Методическая разработка классного часа "Смоленщина в годы ВОВ"
методическая разработка

Н.Ф.Сенчило

Методическая разработка классного часа "Смоленщина в годы ВОВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_klassnyy_chas.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.

 

Областное  государственное бюджетное  профессиональное образовательное  учреждение

« Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г.Трубицына»

 Методическая разработка

Классного часа «Смоленщина в годы ВОВ»

Смоленск 2015

Тема:        Наш край в годы Великой Отечественной войны

Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине

Задачи:

 1.Способствовать пониманию значений событий прошлого

2.Формировать познавательный интерес и потребность изучать историю и культуру своей малой Родины.

3.Воспитывать уважительное отношение к местам, в которых родился и вырос.

Форма проведения: Экскурсия в музей колледжа

Ход классного часа

1. Вступление

на экране – природа  Смоленщины. Звучат стихи Н .Рыленкова.

Классный руководитель:

Всегда задумчива, скромна

Как верба у ручья

Моя родная сторона,

Смоленщина моя

Обожжена, как верба  та

Не раз грозой была

Казалось: нету ни листа

А смотришь - ожила

Шумит, как прежде ,зелена

Вчерашний вздох тая

Моя родная сторона

Смоленщина моя.

Классный руководитель:

  Смоленская земля- западные ворота великой России. Испокон веков вставала она на защиту иноземных захватчиков, платя дорогую цену за свободу Отечества . Испокон веков девизом смолян были слова: Лучше умереть в бою ,чем покориться врагу». Это наиболее ярко подтверждено в годы Великой Отечественной войны. Сегодня мы познакомимся с событиями времён войны, Которые предстанут перед нами в виде экспонатов нашего музея. Прошу пройти в музей.

Звучит песня «Вставай страна огромная». Все проходят в музей.

2.Основная часть.

 Студент: Косенков К.

Готовясь к войне, лидеры фашисткой Германии издали документ о принципах обращения с населением восточных территорий.

1. Это будет война на уничтожение

2.В этой войне обращение с врагом в соответствии с нормами человечности и международного права недопустимо

3.Речь идёт не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключает в том, чтобы разгромит русских как народ, разобщить их

4.Цель моей восточной политики в том, чтобы заселить эту территорию ста миллионами людей германской расы

5. Решение проблемы: или полное уничтожение русского народа, или онемечивание его части

6. Важно, чтобы на русской территории население состояло из людей полу европейского типа

7.Эта масса расово неполноценных и тупых людей нуждается в руководстве

8.Никаких прививок, никакой гигиены, только водка и табак! Хорошо бы обучить их языку жестов

9.Пинципиальная линия для нас ясна- этому народу не надо давать культуру

10.Вполне достаточно, чтобы дети в школах запомнили дорожные знаки, чтобы они научились считать, но только до 25, чтобы они умели подписывать свою фамилию. Больше им ничего не надо                                                                                                                                                                                                                 2                

2. 

На Соловьёвой переправе

3.Антипов  А.

Невосполнимые потери

Война унесла 27 миллионов  человек, и это на сегодня официальная цифра.

Известный историк  и писатель  Рой Медведев приводит потрясающие данные. В Советском Союзе

в период войны погибло  70% мужчин, относившихся 1916-1923гг, 50% мужчин относившихся к 1924 г.р., и 30% 1925 г.р.

Последним на тот момент было 16 лет. Около 9 миллионов погибло в бою ( ПО 6000 человек в каждый день войны), 4,5 миллионов  погибло в лагерях.

В посёлке Гранки  Руднянского района, где в 1946 г началась история нашего учебного заведения, в 1941 году фашисты создали концлагерь.

Военнопленных и местных жителей они использовали на заготовках в торфяных болотах для электростанции, на заготовке леса для строительства и строительства дорог. В лагере содержалось 800 человек, которые от голода и болезней умирали как мухи.  Ежедневно расстреливалось по 5- 10 человек. Погибло 160 человек. В 1972 году автотранспортный техникум  переехал в Смоленск, и снова по соседству оказался бывший лагерь смерти, который находился под номером 126 , который  появился на Краснинском  шоссе 20 июля 1941 года.

Немцы использовали бывшие конюшни и военные склады, с выбитыми  стёклами и дырявой крышами. Пленные спали друг на друге в три яруса. Когда начались морозы, то спавшие внизу замерзали в грязи. Больные тифом , дизентерией,  находились рядом со здоровыми.

Два раза в день выдавалась баланда, состоящая из жидкой похлёбки.

В 126 лагере до 25 сентября погибло более 45 тысяч бойцов и командиров. А лагерей только в Смоленске было сотни.

                                                  Горькая статистика.

По данным обл. комиссии  по расследованию зверств фашизма в лагерях было ужасающим:

- В Смоленске – 115000 пленных

- В Рославле – 12000 и т.д.

В лагере военнопленных из 40000 человек осталось около 1000 к концу 1942 года.

А всего в плену  на Смоленской земле погибло 230000 человек и военнопленных.

Фашистские захватчики  планомерно уничтожали и мирное население. За период оккупации она лишили жизни 151 тысячу человек.

На  территории Смоленской области  насчитывается 200 сожженных деревень, причём вместе с людьми.- 200 Хатынь

Партизанское движение

На оккупированной немцами территории было организовано партизанское движение.  Одним из организаторов  партизанского движения  в Смоленской области и Белоруссии был Сергей Владимирович Гришин.

Родился 18 марта 1917 г. в деревне Фомино Дорогобужского района. Окончил Дорогобужское педагогическое училище в 1935 году. Работал учителем, заведовал начальной школой.

В Великую Отечественную войну в звании лейтенанта, командовал танком.

Оказавшись в окружении, пробрался в свою деревню, где создал подпольную группу,  реорганизованную в ноябре 1941 г. в партизанский отряд «Тринадцать». В феврале 1942 г. в составе партизанского соединения отряд участвовал в освобождении Дорогобужа.

С марта 1942 г. отряд (с июня 1942 года особый партизанский полк «Тринадцать») начал рейд по Смоленщине, а с мая 1943 года – по Белоруссии, нанося большие потери немецко-фашистским оккупантам. За 1942- 1943 гг. полк под командованием С.В. Гришина прошел 1500 км. В апреле 1944 года полк преобразован в особое партизанское соединение «Тринадцать».

В июле 1944 г. они соединились с 5 ой армией 3 го Белорусского фронта. Всего партизанами под руководством С.В.Гришина  сожжено и разбито 333 воинских эшелона, 2 бронепоезда, свыше 1 тыс. машин, разрушено 97 мостов, 2 ж/д. станции, разгромленно40 вражеских гарнизонов, уничтожено 14 тыс. оккупантов.

С.В.Гришину присвоили звание Героя Советского Союза.

Освобождение      Антипов А.

Ключ государства Московского

В конце июля войска Калининского и Западного  фронтов начали готовить Смоленскую  наступательную операцию, получившую  кодовое  название « Суворов».

Здесь находилась мощная группировка  фашистских  войск  в составе группы армий «Центр»-

-44 дивизии, общей  численностью 10-11 тысяч  человек, что в два раза превышала численность наших войск. Мощная оборона состояла из 5-6 полос. Третьего августа  под  городом Юхнов прибыл верховный  Главнокомандующий – Сталин, через 2 дня он посетил и командный пункт Калининского фронта. Были  уточнены детали операции «Суворов».

Войска Западного фронта начал наступление  7 го августа 1943 г, и 13 августа их поддержали войска Калининского фронта.

Соотношения по танкам и авиации  складывалась в пользу противника.

Приходилось буквально прогрызать один за другим рубежи вражеской обороны, ежедневно отбивая  яростные атаки.  Главный удар Западного фронта был направлен на Рославльское направление , на Ярцево и Дорогобуж.  Дивизии Калининского фронта 21 сентября 1943 г, освободили город  Демидов – около 75км от Смоленска.

Через 3 дня 68-я и 10-я гвардейская армия западного фронта вышла на реку Сож, южнее Смоленска с северо-запада к городу неудержимо шли 31-я и 5-я армии этого же фронта.

Над  фашистами возникла угроза окружения.

В ночь на 25 сентября первыми в Смоленск, которым фашисты называли « Ключом  государства Московского», ворвались войска 31 армии. Рано утром  уличные бои в городе начали войска 5-й армии.

Смоленск был разрушен.

Там, где до войны был льнокомбинат, стояли ряды виселиц.

На месте сада, штабелями дров, трупы людей, лошадей.

В дымящих развалинах люди не узнавали своих домов. Только зубчатые стены Кремля говорили, что это он, наш Смоленск.

3Линков Д.

Поисковые отряды

Памятники


4.Дмитроченко А.

 Война в судьбах студентов и преподавателей

Бывшие выпускники- воины ВС. РФ

3.Заключение

Классный  руководитель:

Биография Смоленщины- яркая страница истории нашего народа, написанная огнём и кровью, дерзновенным духом, светлым умом и умелыми руками смолян.  

Мы гордимся славою своих предков, и постараемся преумножить её и передать следующим поколениям.

 Закончить наш классный час я хочу строчками стихов нашего земляка А.Т .Твардовского

 Цвети, земля отцовская,

 Сердца нам согревай,

Сторонка приднепровская

Родной смоленский край.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка проведения конкурса « Фермер года», по дисциплине «Основы ведения личного подсобного хозяйства»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»   Методическая ...

Методическая разработка классного часа "Афганистан к нам тянется сквозь годы"

Классный час на тему: Афганистан к нам тянется сквозь годы......

Методическая разработка классного часа " ненормативная лексика в молодёжной среде" МАЙ 2022 года

Цель данной  методической разработки классного часа для обучающихся техникума по профессии Машинист локомотива познакомить студентов с понятием " ненормативная лексика" и основным...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа "Поклонимся великим тем годам!"

Классный час "Поклонимся великим тем годам!" посвящен подвигу медиков в годы войны....