Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
статья по теме

Коробова Людмила Владимировна

Любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого квалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педагога. Как утверждал К.Д.Ушинский – учитель живет до тех пор, пока учится"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование – одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.

 Г.М. Коджаспирова

 

Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится иногда менять поле деятельности, что произошло и со мной. Я – по профессии инженер-электрик, но уже 32 года работаю преподавателем спецдисциплин, преподавателем информатики и информационных технологий.

Любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого квалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педагога. Как утверждал К.Д.Ушинский – учитель живет до тех пор, пока учится.

Современная  система образования стремительно меняется. Меняются подходы к преподаванию, меняется образъ современного педагога. Преподаватель должен быть не просто «урокодателем», а человеком творческим, способным увлечь учащихся, пробудить в них тягу к знаниям.

Готовя информацию по теме самообразования, я хотела в первую очередь ответить на следующие вопросы:

  1. Как важно для педагога самообразование?
  2. Каковы пути и формы самообразования?
  3. Какие формы самообразования использую я?

Чтобы ответить на эти вопросы и в конечном итоге поделиться своим опытом самообразования, хочу отметить – самое важно для меня это компетентность в той области знаний, которую я преподаю учащимся. Для этого приходится много работать, систематически из года в год прорабатывать материал дисциплин, каждый раз продумывая, я бы сказала, исследуя, как лучше, эффективнее его преподнести.

Работая на вечернем отделении техникума, я всегда учитываю специфику вечернего обучения – у нас обучались и обучаются студенты, уже имеющие практические навыки работы, некоторый теоретический багаж профессиональных знаний, и мне, как преподавателю в общении с ними необходимо поддерживать свою компетентность на должном уровне.

Другими мотивами, побуждающими меня к самообразованию, являются:

  • желание творчества – мне не хочется из года в год работать по одному и тому же поурочному плану, поэтому каждый раз я стараюсь вносить что-то новое в плане объема излагаемого материала или способа изложения;
  • общественное мнение – мне не безразлично, считают меня «хорошим» или «плохим» специалистом. Быть плохим преподавателем обидно;
  • изменения, происходящие в жизни общества – эти изменения отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, не хотелось бы, чтобы мой образ формировался у них как образ «несовременного человека»;
  • материальное стимулирование – без постоянного повышения профессионализма не добиться повышения квалификационной категории;
  • интерес, учиться новому, прогрессивному просто интересно, конечно при наличии времени и других возможностей.

Самообразование  направлено  на  расширение  и  углубление  профессионально-методических  знаний  и  умений, которые предполагают:

  • изучение  научно-методической  и  учебной  литературы;
  • изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания обучающихся;
  • осмысление передового опыта работы коллег по организации различных форм проведения уроков и обобщение собственной практической деятельности;
  • изучение нормативных документов руководящих органов российского образования;
  • ознакомление с новыми программами и концепциями обучения;
  • использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Я, как преподаватель информатики, по поводу использования современных информационно-коммуникационных средств хочу сказать следующее: массовое оснащение учебных заведений компьютерами, проекторами, интерактивными досками, современными образовательными программами, доступ к ресурсам сети Интернет ставят перед преподавателями задачу – осваивать современную технику и эффективно использовать ее на своих занятиях. Я считаю, современный педагог должен уметь использовать все выше перечисленные технические и программные средства, хотя бы на уровне пользователя.

Что хочется сказать по поводу проектно-исследовательской  деятельности преподавателей и обучающихся?

Необходимо отличать самостоятельную исследовательскую деятельность преподавателя от исследовательской (как правило, проектной) деятельности учащегося под руководством преподавателя.

Важность приобщения учащихся к исследовательской деятельности бесспорна, потому что именно она дает мотивацию к обучению, увлекает, заинтересовывает, учащиеся самостоятельно добывают знания, а овладение навыками исследования является условием для подготовки учащегося к самостоятельной жизни.

Я считаю, что преподаватель, занимаясь проектно-исследовательской деятельностью с обучающимися, сам постоянно повышает профессиональную компетенцию, каждый раз открывая для себя, что-то новое. У меня есть некоторый опыт работы в данном направлении (например, учебное проектирование со студентами очно-заочной формы обучения), есть и определенные результаты работы со студентами дневного отделения, но хотелось бы и дальше совершенствоваться в этом направлении.

В группах СПО при изучении информационных технологий, я предлагаю студентам в качестве самостоятельной работы выполнять расчетные (исследовательские) задания профессиональной направленности, где они должны использовать знания по смежным дисциплинам (по логистике, экономике, бухучету), применять различные информационные технологии в одном проекте, решая данное задание.

Могу согласиться с высказываниями мастеров и преподавателей, которые выражают свою обеспокоенность по поводу того, что исследовательская деятельность далеко не каждому под силу. Но ведь исследовательские подходы к организации и изучению своей профессиональной деятельности реально может применить каждый педагог.

Мне кажется, в идеале собственная исследовательская деятельность должна присутствовать в процессе всей работы педагога. Когда педагог регулярно отслеживает результаты своей деятельности, анализируя «плюсы» и «минусы» проведенных уроков, то становится легче планировать шаги для достижения требуемого результата (например, усвоения определенной темы, раздела).

С появлением информационно-коммуникационных технологий у каждого преподавателя, мастера появилась уникальная возможность создания банка собственных методических материалов, его систематизации, изучения, а, следовательно, исследования... А дальше выбор за каждым: или оставлять материал, не обновляя его, или, изучая и исследуя его, продолжать развивать и проектировать дальше.

В плане самообразования любого педагога обязательно должен быть список результатов, которые были  им, достигнуты за определенный срок. Хочу отметить свои результаты самообразования:

  • повышение качества преподавания теоретических знаний  и проведения лабораторно-практических работ;
  • разработанные методические пособия по курсовому и дипломному проектированию по спецдисциплинам;
  • разработанные дидактические материалы, тесты и др. наглядные материалы по дисциплинам;
  • разработка портфолио преподавателя, УМК дисциплин, где была проведена систематизация  и анализ наработанных материалов  за последние годы работы;
  • выработка методических рекомендаций по применению информационных технологий в профессиональной деятельности  выпускников;
  • обобщение педагогического опыта в виде самоотчета.

Конечно в работе преподавателя, мастера много трудностей и разочарований. Педагог не всегда имеет таких обучающихся, каких хотел бы. Но как становиться радостно на душе, когда ты видишь, что все-таки есть результаты твоей работы, они проявляются по-разному – в хорошей успеваемости по дисциплине, умению правильно поставить проблемный вопрос и ответить на него, провести сравнительный анализ каких-то понятий и т.д.

В заключение хочу сказать, что на каком бы  этапе  жизненного  и  профессионального  пути  не  находился  педагог,  он  никогда  не  может  считать  свое  образование  завершенным,  а  свою  профессиональную  компетентность  окончательно  сформированной.  Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМООБРАЗОВАНИЕ – НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА

статья для научно-практической конференции...

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПЕДАГОГ, КОТОРОГО ЖДУТ»

Воспитательная деятельность педагогического коллектива ГБОУ СПО НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского» направлена на развитие личности студента, способной к духовно...

Роль участия в конкурсах методических разработок в повышении педагогического мастерства педагога

Сообщение на ПМо "Информатика и выичслительная техника" на тему "Роль участия в  конкурсах методических разработок  в повышении педагогического мастерства педагога".  Для преподавателя ...

ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

Роль изучения и внедрения  передового опыта педагогов в образовательном процессе...

Педагогическое мастерство педагога

Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззре...

«Современные подходы к оценке качества профессионального мастерства педагога»

Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность».Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знан...

Об исполнительском мастерстве педагога как средстве воспитания профессиональных компетенций

Принимая участие в беседах с педагогами-пианистами, связанных с обсуждением тех или иных профессиональных вопросов, я  убедилась в том, что в нашем музыкальном образовании сейчас существуют ...