

Беседа.

 

Раздача карточек.

 

Объяснение задания.

Итак, мы уже знаем, что форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей. Следовательно, для чтения и выполнения чертежей нужно знать, как изображаются геометрические тела.

 

Сейчас проверим, как хорошо вы помните изображения геометрических тел. Форма каждого из них имеет свои характерные признаки. По этим признакам мы отличаем шар от куба и т.д. С большинством этих тел вы уже знакомы. Мы говорим "куб" и каждый представляет его форму. Говорим "шар" и опять в нашем сознании возникает образ определенного геометрического тела.

 

Я раздаю вам карточки.

Задание для группы №1: выписать в тетрадь номера изображений гранных геометрических тел и их названия.

 

Задание для группы №2: выписать в тетрадь номера изображений геометрических тел вращения и их названия.

 

На выполнение задания отводится 7 минут.

Тест

Приступаем к работе. При ответе вы можете пользоваться схемой на доске.

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/519908/img3.jpg

Самостоятельная работа учащихся

- К гранным геометрическим телам относятся:

1 - 6-угольная призма,

2, 11 - 6-угольная пирамида,

5, 14 - параллелепипед,

6 - куб,

10 - 6-угольная усеченная пирамида,

12 - 4-угольная пирамида,

13 - 3-угольная пирамида,

15- 3-угольная призма,

16 - 5-угольная призма,

17 - 6-угольная призма,

18 - 6-угольная усеченная призма (2-мя плоскостями)

- К геометрическим телам вращения относятся:

3, 9 - цилиндр,

4, 7 - конус,

8, 19 - усеченный конус,

20 - шар (или сфера),

21 - тор

Проверка правильности выполненного теста

Проверим, как справились с задание группа №1. Назовите номера и названия гранных геометрических тел.

 

Проверим, как справились с задание группа №2. Назовите номера и названия геометрических тел вращения.

(При необходимости все вместе исправляют ошибки в ответах).

Предъявляют результаты теста (При необходимости все вместе исправляют ошибки в ответах)

Беседа

Геометрическое тело - тело имеющее объем. Форма каждого тела имеет свои характерные признаки.

Присмотритесь внимательнее к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тел или их сочетание.

Работа с тетрадью

Активная работа с группой

Я называю тела, а вы приводите примеры предметов:

 

- шар

 

- пирамида

 

- призма

 

- конус

 

- цилиндр.

Отвечают:

 

-планеты, мяч, глобус

 

-пирамиды в Гизе

 

-карандаш, кирпич

-ведро у пожарных, колпак, рожок мороженного в виде конуса

- шайба, банка консервов.

В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела.

Давайте в этом убедимся, еще раз посмотрим на изображение детали, которое мы рассматривали в начале урока

«Шток» состоит: из 3-х цилиндров, расположенных на одной оси. В 1-м цилиндре по оси симметрии выполнен вырез в форме прямоугольной призмы. 2-й цилиндр примыкает к 1-му и 3-му и имеет самый маленький диаметр. 3-й цилиндр имеет самый большой диаметр, с двух сторон выполнены симметричные вертикальные прямоугольные срезы.

Мысленно разбив деталь на отдельные части, мы проанализировали геометрическую форму предмета.

 

Как легче определить форму предмета по чертежу?

 

Для этого сложную форму детали мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел. После такого расчленения форму детали определить легче.

 

Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.

Записывают определение в тетрадь.

А теперь используя ранее полученные знания, вам необходимо изучить деталь и произвести анализ геометрической формы.

Изображения деталей для самостоятельной работы.

Проанализируйте ее форму.

Отчет о работе в группе

1.Какую деталь вы исследовали?

 

2.Что вам помогло легче определить форму изделия по чертежу?

 

3.Как бы вы назвали процесс мысленного расчленения предмета на составляющие его геометрические тела?

 

4. Определение анализа геометрической формы предмета.

Защищают свои проекты

Дают определение анализа геометрической формы предмета.

Подведение итогов

 

Рефлексия настроения.

Что нового вы узнали на уроке?

 

Достигли ли вы своих целей?

 

Что больше всего понравилось?

 

Какое настроение в конце урока?

 

Уверены ли в своих силах сейчас?

Дают ответы.

Оценки за урок

 

Задание для внеурочной самостоятельной работы.

Оценки за урок - ...

В тетради выполните анализ геометрической формы, одного из геометрических тел.

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/519908/img5.jpg

Выставляют оценки.

 

 

Записывают задание для внеурочной самостоятельной работы..

ОЦЕНОЧНАЯ  ВЕДОМОСТЬ

Задания

 

Кол-во

баллов за задание (max)

Группа №1

Группа №2

Работа у доски по видам геометрических тел.

5 баллов

 

 

Тестовое задание на определение геометрических тел.

9 баллов

 

 

Работа в группах по анализу геометрической формы предмета (шток).

10 баллов

«Шток» состоит: из 3-х цилиндров (1б), расположенных на одной оси. В 1-м цилиндре (1б) по оси симметриивыполнен вырез (1б) в формепрямоугольной призмы (1б)2-й цилиндр примыкает к 1-му (1б)  и 3-му (1б) и имеет самый маленький диаметр.3-й цилиндр (1б) имеет самый большой диаметр, с двух сторон (1б) выполнены симметричные вертикальные прямоугольные срезы (2б). 

 

 

 

ИТОГО

  

 

12 баллов – оценка «3»

13 – 18 баллов – оценка «4»

19 – 24 балла – оценка «5»

Литература : А.М. Бродский, Э.М. Фазлулин Инженерная графика  М. Академия 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала по дисциплинам «История», «Биология с основами экологии» на тему: «Это нужно не мертвым - это нужно живым»

Методическая разработка в форме устного журнала посвящена изучению событий Великой Отечественной войны, опираясь на две дисциплины история и биология.Авторы преподаватели ГАПОУ СО"Балашовский техникум...

Учебно-методическое пособие КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ЯЗЫК HTML» по дисциплине: «ОСНОВЫ WEB- ТЕХНОЛОГИЙ»

Данное учебно-методическое пособие составлено с учётом действующей программы по дисциплине «Основы Web-технологий» для специальности «Компьютерные сети» и соответствует государственным требованиям к м...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

Организация работы в методической комиссии как одна из форм повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Красникова Луиза Сахиуловна, председатель методической комиссии профессий нефтехимического профиля филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»...

Методические Указания Получение трехмерной геометрической модели детали с использованием инструмента Выдавливание

Целью выполнения практической работы является построение трехмерной геометрической модели детали для освоения инструмента моделирования «Выдавливание»....

ИЗУЧАЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Изучаем геометрические формы...

Анализ геометрической формы

В основе формы деталей машин и механизмов находятся геометрические тела. Некоторые детали имеют сложную форму, представляющую собой совокупность геометрических тел. Для понимания сложной формы де...