Лекции по разделу "Менеджмент" по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
учебно-методический материал

Байдина Ирина Александровна

Учебно- методические материалы предназначены для изучения тем по разделу "Менеджмент"  МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsii_men.pm_.02.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Белгородский строительный колледж»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

разделу «Менеджмент»

МДК .02.01 Управление коллективом исполнителей

для специальностей

 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Разработал преподаватель экономических дисциплин   Байдина И.А.

БЕЛГОРОД, 2020

1. Цели и задачи управления организациями

различных  организационно правовых форм

Управление присутствует во всех областях нашей жизни, можно выделить следующие виды управления:

  1. Техническое управление, т.е. управление естественными и технологическими процессами.
  2. Государственное управление, т.е. управление жизнью общества через правовую систему и органы власти.
  3. Идеологическое управление, т.е. внедрение в сознание членов общества различных идей и концепций.
  4. Хозяйственное управление, т.е. управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций.

Менеджмент – это умение достигать поставленных целей, используя труд интеллект и мотивы поведения других людей.

Объект менеджмента – это организации, предприятия и индивидуальная трудовая деятельность.

Организация – группа людей, деятельность которых направлена на достижение общей цели и отвечает следующим требованиям:

  1. Наличие хотя бы  2-х людей, которые считают себя группой.
  2. Наличие у этих людей единой цели.
  3. Эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.

Субъект менеджмента – это руководители различных уровней и исполнители.

Задачи  менеджмента 

  1. Ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка.
  2. Ориентация фирмы на постоянное повышение эффективности производства.
  3. Свобода в принятии решений.
  4. Разработка стратегических целей и программ и их постоянная корректировка в зависимости от состояния рынка.

Цель  менеджмента – это получение желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продукцию и услуги.

Принципы  менеджмента :

  1. Сочетание централизации и децентрализации управления, т.е. это означает, что на практике за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера. А за ними звеньями вопросы оперативного управления.
  2.  Принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении, т.е. каждый работник строго отвечает за свой участок работы и за принятия на своём уровне решений.
  3. Принцип научной обоснованности управления, т.е. управление должно осуществляться на основе научных разработок.
  4. Принцип плановости, т.е. деятельность организации как настоящее так и будущее должна планироваться.
  5. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, т.е. каждый работник несёт ответственность только за те задания, которые попадают в сферу его полномочий.
  6. Принцип демократизации управления, т.е. в современной экономике в управлении весь персонал.

Методы  менеджмента: это совокупность приёмов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

Все методы менеджмента можно разделить на 4 группы:

  1. Организационно-административные, которые основаны на отношениях руководителя и подчинённых (указания, поощрения, взыскания, нормы и правила)
  2. Экономические методы, которые оказывают косвенное воздействие на объект управления (финансирования, ценообразования, распоряжение прибылью и заработной платой)
  3. Социальные методы, которые основаны на способностях граждан и означают создание равных условий и возможностей для всех членов коллектива(улучшение условий труда и отдыха, проведение различных праздников и вечеров)
  4. Психологические методы, которые основаны глубоком познании психологической природы человека (мотивация, проф. отбор и обучение)

2. Функции менеджмента

Функции менеджмента реализуются через выполнение специальных действий получивших название функции управления.

Существуют 4 функции менеджмента:

  1.  Планирование – это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия.

Планирование как вид управленческой деятельности связан с составлением планов организации в целом отдельных подразделений служб или работников.

Эта функция отвечает на 3 вопроса:

  1. Где организация находится в настоящее время?
  2. Куда организация хочет двигаться?
  3. Как организация собирается это сделать?

Планирование как процесс включает в себя следующие этапы:

  1. Постановка целей;
  2. Постановка задач, решение которых необходимо для достижения поставленных целей.
  3. Разработка средств и способов достижения целей;
  4. Определение необходимых ресурсов их источников и способов распределения.
  5. Доведение планов до исполнителей.

Виды планов:

 По периодам проведения:

  • Стратегическое планирование (на длительный срок)
  • Тактическое планирование (1-5 лет)
  • Оперативное планирование (на каждый день)

  1. Организационная – она направлена на то чтобы осуществить намеченные планы в жизни. Она предполагает формирование структуры предприятия или определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а так же обеспечение всем необходимым для нормальной работы (сырьё, материалы, оборудование, денежные средства и персонал)

Виды организационных структур предприятия:

1). Линейная структура

2). Функциональная структура

3). Матричная структура

  1.  Мотивация  это процесс побуждения себя и других для достижения личных целей или целей организации.

В основе матевации лежат такие понятия как

  1. Потребность – это недостаток чего либо

б) Мотив – то что побуждает человека действовать.

в) Стимул – рычаг воздействия на человека.

Виды стимула

  1. Материальные стимулы. а) денежные,  б) неденежные
  2. Нематериальные (награды, благодарность)

Этапы мотивации:

  • Возникновение потребности;
  • Возникновение мотивов;
  • Поиск типов поведения;
  • Осуществление действий;
  • Получение вознаграждения;
  • Удовлетворение потребности.
  1. Контроль

Он заключается в проверке и сопоставлении фактических результатов с заданными.

Даная функция осуществляется через наблюдения проверку всех сторон действительности; учёт и анализ.

Необходимость контроля

  1. Он предупреждает о возникновении кризисных ситуаций.
  2. Позволяет выявить проблемы когда они находятся на стадии зарождения;
  3. Позволяет изменить параметры объекта, до того как проблемы перерастут в кризис.

Этапы контроля

  1. Выбор направления контроля
  2. Определение целей контроля.
  3. Установление норм контроля.
  4. Выбор метода контроля.
  5. Определение объёма и области контроля.

Виды контроля:

  1. По сферам жизни общества:

а) государственный контроль

б) банковский контроль

в) аудиторский контроль

г) маркетинговый контроль

д) производственный контроль

  1. По периодам проведения

а) стратегический

б) тактический

в) оперативный

3) По этапам выполнения задания:

а) предварительный контроль

б) текущий контроль

в) заключительный контроль

Цикл менеджмента – это взаимосвязь функций менеджмента.

Цикл менеджмента проявляется в том, что движения от планирования к контролю возможно лишь путём осуществления действий связанных с организацией процесса и мотивированием работающих, а результаты контроля оказывает влияние на дальнейшее планирование.

3. Внутренняя и внешняя среда организации.

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое.

Любая организация имеет свою внутреннюю и внешнюю среду.

Внутренняя среда формируется в зависимости от её миссии и целей, которые в свою очередь определяются внешней средой. Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения протекающей в ней процессов, она включает в себя основные элементы процессов производства процесса управления, экономических и социальных процессов.

Внутренняя среда организации называется деловая среда компании.

Внутренняя среда включает в себя следующие элементы:

  1. Цели организации.

Цель – это конкретное конечное состояние или результат, которого стремится добиться организация. Это важный момент в деятельности организации т.к. все участники должны знать к чему стремиться.

Цели могут быть:

  1. цель выживания в системе рыночных отношений
  2. получение прибыли
  3. цель перспективы существовать в будущем
  1. Структура, т.е. подразделения и уровни управления организации. Она закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым структурным подразделением.

От её вида (линейная, матричная), умелого её использования и изменения зависит деятельность организации в целом.

  1. Задачи управления – это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом в установленном порядке.

Задачи делятся на 3 категории:

  1. Работа с людьми
  2. Работа с предметами
  3. Работа с информацией
  1. Технология – это средство преобразования сырья в продукцию и услуги.
  2. Люди – одна из наиболее важных компонентов внутренней среды.

Для руководства людьми и успешного с ними взаимодействия нужно знать чем определяется поведение отдельных людей, поведение людей в группах и поведение менеджера в роли лидера и его влияние на отдельных людей.

Значение внешней среды.

  1. Она необходима для того чтобы определить внутренние возможности на которые фирма может рассчитывать для достижения поставленных целей.
  2. Позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.
  3. Указывает на то, что кроме производства продукции организация создаёт определённые социальные условия для жизнедеятельности рабочих.

Внешняя среда многочисленна и неоднородна по своему составу и включает большое количество компонентов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации.

Поэтому различают среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия – это факторы непосредственно влияющие на деятельность организации:

  1. Поставщики ресурсов и другие партнёры по бизнесу, т.е. участники какой либо совместной с организацией деятельности.
  2. Потребители и клиенты – это лица пользующиеся услугами организации или покупающие у неё продукцию.
  3. Конкуренты, т.е. другие организации действующие на данном рынке.
  4. Законы и законодательная база.
  5. Финансово-кредитные учреждения – это организации, обеспечивающие бесперебойную работу компании.
  6. Контролирующие организации, т.е. те  которые осуществляют надзор за деятельностью компании.
  7. Внешние заинтересованные лица, т.е. те у которых есть свой интерес в процветании компании.
  8. Общественность – это партии, объединения и союзы, формирующие общественное мнение.

   Среда косвенного воздействия – это факторы, которые могут повлиять на деятельность фирмы в будущем и которые находятся вне сферы непосредственного влияния организации их называют макроокружение.

  1. Экономические факторы
  2. Политические факторы
  3. Правовые факторы
  4. Социальные факторы
  5. Технологические факторы
  6. Природно-географические факторы

4. Основы теории принятия управленческих решений

Любое управленческое действие включает принятие решений и большая часть времени менеджера так или иначе связана с его подготовкой к принятию.

Принятие решений всегда связана с постоянным разрешением проблем.

Проблема – это сложный вопрос, задача требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения. Она возникает если появляется несоответствие фактического состояния объекта, желаемого, до того как принять решение по той или иной проблеме необходимо:

  1. Проблему нужно осмыслить на основе имеющейся информации;
  2. Проанализировать варианты решения проблемы
  3. Привлечь к подготовке решения проблемы необходимых специалистов
  4. Построить модель решения
  5. Учесть все возможные последствия выполнения, неполного выполнения и не выполнения решения вовсе.
  6. Определить объём, вид, способы и сроки передачи информации в принятом решении.
  7. Продумать способы контроля за ходом выполнения решения.

Решение – это осмысление проблемы, выбор альтернативы и направления действия для разрешения проблемы.

Управленческое решение – это выбор альтернативы, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить свои обязанности.

Цель управленческого решения – это обеспечение движения поставленным перед организацией целей и задач.

Управленческое решение должно соответствовать следующим требованиям:

  1. соответствовать действующему законодательству и уставным документам компании
  2. быть обоснованным
  3. четко сформированным
  4. реально осуществимым
  5. своевременным
  6. экономичным
  7. эффективным
  8. согласованным с ранее принятыми решениями.

Кроме того решения называют управленческим если оно направлено:

  1. на организацию управления
  2. на стратегическое планирование;
  3. на управление человеческими ресурсами
  4. на управление производственной и обслуживающей деятельностью
  5. на формирование системы управления.

Таким образом управленческое решение, как явление – это набор мероприятий направленных на разрешение проблем и достижения целей организации, а как процесс – это последовательность определённых этапов и составляющих их управленческих процедур.

Виды управленческого решения:

  1. Прогнозирующие решения
  2. Планирующие решения
  3. Организационные решения
  4. Координирующие решения
  5. Контролирующие решения

По формам принятия решения:

  1. Индивидуальные
  2. Групповые
  3. Коллегиальные

По предмету:

  1. Концептуальные
  2. Исполнительские

По решению задач:

  1. Информативные
  2. Организационные
  3. Оперативные

По степени охвата проблем:

  1. Выборочные
  2. Систематические

По сфере деятельности:

  1. Производственные
  2. Сбытовые
  3. Финансовые
  4. Плановые
  5. Кадровые

По виду выработки решения:

  1. Запрограммированные
  2. Незапрограммированные

По характеру исходной информации:

  1. Определённые (на основе полной информации)
  2. Неопределённые

По времени действия: 1) Стратегические решения 2)Тактические 3) Оперативные

По количеству целей: 1) Одноцелевые 2) Многоцелевые

По глубине воздействия:

  1. Одноуровневые (принятые на одном уровне)
  2. Многоуровневые (весь персонал)

По методам решения проблем:

  1. Решения принятые на основании интуиции.
  2. Решения, принятые на знаниях и здравом смысле.
  3. Комбинация подходов.

По масштабу:

  1. Решения, принятые для организации
  2. Для структурного подразделения
  3. Для отдельных работников

По направленности воздействия:

  1. Внутренние
  2. Внешние

5. Методы и этапы принятия эффективного решения.

Любое управленческое решение имеет смысл лишь в том случае, если оно эффективно.

Эффективность решения зависит от качества решения и степени принятия этого решения людьми.

Методы принятия эффективного решения:

  1. Метод единоначалия. Когда решения применяются единолично. Часто такое решение принимают менеджеры, предпочитающие командовать и приказывать.
  2. Метод единогласия. Это безоговорочная поддержка выдвигаемой альтернативы всеми членами коллектива.
  3. Метод большинства. Т.е. когда в процессе выработки решения приводятся разные мнения и при принятии решения достаточно большинства голосов.
  4. Метод консенсуса. Когда в процессе выработки решения согласования всех спорных вопросов и различных мнений достигается путём взаимных обсуждений и консультаций.
  5. Метод «Ринги». Когда согласие на решение проблемы достигается путём опроса без созыва совещания.

Этапы принятия рационального решения.

  1. Подготовка решения – на этом этапе проводится экономический анализ ситуации, который включает поиск, сбор и обработку информации, а так же выявляются и формулируются проблемы требующие решения.
  2. Принятие решения – на этом этапе осуществляется:
  • Разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий.
  • Отбор критериев выбора оптимального решения.
  • Выбор и принятие наилучшего решения.
  1. Реализация решения – на этом этапе принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется его контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и даётся оценка полученного результата.

Ошибки, которые допускают при принятии решения.

  1. Принятие решения отодвигается до тех пор пока для его подготовки не останется времени (необдуманное решение)
  2. В качестве критерия принятия решения используется только собственная выгода (эгоистическое решение)
  3. Закрываются глаза на возможные последствия решения (слепое решение)
  4. Проблема решается только по вдохновению (гениальное решение)
  5. Проблемы решаются на основе симпатий и настроений (эмоциональные решения)
  6. Отказ от советов при принятии решений (самодовольные решения)

Нежелание учиться на ранее принятых решения совершая одни и те же ошибки (Упрямое решение)

6. Стратегический менеджмент.

Стратегический менеджмент – это обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление этих целей, долгосрочных планов и разработка целевых программ обеспечивающих достижение намеченных целей.

Функции стратегического менеджмента:

  1. Определение целей фирмы с учётом рыночной ситуации.
  2. Определение средств достижения этих целей.
  3. Разделение общей цели на подцели
  4. Разработка соответствующих планов и программ.

Стратегический менеджмент это основа управления предприятием, главной составляющей которой является стратегия.

Стратегия – это детальный, всесторонний комплексный план, который предназначен для обеспечения осуществления миссии организации и достижения её целей.

Миссия – это сформированное утверждение относительно того для чего и по какой причине существует организация.

Этапы стратегического менеджмента: 

  • На первом этапе происходит определение миссий организации, её долгосрочных и среднесрочных целей.
  • На втором этапе анализируются элементы внешней среды
  • На третьем этапе анализируются элементы внутренней среды.
  • На четвёртом выбор стратегии, которая может быть след. видов:
  1. Конкурентная стратегия – она даёт ответ на вопрос, на какие экономические преимущества будет опираться фирма при освоении новых зон хозяйствования
  2. Базисные (эталонные) стратегии:
  • Стратегии интенсивного роста, т.е. глубокое проникновение фирмы на рынок, развитие рынка и развитие продукта.
  • Стратеги интеграционного роста, т.е. развитие новых связей с потребителями, поставщиками и клиентами.
  • Стратегия диверсифицированного роста, т.е. фирма выпускает новый продукт по старой технологии на старый рынок; или новый продукт, новая технология, старый рынок; или всё новое.
  • Стратегия сокращения, т.е фирма снижает свои издержки, ликвидирует ненужные структурные подразделения или ликвидируют фирму полностью.
  • На пятом этапе происходит реализация стратегии, которая является процессом успешного осуществления поставленных целей.
  • На шестом этапе обеспечивается связь между тем кА идёт достижение цели и целями организации.

Принципы стратегического менеджмента.

  1. Разделение управления имуществом и производством, т.е. собственник может принимать решение об изменении уставного капитала, продажи, сдачи в аренду имущества, о распределении прибыли, о выпуске ценных бумаг и не в праве вмешиваться в управление производством, т.е. (выбор поставщиков, сбыт продукции, набор и увольнение работников).
  2. Планирование доходов и расходов, т.е. внимание руководителей перемещаться из снабженческо-производственной в финансово-сбытовую сферу.
  3. Разделение функций стратегического и оперативного управления производством, т.е. первые осуществляет руководитель, а вторые директора по производству маркетингу и сбыту.
  4. Многообразие стратегий управления в зависимости от рыночных позиций фирмы.

Организация сотрудничества крупного и малого бизнеса, т.е. крупная фирма заключает, договора с большим количеством малых компаний и при этом предоставляет им свой товарный знак, свою технологию ведёт обучение кадров и контролирует качество продукции.

7. Система мотивации труда.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других людей, к достижению личных целей и целей организации.

В основе мотивации лежат такие понятия, как: потребность и вознаграждение.

        Потребность – это осознанное отсутствие чего-либо, которое вызывает побуждение к действию. Они различаются в зависимости от:

  1. Возраста работников.
  2. Вида трудовой деятельности.
  3. Уровня образования и профессиональной подготовки.
  4. Природно-климатических условий.
  5. Национальных особенностей, традиций и обычаев.
  6. Черт характера.
  7. Привычек.
  8. Семейного положения.

Все потребности делятся на две группы:

  1. Первичные потребности – это физические потребности, которые заложены генетически (потребности в пищи, тепле, отдыхе).
  2. Вторичные потребности – это психологические потребности, которые возникают входе познания и обретения жизненного опыта (потребность в успехе, уважение, власти).

Все потребности удовлетворяются вознаграждением.

Вознаграждение – это то, что человек считает для себя ценным. Оно бывает:

  1. Внешнее вознаграждение, т.е. то которое даётся организацией (денежные выплаты, продвижение по службе).
  2. Внутреннее вознаграждение, т.е. получается с помощью самой работы (чувство успеха при достижении цели, чувство содержательности и значимости выполняемой работы).

Чтобы эффективно выполнять функции мотивации нужно понимать теорию мотивации:

  1. Теория содержания мотивации – они анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию и значительное внимание уделяют структуре потребности. К ним относятся:
  1. Пирамида потребности Маслоу.
  2. Двухфакторная модель Герцберга.
  3. Теория приобретённых потребностей Мак-Клеманда.
  4. Теория существования связи и роста.

C:\Documents and Settings\Артём\Рабочий стол\Безымянный.JPG

  1. Теория процесса мотивации – они объясняют, почему люди готовы осуществлять определённые действия, затрачивая большее или меньшее усилие. К ним относятся:
  1. Теория ожидания.
  2. Теория равенства – справедливости. Она предполагает, что люди оценивают и сравнивают своё вознаграждение, с тем, что получили другие сотрудники за аналогичную работу.

Полномочия – это право использовать ресурсы организации и направлять усилия работников на выполнение определённых задач.

Ответственность – это обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное выполнение.

Компетенция – это круг полномочий в который попадают те задачи за которые работник несёт ответственность.

Виды полномочий:

 1.Линейное полномочие – это те которые связаны с деятельностью организации и передаются тем лицам, которые имеют право воздействовать на подчиненных на основе правил приказов и распоряжений.

2. Аппаратные (штабные) – они дают лицам, которые выполняют основные виды деятельность связанные с достижением поставленных целей.

 Делегирование полномочий  это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Принципы делегирования:

1. Принцип единоначалия, т.е. каждый начальник имеет 1-го руководителя,

которому он прямо подчинён и отвечает только перед ним.

2. Принцип соответствия объем полномочий должен соответствовать ответственности.

Правила делегирования:

  1. Перед каждым исполнителем ставятся задачи с учётом его квалификации, знания и опыта.
  2. Определяются конкретные обязанности работников.

Исполнители наделяются определёнными правами.

8 Управление рисками.

Риск – это возможная опасность потерь, которое вытекает из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.

Риск, как экономическая категория – это событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата.

  1. Отрицательный (проигрыш или убыток).
  2. Нулевой, т.е. не приносит ни чего.
  3. Выигрыш или прибыль.

Классификация рисков:

  1. Чистые риски – которые означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Они включают в себя:
  1. Природно-естественные – это риски связанные с действием стихийных сил природы.
  2. Экономические – это те, которые связаны с загрязнением окружающей среды.
  3. Политические – которые связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью в государстве.
  4. Транспортные – которые связаны с любыми видами перевозок.
  5. Имущественные – связанные с утратой имущества по любой причине.
  6. Производственные – это убытки в результате остановки производства.
  7. Торговые – это возможные потери от не своевременного поступления выручки или не поступлении ёе вообще.
  1. Спекулятивные риски – они выражают возможность получения, как положительного, так и отрицательного результата. Они включают в себя все финансовые риски.

Финансовый риск – это риск, который возникает в процессе отношения предприятий с финансовыми институтами (банками, страховыми компаниями), и связанные с потерей денежных ресурсов.

Все финансовые группы делятся на 2-е группы:

  1. Риски связанные с покупательной способностью денег:
  1. Инфляционный риск – это риск связанный с обесцениванием и потерей покупательной способностью денег.
  2. Дефляционный риск – это риск того, что при падении уровня цен снижаются доходы предприятия.
  3. Валютные риски – это опасность потерь связанная с изменением курса одной иностранной валюты по отношению с другой.
  4. Риск ликвидности – это риски, которые связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров при изменении их качества и потребительной стоимости.
  1. Риски связанные с вложением капиталов:
  1. Риск упущенной выгоды – это риск финансового ущерба в результате не осуществления какого-либо мероприятия (страхование или дополнительное инвестирование).
  2. Риск снижения доходности – он возникает в результате уменьшения процентов и дивидендов по вкладам и кредитам:
  1. Процентные риски – это опасность потерь банками, в результате повышения процентных ставок по выплачиваемым кредитам над ставками по предоставленным кредитам.
  2. Кредитные риски – это опасность потерь при неуплате заёмщикам основного долга и процентов по кредитам.
  1. Риск прямых финансовых потерь:
  1. Биржевые риски – это опасность потерь от биржевых сделок.
  2. Селективные риски – это риск не правильного способа вложения капитала или вида ценных бумаг.
  3. Риск банкротства – это опасность потерь в результате не способности предприятия, рассчитывается по своим обязательствам, в результате чего он становится банкротам.
  1. Коммерческие риски:
  1. Все финансовые риски.
  2. Имущественные риски.
  3. Производственные риски.
  4. Торговые риски.

9. Управление конфликтами.

Конфликт – это психическое социальное явление, которое характеризуется наличием в нутрии фирмы взаимно противоречивых взглядов, позиций и интересов.

Стороны находятся в конфликте, если действие одно из них оказывает отрицательное влияние на результаты действия другой. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия между сторонами выраженное  в виде явного столкновения.

Виды конфликтов:

  1. Организационная, которая возникает в результате не качественных должностных инструкций и непродуманном распределении обязанностей.
  2. Производственных конфликт. Они возникают в результате низкого уровня организации труда и управления. Причинами их возникновения могут быть:
  • Морально устаревшее оборудование
  • Плохое помещение для работы
  • Высокие нормы выработки
  1. Межличностный конфликт. Происходит из-за несовпадения ценностей, норм поведения или личная неприязнь друг к другу.
  2. Внутри личностный конфликт. Он возникает, когда работник получает противоречивые задачи и когда способы их достижения вступают в противоречия с нравственными принципами личности.
  3. Конфликт между личностью и группой. Он возникает если личность занимает позицию отличающийся от позиции группы.
  4. Межгрупповой конфликт. В него вовлечен представители различных структур, подразделений, отделов или руководителей разных уровней. В результате этого конфликта деятельность организации может быть полностью парализована.
  5. Конструктивный конфликт. Это конфликт который стимулирует развития организации и сплачивает людей перед лицом внеш
  6. Скрытый конфликт – это конфликт, который происходит постепенно и незаметно. Его противоположность открытый конфликт.
  7. Горизонтальные конфликты. В них вовлечены лица не находящиеся в подчинении. Их противоположность вертикальный конфликт, в которых участвуют лица находящиеся в подчинении друг у друга.

Этапы конфликта:

  1. Возникновение конфликтной ситуации.
  2. Возникновение повода, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
  3. Кризис и разрыв отношений между сторонами конфликта.
  4. Завершение конфликта.

Способы управления конфликтами:

  1. Структурные. К  нему относятся:
  1. Разъяснение требований к работе.
  2. Установление иерархии полномочий.
  3. Направление усилий всех участников на достижение общих целей.
  4. Совершенствование системы вознаграждения.
  1. Межличностный. К нему относятся:
  1. Уклонение от конфликта
  2. Забывание проблемы лежащие в основе конфликта
  3. Принуждение принять свою точку зрения любой ценой
  4. Принятия точки зрения соперника, но лишь до некоторой степени (компромисс)
  5. Совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы обеих сторон
  1. Педагогический способ:
  1. Беседа
  2. Просьба
  3. Убеждение и др. меры воспитательного характера
  1. Административный способ:
  1. Силовое разрешение конфликтов, т.е. различные варианты разъединения конфликтующих
  2. Разрешение конфликтов по приговору, т.е. по решению комиссии, по приказу руководителя, по решению суда.

10. Психология менеджмента.

Личность – человек, взятый в системе таких психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека и имеет сущность значение для него и окружающих. Личность представляет собой сущность человека, в не которой человека уже или еще нет. Структура личности должна отвечать идеи развития человека и включает в себя:  (традиционная система личности)

  1. Темперамент
  2. Способности
  3. Характер
  4. Волевые качества
  5. Эмоции
  6. Мотивацию
  7. Соц. Установки

Структура личности по Фрейду имеет 3 составляющие:

  1. «Оно» - это собственное бессознательная, которое включает глубинное мотивы и влечения.
  2. «Я» - это сознание
  3. «Сверх Я» - которое представлено как на подсознательном уровне.

Характер – это устойчивая индивидуальная  совокупность особенности личности, которые приводит к наиболее типичному для нее поведения в определенных ситуациях. Он формируется под воздействием как генетических, так и социальных условий, поэтому он может быть изменен  или воспитан.

Темперамент – это индивидуальные особенности психики, которые устойчивы, для человека с рождения и на основе которых формируются конкретные свойства данной личности.

Типы темперамента:

  1. Сангвиник – он энергичен, работоспособен, общителен и активен, он легко осваивается в новой обстановке, легко привыкает к новым требованиям. Для него характерна склонность к лидерству и по этому сангвиника можно привлекать к должности руководителя.
  2. Холерик – он чувствителен к внешним воздействиям, эмоционален и неуравновешен, у него большая устойчивость интересов, стремлений, он настойчив, быстро ориентируется в изменяемой обстановки, находчив в спорах и дискуссиях. Таких людей хорошо использовать в маркетинговой деятельности.
  3. Флегматик – этот человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный, трудно переключается с одного вида деятельности на другой, к новой обстановки привыкает медленно, он не  эмоционален, но если его вывести из равновесия, он может действовать напористо и агрессивно, таких людей хорошо использовать для работы бухгалтерии, экономистами и конструкторами.
  4. Меланхолик – он отличается высокой эмоциональной чувствительностью, он раним и обидчив. Напряжение в работе вызывает у него замедление деятельности. В отношениях с людьми меланхолики чутки, тактичны и отзывчивы, поэтому они хорошо работают в дружном коллективе.

Способности – это данные человека, которые частично отличаются наследственностью, а частично приобретаются с опытом.

Одаренность – это талант в определенной области, который выражается через потенциал человека отношений выполнения какой-либо конкретной работы.

11  Психологические аспекты малых групп и коллективов.

Группа – это не любое объединение людей, а совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих  свою принадлежность к данному коллективу.

Люди в группе влияют на других и одновременно находятся под влиянием других людей.

Каждый человек является членом множества групп: семьи, учебной группы, группы родственников, друзей или спортивной команды.

Поэтому существуют следующие типы групп:

  1. Формальные группы – это те группы, которые образованы по чьей то воли. Они бывают двух видов:
  • Группа руководителя – которую составляют руководитель и его подчиненные, находящиеся в зоне его контроля.
  • Рабочая (производственная) группа – это лица, работающие над одним и тем же заданием, и обладающие самостоятельностью в планировании и осуществлении своего труда.
  1. Неформальные группы - это те группы, которые образуются спонтанно, а не по воле руководства, т.е. люди обращаются во время перерыва, после работы, на собраниях. И такое общение называется неформальным, а группы неформальными.

Внутри формальной группы обязательно существует неформальная, возникновение которой, связана со следующими социальными потребностями:

  1. Принадлежности к чему либо.
  2. В общении
  3. Во взаимопомощи
  4. В защите

Характеристики неформальной группы.

  1. Контроль со стороны неформальной организации за своими членами, т.е. что бы быть принятыми в неё личность должна соблюдать нормы поведения и правила, принятые в данной группе.
  2. Распространение слухов, т.е. любой информации, полученной по неофициальным каналам.
  3. Сопротивление любым изменениям и переменам в организации.

Чтобы избежать конфликтов руководство должно:

  1. Признать неформальную группу и сотрудничать с ней
  2. Прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы.
  3. Принятие решений осуществлять совместно с неформальной группой.

Власть – это способность того или иного лица влиять на окружающих людей и их поведение с целью подчинить их своей волей. Она может быть

  1. Формальная  - это власть должности она характеризуется официальным местом обладающие ею лица и измеряется:

а) Числом подчинённых, которые прямо и косвенно обязаны подчиняться распоряжениям этого лица.

б) Объёмом материальных ресурсов находящихся в распоряжении данного должностного лица.

  1. Реальная власть – это власть, как должности, так и авторитета должностного лица. Она характеризуется местом человека не только в официальной но и неофициальной  системе отношений. И измеряется:

а) Числом людей, которые готовы добровольно подчиняться данному лицу.

б) Степенью зависимости от него окружающих.

Лидерство – это способность активизировать людей в организации, умение показать пример для подражания и оказывать влияние на людей для достижения целей организации.

Лидером может быть любой человек в организации, а не только тот, кто ею управляет.

Качества лидера:

  1. Он выступает как инноватор и предприниматель.
  2. Вдохновляет подчинённых.
  3. Доверяет подчинённым
  4. Ставит цели перед собой.
  5. Полагается на коллектив.
  6. При убеждении использует эмоции
  7. Является энтузиастом своего дела.
  8. Воплощает все решения в жизнь.

12 Этика делового общения.

Общение – это процесс передачи идей мыслей чувств и доведения их до понимания другими людьми.

От того на сколько грамотно построено общение зависят:

  1. Результативность переговоров
  2. Степень взаимопонимания с партнёрами и сотрудниками.
  3. Удовлетворённость работников своим трудом.
  4. Морально-психологический климат в коллективе.

Деловое общение – это, прежде всего коммуникация, т.е. передача информации от человека к человеку, обмен информацией, которая имеет значение для всех участников общения.

Поэтому, чтобы процесс общения был эффективным и способствовал достижению целей организации, нужно правильно выбирать, нужно правильно выбирать и использовать средства коммутации:

  1. Вербальные (словесные)
  2. Невербальные.

Вербальные (словесные) – это прежде всего речь, которая должна отвечать следующим характеристикам:

  1. Она должна быть содержательной и насыщенной информацией.
  2. Она должна быть логичной и придерживаться след. законов:
  • Мысль в пределах рассуждения должна оставаться неизменной
  • Не может быть одновременно правильным два высказывания, противоречащих друг другу.
  • Если имеется два противоположных суждения, то не может быть ничего среднего между ними.
  • Чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения.

Невербальные средства с помощью которых в беседе передаётся большая часть информации.

К ним относятся:

  1. Все движения тела
  2. Интонация голоса
  3. Кинетические(мимика, взгляд, жест, походка)
  4. Такастические средства(рукопожатие, похлопывание и поцелуи)
  5. Пространственная организация общения, т.е. определённое положение в пространстве, которое стороны занимают по отношению друг к другу при деловой беседе или переговорах

 

13 Планирование работы менеджера.

Любой работник, тем более руководитель и менеджер будет эффективно работать, если он имеет правильно организовать свою работу.

Чтобы эффективно использовать время нужно:

  1. Знать, на что вы его тратите.
  2. Тратить на то, что вы считаете нужным.
  3. Делать то, что вам нужно быстрее.

Неправильное использование времени это если вы:

  1. Не можете найти нужный документ на своем столе в течение 1-ой минуты.
  2. Не находите времени чтобы собрать подчиненных раз в неделю.
  3. Приходя на работу, не знаете, какие дела надо сделать в первую очередь.
  4. Выполняете задание в спешке.

Для планирования рабочего дня рекомендуется:

  1. Не планировать более 3-ех важных и более 10 дел всего на день.
  2. Планировать выполнение наиболее важных и сложных дел на благоприятное для вас время суток.
  3. Не приступайте к выполнении новой задачи до завершение предыдущей, и если вас прервали, то следует вернуться к незавершенному делу.
  4. Записывайте не выполнение дела, и если одна и та же задача повторяется, то следует передать ее другому лицу.
  5. Если вы предпочитаете выполнять работу, от простого к сложному, то нужно на утро планировать мелкие дела, а если на оборот, то крупные и важные дела.

Планирование рабочего времени на неделю позволить рационально распределить время, для этого нужно:

  1. Понедельник – составить список всего, что нужно сделать.
  2. Выделить наиболее важные дела и запланировать на начало недели.
  3. Распределить остальное по дням недели.

Одна из важных функций менеджера – это организация и проведения совещаний.

Деловое совещание – это форма управленческой деятельности, которая имеет свою технологию и организацию проведения.

Этика проведения совещания:

  1. Подготовка совещания. На этом этапе необходимо:
  1. Определить целесообразность проведения совещания.
  2. Определить повестку дня.
  3. Определить состав участников.
  4. Определить дату и время совещания.
  5. Определить место проведения совещания.

  1. Проведения совещания. На этом этапе необходимо:
  1. Определить продолжительность совещания (не более 1-го  часа)
  2. Установить регламент, т.е.  очередность выступающих.
  3. В процессе совещания нужно обязательно вести протокол.
  1. Принятие решений.  На этом этапе речь идет о том:
  1. Кем и в какие сроки должен, выполнен пункт совещания.
  2. В какой форме будет подведены итоги.
  3. Доведение информации до всего коллектива.

14 Подготовка беседы и деловых переговоров.

Деловая беседа – это обмен мнениями и информацией, которой не предполагает заключение договоров или выработку обязательных для исполнения решения.

Беседа может носить самостоятельный характер, предшествовать переговорам или быть ее составной частью.

Правила организации беседы:

  1. О времени и месте переговоров беседы договариваются заранее (за 3-5 дней)
  2. Местом проведения беседы обычно является служебное помещение одного из участников, или может быть нейтральная территория (кафе, ресторан)
  3. Продолжительность беседы определяется заранее и должна соблюдаться каждая из сторон.
  4. Состав участников беседы согласуется заранее и отражает интересы обеих сторон.
  5. Оговариваются тематические рамки беседы и ее основные цели.
  6. Следует обращать внимание на построение отношений в процессе беседы, опираться на принцип равноправия сторон, проявлять уважение, предупредительность и соблюдать баланс интересов  сторон.
  7. Анализировать вербальные и невербальные проявления в поведении собеседника.
  8. Не допускать обострение ситуации и проявления агрессии.

Переговоры имеют официальный конкретный характер и предусматривают подписание документов определяющие взаимные обязательства сторон (договоры и контракты)

Элементы подготовки к переговорам:

  1. Определение проблем переговоров.
  2. Поиск партнеров для их решений.
  3. Определение своих интересов и интересов партнеров.
  4. Разработка плана и программы переговоров.
  5. Подбор специалистов в состав делегации.
  6. Решение организационных вопросов.
  7. Оформление необходимых материалов – документов, чертежей, таблиц и образцов предлагаемых изделий.

Ход переговоров:

  1. Начало беседы.
  2. Обмен информации.
  3. Аргументация и контраргументация.
  4. Выработка и принятие решений.
  5. Завершение переговоров.

Принципы переговоров:

  1. Точность.
  2. Честность.
  3. Конкретность и такт.
  4. Умение выслушать.
  5. Конкретность.

Цели деловых переговоров:

  1. Презентация фирмы, т.е. создание имиджа фирмы среди деловых кругов.
  2. Презентация бизнес проекта, т.е. информирование людей о каком-либо проекте.
  3. Отчет о выполненных работниках, т.е. ознакомление определенных групп людей о результатах работы.
  4. Обсуждение плана будущих работ, т.е. информирование определенному кругу лиц о намеченных работах и их описание.
  5. Презентация, т.е. ознакомление потребителей с новыми возможностями товаров.

Методы проведения переговоров:

  1. Вариационный метод – который помогает выяснить следующие вопросы:
  1. В чем заключается идеальное решение поставленной проблемы.
  2. От каких аспектов идеальных решений можно отказаться.
  3. Какие аргументы необходимо, для того чтобы, отреагировать на ожидаемое предложение партнеров.
  4. Какие предложения партнеров следует обязательно отклонить и с помощью, каких аргументов.
  1. Метод интеграционный – он предназначен, для того чтобы убедить партнера, оценивать проблемы переговоров с учетом общих связей и потребностей.
  2. Метод уравновешивания – который помогает определить, какие доказательства и аргументы необходимо использовать, чтобы заставить партнера принять ваши.
  3. Компромиссный метод – он предназначен для того чтобы участники переговоров находили компромиссы  и как  в случаи не совпадения интересов следует добиваться согласия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка)

Аннотация рабочей программы профессионального модуляПМ.02Организация деятельности коллектива исполнителей  1. Область применения рабочей программыРабочая программа профессионального модуля я...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация деятельности коллектива исполнителей ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ- 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Программа профессионального модуля «Организация деятельности коллектива исполнителей»  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спе...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 02«Организация деятельности коллектива исполнителей» МДК 02.01 Управление коллективом исполнителей для специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного т

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности «Организация деятельности коллектива исполнителей» и сос...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей по специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей...

Лекции по разделу "Основы предпринимательства" по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Конспекты лекций  предназначены для изучения обучающимися по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта раздела "Основы предпринимательства"...

Лекции по разделу "Планирование и организация работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта" по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Конспект лекций предназдначен для обучающихся по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для изучения...

Электронный учебно-методический комплекс по ПМ. 02 Организация деятельности коллектива исполнителей по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Электронный учебно-методический комплекс по  ПМ. 02 Организация деятельности коллектива исполнителей предназначен для обучающихся по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автом...