Россия в начале XX века.
методическая разработка

Данный материал предоставлен в виде открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_istorii_rossiya_v_nachale_xx_veka.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок истории

Преподаватель: Баранова Е.И                                                                                                                                                    Дата __09.09.2022___

Тема урока: Россия в начале XX века.

Цель урока:

Образовательная:

  1. сформировать представление об особенностях и проблемах экономического и социально-политического развития России в начале ХХ века;
  2. дать представление об определяющей роли государства в экономике страны;
  3. дать характеристику геополитических особенностей России.

Развивающая: способствовать развитию аналитического мышления и навыков работы с разной информацией.

Воспитательная:

  1. продолжить формирование навыков коллективной работы,
  2. умения вести диалог,
  3. слушать и слышать своих оппонентов

Планируемый результат;

  1. Обучающиеся должны знать реальное состояние социально-экономического развития России в начале ХХ века;
  2. уметь обобщать и систематизировать знания о данном периоде развития своего Отечества;  
  3. определить какое место занимала Россия согласно концепции трех эшелонов модернизации.

Формируемые УУД: Личностные: уметь оценивать свои действия и достижения.

Познавательные: уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, обобщать и систематизировать полученные знания.

Регулятивные: умело планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь формулировать свое собственное  мнение, учитывая мнение других.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия:

  1. Модернизация,
  2. промышленный переворот,
  3. монополия,
  4. трест,
  5. синдикат,
  6. картель,  
  7. эшелон модернизации,
  8. концентрация производства,
  9. самодержавная монархия,  
  10. геополитика,
  11. стратегические интересы,
  12. экспансия.

Оборудование: ПК, проектор, дидактический материал, презентация.

План урока; 

  1. Территория и население Российской империи
  2. Экономическое развитие России в начале ХХ века.
  3. Самодержавная власть и оппозиция.
  4. Буржуазия и рабочие.
  5. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Этапы урока

Время

Цели

Деятельность преподавателя

Задания

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

0,5 мин.

Отмечает отсутствующих.

Докладывает староста группы.

  1. Мотивационно - целевой этап.

1 мин.

Подготовить к смысловому восприятию информации, к систематизации фактов.

Сообщает тему урока и предлагает методику работы на уроке.

Записывают тему урока в конспект и его план.

  1. Актуализация знаний.

3 мин.

Определить место России в мире. Вспомнить,  как развивались крупные державы на этом этапе.  

Вопрос:

1.Каковы особенности развития разных стран?

2. Назвать крупнейшие державы колониальные и их колонии.

3.  В чем причины борьбы за передел мира?

Предполагаемый ответ:

  1. В странах запада к ХХ веку завершился процесс модернизации и сложилось индустриальное общество.
  2. Англия, Франция …
  3. Страны 2-го эшелона развивались быстро, а рынки сбыта уже были поделены.
  1. Изучение нового материала.

  1. Территория и население России начала ХХ века.

5 мин.

Работа с картой «Российская империя начала ХХ века».

Мы видим на карте, как увеличилась территория страны к ХХ веку. А теперь посмотрим на схему территориального устройства Российской империи, а затем населения.

В результате фронтальной беседы, мы записываем из данной схемы главное в конспект.

  1. Экономическое развитие России

10 мин.

Определить, в чем особенности модернизации в России.

Преподаватель:

Россия страна среднеразвитого капитализма. Развитие сочеталось с остатками феодализма. Они мешали экономическому и культурному прогрессу страны. В России была высокая концентрация производства, возникали монополии, шел процесс слияния банковского и промышленного капитала. Однако бедность крестьян не позволяла расширить внутренний рынок. Промышленный рост зависел от иностранного капитала. Отставание связывали с политическим строем.

У нас была неограниченная монархия. Николай II вступив на престол, заявил, что будет укреплять самодержавие, что вызвало недовольство оппозиционных сил.

Работаем с картой «Экономическое развитие России начала ХХ века».

Вопрос: в чем же особенности модернизации в нашей стране в начале ХХ века?

Записывают понятие «монополии» и ее видов.

Предполагаемый ответ: причины медленной модернизации в пережитках феодализма в нашей стране – самодержавный строй, пережитки крепостничества, низкая производительность труда, помещичье землевладение и сильное вмешательство государства в экономику.

Дают характеристику экономики на основе карты. (Устно).

  1. Социальная структура: буржуазия и рабочие как новые социальные слои.

5 мин.

Что же изменилось с появлением новых классов населения (буржуазии и рабочих). Могли ли они влиять на политическую жизнь общества?

Преподаватель: численность буржуазии была небольшой. Количество индустриальных рабочих росло. Их сплотил профессиональный интерес,  а также стремление отстаивать свои права коллективно. С повышением культурного уровня рабочих, росла и их политическая активность. У них не было элементарных гражданских прав,  чтобы защитить свои экономические интересы. Усиливаются рабочие движения. К экономическим лозунгам (зарплата, охрана труда, мед. страховка) добавляются политические : «Долой самодержавие» и др.

Вопрос: 

каких гражданских прав не было у рабочих, чем они были недовольны?

Предполагаемый ответ:

Рабочий день длился 11.5 час.

Низкая зарплата.

За малейшие провинности штрафовали.

Участие в забастовках приравнивалось к уголовному преступлению.

Запрещено создавать рабочие легальные организации для защиты своих прав.

Рабочие стали проводить митинги, демонстрации.

  1. Самодержавная власть и оппозиция.

7 мин.

Понять, зачем нужна была модернизация политической системы.

Вопрос:

 Какой политический строй был в России?

Преподаватель вместе с обучающимися анализирует схему Государственного строя.

Предлагает определить оппозицию, и чем она была недовольна, что требовала от власти (используя таблицу).

Преподаватель объясняет позиции правительственных чиновников.

Предполагаемый ответ:

Абсолютная монархия.

Вся власть у Императора – законодательная и исполнительная.

Называют партии и движения, которые были в оппозиции к власти и записывают в конспект.

  1. Русско-японская война 1904-1905 гг.

8 мин.

Проанализировать и понять, можно ли было путем войны решить внутренние проблемы.

Преподаватель:

В начале ХХ века обострилась международная обстановка.

Работаем с картой и таблицей.

Беседа с использованием карты «Русско-японская война 1904-1905 гг.»

  1. Закрепление.

5 мин.

Фронтальный опрос. Вопросы выведены на экран.

Отвечают на вопросы

  1. Рефлексия.

2 мин.

Подведение итогов урока.

Выставляет оценки и благодарит за урок.

Продолжите фразы:

1.Сегодня на уроке я узнал …

2. Это восполнило мои  …

3. Буду больше интересоваться…

  1. Домашнее задание

Задание выводится на экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое образование в России в конце 19-начале 20 веков. Проблема подготовки учителей математики для высших начальных училищ

Представлены основные тезисы статьи Н. Кильдюшевского в журнале Министрерства народного просвещения 1915 года (выпуск № 12)...

Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков. Проблема специализации (фуркации) в старших классах средней школы.

Показаны возможные причины и попытки решения, возникшей  в России в конце 19 - начале 20 веков проблемы специализации (фуркации) в старших классах средней школы.В материале присутствуют вырезки и...

Россия в начале 20 века

Россия в начале 20 века...

«Спасители земли русской. Смутное время» Россия в начале XVII века

Сценарий литературно-музыкальной композиции...

«Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века»

Контролирующий материал может быть использован для проведения комбинированного занятия для студентов 1 курса....

Презентация к учебному занятию по истории России: "Россия в начале XX века"

1. На основе новейших научных представлений выявить основные тенденции развития России в начале XX века. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по заданной теме.2. Дать образное представление о...