Урок: Размещение станционных светофоров
план-конспект урока

Швец Ольга Аркадьевна

Ознакомить учащихся с основными правилами размещения светофоров на станции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Размещение станционных светофоров.

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с правилами установки и назначением постоянных сигналов.
  • Развивать самостоятельность действий учащихся.
  • Формировать поисковый стиль мышления.
  • Развивать интерес учащихся к предмету и своей профессии.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ОКЖД, производственное обучение.

Внутрипредметные связи: сигнализация на транспорте.

Методы: а) обучения – диалогический.

б) преподавания – изучение нового материала.

в) учения – создание проблемных ситуаций.

Оборудование: схемы прожекторного и линзового светофора, мачтовый и карликовый светофоры, схемы станции, типовые карточки и задания.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • Рапорт старосты о наличии учащихся.
  • Проверка внешнего вида учащихся.
  • Сообщение темы и цели урока.
  • Ознакомление с правилами оценивания ответов учащихся

Ответы учащихся оцениваются жетонами: Красный – все хорошо и ответ полный; Желтый – есть небольшие ошибки или краткий ответ.

Оценка пять - три желтых жетона или два красных и желтый, четыре желтых. Если имеете подпись преподавателя за предыдущие уроки, то можно добавит ее в качестве третьего жетона;

Оценка четыре – один красный и два желтых, три желтых, два желтых и подпись преподавателя за предыдущие уроки

Оценка три – один желтый. Если не хотите оценку три, то можно просто заработать подпись преподавателя для последующего накопления оценки.

Оценка два - бездействие на уроке.

(На доске закрепляется система оценивания знаний. У каждого учащегося есть именной конверт для жетонов)

2. Актуализация прежних знаний.

Фронтальный опрос учащихся:

  1. Двум учащимся группы предлагается вытянуть по очереди карточку с заданием связанным с принципом работы прожекторного и линзового светофора. После выполнения задания оба учащиеся делают сравнительную характеристику светофоров по таблице.
  2. К доске вызываются двое учащихся. Им предлагается набрать себе команду из учащихся в составе трех-четырех человек. После этого каждая команда получает задание:
  1. Докажите почему светофоры необходимо устанавливать с правой стороны по ходу движения поезда. (Для выполнения задания можно предложить учащимся условные обозначения железной дороги, светофоров, поезда)
  2. Объясните, какой план схемы станции находится перед вами, укажите, по каким путям предусмотрен безостановочный пропуск поездов, а по каким необходима остановка. Почему вы так считаете? Докажите правильность своего ответа. (Для выполнения задания учащимся предлагается схема однониточного плана станции)
  1. Двум парам учащихся предлагается по одной лампочке (двухнитевой и однонитевой) необходимо письменно дать ответ на задания №3 или №4.
  2. Двум парам учащимся (наиболее слабым или отсутствовавшим на предыдущих уроках по болезни) предлагается дать таблицу с условными обозначениями светофоров. Необходимо письменно расшифровать все то, что они видят на листе.
  3. Трем – четырем учащимся предлагаются тесты по теме «Сигнализация на транспорте»

Все ответы учащихся оцениваются жетонами красного или желтого цвета в зависимости от полученного ответа.

3. Формирование новых знаний.

Формирование новых знаний начинаем с «производственного задания»(приложение №4): Вы пришли на работу. Вам дали задание заменить лампочку на светофоре Н5, что Вам необходимо знать, для того чтобы найти этот светофор на станции? (Ожидаемый ответ: Где он находится.)

Чтобы как можно скорей на рабочем месте мы могли выполнить данное задание нам необходимо знать правила расстановки светофоров и их обозначение. Рассмотрим первую схему из предложенных учащимся заготовок. На доске у преподавателя точно такая же схема. Изучение нового материала предлагается путем постановки проблемных вопросов:

  1. Скажите, пожалуйста, сколько светофоров необходимо для того, чтобы попасть на нашу станцию?
  2. Как вы думаете, как будут называться данные светофоры?
  3. Если светофора только два и направления движения тоже два, то можем мы или нет обозначать входной светофор в зависимости от направления движения?

На основании полученных ответов заполняем первую строку таблицы расстановки, назначения и обозначения светофоров. (Входной светофор со стороны прибытия четных поездов обозначают буквой Ч, а со стороны нечетных – Н)

  1. Скажите, пожалуйста, сколько светофоров необходимо для того, чтобы выехать с нашей станции на перегон?
  2. Как вы думаете, как будут называться данные светофоры?
  3. Если светофоров на каждом пути по два и направления движения тоже два, то можем мы или нет обозначать выходной светофор в зависимости от направления движения и от номера пути?

На основании полученных ответов заполняем вторую строку таблицы расстановки, назначения и обозначения светофоров. (В обозначении выходных светофоров учитывается направление движения и номер пути отправления Ч1, Ч2, Н1, и Н3 и т.д.)

  1. У нас на схеме станции есть съезд. Что нам необходимо для того, чтобы поезд мог перейти с одного пути на другой?
  2. Как будет называться светофор, который позволяет поезду перейти с одного района станции в другой (другими словами светофор который изменяет маршрут поезда)?
  3. Где установим маршрутный светофор – после стрелки или перед стрелкой?
  4. Если светофор устанавливается на определенном пути и указывает определенное направления движения то, что необходимо добавить чтобы не перепутать маршрутный светофор с выходным?

На основании полученных ответов заполняем третью строку таблицы расстановки, назначения и обозначения светофоров. (В обозначении маршрутных светофоров учитывается направление движения и номер пути и добавляется буква М от слова маршрутный ЧМ3, НМ1, НМ2 и т.д.)

4. Формирование полученных навыков.

Таблица заполнена, первая схема на листе учащихся тоже заполнена. Учащимся в качестве закрепления материала предлагается самостоятельно заполнить следующую схему из типовой заготовки. Двух учащихся наиболее слабых можно вызвать к доске и предложить расставить и обозначить светофоры на схеме зарисованной на оборотной стороне доски, а потом сравнить полученные результаты.

Учащиеся, которые первыми правильно сделают расстановку светофоров на схеме станции, вручается жетон желтый или красный в зависимости от результата.

Не забываем о производственной задаче, поставленной перед изучением нового материала: «Вы пришли на работу. Вам дали задание заменить лампочку на светофоре Н5, что Вам необходимо знать, для того чтобы найти этот светофор на станции?» Одному учащемуся предлагается на схеме станции Узловая быстро найти светофор Н5 (на нем же необходимо сменить лампочку) и пояснить, чем же он руководствовался для выполнения результата. Ожидаемый ответ: Обозначение светофора говорит о том, что светофор выходной и расположен на 5 пути.

Учащимся, которые считают, что поняли новый материал на хорошо и отлично можно предложить вариант наиболее быстрый для получения отличной оценки за урок: можно выбрать индивидуальную заготовку схемы станции, которая помечена одним красным кружком (однопутный участок) или двумя (двухпутный участок). Задача усложняется – нужно не только расставить и обозначить светофоры, а также, воспользовавшись знаниями, полученными из курса ОКЖД, пронумеровать все пути, указать направления движения. Но учащиеся при этом информируются о том, что желтые карточки при выполнении задания не выдаются. И задание считается выполненным, если только все выполнено на «пять баллов». Оценивается задание так:

На схеме один красный кружок – 2 красных жетона.

Два красных кружка – 3 красных жетона.

5. Подведение итогов урока.

  • Отметить хорошую работу учащихся.
  • Объявить оценки. Оценивание знаний учащихся производится самими же учащимися на основании правил оценивания. В именной конверт учащийся вкладывает все полученные за урок жетоны и по количеству и типу жетонов на конверте ставит сам себе оценку за урок.

6. Домашнее задание. Расставить и обозначить светофоры на оставшихся схемах заготовки. Выписать в рабочую тетрадь определения изученных на уроке светофоров, воспользовавшись учебником «АТС» или правилами технической эксплуатации.

Задание №1

Докажите почему светофоры необходимо устанавливать

с правой стороны по ходу движения поезда.

Задание №2

  1. Объясните, какой план схемы станции находится перед вами:
  • однониточный
  • двухниточный.

Почему вы так думаете?

  1. Укажите, по каким путям предусмотрен безостановочный пропуск поездов, а по каким необходима остановка. Почему вы так считаете? Докажите правильность своего ответа.

Задание № 3

Перед Вами две лампочки.

  1. Дайте письменно краткую характеристику однонитевой лампе.
  2. Сравните лампочки между собой.

Задание №4

Перед Вами две лампочки.

  1. Дайте письменно краткую характеристику двухнитевой лампе.
  2. Сравните лампочки между собой.

Тип светофора

Достоинства

Недостатки

Линзовый светофор

Прожекторный светофор

Таблица по изучению темы: «Расстановка светофоров на станции»

(Таблица для совместной деятельности с учащимися)

Название светофора

Условное обозначение

Примечание

Задание: Укажите стрелками соответствия условных обозначений и показаний.

Цвета сигнального огня светофора

Красный

Зеленый

Белый

Желтый

Синий

Зеленая полоса

Режимы горения огня светофора

Непрерывный

Мигающий

Конструкции светофора

Мачтовый

Карликовый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сигналы светофора и регулировщика"

Урок "Сигналы светофора и регулировщика" для НПО, по специальности "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства с дополнительной специальностью "Водитель категории "С"  2-ой год обучен...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

план урока: Проезд регулируемых перекрестков, регулируемых светофором

план урока по теме "Проезд регулируемых перекрестков, регулируемых светофором"Професси "Машинист крана" ПМ.01 Транспортировка грузов МДК01.01 Теоретическай подгот овка водителей категории "С"...

Презентация бинарного урока на тему: "Входной светофор. Порядок действий локомотивных бригад при срабатывании УКСПС"

Презентация бинарного урока на тему: "Входной светофор. Порядок действий локомотивных бригад при срабатывании УКСПС"...

Технологическая карта урока "Сигналы светофора и регулировщика"

Разработка урока для подготовки водителей...

А.С.Пушкин "Станционный смотритель"

Дорогие ученики! Задание: прочитать произведение А.С.Пушкина «Станционный смотритель»...

Открытый урок по теме "Принципы размещения зеленых насаждений"

Презентация по предмету:Основы зелёного строительстваТема урока:Принципы размещения зеленых насажденийЦель урока:Дать первичное представление о том, как следует использовать зеленые насаждения в черте...