2ТО Методические рекомендации к лабораторным работам
учебно-методический материал

Чекушин Владимир Николаевич

Подробное олисание выполнения ЛПЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2to_metodicheskie_rekomendatsii_k_lab.docx373.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по дисциплине ОП. 04 «Материаловедение» предусматривает 60 часов лабораторно- практических работ по основным разделам данного курса.

Цель проведения лабораторных работ направлена на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений.

Лабораторные работы выполняются одновременно с изучением теоретического курса. Для проведения лабораторных  занятий группа делится на 2 подгруппы по 12-13 человек. Выбор тем лабораторных работ и их организация проведения связаны с возможностями учебного заведения.

Каждый обучающийся перед началом лабораторного практикума получает инструктаж по технике безопасности в лаборатории и на данном конкретном рабочем месте, после чего расписывается в журнале по технике безопасности.

Инструкция по технике безопасности

при проведение лабораторных работ

1.Каждый обучающийся перед началом лабораторной работы  получает инструктаж по технике безопасности в лаборатории и на данном конкретном рабочем месте.

2.Не включать установки без разрешения руководителя занятий.

3.Перед включением установки убедится в надежности заземления и отсутствии людей у подвижных частей установки.

4.При обнаружении какой-либо неисправности в работе установки немедленно обесточить систему и доложить руководителю занятий.

5.Подтяжка соединений и прочие регулировки установок находящихся под напряжением запрещаются.

6.По окончании работы установка должна быть обесточена центральным рубильником и приведена в исходное положение.

7.Использовать только исправный инструмент и оборудование.

8.В лаборатории обучающиеся находятся на своих рабочих местах. Всякое перемещение в лаборатории, не предусмотренное планом выполнения работы, запрещается.

9.Каждый обучающийся расписывается в получении инструктажа по технике безопасности в журнале «Инструктаж по технике безопасности».

Инструкция по технике безопасности пи проведении лабораторных работ в лаборатории «Топливо и смазочные материалы»

1.В лаборатории категорически запрещается работать одному, т.к. даже небольшая незамеченная неисправность в оборудовании или ошибка в выполнении эксперимента может привести к тяжелым последствиям. 

2.Избегайте лишних движений и разговоров в лаборатории

3. Избегайте непосредственных контактов кожи,  глаз и дыхательных путей с химикатами. На занятиях постоянно спецодежду. 

4.Все работы с ядовитыми и сильно пахнущими веществами, с концентрированными растворами кислот, щелочей, следует проводить в средствах индивидуальной защиты. 

5.С легковоспламеняющимися жидкостями нельзя работать вблизи нагревательных приборов.  Запрещается нагревать летучие легковоспламеняющиеся жидкости, вещества на открытом пламени. Для этого необходимо использовать водяную  баню.

6.Пробирки при нагревании закрепляют либо в штативной лапке, либо в пробиркодержателе ближе к отверстию. Отверстие пробирки необходимо направлять от себя и окружающих, во избежание выброса веществ из пробирки.

7.Знакомясь с запахом вещества, нельзя наклоняться над сосудом с жидкостью и вдыхать полной грудью. Для этого нужно направить рукой струю воздуха от отверстия сосуда к себе и сделать носом легкий вдох.

8.При наливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда во избежание попадания брызг на лицо и одежду.  При использовании пробиркодержателя необходимо зажимать пробирку ближе к открытому концу. Нельзя также наклоняться над нагреваемой жидкостью, так как ее может выбросить.  Никогда не направляйте открытый конец пробирки к себе или в сторону вашего соседа.

9.В лаборатории запрещается пробовать на вкус реактивы,  а также принимать пищу, пить и курить.

10.Нельзя класть на лабораторные столы посторонние предметы (сумки, шапки и др.), а также вешать в лаборатории верхнюю одежду.

11.О любом происшествии в лаборатории,  даже самом незначительном, необходимо сообщить преподавателю или мастеру.

Тематический план проведения лабораторных работ по дисциплине

«Материаловедение»

Специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

№ тем по рабочей программе

учебной дисциплины

Наименование тем

Объем часов

Тема 1.1

1.Анализ диаграммы состояния сплавов железо-цементит

4

Тема 1.1

2.Определение твердости металлов

4

Тема 1.2

3.Изучение микроструктуры, свойств и области применения углеродистых сталей. Расшифровка марки сталей

4

Тема 1.2

4. Изучение микроструктуры, свойств и области применения чугунов. Расшифровка марки чугунов

4

Тема 1.3

5. Термическая обработка углеродистой стали. Закалка и отпуск стали

4

Тема 1.4

6. Изучение микроструктуры, свойств и области применения меди и ее сплавов

4

Тема 2.2

7. Определение марки автомобильных масел.

2

Тема 2.2

8. Определение качества бензина, дизельного топлива.

Определение качества пластичной смазки.

4

Тема 2.4

9.Устройство автомобильных шин.

4

Тема 2.5

10. Способы и методы  нанесения лакокрасочных материалов на металлические поверхности.  

4

Тема 3.2

11. Расчет режимов резания при механической обработке металлов на различных станках.

4

Тема 3.2

12.Изучение работы на токарно-винторезном станке

4

Тема 3.2

13. Изучение работы на сверлильном  станке.

2

Тема 3.3

14. Выбор режима ручной дуговой сварки  

2

Тема 3.3

15. Изучение оборудования, техники и технологии ручной дуговой сварка

4

Тема 3.3

16. Изучение оборудования, техники и технологии газовой сварки

4

                                                                                                         Всего: 60часов

Лабораторная работа № 1.

Наименование работы: Анализ диаграммы состояния сплавов железо-цементит.

Цель занятия: Изучить линии, точки и области диаграммы железо-цементит, её фазы и структуры.

Оборудование рабочего места: диаграмма состояния сплавов железо-цементит

Правила охраны труда при выполнении работ: соблюдение правил, изложенных в инструкции

Литература:

1.  Материаловедение : учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020.

Порядок выполнения работы:

1. Изучить структурные составляющие диаграммы железо-цементит по содержанию  углерода, числу фаз, кристаллическим решёткам и свойствам.

2. Изучить структурные превращения железоуглеродистых сплавов по диаграмме железо цементит при нагреве и охлаждении.

3. Выработать навыки по применению к диаграмме железо-цементит правила фаз и правила отрезков пояснением условий для сохранения сплавов в равновесном состоянии. Научиться определять процентный и количественный состав сплавов.

4. Выполнить схему диаграммы состояния сплавов железо-цементит; описание фаз,   структур железоуглеродистых сплавов и их свойства; две кривые охлаждения для стали и чугуна с любым содержанием углерода, построенные по диаграмме железо-цементит; описание на основе этих кривых фазовых превращений, происходящих в сплавах при нагреве и охлаждении, с применением правила фаз и правил отрезков.

Отчет о работе: в ходе проведения работы обучающийся должен научиться применять правила фаз и отрезков по применению к диаграмме железо-цементит, пользоваться диаграммой состояния железо-цементит, научиться определять процентный и количественный состав сплавов

Контрольные вопросы:

1. Что означает термин «фаза»?

2. Что означают термины «точка ликвидуса» и «точка солидуса»?

3. Что из себя представляет диаграмма состояния сплавов?

4. Дать описание зон, наблюдаемых на диаграмме состояния сплавов образующих механическую смесь

Лабораторная работа № 2.

Наименование работы: Определение твёрдости металлов.

Цель занятия: ознакомиться с устройством прибора Роквелла и овладеть методикой определения твёрдости металлов.

Приобретаемые умения и навыки:

1. Пользоваться прибором для определения твердости ТКМ -359М

2. Производить правильное снятие показаний.

Норма времени: 4 часа

Оборудование рабочего места: прибор для определения твердости ТКМ -359М , микроскоп МПБ-2, образцы для измерений

Правила охраны труда при выполнении работ: соблюдение правил, изложенных в инструкции

Литература:

1.        Материаловедение : учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020.

Ход работы:

1. Ознакомиться с устройством для определения твердости.

2. Ознакомиться с методикой измерения твёрдости.

3. Измерить твёрдость представленных образцов

4. Результаты измерений твёрдости образцов и  внести в таблицу

5. Выявить зависимость твёрдости отожжённых сталей от содержания в ней углерода.

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под твёрдостью металла?

2. Рассказать принцип определения твёрдости методом Роквелла.

3. В чём сущность определения твёрдости методом Бринелля?

4. Как влияет содержание углерода на твёрдость металла?

Лабораторная работа №3

Наименование  работы: «Изучение микроструктуры, свойств и области применения углеродистых сталей. Расшифровка марки сталей»

Цель занятия: Получить навыки в проведении микроанализа структур углеродистых сталей, определение по ним типа сплава, содержание углерода, примерной марки стали и в практическом применении установленного сплава. Научиться расшифровывать марки сталей

Приобретаемые умения и навыки:

1. Уметь распознавать структуры визуально.

2. Производить математические расчеты.

3. Уметь расшифровывать марки сталей.

Норма времени: 4 часа

Оборудование рабочего места: микрошлифы, атлас микроструктур,микроскоп

Правила охраны труда при выполнении работ: соблюдение правил,  изложенных в инструкции

 Литература:

1. Материаловедение : учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020.

Ход работы:

1. Рассмотреть и изучить структуры доэвтектоидных, эвтектоидных, заэвтектоидных сталей с различным содержанием углерода

   2. По структуре подсчитать содержание углерода.

   3. Зарисовать схемы микроструктур.

   4. Определить по содержанию углерода марку стали, её свойства, применение (по справочнику).

  5. Расшифровать : У7, 05Х16Н15М3, Ст30, 9ХВГ, Р6М5, 12Х18НТЦ

Контрольные вопросы:

1. Как по диаграмме состояния определить процентное содержание углерода?

2. Как влияет увеличение содержания углерода на структуру и механические свойства стали?

3. Каково строение и свойства структурных составляющих?

Лабораторная работа №4

Наименование  работы: Изучение микроструктуры, свойств и области применения чугунов. Расшифровка марки чугунов

Цель занятия: Получить навыки в проведении микроанализа структур чугунов, определение по ним типа сплава, содержание углерода, примерной марки чугунов и в практическом применении установленного сплава. Научиться расшифровывать марки чугунов

Приобретаемые умения и навыки:

1. Уметь распознавать структуры визуально.

2. Производить математические расчеты.

3. Уметь расшифровывать марки чугунов.

Норма времени: 4 часа

Оборудование рабочего места: микрошлифы, атлас микроструктур,микроскоп

Правила охраны труда при выполнении работ: соблюдение правил,  изложенных в инструкции

 Литература:

1. Материаловедение : учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020.

Ход работы:

1. Рассмотреть и изучить структуры доэвтектоидных, эвтектоидных, заэвтектоидных чугунов с различным содержанием углерода

   2. По структуре подсчитать содержание углерода.

   3. Зарисовать схемы микроструктур.

   4. Определить по содержанию углерода марку чугунов, её свойства, применение (по справочнику).

  5. Расшифровать : СЧ,КЧ,ВЧ.

Контрольные вопросы:

1. Как по диаграмме состояния определить процентное содержание углерода?

2. Как влияет увеличение содержания углерода на структуру и механические свойства чугунов?

3. Каково строение и свойства структурных составляющих?

Лабораторная работа №5.

Наименование работы: Термическая обработка углеродистой стали. Закалка и отпуск стали.

Цель работы: Научиться проводить термическую обработку углеродистых сталей, научиться определять твердость  материалов

Приобретаемые умения и навыки:

1. Уметь выполнять термическую обработку

2. Уметь определять твердость материалов.

Норма времени: 4 часа

Оборудование и материалы: твердомер ТКМ-359, муфельная печь TSMR R11, микроскоп МПБ-2, образцы материалов, наждачная бумага

Правила охраны труда при выполнении работ: соблюдение правил,  изложенных в инструкции

 Литература:

1. Материаловедение : учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020.

Ход работы:

  1. Получить заготовки для проведения испытаний
  2. Зачистить поверхность
  3. Определить твердость исходного образца
  4. Выбрать и назначить режим для термической обработки
  5. Выполнить термическую обработку образцов
  6. Провести испытания на определение твердости после термической обработки
  7. Сделать выводы

Контрольные вопросы:

  1. Для чего предназначена термическая обработка холодом?
  2. Как влияет содержание углерода на твердость сталей?
  3. В чем заключается сущность закалки?

Лабораторная работа № 6.

Наименование  работы: Изучение микроструктуры, свойств и области применения меди и ее сплавов

Цель занятия: Получить навыки в проведении микроанализа структур меди, латуни и бронзы, определение по ним  примерной марки  и в практическом применении установленного металла и сплава.

Приобретаемые умения и навыки:

1. Пользоваться микроскопом

2. Пользоваться справочником

3. Уметь расшифровывать марки сплавов

Норма времени: 4 часа

Оборудование рабочего места: микрошлифы сплавов, микроскоп

Правила охраны труда при выполнении работ: соблюдение правил,  изложенных в инструкции.

Литература:

1. Материаловедение : учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020.

Ход работы:

1. Рассмотреть и изучить микрошлифы под микроскопом, определить структурные составляющие, указать вид металла или сплава.

2. Зарисовать схемы микроструктур.

3. Определить по содержанию металл или сплав,  его свойства, применение (по справочнику).

4. Расшифровать: БрАЖМц10-3-1,5, БрА10ЖЗМц2, ЛЦ23А6Ж3Мц2, ЛАНКМц75-2-2.5-0.5-0.5, Л90

Контрольные вопросы:

1 Какими свойствами обладает медь и ее сплавы?

 2. Как подразделяются бронзы, какими свойствами они обладают и где применяются?

 3. Какова область применения меди и ее сплавов?

Лабораторная работа № 7.

Наименование работы: Определение марки автомобильных масел, смазок.

Цель занятия: Изучить основные разновидности пластичных смазок, уметь определять коллоидную стабильность пластичной смазки.

Приобретаемые навыки и умения

Уметь различать основные виды пластичных смазок.

Норма времени: 4 часа

Оборудование

 Несколько  разновидностей пластичных смазок.

Правила охраны труда при выполнении работ: согласно требованиям инструкции

Литература:

1 Варис, В. С. Автомобильные эксплуатационные материалы : учебное пособие для СПО / В. С. Варис. — Саратов : Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2019

Ход работы.

Ознакомление с основными внешними признаками смазок

Отдельные разновидности или марки смазок обладают характерными внешними признаками. В настоящей работе дано описание внешних признаков основных разновидностей смазок и приведены простейшие анализы по установлению основы смазки и наличию в ней нежелательных примесей

К числу внешних признаков смазок относятся цвет и однородность.

Цвет для большинства смазок не является характерным внешним признаком. Многие смазки разных марок обладают одинаковым цветом, изменяющимся от светло-желтого до темно-коричневого и синего, при этом отдельные марки смазок имеют характерный цвет. Например, графитная смазка обладает черным цветом, а технический вазелин в тонком слое прозрачен.

Для определения цвета смазку с помощью шпателя наносят тонким слоем на стеклянную пластинку и просматривают на свет.

Однородность смазки свидетельствует о равномерном перемешивании загустителя с маслом. Стеклянную пластинку со слоем смазки просматривают в проходящем свете. Качественная смазка должна быть однородной, без комков и выделяющегося масла.

Определение основы смазок и содержание механических примесей

Основа смазки. Основу или, другими словами, характер мыла, на котором приготовлена смазка, легко определить растворением смазки в воде и бензине или расплавлением смазки для образования «жирового пятна».

Если небольшой комочек смазки поместить в пробирку, добавить воды (желательно теплой) и тщательно перемешать, то характер растворения смазки в воде покажет ее основу. В случае анализа смазки на натриевой основе в пробирке образуются мутноватый мыльный раствор и пена. При анализе смазок на кальциевой основе (солидол) вода на смазку не действует.

Водостойкость смазок можно также проверить путем растирания комочка смазки между пальцами в присутствии воды, при этом консталин намыливается и смывается, а солидол — нет.

Растворение смазки в бензине позволяет отличить углеводородные смазки (УН и УНЗ) от мыльных, т.е. солидолов, консталинов и др.

Комочек смазки в 4—5 г помещают в пробирку и растворяют в четырехкратном количестве бензина; при этом после нагрева до 60 °С и перемешивания углеводородные смазки растворяются и дают прозрачный раствор, а мыльные остаются в нерастворенном виде.

Жировое пятно позволяет еще более точно определить состав смазок. Основные сорта смазок дают характерные жировые пятна. Этим способом можно отличить не только солидол от консталина, но также жировой солидол от синтетического, обнаружить технический вазелин и т.д.

Образцы смазок в форме маленьких комочков или шарика диаметром около 5 мм помещают на кусочек фильтровальной бумаги, осторожно подогревают бумагу над плиткой или другим источником тепла, при этом легкоплавящиеся части смазки впитываются бумагой, а остальная часть остается в виде плотного остатка.

Технический вазелин УН плавится и впитывается полностью, оставляя ровное светлое пятно.

Солидол синтетический У Сс образует пятно с небольшим мягким остатком посередине. Цвет остатка обычно мало отличается от цвета остальной части пятна. В ходе подогрева замечается выделение пузырьков за счет наличия в солидолах до 35% воды.

Солидол жировой УС образует пятно с более плотным и темным остатком посредине. Замечается также выделение пузырьков.

Консталин УТ-1, а также смазка У ТВ остаются на бумаге в первоначальном виде, но с небольшим масляным ореолом по краям. При сильном нагреве бумага обугливается, а смазка все же полностью не расплавляется. Пузырьков при нагреве не наблюдается.

Графитная смазка УСсА оставляет темное жировое пятно с различными включениями частиц графита.

Наличие механических примесей связано с возможным присутствием в смазке посторонних веществ. Примеси абразивного характера (песок, ржавчина и т.п.) в смазках не допускаются.

Для определения наличия в смазке механических примесей пластинку со слоем смазки просматривают в проходящем свете. Крупные абразивные примеси можно обнаружить при растирании смазки на стекле с помощью шпателя или просто между пальцами.

Если в смазке имеются механические примеси, то в жировом пятне они будут ясно различимы, т.е. по жировому пятну можно получить дополнительные сведения о присутствии примесей.

Отчет о выполненной работе

  1. В отчете необходимо дать понятие о пластичных смазках.
  1. Привести классификацию пластичных смазок.
  2. Привести основные способы определения основы смазок и содержания механических примесей.
  3. Привести основные показатели эксплуатационных свойств смазок.

Лабораторная работа № 8.

Наименование работы Определение качества бензина, дизельного топлива.

Определение качества пластичной смазки.

Цель занятия: Изучить основные свойства топлива и  простейшие методы оценки плотности дизельного топлива.

Приобретаемые умения навыки:

Уметь определить опытным путем плотность дизельного топлива.

Норма времени: 4 часа

Оборудование рабочего места:

Лабораторный комплект 2М7

Образцы  дизельного топлива 250 мл.

Правила охраны труда при выполнении работ: согласно требованиям инструкции

Литература:

Варис, В. С. Автомобильные эксплуатационные материалы : учебное пособие для СПО / В. С. Варис. — Саратов : Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2019

Ход  работы.

  1.  В стеклянный цилиндр аккуратно по стенке наливают
    испытуемое топливо, дают ему отстоятся, чтобы выделились пузырьки воздуха и топливо приняло температуру окружающего воздуха.
  2.  Сухой и чистый нефтеденсиметр держат за верхнюю узкую часть и осторожно опускают в цилиндр с топливо. Во избежание повреждения нефтеденсиметра рек дуется вводить его до дна цилиндра, а затем убирать руку.
  3.  После того как колебания нефтеденсиметра прекратятся и он примет температуру топлива, производят отсчет показаний. Деление шкалы нефтеденсиметра, совпадающее с верхним мениском топлива, показывает его плотность при температуре опыта. При отсчете показаний следят, чтобы нефтеденсиметр не касался стенок цилиндра.
  4.  Одновременно с отчетом показаний по шкале нефтеленсиметра фиксируют температуру топлива по внутреннему термометру или замеряют ее отдельным терм ром, вводя его в топливе рядом с нефтеденсиметр
  5.  Если температура, при которой измеряют плотность., отличается от 20 °С, то следует полученное значение плотности р1 привести к стандартной:

  р420 = pt + D(tизм - 20°)         (1).

      где   pt — плотность испытуемого топлива при температуре испытания;

tизм — температура испытания, град.;

D — средняя температурная поправка на 1 °С (табл.1)

Температурную поправку D на 1 °С приближенно можно принять для бензинов 0,00087, для дизтоплив — 0,00076 и смазочных масел — 0,00064.

Замеренная плотность

Температурная поправка на 1 ° С

Замеренная плотность

Температурная поправка на 1D С

0,720-0,7299

0,000870

0,820-0,8299

0,000738

0,730-0,7399

0,000857

0,830-0,8399

0,000725

0,740-0,7499

0,000844

0,840-0,8499

0,000712

0,750-0,7599

0,000831

0,850-0,8599

0,000699

0,760-0,7699

0,000818

0,860-0,8699

0,000686

0,770-0,7799

0,000805

0,870-0,8799

0,000673

0,780-0,7899

0,000792.

0,880-0,8899

0,000660

0,790-0,7999

0,000778

0,890-0,8999

0,000647

0,800-0,8099

0,000765

0,900-0,9099

0,000633

0,810-0,8199

0,000752

0,910-0,9199

0,000620

Контрольные вопросы

1. Какие требования предъявляют к дизельным топливам?

2.Какие факторы влияют на испаряемость топлива?

3.Какие факторы влияют на величину потерь топлива?

Лабораторная работа № 9.

Наименование работы: Устройство автомобильных шин.

Цель занятияизучить устройство колес и пневматических шин; приобрести навыки в демонтаже шины с колеса и монтаже ее на колесо.

Приобретаемые умения и навыки.

Уметь различать по внешним признакам основные виды шин

Норма времени: 4 часа..

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения демонтажа шины с колеса и монтаже ее на колесо с изучением устройства колес и пневматических шин.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении демонтажа шины с колеса и монтаже ее на колесо.


 

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению демонтажа шины с колеса и монтаже ее на колесо с изучением устройства колес и пневматических шин.


Литература:

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования /Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб.пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Оборудование: колеса и шины различных типов; стенды для монтажа и демонтажа шин; предохранительная решетка для накачки шин; ключ для гаек колес; насос и манометр, монтажные лопатки.

Содержание работы: по плакатам и макетам шин изучить назначение и название деталей, научиться выполнять монтаж и демонтаж шин.

Описание устройства. Пневматическая камерная шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты.

Ободные ленты применяются в случае монтажа покрышки на разъемные ободья для предохранения камеры от защемления между элементами обода, а также между бортами покрышки и ободом. При использовании цельнопрофилированных ободьев ободная лента не требуется.

Каркас является основной силовой частью шипы, па которую действуют накачанный воздух, нормальная нагрузка массы машины, тяговые, тормозные и боковые нагрузки. Каркас состоит из нескольких слоев обрезиненного корда, наложенных друг на друга так, что нити в соприкасающихся слоях перекрещиваются. В зависимости от назначения и конструкции покрышки между некоторыми слоями каркаса располагаются резиновые прослойки, увеличивающие эластичность шины. Резиновые прослойки чаще всего располагаются между наружными слоями каркаса, где при работе шины возникают наибольшие сдвиговые деформации. На верхнем слое каркаса в беговой зоне протектора может находиться брекер (2 — 4 слоя) из разреженного корда. Брекер повышает прочность шины и сопротивление механическим повреждениям, увеличивает прочность связи беговой части протектора с каркасом.

Протектор покрышки представляет собой массивный слой резины с канавками и выступами, которые образуют рисунок протектора, обеспечивающий сцепление покрышки с дорожным покрытием или грунтом.

Боковые стенки покрышки (боковины) защищают стенки каркаса от повреждения и внешних воздействий. Толщина боковин, как правило, не превышает 5... 11 мм (в зависимости от размеров и назначения покрышки).

Борт покрышки обеспечивает ее крепление на ободе колеса. Проволочное кольцо, являющееся жесткой основой борта, называется бортовым кольцом. На этих кольцах закреплены кордные слои каркаса. Бортовые кольца изготовляются из параллельных рядов одиночной стальной проволоки. Обрезиненное проволочное кольцо, обернутое прорезиненной тканью, образует крыло. При многослойном каркасе борт покрышки может иметь два или три крыла. На наружную поверхность проволочных колец накладывается по окружности наполнительный шнур из твердой резины, который обеспечивает борту покрышки плавные сопряжения. Борт покрышки снаружи обернут лентой, защищающей каркас от истирания о закраины и полки обода и повреждений при монтаже.

Покрышки с радиальным кордом (тип Р) отличаются от диагональных тем, что нити корда каркаса не пересекаются, а располагаются радиально (от борта к борту) и параллельны друг другу во всех слоях.

При радиальном расположении нитей корда в каркасе нагрузка на отдельную нить от внутреннего давления воздуха снижается почти вдвое, что позволяет уменьшить число слоев в каркасе покрышки.

Основную нагрузку от давления накаченного воздуха в радиальных шинах принимает брекер, который состоит из нескольких сдоев жесткого корда, образующих гибкую ленту, которая охватывает каркас покрышки по беговой дорожке.

Камера представляет собой замкнутое кольцо из резиновой трубки, заполненное воздухом. Накачивание камеры производится через закрепленный на ней вентиль с золотником, представляющий собой обратный клапан. Размеры камеры несколько меньше внутреннего диаметра шины, поэтому, растягиваясь, камера плотно прилегает к поверхностям покрышки и обода, что позволяет избежать образования складок и защемления при монтаже шины на обод.

Автомобильные колеса могут быть камерными и бескамерными.

Колесо с камерной шиной состоит из диска с ободом, на котором установлена шина.

Бескамерная шина имеет такую же конструкцию, но без камеры. На внутренней поверхности покрышки имеется герметизирующий слой из эластичной резины повышенной газонепроницаемости, а также уплотняющий резиновый слой на бортах, обеспечивающий герметичное прижатие бортов шины к краям обода.

Шина монтируется на обод колеса с плотно сваренными соединениями. Обод должен быть воздухонепроницаемым, хорошо защищенным и прокрашенным.

Вентиль закрепляется герметично с помощью резиновой шайбы на ободе колеса.

Основными преимуществами бескамерных шин являются снижение массы колес, уменьшение потерь на трение, лучшее охлаждение шины ввиду хорошего отвода теплоты через обод колеса. Бескамерные шины повышают безопасность движения, так как внутренний герметизирующий слой при проколах шины не вызывает резкого падения давления воздуха. Ремонт бескамерных шин легко можно выполнить с помощью специальных приспособлений в дороге.

Недостатком бескамерных шин является трудное их заполнение воздухом в дорожных условиях без компрессора. Подъезжая к бордюру тротуара, следует помнить, что прижатие колес к бордюру может привести к выпуску воздуха из шины.

Размеры шины обозначают в дюймах или миллиметрах на боковой поверхности шины и камеры. На автобусах ПАЭ-3205 устанавливают шины 8.25R20HC10, на автомобиле ГАЭ-3307 — шины M.25R20 (240R508), на автомобилях ЗИЛ-433100 — шины 260-508 типа Р, на ЗИЛ-433100 -— шины 260-508 типа Р. Здесь первое число означает ширину профиля, второе — внутренний диаметр по ободу колеса.

Шины могут иметь смешанное обозначение у легковых автомобилей. Так, на автомобиль ВАЗ-2110 устанавливают шины 175/70R13, здесь 175 означает размер профиля шины в миллиметрах; 70 — индекс серии; R — шина радиальная; 13 — посадочный диаметр в дюймах.

Обозначение шины включает в себя:

товарный знак завода-изготовителя;

обозначение шины (на обеих сторонах шины), камеры, ободной ленты;

знак направления вращения в случае направленного рисунка протектора;

норму слойности НС или PR, что обозначает расчетное число слоев в каркасе шины при использовании эталонного корда и определяет максимально допустимую нагрузку при соответствующем внутреннем давлении в шине (число слоев может меняться в зависимости от типа корда);

обозначение максимально допустимой нагрузки на шину и соответствующего ей давления (для шин) при максимальной допускаемой скорости автомобиля, например: Qmax= 1 660 Н, Ртах = 0,16 МПа;

номер ГОСТа или ТУ;

штамп отдела технического контроля;

заводской номер, например: Я IX 06, 487767, где Я — предприятие-изготовитель; IX — месяц изготовления; 06 — год изготовления; 487767 — серийный номер;

страну-изготовителя.

Камеры, изготовленные из бутилкаучука, имеют дополнительную маркировку в виде букв «БК» и маркировочную полосу желтого цвета по бандажной (посадочной) части камеры.

На покрышке, камере, ободной ленте допускаются дополнительные обозначения, например тип корда: К — капроновый; В — вискозный (для шин) и т.д.

Эксплуатация автомобиля во многом зависит от состояния шин, а следовательно, от их выбора для различных дорожных условий.

При эксплуатации автомобиля изнашивание шин происходит неравномерно, поэтому рекомендуется менять их местами.

Основные элементы колеса, ступица, диск с ободом и пневматическая шина. Ступица является составной частью ведущего моста или передней оси. Они имеются у ведущих и ведомых мостов. Ободья колес могут быть глубокими или плоскими. Глубокие ободья, как правило, неразборные, плоские — разборные.

Диски колес изготовляются штамповкой, к ним приваривается или приклепывается профилированный обод неразборной конструкции с большим углублением.

Плоские обода используют на грузовых автомобилях. Шины на таких ободах удерживаются разрезным замочным кольцом и неразрезным бортовым кольцом.

В некоторых случаях шина на плоском ободе удерживается разрезным бортовым кольцом.

На автомобилях высокой проходимости могут применяться составные ободья, у которых наружный обод делают съемным. С основным ободом он соединяется болтами с гайками. Между бортами шин на таких ободьях ставятся распорные кольца, прижимающие борта шин к закраинам обода и удерживающие шины от проворачивания при снижении давления.

На некоторых автомобилях устанавливаются бездисковые колеса со съемным плоским ободом, состоящим из трех частей.

Для надежного удержания бортов шины на глубоких ободьях имеются кольцевые выступы (хампы), препятствующие боковому отжиму шин.

Центрирование колеса на ступице производится по центральному отверстию диска.

На заднюю ось грузового автомобиля устанавливают, как правило, по два колеса с каждой стороны. Для крепления заднего внутреннего колеса на ступице закреплены шпильки, крепящиеся специальными гайками с внутренней и наружной резьбой. Внутренней резьбой крепятся внутренние колеса на шпильках ступицы. На специальные гайки надеваются наружные колеса и крепятся обычными гайками, которые имеют конусы для точной установки колес. Отверстия в дисках также имеют конусность. Шпильки и гайки правых колес имеют правую резьбу, а левых — левую. На гранях гаек с левой резьбой выполнены специальные проточки.

На некоторых автомобилях все колеса крепятся болтами или гайками только с правой резьбой. В этом случае контрольных проточек они не имеют.

Бездисковые колеса могут быть со спицами или с барабанными ступицами. У спицевых ступиц пять-шесть спиц заменяют диски колес. На концах каждой спицы имеются конические поверхности, служащие для крепления обода. От поперечных смещений колесо удерживается прижимами. Шпильки прижимов расположены по окружности относительно большего диаметра, чем у дисковых колес, и поэтому меньше нагружены. Основные достоинства бездисковых колес: простота конструкции, низкая стоимость, масса меньше на 10...15 %, удобство монтажно-демонтажных работ.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Как устроены автомобильные колеса с плоским и глубоким ободом?

Как осуществляется крепление шины на ободе колеса?

Как осуществляется крепление одинарных и сдвоенных колес на ступице?

Как устроены камерная и бескамерная шины?

Каковы достоинства и недостатки бескамерной шины?

Опишите устройство шин типа Р и обычных.

Объясните влияние нарушения нормы давления воздуха на ресурс шин.

Какие надписи имеются на шине и что они означают?

Лабораторная работа № 10

        

Наименование работы: Способы и методы  нанесения лакокрасочных материалов на металлические поверхности.

Цель работы 1. Научиться определять способы и методы  нанесения лакокрасочных материалов на металлические поверхности 

Цель работы

  • 1. Закрепление знаний основных лакокрасочных материалов.
  • 2. Знакомство с методами определения контроля качества лакокрасочных материалов и покрытий.
  • 3. Приобретение навыков подготовки поверхности к окраске и нанесению на нее Л КМ.
  • 4. Приобретение навыков контроля и оценки качества лакокрасочных материалов и покрытий.

Время на проведение работы — 4 часа.

Задание

  • 1. Подготовить металлическую поверхность к окраске и нанести слой грунта.
  • 2. Произвести шпатлевание.
  • 3. Оценить малярные свойства краски.
  • 4. Произвести окраску и оценить адгезию лакокрасочного покрытия и его эластичность.
  • 5. Оценить твердость лакокрасочного покрытия и его прочность при ударе.
  • 6. Составить отчет о работе.
  • 7. Ответить на контрольные вопросы.

Теоретическая часть

6.3.1. Подготовка металлической поверхности к окраске и нанесение слоя грунта

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) наносятся только на предварительно подготовленную поверхность, с которой удаляются

пыль, грязь, следы нефтепродуктов, ржавчина, окалина, остатки негодного старого покрытия.

Сцепление первого слоя покрытия с плохо подготовленной поверхностью получается очень слабым. При плохой адгезии коррозия развивается невидимо под слоем ЛКМ. Наиболее опасной в этом отношении является окалина, которую следует особенно тщательно удалять. Окалина — это продукт окисления поверхности металла при взаимодействии с внешней средой.

Металлические детали, очищенные от загрязнения, как правило, подвергаются пассивированию. Под пассивированиемили пассивациейпонимают повышение коррозионной устойчивости поверхности металла с помощью создания на ней защитной пленки.

Если пассиватор вводится в состав первого слоя ЛКМ (грунтовки), то процесс пассивирования не предшествует окраске, а совмещается с ней. Таким пассиватором обычно бывают соли хромовой кислоты (РЬСЮ4, 7пСЮ4).

Ответственные изделия, работающие в условиях повышенного коррозионного воздействия, подвергаются предварительной пассивации (фосфатированию). Для этого используется орто-фосфорная кислота или препараты на ее основе. Создаваемая при этом на поверхности металла фосфатная пленка, кроме защитных свойств, обладает пористым строением, что значительно улучшает адгезию и препятствует распространению коррозии при местном разрушении.

На подготовленную поверхность наносится первый слой покрытия — грунт.

Он служит для обеспечения высокой адгезии между металлом и последующими слоями покрытия. Грунтовка — материал, из которого образуется грунт, наносится кистью, распылением или окунанием. Важно, чтобы разрыв во времени между окончанием подготовки поверхности под покраску и нанесением грунтовки был как можно меньше.

6.3.2. Шпатлевание

Высушенный грунт имеет толщину слоя порядка 15—20 мкм, поэтому видимые дефекты на поверхности металла сохраняются. Чтобы их устранить, прибегают к местному и общему шпатлеванию. Местное шпатлевание выравнивает крупные дефекты. Общее позволяет получить гладкое покрытие по всей поверхности окрашиваемой площади.

При местном шпатлевании шпателем или куском листовой резины наносится слой шпатлевки на дефектные участки, при этом его толщина не должна превышать 0,5 мм, в противном случае слой получится недостаточно эластичный, будет растрескиваться и крошиться. Каждый слой просушивается и шлифуется грубой абразивной шкуркой № 80—120, затем очищается от пыли и зерен абразива. Общее число слоев шпатлевки должно быть не более двух. При необходимости окончательное выравнивание достигается нанесением на всю поверхность шпатлевочно-го слоя толщиной 50—100 мкм. После этого призводятся сушка и шлифование мелкозернистыми шкурками № 150—220. При этом шпатлевка разбавляется растворителем до необходимой вязкости и наносится обычно при помощи краскораспылителя.

6.3.3. Оценка малярных свойств краски

Готовая к применению краска должна обладать оптимальной вязкостью. При повышенной вязкости возрастает толщина пленки одного слоя и снижается ее прочность, при пониженной — уменьшается толщина слоя и увеличивается расход растворителя.

Вязкость Л КМ измеряется в секундах, потребных для вытекания 100 мл его из вискозиметра ВЗ-4 (рис. ЛР.6.1) через отверстие в дне диаметром 4 мм при температуре 18—20 °С. Это время

https://studref.com/im/39/5312/908019-73.jpg

3

ЛР.6.1. Вискозиметр ВЗ-4 https://studref.com/im/39/5312/908019-75.jpg

Рис. ЛР.6.1. Вискозиметр ВЗ-4: 7 — стакан; 2 — шарик; 3 — штатив

должно находиться в пределах от 15 до 45 секунд. Если же окраска будет производиться при помощи кисти, то вязкость ЛКМ должна составлять от 30 до 60 секунд.

Для этого вискозиметр заполняется испытуемой краской в количестве 100 мл (стандартный вискозиметр ВЗ-4 имеет емкость при заполнении до краев 100 мл), а затем по секундомеру определяется время его опорожнения. Секундомер пускается в тот момент, когда проволочка вместе с припаянным к ней шариком быстрым движением вынимается из емкости. Для точности определения вязкости замеры повторяют три-четыре раза и затем выводят среднее арифметическое.

Кроме того, при приготовлении краски необходимо определить тип растворителя, с которым она совместима. Это испытание связано с тем, что краски на основе, например, нитроцеллюлозы с бензином не совместимы и при смешивании с ним свертываются и выпадают в осадок, в то время как другие являются совместимыми с бензином. Краски же на основе нитроцеллюлозы хорошо совмещаются с растворителем № 646, который наиболее распространен и применяется в автомалярном производстве .

Одним из показателей красок является их укрывистость. Укрывистость — это способность краски полностью скрывать предыдущий цвет окрашиваемой поверхности.

Укрывистость измеряется количеством ЛКМ в г/м2, потребным для закрашивания пластинки из бесцветного стекла таким количеством слоев, при котором не просматриваются черные и белые квадраты подложенной под пластинку шахматной доски.

От укрывистости зависят расход ЛКМ и число слоев краски в покрытии. Укрывистость автоэмалей находится в пределах от 30 до 70 г сухой пленки на 1 м2 окрашиваемой поверхности.

6.3.4. Окраска

Обработанный шпатлевочный слой, а при его отсутствии — грунтовочный покрывается несколькими слоями краски. Краски наносят теми же способами, что и грунты. Самый распространенный способ — пневмораспыление.

Краску разводят до вязкости 17—30 с по ВЗ-4 и распыляют под давлением сжатого воздуха 200—600 кПа. Предварительный подогрев ЛКМ снижает их вязкость, что позволяет выполнять работу при пониженном давлении, используя меньшее количество растворителя. При этом расход растворителя уменьшается на 30—40 %, а толщина слоя покрытия увеличивается в 1,5—2 раза и сокращаются потери на туманообразование.

Ручные краскораспылители обеспечивают производительность 100—200 м2/ч. Сжатый воздух перед распылением рекомендуется очищать от влаги и масла, принципиальная схема установки для пневмораспыления приведена на рис. ЛР.6.2. Для уменьшения колебаний давления сжатого воздуха устанавливают дополнительную емкость большого объема — ресивер. На рис. ЛР.6.3 показана схема пневматического краскораспылителя. При воздействии на спусковой крючок 7 оттягивается со своего седла запорная игла 8, при этом поступающий через канал в рукоятке сжатый воздух будет вырываться с большой скоростью из сопел распылительной головки /, образуя разряжение в зоне центрального отверстия, освобожденного иглой 8. Краска, подаваемая из бачка 2, будет вытекать из этого отверстия, подхватываться, дробиться и увлекаться воздушным потоком.

ЛР.6.2. Схема установки для пневматического распыления

Рис. ЛР.6.2. Схема установки для пневматического распыления: 1 — компрессор; 2 — влагомаслоотделитель; 3 — ресивер; 4 — гибкий шланг; 5 — краскораспылитель; 6 — прокладка; 7 — спусковой крючок; 8 — запорная игла

ЛР.6.3. Пневматический краскораспылитель

Рис. ЛР.6.3. Пневматический краскораспылитель: 7 — распылительная головка; 2 — бачок для краски; 3 — корпус распылителя; 4 — запорный винт; 5 — ручка

Сжатый воздух для краскораспылителей обеспечивает любой компрессор, создающий давление 300—600 кПа.

Каждый слой краски проходит этап сушки, а наружные слои могут подвергаться шлифованию, полированию и покрытию лаком.

В процессе сушки определяют время высыхания от пыли. Это время от начала высыхания до появления матового пятна от «дыхания». Спустя некоторое время после окраски на покрытии образуется тончайшая полутвердая пленка, на которой при выдыхании на нее на расстоянии 10 см от рта немедленно начнут конденсироваться выдыхаемые вместе с воздухом пары воды. Начало их конденсации, которое обнаруживается по возникновении на поверхности матового пятна, принимается за момент завершения высыхания от пыли.

Повышение температуры воздуха, при которой происходит сушка, сокращает время, отводимое на нее. Некоторые виды эмалей предполагают только горячую сушку. Сушку покрытий в естественных условиях используют при окрашивании быстровы-сыхающими Л КМ (такими, как акриловые, виниловые, нитроцеллюлозные, перхлорвиниловые и др.).

Продолжительность сушки можно сократить, используя технологию нанесения слоев покрытия «сырой по сырому». В этом случае на грунтовку или первый слой эмали, высушенные до исчезновения отлипа (сушат примерно 10—15 мин) наносят последующий слой Л КМ. Этот слой сушат требуемое время (от 24 до 48 часов), при этом хорошо просыхают и недосушенные первые слои.

Высушенные Л КМ должны обладать определенными показателями качества, к которым относятся укрывистость, адгезия, прочность при ударе, прочность при изгибе и при растяжении, а также твердость.

6.3.5. Твердость и прочность при ударе

В автомобильном производстве эти показатели качества лакокрасочного покрытия наряду с адгезией являются наиболее важными.

Твердость покрытий определяется на маятниковом приборе М-3 (рис. 5.3). Этот прибор состоит из основания 2, плиты 6, маятника 4 и шкалы 3. Маятник выполнен в виде буквы П и через два стальных шарика опирается на испытуемое покрытие, которое нанесено на стеклянную пластинку 8. С помощью специальной рамки маятник устанавливается в нулевое положение, а затем пусковым приспособлением 1 отводится на угол 5°. При этом шариковые опоры не должны смещаться с того места, которое соответствовало нулевому положению. Затем маятник освобождается и замеряется время его колебания, пока амплитуда не достигнет 2°. По формуле (6.1) определяется твердость покрытия.

Я=/,Д2, (6.1)

где /, — время до затухания колебаний маятника (от 5 до 2°), точки опоры которого лежат на стеклянной пластинке, покрытой ЛКП, с; /2 — стеклянное число прибора, т. е. время затухания колебаний маятника (от 5 до 2°), точки опоры которого лежат на совершенно чистой стеклянной пластинке, с.

ЛКП автомобилей должны иметь твердость не менее 0,2.

Прочность покрытия при ударе оценивается с помощью специального прибора У-1 (рис. 5.2). Он состоит из станины 1, наковальни 7, бойка 2, направляющей трубы со шкалой 3, груза 5 массой 1 кг и пусковой кнопки. При испытании на наковальню устанавливается стальная пластинка размером 100 х 100 мм покрытием в сторону бойка. Место, которое будет подвергаться удару, должно отстоять не менее чем на 20 мм от краев пластинки или от центров участков, по которым ранее наносился удар. Результатом испытания является определение той максимальной высоты (в см) падения груза, при которой не обнаруживаются трещины, смятия и отслаивания покрытия.

Л КП автомобилей должны иметь прочность при ударе не менее 30 см.

В табл. ЛР.6.1 показаны причины появления возможных дефектов при окраске поверхностей пневмораспылением.

Таблица ЛР.6.1. Возможные дефекты покрытий при окраске пневмораспылением

Дефекты

Причины возникновения

Поверхность покрыта пылью или мелкими крупинками

Пыльное помещение

Под воздействием растворителя разрушается внутренняя поверхность шлангов

Неравномерная толщина покрытия, волнистость поверхности

Краскораспылитель находится слишком близко от окрашиваемой поверхности, и воздушная струя раздувает пленку ЛКМ

Поверхность покрытия имеет шагрень

Плохой розлив ЛКМ из-за повышенной вязкости

Мелкая шероховатость покрытия, отсутствие блеска

Большое расстояние от распылителя до окрашиваемой поверхности

Матовость и побеление покрытия

Большое количество в ЛКМ легколетучих растворителей

Низкая температура и высокая влажность в помещении

Пузырьки воды и мелкие пятна на поверхности покрытия

Подаваемый в краскораспылитель воздух содержит влагу

Лакокрасочные покрытия по внешнему виду подразделяются на четыре класса (табл. 5.1).

 Экспериментальная часть

6.4.1. Подготовка металлической поверхности к окраске и нанесение слоя грунта

Оборудование:

  • — металлические пластинки размером 100 х 100 х 0,8 мм;
  • — бензин или ацетон;
  • — шлифовальная шкурка;
  • — грунтовка ГФ-020, ГФ-037 или № 138;
  • — вытяжной шкаф;
  • — сушильный шкаф.

Порядок выполнения работы

  • 1. Зачистить стальную пластинку с обеих сторон шлифовальной шкуркой.
  • 2. Удалить с ее поверхности пыль в виде ржавчины промывкой в бензине или ацетоне, затем просушить.
  • 3. Подготовленную пластинку погрузить в грунтовку так, чтобы загрунтованной с обеих сторон оказалась только половина пластинки.
  • 4. Вынуть пластинку и дать стечь излишкам грунтовки в течение 5 мин.
  • 5. Просушить нанесенный слой грунта в течение 20—25 мин при температуре 100—110 °С.
  • 6. Охладить пластинку в течение 5 мин.
  • 7. Произвести пробу на полное высыхание, для чего на пластинку с покрытием поставить груз массой 0,2 кг и с опорной поверхностью 100 мм2; по истечении 30 с груз снять и произвести контроль на предмет прилипания волокон ваты к грунту и остаточных следов.
  • 8. Результат записать в отчет.
  • 6.4.2. Шпатлевание

Оборудование:

  • — шпатель;
  • — шлифовальная шкурка № 180;
  • — нитрошпатлевка;
  • — сушильный шкаф.

Порядок выполнения работы

  • 1. С помощью шпателя нанести на одну из сторон пластинки слой шпатлевки по возможности ровным и тонким слоем.
  • 2. Произвести сушку шпатлевки в течение 15—20 мин при температуре 60—70 °С.
  • 3. Охладить пластинку в течение 5 мин и произвести пробу на полное высыхание.
  • 4. С помощью шкурки отшлифовать слой шпатлевки до появления совершенно гладкой и беспористой поверхности.
  • 5. Результат работы записать в отчет.
  • 6.4.3. Оценка малярных свойств краски Оборудование:
  • — образцы стандартных красок, применяемых в автомаляр-ном производстве;
  • — растворитель № 646;
  • — бензин;
  • — две пробирки с пробками;
  • — вискозиметр ВЗ-4;
  • — стеклянная пластинка размером 90 х 120 мм;
  • — весы лабораторные;
  • — кисть;
  • — шахматная доска или белая бумага, на которую нанесены черные полосы.

Порядок выполнения работы

  • 1. Выбрать образец краски из имеющихся в коллекции и определить ее тип, для чего произвести следующее:
  • — налить ее в две пробирки примерно до уровня 30 мм от дна каждой;
  • — добавить примерно такое же количество в одну пробирку бензина, в другую — растворителя № 646;
  • — заткнуть пробками и энергично встряхнуть;
  • — осмотреть полученный раствор и определить по совместимости краски с растворителями ее тип;
  • — результат записать в отчет.
  • 2. Измерить вязкость краски, для этого необходимо:
  • — заполнить вискозиметр испытуемой краской в количестве 100 мл;
  • — одновременно с изъятием запорного шарика включить секундомер и выключить его по окончании вытекания краски.
  • — замер повторить четыре раза и вывести среднее значение;
  • — сделать вывод по вязкости краски и результат записать в отчет.
  • 3. Вымыть вискозиметр ВЗ-4 при помощи соответствующего растворителя.
  • 4. Определить укрывистость Л КМ. Для этого:
  • — взвесить стеклянную пластинку с точностью до 0,1 г;
  • — наложить ее на шахматную доску;
  • — при помощи кисти наносить слои краски с интервалом в 5 мин до тех пор, пока не будет достигнута полная укры-вистость;
  • — просушить пластинку при 60 °С не менее 10 мин;
  • — вновь взвесить окрашенную пластинку и рассчитать ук-рывистость краски;
  • — результат записать в отчет.
  • 6.4.4. Окраска и определение адгезии и эластичности покрытия

Оборудование:

  • — образцы стандартных эмалей (красок), применяемых в ав-томалярном производстве;
  • — растворитель № 646 или ацетон;
  • — краскораспылитель;
  • — стальные пластинки размером 100 х 100 х 0,8 мм;
  • — стальные пластинки размером 150 х 20 х 0,3 мм;
  • — сушильный шкаф;
  • — вытяжной шкаф;
  • — набор стальных стержней диаметром 20, 15, 10, 3 и 1 мм;
  • — лезвия безопасной бритвы.

Порядок выполнения работы

  • 1. Подготовить стальные пластинки согласно п. 6.4.1.
  • 2. Нанести слой краски при помощи краскораспылителя.
  • 3. Определить время высыхания от пыли.
  • 4. Просушить окрашенную пластинку в течение 10—15 мин при температуре 50—60 °С.
  • 5. Промыть краскораспылитель в растворителе № 646.
  • 6. Определить адгезию лакокрасочного покрытия, для чего:
  • — на окрашенной пластинке размером 100 х 100 х 0,8 мм в двух взаимно перпендикулярных направлениях на всю глубину покрытия лезвием безопасной бритвы нанести надрезы на расстоянии 2 мм;
  • — слегка надавить на образовавшиеся квадраты и попытаться сдвинуть их с места;
  • — сделать вывод о состоянии адгезии и результат записать в отчет.
  • 7. Определить эластичность лакокрасочного покрытия, для этого:
  • — окрашенную стальную пластинку размером 150 х 20 х х 0,3 мм плавно изгибать на 180° поочередно вокруг стержней, начиная с большего диаметра и переходя к меньшему (при этом испытуемая пленка должна быть обращена наружу, т. е. работать на растяжение);
  • — зафиксировать значение эластичности пленки и результат записать в отчет.
  • 6.4.5. Оценка твердости ЛКП и его прочности при ударе

Оборудование:

  • — прибор М-3;
  • — прибор У-1;
  • — окрашенная металлическая пластинка размером 100 х х 100 мм;
  • — окрашенная стеклянная пластинка;
  • — секундомер.

Порядок выполнения работы

  • 1. Для определения твердости ЛКП:
  • — установить окрашенную стеклянную пластинку на плиту прибора М-3 под шариковые опоры П-образного маятника;
  • — установить маятник в нулевое положение;
  • — отвести маятник на 5°;
  • — освободить маятник и по формуле (6.1) рассчитать твердость покрытия (стеклянное число прибора получить от лаборанта или преподавателя);
  • — результат записать в отчет.
  • 2. Для определения прочности ЛКП при ударе:
  • — установить окрашенную стальную пластинку на наковальню прибора У-1;
  • — начиная с минимальной высоты подъема груза и постепенно ее увеличивая, определить прочность покрытия;
  • — результат записать в отчет.
  • 6.4.6. Составление отчета

По результатам анализов заполнить таблицу по приведенной ниже форме.

Отчет о лабораторной работе по оценке качества

(указать наименование и марку продукта)

Цель работы

Задание

Результаты

оценки

Показатель

Единицы

измерения

Результат измерения, испытания

Проба на полное высыхание грунта

мин

Проба на полное высыхание шпатлевки

мин

Проба на высыхание эмали от пыли

мин

Тип эмали (краски)

Указать, с каким растворителем

совместима

Вязкость

с

Укрывистость

г/м2

Адгезия

выдерживает, не выдерживает

Прочность при изгибе

мм

Заключение о пригодности ЛКМ

Контрольные вопросы

  • 1. Какие требования предъявляются к ЛКМ?
  • 2. Как готовится поверхность деталей к окраске?
  • 3. Как классифицируются лакокрасочные покрытия?
  • 4. Какими показателями оцениваются малярные свойства красок?
  • 5. Как обозначаются лакокрасочные материалы?
  • 6. Чем достигается высокая адгезия лакокрасочных покрытий?

Лабораторная работа №11

Тема: Расчет режимов резания при механической обработке металлов на различных станках.

 Цель занятия: ознакомление с работой токарно-винторезного станка

 Приобретаемые умения и навыки: научиться подбирать и различать  режущий инструмент; знать основные узлы и устройство станка; ознакомиться с принципами и приемами обработки заготовки, научиться назначать режимы резания

Норма времени: 4 часа

Оборудование: токарно-винторезный станок

  Инструменты и материалы: резцы, молотки; штангенциркули; чертилки; заготовки, калькулятор

 Правила охраны труда при выполнении работ: соблюдение общих правил работы на токарно –винторезном станке

Литература:

1 Материаловедение : учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020

 Ход работы:

  1.Закрепить резец в приспособлении согласно заданию преподавателя

  2. Закрепить заготовку в приспособлении

  3. Выполнить операцию, согласно заданию преподавателя(обтачивание наружной цилиндрической поверхности заготовки, подрезать торец, снять фаску, проточить канавку)

  4. Расчитать режимы резания, согласно варианту

 Порядок назначения режимов резания при точении
1.1 Табличный метод
1. Выбирается марка инструментального материала и геометрические параметры режущей части инструмента.

2. Выбирается глубина резания. Причем необходимо стремиться снять весь припуск за один проход и лишь при повышенных требованиях к шероховатости и точности припуск снимается за два и более проходов [1].

Например, при черновой обработке с шероховатостью поверхности до https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_m34211834.gif https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_m31286b9a.gif весь припуск следует снимать за один проход, т.е. https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_7fbe8d9e.gif. При получистовой обработке https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_43a0d0d4.gif от 10 до 40 https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_m31286b9a.gif, припуск https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_m110fa8f9.gifhttps://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_m48592a90.gif следует снимать за один проход, т.е. https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_m5091ad5a.gif. Если же припуск более 2 https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_m48592a90.gif, то обработку производят за два прохода.

3. Назначается подача.

При черновой обработке подача назначается с учетом следующих факторов: размеров державки резца, диаметра детали, глубины резания и марки обрабатываемого материала.

Для чистовой (и получистовой) обработки подача выбирается в зависимости от https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_6c28ddc2.gif при вершине резца, https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_7f89d110.gifрезания и обрабатываемого материала, из всех подач выбирается минимальная подача https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_19a580d1.gif, которая корректируется по станку.

4. Выбирается скорость резания https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_7f89d110.gif по таблицам, подсчитываются обороты https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_6a0b3327.gif и корректируются по станку.

5. Проверяется выбранный режим резания по прочности механизма подачи станка и по прочности пластинки твердого сплава. При этом должно выполнятся неравенствоhttps://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_bdae172.gif.

6. Проверяется выбранный режим резания по мощности или двойному крутящему моменту https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_461cd049.gif, причем https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_43a969.gif.

7. Подсчитывается https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_m209da611.gif

https://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_12bb1a32.gifhttps://nashaucheba.ru/docs/6/5063/conv_1/file1_html_m3bdba026.gif. (1)

Задача №1

Определить скорость движения подачи Sм при обтачивании заготовки на токарном станке с частотой вращения шпинделя n,  подача резца за один оборот шпинделя So.                                                                                                              

Пример решения:

Дано: n = 1000 мин-1; So = 0,26 мм/об

Скорость  движения  подачи  резца определяется по формуле:

Sм = So⋅n

Sм = 0,26 ⋅1000 = 260 мм/мин

Данные к задаче №1

№ варианта

n

мин -1

S

мм/об

№ варианта

n

мин -1

S

мм/об

1

400

0,61

6

1600

0,17

2

630

0,43

7

860

0,3

3

200

0,87

8

160

0,95

4

315

0,7

9

1250

0,23

5

250

0,78

10

500

0,52

Задача №2

Определить глубину резания t при обтачивании заготовки диаметром D на токарном станке в два перехода. При переходе предварительной обработки заготовка обтачивается до D1, а при окончательной обработке — до D2. 

Пример решения:

Дано: D = 150 мм; D1 = 142мм; D2 = 140мм

При предварительном точении глубина резания:

При окончательном точении:

Данные к задаче № 2

№ варианта

D

мм

D1

мм

D2

мм

№ варианта

D

мм

D1

мм

D2

мм

1

188

182

180

6

87

81,5

80

2

67

61,5

60

7

216

208

206

3

56

51

50

8

50

43,5

42

4

120

114

112

9

140

132

130

5

95

88,5

87

10

73

66,5

65

Контрольные вопросы:

 1.Что такое главное движение?

 2.Что такое движение подачи?

Лабораторная работа №12

Тема: Изучение работы на токарно-винторезном станке

 Цель занятия: ознакомление с работой токарно-винторезного станка

 Приобретаемые умения и навыки: научиться подбирать и различать  режущий инструмент; знать основные узлы и устройство станка; ознакомиться с принципами и приемами обработки заготовки, научиться назначать режимы резания

Норма времени: 4 часа

Оборудование: токарно-винторезный станок

  Инструменты и материалы: резцы, молотки; штангенциркули; чертилки; заготовки, калькулятор

 Правила охраны труда при выполнении работ: соблюдение общих правил работы на токарно –винторезном станке

Литература:

1 Материаловедение : учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020

 Ход работы:

  1.Закрепить резец в приспособлении согласно заданию преподавателя

  2. Закрепить заготовку в приспособлении

  3. Выполнить операцию, согласно заданию преподавателя(обтачивание наружной цилиндрической поверхности заготовки, подрезать торец, снять фаску, проточить канавку)

  4. Расчитать режимы резания, согласно варианту

Задача №1

Определить скорость движения подачи Sм при обтачивании заготовки на токарном станке с частотой вращения шпинделя n,  подача резца за один оборот шпинделя So.                                                                                                              

Пример решения:

Дано: n = 1000 мин-1; So = 0,26 мм/об

Скорость  движения  подачи  резца определяется по формуле:

Sм = So⋅n

Sм = 0,26 ⋅1000 = 260 мм/мин

Данные к задаче №1

№ варианта

n

мин -1

S

мм/об

№ варианта

n

мин -1

S

мм/об

1

400

0,61

6

1600

0,17

2

630

0,43

7

860

0,3

3

200

0,87

8

160

0,95

4

315

0,7

9

1250

0,23

5

250

0,78

10

500

0,52

Задача №2

Определить глубину резания t при обтачивании заготовки диаметром D на токарном станке в два перехода. При переходе предварительной обработки заготовка обтачивается до D1, а при окончательной обработке — до D2. 

Пример решения:

Дано: D = 150 мм; D1 = 142мм; D2 = 140мм

При предварительном точении глубина резания:

При окончательном точении:

Данные к задаче № 2

№ варианта

D

мм

D1

мм

D2

мм

№ варианта

D

мм

D1

мм

D2

мм

1

188

182

180

6

87

81,5

80

2

67

61,5

60

7

216

208

206

3

56

51

50

8

50

43,5

42

4

120

114

112

9

140

132

130

5

95

88,5

87

10

73

66,5

65

Контрольные вопросы:

 1.Что такое главное движение?

 2.Что такое движение подачи?

Лабораторная работа № 13

Тема: Изучение работы на сверлильном  станке.

 Цель занятия: Ознакомление с работой вертикально-сверлильного станка

   Приобретаемые умения и навыки: научиться приемам обработки заготовок на вертикально сверлильном станке, выполнять зенкерование и развертывание отверстий.

  Норма времени:4 часа

 Оборудование: вертикально-сверлильный станок, заготовки

  Инструменты и материалы: сверла, зенкеры и развертки различных размеров; штангенциркули; кернеры; смазочно-охлаждающая жидкость; машинное масло; ветошь.

Правила охраны труда при выполнении работ: соблюдение общих правил работы на вертикально-сверлильном  станке

Литература:

1 Материаловедение : учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020

 Порядок проведения работы:

    1. Наладка вертикально-сверлильного станка и закрепление инструмента, заготовок

    2. Управление станком  и работы на нем, согласно заданию преподавателя

    а. Сверление отверстий на вертикально-сверлильном станке

      - Сверление по разметке

      - Сверление сквозных отверстий

      - Сверление глухих отверстий

   б. Зенкерование отверстий

   в. Развертывание отверстий

     

    Контрольные вопросы:

   1. От чего зависит выбор разных форм и углов заточки режущей части сверла?

   2. Почему обработку отверстия развертыванием выполняют вращением развертки  по часовой стрелке?

   3. От чего зависит износ режущего осевого инструмента для обработки отверстий?

Лабораторная работа № 14.

 Наименование работы: Выбор режима ручной дуговой сварки  

 Цель занятия: Изучения оборудование для дуговой сварки и приобрести навыки   его настройки на оптимальный режим по качеству сварного шва.

Приобретаемые умения и навыки:

   1. Научиться устанавливать оптимальный режим сварки.

   2. Уметь выбирать нужный диаметр электрода.

   3. Научится зажигать и поддерживать горение дуги.

Норма времени: 4 часа.

Оборудование рабочего места:

Сварочная кабина (в лаборатории).

  1. Сварочный  трансформатор
  2. Электрододержатель.
  3. Электроды.
  4. Щиток.
  5. Спецодежда.

Правила техники безопасности: согласно требованиям инструкции по проведению   электросварочных работ

Литература:

  1. Материаловедение : учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020

Ход работы:

  1.  Ознакомится с ТБ при электродуговой сварки.
  2. Изучить оборудование, приборы и приспособление для дуговой сварки.
  3. Приобрести практические навыки по зажиганию дуги.
  4. Начертите схему сварного шва.

Контрольные вопросы:  

  1. Какие источники питания применяются для сварки переменным током?
  2. Каково назначение сварочного трансформатора?
  3. Назвать основные части сварного трансформатора?
  4. Как устанавливается режим сварки?
  5. Перечислить оборудование сварного поста?

Лабораторная работа № 15.

 Наименование работы: Выбор режима ручной дуговой сварки  

 Цель занятия: Изучения оборудование для дуговой сварки и приобрести навыки   его настройки на оптимальный режим по качеству сварного шва.

Приобретаемые умения и навыки:

   1. Научиться устанавливать оптимальный режим сварки.

   2. Уметь выбирать нужный диаметр электрода.

   3. Научится зажигать и поддерживать горение дуги.

Норма времени: 4 часа.

Оборудование рабочего места:

Сварочная кабина (в лаборатории).

  1. Сварочный  трансформатор
  2. Электрододержатель.
  3. Электроды.
  4. Щиток.
  5. Спецодежда.

Правила техники безопасности: согласно требованиям инструкции по проведению   электросварочных работ

Литература:

  1. Материаловедение : учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020

Ход работы:

  1.  Ознакомится с ТБ при электродуговой сварки.
  2. Изучить оборудование, приборы и приспособление для дуговой сварки.
  3. Приобрести практические навыки по зажиганию дуги.
  4. Начертите схему сварного шва.

Контрольные вопросы:  

  1. Какие источники питания применяются для сварки переменным током?
  2. Каково назначение сварочного трансформатора?
  3. Назвать основные части сварного трансформатора?
  4. Как устанавливается режим сварки?
  5. Перечислить оборудование сварного поста?

Лабораторная работа №16

Наименование работы: Изучение оборудования, техники и технологии газовой сварки

Цель занятия: Изучить оборудование и аппаратуру для газовой             сварки; научится выбирать соответствующий наконечник горелки обеспечивающий оптимальный расход ацетилена.

Приобретаемые умения и навыки:

  1. Уметь производить расчет мощности пламени.
  2. Умение определять вид пламени.

Норма времени: 4 часа

Оборудование рабочего места: ацетиленовый генератор, кислородный баллон, рукава, редуктор, манометр, горелка, предохранительный затвор, присадочная проволока, спецодежда.

Правила техники безопасности: согласно требованиям инструкции по проведению газопламенных работ.

Литература:

1 Материаловедение : учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020

Ход работы:

  1.  Ознакомится с ТБ при газовой сварки.
  2. Приобрести практические навыки по газовой сварки стыкового соединения пластин из стали ст. 3, зажиганию горелки и наложение шва.
  3. Начертите схему газовой горелки.
  4. Зарисовать виды пламени и его строение.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислить области применения газовой сварки.
  2. Как работает ацетиленовый генератор?
  3. Какую задачу выполняет предохранительный затвор?
  4. Для чего ставится редуктор?
  5. Какое пламя применяется при сварке сталей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к лабораторной работе "Наблюдение интерференции и дифракции света"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к открытому уроку «Наблюдение интерференции и дифракции света» (лабораторная работа) для специальностей СПО 140118 и 190631. ...

Методические рекомендации к лабораторным работам для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания

 Основная цель настоящего пособия – облегчить студентам самостоятельную подготовку к лабораторным работам по физической и коллоидной х...

Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для специальности  260807  Технология продукции общественного питания.Пособие представляет собой руководство для студентов и препода...

Методические рекомендации к лабораторным работам по естествознанию (раздел Физика)

Методические рекомендации к лабораторным работам по естествознанию для специальностей: 101101 «Гостиничный сервис», 100701 «Коммерция по отраслям», 100401 «Туризм»....

Методические рекомендации к лабораторным работам по физике для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации к лабораторным работам по физике для специальности 260807 Технология продукции общественного питания    Основная цель данного пособия – формирование практическ...

Методические рекомендации для лабораторных работ по аналоговой схемотехнике

Методические рекомендации разработаны для лабораторных работ по МДК.02.01 "Технология настройки и регулировки радиотехнических устройств и блоков" по дисциплине "Аналоговая схемотехника" по специально...

Методические рекомендации для лабораторных работ по химии.

Методические рекомендации для лабораторных работ по химии содержат вопросы и задяния для проведения химического эксперимента....