Методическая разработка занятия "Расчеты на прочность и жесткость при кручении"
методическая разработка

Н.Ф.Сенчило

Методическая разработка предназначена для прведения итогового занятия по теме "Кручение" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raschety_na_prochnost_i_zhestkost_pri_kruchenii_09.10.2020.docx644.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

имени Е.Г. Трубицына»

Методическая разработка

учебного занятия по дисциплине «Техническая механика»

тема: «Расчеты на прочность и жесткость при кручении»

        Смоленск, 2020 г.

 

Введение

Качество образования сегодня рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития страны. Модификация социально-экономических условий диктует системе среднего профессионального образования необходимость обеспечения высокого качества подготовки специалистов. Инновационный подход в образовании требует от преподавателя постоянно искать способы роста результативности обучения. Для этого используются в разных видах учебной деятельности инновационные методы, которые активизируют студентов, повышают интерес к занятиям, понимание и усвоение учебного материала.

    Для лучшего усвоения студентами учебного материала по дисциплине «Техническая механика»  используются активные и интерактивные методы обучения. Техническая механика - наука об общих методах исследования свойств механизмов и их проектировании. Целевое назначение дисциплины - готовить студентов к изучению дисциплин, связанных с решением технических задач проектирования и эксплуатации механизмов и машин.

При изучении технической механики решаются задачи:

- изучение общих принципов определения силовых нагружений, которые воспринимают элементы конструкции;

- овладение методами расчета конструкций, механизмов и узлов машин на прочность, жесткость, устойчивость;

- расчет деталей и узлов, осуществляющих передачу движения в машинах.

Одно из требований ФГОС и рабочей программы по дисциплине - умение выполнять основные виды расчетов.  В разделе «Сопротивление материалов» в теме «Кручение» основными видами расчетов являются:          

- расчет на прочность (проектировочный, проверочный, нагрузочный),

- расчеты на жесткость (проектировочный, проверочный, нагрузочный).

Методическая разработка предназначена для проведения занятия по  теме «Кручение» в группах студентов, обучающихся по специальностям 23.02.07  Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно- транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).

Тема учебного занятия: «Расчет на прочность и жесткость при кручении» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС СПО) по дисциплине «Техническая механика». Данное занятие является завершающим по теме «Кручение». На занятии демонстрируется применение активных и интерактивных методов обучения.

 Знания методики расчетов деталей, передающих вращательное движение, полученные на занятиях, помогут будущим специалистам качественно организовать техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

План занятия

        Тема занятия: «Расчеты на прочность и жесткость при кручении»

Цели занятия:

Методические цели занятия:

-создать условия для применения знаний  по методике расчета деталей машин на прочность и жесткость;

- продемонстрировать использование элементов проектно-исследовательской деятельности на занятии;

- продемонстрировать использование средств ИКТ в обучении технической механики.

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Кручение»

- закрепить знания о деформации кручения;

- закрепить  умения выполнять расчеты на прочность и жесткость при кручении;

- больше узнать о методах расчетов.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, познавательную активность студента, способности к анализу действия и критически оценивать результаты действия;

- развивать самооценку.

Воспитательные:

- воспитывать   ответственность за свои действия, требовательность к себе и товарищам, добросовестное отношение к выполняемому заданию.

Тип занятия: обобщающее занятие с элементами проектно-исследовательской деятельности

Вид занятия: комбинированный

Методы обучения: обучение в сотрудничестве, элементы проектно-исследовательской деятельности, ИКТ.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы контроля: тестовое задание, оценка презентации результата группового исследовательского проекта.

Формирование основных знаний и умений

Студенты должны

знать:

методики решения задач по   сопротивлению материалов;

методику проведения прочностных расчетов деталей машин;

уметь: 

производить расчеты на прочность при кручении;

выбирать рациональные формы поперечных сечений;

производить проектировочный и проверочный расчеты валов.

Формируемые компетенции (их части):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 09. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Оснащение занятия: компьютер, проектор, экран, карточки с тестовыми заданиями.

Методическое обеспечение: 1. Техническая механика. Курс лекций, В.П.Олофинская, Москва, ИД» Форум- ИНФРА-М».; 2015

Межпредметные связи: математика. (Решение уравнений с одним неизвестным, извлечение кубических корней)

Внутрипредметные связи: раздел «Детали машин». Валы и оси.

Этапы занятия:

1.Организационный момент, мотивация.

2. Проверка усвоения ранее изученного материала.

3. Введение в тему занятия.

4. Основная часть (презентация исследовательских проектов).

5. Оценивание результатов.

6. Подведение итогов занятия.

7.  Рефлексия.

8.  Домашнее задание.

Технологическая карта урока

Этапы урока (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемый результат

Организационный момент, мотивация

(5 мин)

Приветствие, выявление отсутствующих, объявление темы урока.

Слушают преподавателя

Готовность к совместной деятельности

Проверка усвоения ранее изученного материала

 (15 мин)

Раздает тестовые задания

После выполнения студентами тестовых заданий и взаимопроверки, демонстрирует на экране правильные ответы. Отвечает на вопросы.

Выполняют тестовые задания

Осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки

Контроль знаний ранее изученного материала.

Умение критически относится к результатам своей работы и работы товарищей, умение эффективно общаться

Введение в тему занятия

(10 мин)

Готовит студентов к целеполаганию. Актуализация знаний - ставит задачу  записать формулы расчетов на прочность и жесткость при кручении

Слушают преподавателя,  готовятся к ответу, записывают формулы

Знание формул расчетов на прочность и жесткость при кручении, готовность к выполнению расчетов

Основная часть занятия (презентация исследовательских проектов)

(30 мин)

Организует выступление каждой творческой группы с исследовательским проектом

Слушают выступления товарищей.  Оценивают правильность решения задания, задают вопросы выступающим.

Обобщение, систематизация и закрепление знаний и умений.

Закрепление умения выполнения расчетов через решение задач.

Готовность к активной и результативной  деятельности

Оценивание результатов

(10 мин)

 Комментирует каждое выступление, объявляет оценки, которые получили студенты творческих групп, обосновывает оценки.

Слушают и участвуют в обсуждении оценки проектов

 Умение критически относится к результатам своей работы и работы товарищей, умение эффективно общаться

Подведение итогов

(5 мин)

Обобщает занятие, подводит итоги.

Слушают преподавателя, осмысливают сказанное им

Делают вывод о достижении цели занятия

 

Рефлексия (10 мин)

 Предлагает оценить уровень своих знаний по теме «Кручение» и оценить качество занятия

 Оценивают свои знания и качество учебного занятия

Анализируют усвоенные знания

Рисуют шкалу, отмечают на шкале свой уровень знаний. Оценивают занятие.

Домашнее задание (5 мин)

Объяснение домашнего задания

Слушают и записывают

 Стремление к саморазвитию


Сценарий занятия

1. Организационный момент

Преподаватель: Здравствуйте! Мы завершаем изучение темы «Кручение». Сегодня у нас обобщающее занятие «Расчеты на прочность и жесткость при кручении»

Мы сегодня заглянем в прекрасный мир технических расчетов и посмотрим, как они участвуют в нашей жизни.

Откройте рабочие тетради, запишите дату и тему занятия: «Расчеты на прочность и жесткость при кручении».

        2. Проверка усвоения ранее изученного материала

Преподаватель: Прежде чем мы перейдем к основной части нашего занятия, вам предстоит пройти тест на повторение ранее изученного материала.

После выполнения обменяйтесь тетрадями, самостоятельно проверьте ответы по ключу и поставьте оценку своему товарищу.

Критерии оценивания теста:

-оценка «отлично» выставляется студенту, если даны правильные ответы на все 5 вопросов теста;
оценка «хорошо» - если даны правильные ответы на 3-4 вопроса теста;
оценка «удовлетворительно» - если даны правильные ответы на 2 вопроса теста;
оценка «неудовлетворительно» - если дано менее двух правильных ответов.

После взаимопроверки тестов, на экран выводятся правильные ответы. (Приложение 4)

Преподаватель отвечает на возникшие вопросы.

Преподаватель: Подведем итоги теста. Поднимите руки, кто получил «5»,»4», «3», «2». Я рада, что мы справились с тестом и можем двигаться дальше.

        3. Введение в тему занятия.

Итак, тема занятия: «Расчеты на прочность и жесткость при кручении»

Сейчас попробуем определить цели сегодняшнего занятия.

Предполагаемые ответы студентов:

- закрепить знания о деформации кручения;

- закрепить умения выполнять расчеты на прочность и жесткость при кручении;

- больше узнать о методах расчетов.

После ответов студентов цели занятия появляются на экране. (Приложение 1)

Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить формулы расчетов на прочность и жесткость при кручении и записать их на доске.

4. Основная часть занятия (презентация исследовательских проектов)

Тему «Кручение» мы изучали 7 занятий. Все это время каждая творческая группа дома работала над своим проектом. Ребята помогали друг другу, учились друг у друга и осваивали технологию проектной работы. Такая совместная деятельность позволила создать интересные проекты, хорошо подготовить к публичной защите результаты своей работы.

Ознакомьтесь с планом выступления творческих групп (Приложение 2)

Вам предстоит ответственная работа, с которой вы обязательно справитесь. В процессе выступления вы должны внимательно слушать и оценивать выступление. В конце выступления можете задать вопросы выступающим.

Студенты 3-х творческих групп выступают с проектами. (Приложение 6)

Каждая творческая группа выполняла определенный вид расчета.

1-я творческая группа.

Задание: 

Для передачи какой мощности при частоте вращения 240 об/мин рассчитан вал диаметром d=38мм, если []= 40МПа 

2-я  творческая группа.

Задание:

 В поперечных сечениях стального вала возникает крутящий моментМк=2000 Н∙м, диаметр валаd=65 мм, модуль сдвигаG=0,8∙105 Н/мм2. Проверить прочность и жёсткость вала, если допускаемое напряжение []=40Н/мм2, а допускаемый угол закручивание [φ]=0,85°/м

3-я творческая группа.

Задание: 

Определить диаметр вала для передачи мощности P=50 кВт при частоте вращения n=300 об/мин, если []=30 Н/мм2 и []=0,3 град/м.G=0,8∙105Н/мм2

Мы прослушали очень интересные проекты и благодарим всех за проделанную работу. Проекты ребят помогли нам лучше усвоить методику расчетов.

Ребята, какие возникли вопросы к выступающим?

Студенты задают вопросы, указывают на недочеты в расчетах.

5. Оценивание результатов

Давайте попробуем оценить результаты работы.

На экране критерии оценки (Приложение 3).

Студенты оценивают работу каждой творческой группы и выставляют оценки

1 -я творческая группа- оценка 5;

2-я творческая группа – оценка 5;

3-я творческая группа- оценка 5

6. Подведение итогов занятия

Сегодня на занятии по теме «Расчеты на прочность и жесткость при кручении» мы закрепили знания методов расчетов на прочность и жесткость при кручении и отработали навыки проведения расчетов. Цели занятия достигнуты.

 

7. Рефлексия

А сейчас оцените свои знания по данной теме. На листочке предлагается начертить шкалу от 0 до 100, точкой отметить на шкале ваш уровень усвоения.

Подумайте и решите для себя, как вы оцениваете наше занятие:

Если вы считаете, что  время было потрачено зря, вам было скучно, нарисуйте на листочке треугольник.

Если вы нашли что-то полезное для себя, нарисуйте квадрат.

Если вы считаете, что сегодня вы были участником важного дела, приобрели опыт, знания, нарисуйте круг.

У каждого студента на столе заранее заготовлен маленький листок. Эти листки сразу после ответов собирают два студента группы, подсчитывают результаты и делают вывод.

8. Домашнее задание

Дома: Заполнить таблицу (Приложение 5)

Формулы, применяемые при расчетах на прочность и жесткость при кручении        

Вид расчета бруса при кручении

Формула

Практическое применение расчета

Спасибо за работу.


Приложения

Материал, выводимый на экран

Приложение 1. Цели занятия:

- закрепить знания о деформации кручения;

- закрепить  умения выполнять расчеты на прочность и жесткость при кручении;

- больше узнать о методах расчетов


Приложение 2. План выступления творческих групп

1.Расчеты на прочность при кручении. Нагрузочный расчет.

 1-я творческая группа.

2. Расчеты на прочность при кручении. Проверочный расчет и  

 2-я творческая группа.

3. Расчеты на жесткость при кручении. Проектировочный расчет.  

 3-я творческая группа.


 Приложение 3. Критерий оценки

Оценка «5»- правильно выбрана методика расчета, точно выполнены расчеты, указаны единицы измерения величин, сделаны выводы.

Оценка «4»- правильно выбрана методика расчета,  имеются математические ошибки в выполненных расчетах, указаны единицы измерения величин, сделаны выводы.

Оценка «3»- правильно выбрана методика расчета,  имеются математические ошибки в выполненных расчетах, не все величины имеют единицы измерения, сделаны выводы.


 Приложение 4. Коды правильных ответов        

Вопросы

1

2

3

4

5

Вариант 1

3

2

4

2

1

Вариант 2

2

4

2

1

2

Вариант 3

4

3

2

4

3

Вариант 4

3

4

2

4

3

Вариант 5

4

2

2

4

3


        

Приложение 5. Домашнее задание

Формулы, применяемые при расчетах на прочность и жесткость при кручении

        

Вид расчета бруса при кручении

Формула

Практическое применение расчета


Приложение 6. Проекты

1-я творческая группа

Для передачи какой мощности при частоте вращения 240 об/мин рассчитан вал диаметром d=38мм, если []= 40МПа

Решение

1. Мощность определяется по формуле:

                                        ;        

Т -  вращающий момент;

2.Определяем угловую скорость вращения.

3. Вращающий момент равен крутящему моменту. Крутящий момент определяем из условия прочности при кручении.

                              Мк = Wp · [τ]

4.Определяем момент сопротивления кручению.

                

5. Определяем крутящий момент.

6. Вычисляем мощность.

Ответ:  Данный вал рассчитан для передачи мощности 11 кВт

 

2-я творческая группа

В поперечных сечениях стального вала возникает крутящий моментМк=2000 Н∙м, диаметр валаd=65 мм, модуль сдвигаG=0,8∙105 Н/мм2. Проверить прочность и жёсткость вала, если допускаемое напряжение []=40Н/мм2, а допускаемый угол закручивание [φ]=0,85°/м

Решение

Прочность вала проверяем по формуле

        

Для проверки жесткости вычисляем значение полярного момента инерции

Диаметр вала удовлетворяет и условию прочности и условию

3-я творческая группа

Определить диаметр вала для передачи мощности P=50 кВт при частоте вращения n=300 об/мин, если []=30 Н/мм2 и []=0,3 град/м.G=0,8∙105Н/мм2

Решение

1. Определим вращающий момент Т

        

2. Определим крутящий момент Мк

        

3. Определим d вала

        мм

        

4. Определим диаметр из условия жесткости

        []=

        

                округлим d=80 мм

5. Из полученных значений диаметра необходимо взять больший.

        


Раздаточный материал

Количество вариантов- 5

Число заданий по количеству студентов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Кручение. Определение модуля сдвига при кручении"

СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ Методическая разработка урока "Кручение. Определение модуля сдвига при кручении" - лабораторная работа...

ОТКРЫТЫЙ УРОК «Техническая механика» ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Расчет на прочность и жесткость при изгибе» c презентацией

Разработка урока - практической работы, дисциплина "Техническая механика", сопровождается презентацией, мотивирующей обучающихся на закрепление темы "Расчет на прочность и жесткость при...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...