Конспект занятия по теме «Безопасное поведение на различных видах транспорта. Правила для велосипедистов.»
план-конспект занятия

Ягныш Лариса Викторовна

Конспект  предназначен для проведения занятия по безопасности дорожного движения. В конспект включены не только теоретическая часть по правилам поведения на транспорте, но и советы от опытных водителей, а также правила поведения для велосипедистов. В завершение занятия детям предлагается решить задачу и отгадать кроссворд по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 6.  «Безопасное поведение на различных видах транспорта.

Правила для велосипедистов.»

Цель: 1) сообщить учащимся сведения о дорожной обстановке, правилах движения, а также об опасностях, связанных с различными видами транспорта; вырабатывать поведение, отвечающее требованиям правил дорожного движения;

2) познакомить учащихся с правилами движения для велосипедистов

Ход урока:

   Современная жизнь сопряжена с многочисленными ситуациями на дороге, где люди выступают в качестве пешеходов или водителей. Характер отношений между ними напрямую зависит от того, как они выполняют установленные правила движения.

   Водители часто жалуются, что пешеходы провоцируют возникновение ДТП. Пешеходы, в свою очередь, упрекают водителей в отсутствии культуры вождения. В итоге взаимное восприятие пешеходов и водителей напоминает анекдот: Человек переходит дорогу в непредусмотренном мест и замечает, что к нему быстро приближается автомобиль. «Не трамвай, объедет», - подумал пешеход. «Не столб, отойдет», - решил водитель.

В России в автомобильных авариях ежегодно погибает более 29 тысяч человек. Рассмотрим аварийные ситуации, возникающие на различных видах транспорта.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ АВАРИЙНОГО ХАРАКТЕРА НА ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕ.

   В случае аварии  последствия могут быть самыми трагичными. Вместе с тем соблюдение элементарных правил безопасности значительно увеличивает шансы на выживание при автомобильных авариях.

   Подголовники и ремни безопасности уменьшают вероятность гибели при лобовом столкновении в два-три, а при опрокидывании – в пять раз. Без ремней безопасности, столкнувшись с неподвижным препятствием даже на скорости 20 км/ч, водитель скорее всего получит травму; та же ситуация при 50 км/ч равносильна прыжку с четвертого этажа.

   Что же делать, если авария неизбежна?

Вот несколько советов опытных водителей:

  • Не покидать машину до её полной остановки (шансов выжить в машине в 10 раз больше, чем при «катапультировании»)
  • Когда удар неизбежен, самое главное – препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову. Упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками для смягчения удара
  • Наиболее опасное место для пассажира – переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет нельзя там находиться без специального устройства
  • После того, как произошел удар, первым делом надо определиться, где и в каком положении вы находитесь, нет ли пожара, не подтекает ли бензин. В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу. Если дверцы не открылись – надо открывать или разбивать окна.
  • Если машина упала в воду, она может некоторое время держаться на плаву. Однако дверцы открывать не следует – машина начнет резко погружаться. Выбираться надо через открытое окошко. При погружении под воду с закрытыми окнами и дверцами воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Следует включить фары(чтобы машину было легче найти), активно провентилировать легкие, избавиться от одежды, не забыть документы. Выбираться надо через дверцу или окно. Взявшись руками за крышу машины, подтянуться, а затем резко плыть вверх. Если дверцу заклинило и стекло не опускается, надо разбить лобовое стекло. Выбирать наружу можно, когда машина наполнилась водой на половину. Если распахнуть дверцу и попытаться тут же выбраться, вам будет мешать поток воды, идущий в салон.

Правила безопасности в городском общественном транспорте

Во время поездок в городском  общественном транспорте пассажиру необходимо соблюдать следующие правила:

  • В опасную ситуацию действовать по указанию водителя троллейбуса или автобуса
  • не прыгать в троллейбус, автобус на ходу
  • выходить из транспорта следует осторожно, чтобы не попасть под движущийся транспорт
  • не высовываться из окон
  • запрещается отвлекать водителя разговорами во время движения.

В случае пожара в транспорте необходимо:

  • немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам
  • потребовать остановиться и открыть двери. Будьте осторожны! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате нарушения защитной изоляции проводов.
  • При необходимости использовать для эвакуации аварийные люки и выходы через боковые окна. Если надо, выбивайте ногами стекла. В транспорте обычно имеются материалы, выделяющие при горении ядовитые газы, поэтому покидайте салон быстро, закрывая рот и нос платком или рукой. Выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим или произойти замыкание высоковольтной электросети.
  • Немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть, оказать помощь пострадавшим.

Отгадать кроссворд (раздать на парту 1 экземпляр)

По горизонтали:

  1. Пересечение двух дорог (перекресток)
  1. Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.        (троллейбус)

7. У машины-есть,

                                                                      У телеги – есть,

                                                                       У велосипеда-есть,

                                                                        А у поезда - не счесть. (колеса)

8. Через реку во всю ширь

     Лег огромный богатырь.

     Он лежит- не дрожит,

      По нему трамвай бежит. (мост)

                                                                 9. Специальный камень, отделяющий край тротуара от проезжей части (поребрик)

4.

2.

3.

1.

5.

6.

7.

8.

9.

По вертикали:

  1. Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.   (велосипед)

3. где бы нам через дорогу

 к магазину перейти?

Вот за этими ларьками,

Там, где стрелка у ворот,

Мы на стрелке этой сами

Прочитали… (переход).

4. Что за чудо этот дом!

     Окна светлые кругом,

     Носит обувь из резины

     И питается бензином.  (автобус)

6.  Я глазищами моргаю

      Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь.    (светофор)

Вопрос 2.  ПРАВИЛА ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

Учитель: Давайте еще раз вспомним и поговорим о правилах для велосипедистов. С какого возраста можно ездить на велосипеде?

Дети отвечают. До 14м лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам и улицам. Во дворе можно, но не выезжая на дорогу. На велосипеде с двигателем можно ездить с 16 лет.

Учитель: Время е летит быстро, вам уже 14 лет и можно мчаться на велосипеде по улицам и дорогам. Теперь вы - водитель и должны соблюдать ПДД. Вы должны подавать сигналы каждый раз, когда намереваетесь произвести маневр. Прежде чем выехать с обочины дороги на проезжую часть, велосипедист должен внимательно осмотреться и следить за всеми сигналами, подаваемыми водителями других транспортных средств, за маневрами автомобилей и, где нужно, уступать им дорогу, притормаживать или даже останавливаться.

   Сам велосипедист сигнализирует руками. Эти сигналы просты и тоже установлены правилами дорожного движения. Они должны быть понятны всем участникам движения:

 - перед перестроением в левую сторону или поворотом налево велосипедист вытягивает в сторону левую руку или правую, согнутую в локте, вверх;

 - перед перестроением в правую сторону или поворотом направо велосипедист правую руку в этом направлении, а если эта рука занята или не видна, то левую, согнутую в локте, вверх;

 - перед торможением надо поднять вытянутую вверх руку.

   Велосипедисту нужно грамотно пользоваться этими сигналами, чтобы не создавать помех на дороге.

  • При выезде на улицу со двора велосипедист обязан пропустить транспортные средства и пешеходов и только после этого отправляться в путь.
  • Если велосипедист хочет перестроиться с одной полосы на другую, он должен подать сигнал, который поставит в известность о его намерении остальных участников движения, и уступить дорогу транспортным средствам, едущим попутно в прямом направлении.
  • Обгонять все транспортные средства, кроме трамваев, разрешается только с левой стороны. Однако, если водитель машины впереди велосипедиста подает сигнал поворота налево и начал поворачивать, то обгонять его надо справа.
  • Запрещено устраивать гонки на дороге. Если вас обгоняет другой водитель, то нельзя препятствовать обгону повышением скорости или иными действиями.

Дополнительные требования к велосипедисту:

Водителю велосипеда и мопеда запрещается:

  • Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • Перевозить груз, выступающий более чем на 0,5 м по ширине или длине за габариты;
  • Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
  • Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы

Решить задачу.

   Велосипедист решил обогнать стоящий автобус. Безопасным ли будет этот маневр, если по встречной полосе идет транспорт со скоростью 90 км/ч? Длина автобуса 6 м. На момент обгона расстояние между велосипедистом и движущимся транспортом составляло 200 м. Скорость велосипедиста 18 км/ч.

Решение:

  1. 90 км/ч = 25 м/с
  2. 18 км/ч = 5 м/с
  3. 200:25 = 8 (с) – потребуется транспорту, чтобы поравняться со стоящим автобусом.
  4. 6:5 = 1,2 (с) – нужно велосипедисту, чтобы обогнать автобус
  5. 1,2 с меньше 8 с.

Ответ: можно обгонять.

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения занятия по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе»

Методическая разработка семинара по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по...

Конспект занятия по теме "Автоспорт, его виды"

Конспект занятия по картингу по теме "Автоспорт, его виды" с электронным тестом по проверки знаний и со слайдами по теме. Включает в себя информацию о дисциплинах автоспорта и их особенности...

Занятие по теме "Стратегия поведения в конфликтных ситуациях"

Каждому человеку необходимо уметь грамотно строить отношения с другими людьми, конфликтовать культурно, знать правила поведения в конфликтных ситуациях...

Конспект занятия: «Основы антитеррористической безопасности» в средней группе.

Конспект занятия:«Основы антитеррористической безопасности» в средней группе.Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил антитеррористической безопасности, умения ...

урок русского языка по теме: "Сложные предложения с различными видами связи"

laquo;ЕУРАЗИЯ ГУМАНИТАРЛЫҚ ИНСТИТУТЫНЫҢ КОЛЛЕДЖІ» мекемесіУчреждение «КОЛЛЕДЖ ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА» (білім беру ұйымының атауы /наименование организации образова...

Классный час на тему: "Безопасное поведение на природе - клещевой энцефалит"

Материал содержит информацию о том, как вести себя на природе и обезопасить себя от укусов клещей, что необходимо делать если это все таки произошло....

Презентация по ОБЖ на тему "Безопасное поведение в толпе"

Презентация к уроку ОБЖ по теме "Безопасное поведение в толпе".Рассматривается феномен толпы, опасные факторы нахождения в толпе, правила безопасного поведения в случае угрозы или возникнове...