САМООБРАЗОВАНИЕ – НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА
статья на тему

Помыкина Светлана Михайловна

статья для научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryasnyanskaya.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ – НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА

Ряснянская Н.А., Помыкина С.М.

ГОБУ СПО ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум», lumenee@yandex.ru

Совершенствование качества подготовки конкурентоспособных специалистов  в учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

 САМООБРАЗОВАНИЕ есть целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Исходя из этого, самообразование преподавателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель  должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.  Педагог  должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

     Однако, как бы ни были высоки способности преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов, отсутствие доступа к источникам информации, особенно к Интернету и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Процесс самообразования можно  структурировать.

  1. Направления самообразования и самосовершенствования:
  • психолого-педагогическое (ориентированное на студентов  и родителей)
  • профессиональное (предмет преподавания)
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
  • правовое        
  • эстетическое (гуманитарное)
  • историческое
  • иностранные языки
  • политическое
  • информационно-компьютерные технологии
  1. Формы:
  1. индивидуальная - инициатором является сам преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс
  2. групповая – в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим преподавателем
  1. Виды деятельности, составляющие процесс самообразования

•        Чтение конкретных педагогических периодических изданий;

•        Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

•        Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету,  педагогике, психологии, педагогических технологий ;

•        Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;

•        Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

•        Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

•        Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

•       Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

•        Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

•        Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

•        Изучение информационно-компьютерных технологий;

•        Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

•        Общение с коллегами в техникуме, районе, городе и в  Интернете;

•        Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.  Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

  1. Источники самообразования и самосовершенствования

•        Литература (методическая, научно-популярная,  публицистическая, художественная и др.);

•        Интернет;

•        Видео, аудио информация на различных носителях;

•        Семинары и конференции;

•        Мастер-классы;

•        Мероприятия по обмену опытом;

•        Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

•        Курсы повышения квалификации.

  1. Предполагаемый результат:
  • повышение качества преподавания предмета ;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

На основании вышеперечисленных граф и пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый преподаватель может составить личный план самообразования, особенно это важно сегодня, так как именно профессиональному росту уделяется много внимания Министерством образования РФ.  

Участниками процесса самообразования являются:

  • директор,
  • заместители директора по  учебным и воспитательным процессам,
  • руководители структурных подразделений (заведующие отделениями),
  • методисты,
  • председатели методических объединений,
  • педагогический коллектив
  • и конечно, самое главное лицо – сам педагог.

Администрация и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования педагога, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбора и анализа отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом, а также проводят конкурсы педагогического мастерства. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам показать лучшие результаты самообразования преподавателей за рамками педагогического коллектива учебного заведения. На основании гласного обсуждения работы педагога могут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих преподавателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, как необходимое условие успешного усвоения программ профессиональных модулей

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. З...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и н...

Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов....

Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя

Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ

В статье рассматриваются вопросы необходимости профессионального саморазвития....

Развитие эстетического сознания в рамках среднего -профессионального образования , как необходимый фактор профессиональной реализации.

Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности....