Организация работы в методической комиссии как одна из форм повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.
статья на тему

Красникова Луиза Сахиулловна

Красникова Луиза Сахиуловна, председатель методической комиссии профессий нефтехимического профиля филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы в методической комиссии как одна из форм повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

  Красникова Луиза Сахиуловна,

председатель методической комиссии

 профессий нефтехимического профиля

                                                                  ТПЛ - филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»

 

Традиционной структурной единицей в организации методической работы в  профессиональном лицее  являются методические комиссии. Они призваны помогать педагогическим работникам овладеть новыми, более совершенными методами и приемами обучения учащихся, опытом работы лучших педагогов, систематически вести знакомство с педагогической и научно-популярной литературой, обеспечивать выполнение учебных планов и программ, способствовать вооружению учащихся глубокими знаниями, прочными навыками и умениями.

В профессиональном лицее постоянно действует 3 методические  комиссии:

1. Методическая комиссия общеобразовательного цикла;

2. Методическая комиссия строительного отделения;

3. Методическая комиссия профессии общего и нефтехимического профиля.

 Методическая комиссия профессий общего и нефтехимического профиля Тобольского профессионального лицея курирует подготовку 7 специальностей:

2.17 «Слесарь» (ремонт машин и оборудования различного назначения)

1.12. «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

21.3 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанции и сетей»

2.19 «Слесарь по ремонту автомобилей»     

20.2 «Машинист технологических насосов и компрессоров»

2.18 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

20.1 «Аппаратчик - оператор»

 

Цель работы цикловой методической комиссии общего и нефтехимического профиля: 

Совершенствование учебного воспитательного процесса на основе компетентностного подхода.

Задачи и содержание методической работы комиссии:

Методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической до-кументацией, повышение педагогического мастерства преподавателей, со-вершенствование самостоятельной работы  учащихся, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы в лицее с учетом состояния и перспектив развития промышленных предприятий, организаций, учреждений для которых вуз готовит специалистов.

Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели методической работы, осуществляется в лицее в формах:

- учебно-методической работы;

- научно-методической работы;

- организационно-методической работы

Учебно-методическая работа направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него рекомендаций, выработанных в результате выполнения научно-методической работы, повышение педагогической квалификации инженерно-педагогического состава.

Научно-методическая  работа имеет главной целью, на основе проведения исследований и обобщения передового опыта, перспективное развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса.

Организационно-методическая работа охватывает мероприятия по управлению методической работой.

Перечень форм и видов методической работы методической комиссии:

1.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 Подготовка к практическим, семинарским, лабораторным занятиям, учебной практике. Разработка, написание, переработка, рецензирование, подготовка к изданию конспектов, лабораторных работ, частных методик по дисциплинам, методических материалов по проведению деловых игр, решению производственных задач, методических материалов по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), методических разработок по применению новых информационных технологий в учебном процессе и других учебно-методических документов.

Составление проектов новых учебных рабочих планов специальностей и специализаций.  Изучение качества ЗУН, разработка мероприятий по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках.

 Выработка единых требований к системе оценки знаний.

Составление рабочих программ по вновь вводимым дисциплинам.

Пересмотр действующих программ дисциплин.

Постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ.

 Разработка методических материалов по контролю знаний студентов.

 Составление тематики, заданий и подбор различных документов по расчетно-графическим работам, дипломным и курсовым проектам (работам), контрольным работам, домашним заданиям, производственной практике, ведения учебных журналов.

Разработка дидактических материалов: наглядных пособий, плакатов, раздаточных материалов и др.

Подготовка и проведение олимпиад с учащимися.

Составление карт обеспеченности дисциплин учебной и учебно-методической литературой, учебно-методической документацией.

Составление документов по планированию учебного процесса: календарных планов дисциплин, графика, самостоятельной работы учащихся, графика прохождения практики и др.

 Участие внутрилицейских мероприятиях по повышению педагогической квалификации, обсуждение методов обучения учащихся передовому производственному опыту и научной организации труда.

Рассмотрение письменных и экзаменационных выпускных работ и проверка выполнения учебных планов; разработка системы заданий с учетом дифференцированного подхода к учащимся; обсуждение перечней учебных работ; обсуждение результатов переводных и выпускных экзаменов, проверочных квалификационных работ.

Качественная работа мастеров производственного обучения  в роли классных руководителей в группах лицея.

Периодическое заслушивание отчетов отдельных преподавателей и мастеров производственного обучения о проделанной работе

Контрольные посещения занятий заместителем директора по производственному обучению и председателя методической комиссии: взаимные посещения занятий, участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий.  Разработка и корректировка тестов по текущему и итоговому (остаточному) контролям  знаний учащихся  по предметам.

2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 Написание и подготовка к изданию учебных пособий, научно-методических статей и докладов.

Разработка новых образовательных технологий.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

-проведение работы по профессиональной ориентации молодежи при поступлении в лицей.

-работа в приемной комиссии.

-подготовка материалов к заседаниям методической комиссии.

-участие в подготовке и работе в конференций, семинаров, смотров, конкурсов, выставок.

- организация, контроль и анализ самостоятельной методической работы членов комиссии;

- определение путей внеклассной работы, способствующих улучшению качества обучения по предметам спецтехнологии и производственного обучения;

 - организация работы по изготовлению наглядных пособий, экранных средств обучения;

- организация работы проблемных семинаров, научно-технических, теоретических и практических конференций

- организация школы передового опыта

- организация лицейских педагогических чтений;

- организация открытых уроков;

- организация взаимопосещений уроков производственного обучения и теоретического обучения

- подготовка методических материалов для  методических выставок;

- проведение олимпиад выставок

- эстетический вид кабинета (лаборатории, мастерских);

- наличие перечня учебно-методической; специальной литературы.

Одной из организацией является составление договоров с предприятиями для прохождения практики учащихся и последующим трудоустройством выпускников. Основные предприятия для которых ведется подготовка специалистов в Тобольском профессиональном лицее  это ООО «Тобольск-нефтехим» и ОАО «Фортум» Тобольская ТЭЦ.

 В целях компетентности мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин проходят курсы повышения  квалификации (стажировки на предприятиях, обучение на курсах, самообразование);

Коллектив  постоянно работает над совершенствованием учебного процесса по следующим направлениям: создание методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ, выполнению курсовых и дипломных проектов, формированию и внедрению инновационных направлений, в том числе информационных технологий обучения (модульные, компьютерные, проблемного обучения, игровые).

Основная задача

Особое внимание уделяется методам проблемного обучения: исследованы типы проблемных ситуаций в различных дисциплинах и процесс их разрешения. Продолжает совершенствоваться и более широко внедряться в учебный процесс лекционно-семинарская система ведений занятий. В течение года педагоги и мастера заполняют карты инновационной деятельности. Индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование – составная часть непрерывного образования педагогических работников образовательного учреждения.

  Общие направления самообразования: повышение педагогической квалификации путем изучения передового опыта в области педагогики, психологии, методики организации процесса обучения; совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по предмету и профессии в целом; расширение общекультурного кругозора и уровня общей образованности.

 Каждый преподаватель и мастер производственного обучения в начале учебного года определяет тему по самообразованию, которую согласует с зам. директора по производственному обучению и членами методической комиссии. Чаще всего эта тема не меняется на протяжении 2-х, 3-х лет, педагог ее развивает и совершенствует. 

Преподаватели и мастера производственного обучения активно участвуют в разработке учебных программ, ведут работу по совершенствованию учебно-методической документации.

Огромную роль мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин отводят межпредметным связям по предметам теоретического и производственного обучения.

Также коллектив методической комиссии владеют как традиционными, так и инновационными методами обучения: деловые игры, уроки в форме круглого стола, экскурсии на предприятия отрасли и т.д.

Существующая система профессионального образования специалистов начального производственного звена в большей степени решает задачу подготовки профессионала - рабочего, где знания, умения и навыки служат основой успешности в производственном становлении выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс профессионального мастерства как одна из форм формирования профессиональных компетенций

На примере конкурса профессионального мастерства «Электромонтажник» я хочу рассказать о работе, которую мы проводим по формированию ключевых и профессиональных компетенций. Понятие  «компетенция»...

О необходимости повышения информационной компетентности средних медицинских работников.

О необходимости  повышения информационной  компетентности средних медицинских работников.Информатизация оказывает непосредственное влияние на прогресс в здравоохранении как в направлении раз...

Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса

Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса...

Презентация "Инновационное пространство как фактор повышения профессиональной компетентности педагога"

Цель: обосновать роль инновационного пространства в повышении профессиональной компетентности.Задачи:1. Раскрыть понятия инновационное пространство и профессиональная компетентность.2. Рассмотреть ком...

Методические рекомендации по организации работы предметных цикловых комиссий в колледже

Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию студентов, являются цикловые комиссии (ЦК).Содержан...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого квалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педаго...

Развитие эмпатии у преподавателей Алданского политехникума как фактор повышения профессиональной компетентности

В материале приводится исследования уровня эмпатии преподавателей Алданского политехникума, приведены теоретические аспекты влияния эмпатии на профессиональные компетенции, рассматриваются методы разв...