Предмет «Основы управления транспортными средствами». Тема 2. "Профессиональная надежность водителя"
презентация к уроку

Алексей Вячеславович Макаров

Цели занятия:

1.Обучающая - изучение влияния мотивов, целей и ценностей на поведение во-дителя); научиться систематизировать содержание материала, его обобщать и делать выводы.

2.Развивающая - формировать умения сравнивать, выделять в изученном существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, связно излагать и доказывать учебный материал; применять, выполнять и систематизировать полученные знания; пользоваться справочной и учебной литературой.

3.Воспитывающая - формирование ответственного отношения к своим действиям в процессе управления автомобилем. Воспитывать умения организовать свой учебный труд; соблюдать правила работы в коллективе; развитие нравственных качеств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_nadezhnost_voditelya.ppsx1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предмет «Основы управления транспортными средствами» Тема 2 . Профессиональная надежность водителя Работу выполнил: Макаров Алексей Вячеславович мастер производственного обучения (инструктор по вождению) Княжпогостский филиал ГПОУ «СПТ»

Слайд 2

Цели занятия: Обучающая - изучение влияния мотивов, целей и ценностей на поведение во-дителя); научиться систематизировать содержание материала, его обобщать и делать выводы. Развивающая - формировать умения сравнивать, выделять в изученном существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, связно излагать и доказывать учебный материал; применять, выполнять и систематизировать полученные знания; пользоваться справочной и учебной литературой. Воспитывающая - формирование ответственного отношения к своим действиям в процессе управления автомобилем. Воспитывать умения организовать свой учебный труд; соблюдать правила работы в коллективе; развитие нравственных качеств

Слайд 3

Под надежностью водителя понимается способность своевременно и безошибочно принимать и обрабатывать информацию о состоянии транспортных средств (ТС), дорожных условиях, а также принимать и реализовывать адекватные решения по управлению ТС в течение заданного промежутка времени с допустимыми уровнями напряженности труда и рисками возникновения конфликтной ситуации, ДТП и ЧС К основным факторам, определяющим надежность, относятся: профессиональная пригодность, подготовленность работоспособность.

Слайд 4

Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний, умений и навыков , необходимых для самостоятельного управления транспортным средством в различных дорожных и климатических условиях. Знания - это совокупность усвоенных водителем сведений, необходи­мых для эффективного и безопасного управления транспортным средством. Для водителя объем знаний предусмотрен действующими программами подготовки и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая толь­ко знаниями, человек не может управлять автомобилем. Для этого ему нужно владеть комплексом специальных умений и навыков. Умение - это способность правильно использовать специальные знания в практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автобусом в различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожно-транспортную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно выполнять необходимые действия, обеспечивающие безопасность движения. Для этого ему необходимо сформировать навыки. Навык - это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет рабочие воздействия при управлении транспортным средством. Если он при этом допускает ошибку, то своевременно замечает и исправляет ее.

Слайд 5

Факторы, влияющие на надежность водителей Надежность деятельности водителя зависит от комплекса факторов. Наиболее значимые из них: уровень квалификации, стаж работы, психологическая устойчивость, отсутствие алкогольной и наркотической зависимости. Возраст. Изменение возраста водителя определяет две составляющие, влияющие на качество вождения. Одна из составляющих - неопытность, завышенная самооценка молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП. Проведенными исследованиями установлено, что нижняя граница безопасного возраста водителей мужчин 26 - 34 года (ДТП с тяжелыми по­следствиями), для женщин - водителей безопасный возраст наступает с 23 - 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигает минимума, наступает срав­нительно поздно и составляет 45 - 53 года у мужчин и 36 - 43 года у женщин.

Слайд 6

Реакция водителя Время реакции - это интервал времени между моментом появления сигнала об опасности и окончанием ответного действия Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального опыта, а также в результате тренировки. Значение времени реакции водителя определяется тем, что от него зависит остановочный путь автомобиля, а, следовательно, и исход аварийной ситуации. Общее время, необходимое для остановки автомобиля, включает в себя время реакции водителя (с момента восприятия препятствия до начала нажатия на педаль тормоза); время срабатывания привода тормозов (с момента нажатия на педаль тормоза до момента начала срабатыва­ния привода) время действия полностью включенных тормозов (от на­чала торможения до остановки автомобиля).

Слайд 7

На формирование времени реакции водителя влияют 6 групп факторов: * факторы, связанные с психофизиологией зрительного восприятия (динамическая острота, поле концентрации внимания, продолжительность фиксации взгляда) и изменяющиеся под влиянием дорожных условий, психофизиологического состояния водителя, метеорологических условий; * факторы, связанные с дорожными условиями , подразделяющиеся на две подгруппы: способствующие развитию монотонности в работе водителя и исключающие ее. Наиболее важными факторами в этой группе являются трасса дороги, средства зрительного ориентирования, элементы инженерного оборудования, ширина и состояние проезжей части; факторы, связанные с режимом движения (плотность транспортного потока, скорость, ускорение и равномерность движения, обгоны и маневры автомобилей), влияющие в некоторых ситуациях на время реакции водителя настолько, что остальные факторы становятся малозначимыми; * факторы, связанные с характеристикой сигналов (яркость и контрастность относительно фона, положение сигнала в пространстве, перемещение относительно других объектов в поле зрения, скорость и направление этого перемещения); * факторы, связанные с личностными качествами водителя (характеристика силы, устойчивости и динамики функционального состояния нервной системы, реакция на непредвиденные раздражители, устойчивость к воздействию среды, работоспособность, квалификация водителя – стаж работы, опытность и профессиональные навыки); * факторы, связанные с информационной загрузкой водителя (количество одновременно воспринимаемых объектов, плотность объектов в поле зрения, скорость изменения информационного поля, продолжительность нахождения в этом поле отдельных объектов).

Слайд 8

Пути повышения надежности водителей Существует единый подход к обеспечению высокой надежности водителей - комплексный. Он включает два вида воздействий на водителя: непосредственные и косвенные , т.е. через элементы системы «водитель – автомобиль - дорога». Возникает комплекс различных мероприятий, не только технических, но также социальных, организационно - воспитательных, экономических, правовых, медицинских и др. Надежность водителя зависит от того, в какой степени при начальном обучении закладываются основы будущих профессиональных качеств, в частности знание Правил дорожного движения, мастерства вождения транспортного средства, методов обеспечения эксплуатационной надеж­ности машин, экономии топлива.

Слайд 9

Действия водителя во внештатных (критических) ситуациях Такие ситуации могут возникнуть при угрозе столкновения автомобиля с другими транспортными средствами или препятствиями вследствие отказа органов управления или других элементов системы «водитель - автомобиль - дорога - среда», влияющих на безопасность движения и работоспособность автомобиля. Поэтому водитель должен учитывать эти обстоятельства и соизмерять свои действия со сложившейся обстановкой. Если избежать происшествия невозможно, водитель обязан сохранить самообладание и принять все меры для того, чтобы снизить тяжесть его последствий.

Слайд 10

Тип Описание Холерик Характерна высокая степень эмоциональной возбудимости, при управлении автомобилем будут утомляться сильнее флегматиков, которым свойственно спокойное отношение к делу. К тому же холерики недостаточно усидчивы, невыдержанны, а бессистемность в работе снижает их качества как водителя, особенно в дальних поездках. Сангвиник Спокойный, уравновешенный, общительный, активный, с юмором, вежливый. Как правило, являются надежными, хорошими водителями, но порой они переоценивают свои возможности, легко отвлекаются, требуют повышенного контроля в работе. Флегматик Спокойствие, уравновешенность флегматиков благоприятны для управления автомобилем, однако не в сложной дорожной обстановке, так как их действия и решения обычно замедленны Меланхолик Типичны колебания, нерешительность и другие особенности, которые отрицательно сказываются при управлении автомобилем. Однако чаще всего в аварии попадают водители с чрезмерно высокой эмоциональной возбудимостью. . Влияние темперамента на стиль вождения Темперамент - индивидуальные психологические особенности, которые характеризуют личность человека c учетом динамики его психических процессов.

Слайд 12

Мотивация Мотивация и деятельность человека функционально связаны через два разных мотива. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудач . Мотив достижения успеха. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой некую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Например, освоить технику управления автомобилем в совершенстве. Они стремятся во что бы то ни стало добиться в данной области только успехов. Люди с такой мотивацией выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Люди, ориентированные на успех, способны правильно оценивать свои возможности и в собственной жизни, и на дороге.

Слайд 13

2. Мотив избегания неудач. Люди, ориентированные в своей жизни на избегание неудачи, имеют противоположный мотив. Их явно выраженная цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь направлены на эту цель. Человек, изначально мотивированный на неудачу, не уверен в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. Часто боязнь критики проявляется в агрессивном поведении на дороге. Ученик автошколы, ориентированный на избегание неудач, закрыт для активного получения новых знаний и навыков, не испытывает удовольствия от обучения вождению, тяготится им. При явных трудностях в процессе обучения вождению автомобиля такие ученики всю вину сваливают на преподавателя, обвиняя его в некомпетентности. Люди, ориентированные на неудачу, напротив, характеризуются неадекватностью поведения, предпочитая для себя либо слишком трудные задачи, либо очень легкие. Они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, что не способствует безопасному управлению автомобилем.

Слайд 14

Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля определяются следующими качествами : хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная ловкость и хорошая координация движений; лёгкость формирования двигательных навыков; высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения и суставно-мышечного чувства; скорость и точность сенсомоторных реакций; быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений; хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая устойчивость внимания; хорошая зрительная и оперативная память; высокая готовность памяти; настойчивость, решительность, смелость, терпение; эмоциональная устойчивость; самообладание, дисциплинированность; инициативность и сообразительность. Водитель Высокий уровень профессионального мастерства 1) Умение получать и быстро перерабатывать информацию. 2) Владеть органами управления. 3) Умение оценивать собственные действия, прогнозировать их последствия и своевременно корректировать в случае необходимости этих действия. 4) Выявлять и устранять собственные ошибки, повышать профессиональное мастерство

Слайд 15

Этика поведения водителя автомобиля Общее правило поведения людей в обществе, в том числе и на дороге, хорошо выражает человеческая мудрость: «Поступай по отношению к другим так же, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе». Для водителя поступать этично — значит, уважать права других участников движения. Основой этики водителя, прежде всего, является разумное поведение, которое проявляется в различных дорожно-транспортных ситуациях. НЕГЛАСНЫЙ СВОД ПРАВИЛ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ 1. Не бойтесь быть черепахой! 2. Постоянное внимание, направленное на дорогу обеспечит полный контроль дорожной ситуации. 3. Неукоснительное соблюдение правила дорожного движения. 4. Всегда соблюдайте ограничения скорости. 5. Культура вождения – это взаимоотношения на дороге, взаимовыручка, ВЗАИМНОЕ уважение всех участников движения .

Слайд 16

Спокойствие, только спокойствие! В любой ситуации научитесь вести себя спокойно и прагматично. Не нужно поддаваться провокации дорожных хулиганов, светофорных гонщиков. Учитывайте не только динамические возможности и габариты своего автомобиля, но и остальных машин и пешеходов. В любой ситуации важно всегда иметь холодную голову . Водитель! Ключ в замке зажигания - ты уже взял на себя всю ответственность за то, что может произойти дальше. И ответственность может быть очень серьезной! Помни об этом !

Слайд 17

Для закрепления информации, просмотр видео «Профессиональная надежность водителя» https://vk.com/video-184657223_456239339

Слайд 18

Источники: 1.Дятлов, М. Н. Профессиональная надежность водителя автомобильного транспорта / М. Н. Дятлов, К. О. Долгов, А. Н. Тодорев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 134-138. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7867/ (дата обращения: 26.11.2023). 2. Бебинов С.Е. Факторы обеспечения профессиональной надежности водителей автомобилей // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№2(5) апрель-июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/362-00114. - ISSN 2413-4066 3. https://ppt-online.org/434871 4. http://stt-tehnolog.ru/assets/files/ Электронные%20кабинеты%20преподавателей/Терёшина/Методические%20материалы/23.02.03/МДК.03.03/Тема%202%20-%20Этические%20основы%20деятельности%20водителя. pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные билеты для проведения комплексного экзамена по предметам "Основы законодательства в сфере дорожного движения" и "Основы безопасного управления транспортным средством"

Билеты для сдачи экзамена по предметам "Основы законодательства в сфере дорожного движения" и "Основы безопасного управления транспортным средством"...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

Тестовые задания разработаны для проведения всех видов контроля по предмету "Основы конструирования швейных изделий" для обучающихсяпо программам провессиональной подготовки по профессии 19601 Швея...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Основы конструирования швейных изделий» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

В программе раскрываются общие сведения об одежде, краткие сведения о строении тела человека, о системах и методах конструирования одежды, правила расчетов и построения чертежей одежды, основные принц...

Испытательные упражнения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортными средствами категорий "B", "C" и "D" и подкатегорий "B1", "C1" и "D1"

В статье приведены все упражнения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортными средствами категорий "B", "C" и "D" и подкатегорий "B1", "C1...

Организация проведения экзамена по основам безопасного управления транспортными средствами

Организация проведения экзамена по основам безопасного управления транспортными средствами...

Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел 4 Основы безопасного управления транспортным средством

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций  содержит необходимый теоретический мат...

Проект приказа МВД "Об утверждении Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"

МВД России разработан проект административного регламента предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений...