Методическая разработка "Опиливание метала" июнь 2024
методическая разработка

Данная методическая разработка предназначена для учебной практике по профессии Машинист локомотива .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opilivanie_metalla.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия

 «Рузаевский техникум железнодорожного и  городского транспорта                               им. А.П. Байкузова»

Методическая разработка

урока производственного обучения

«Опиливание металла».

Профессия: «Машинист локомотива»

I курс

                                                                           

                                                                          Мастер производственного

                                                                                  обучения Арюкова Е.А.

г. Рузаевка  2024 г.

Рассмотрено и обсуждено                                                

на заседании цикловой                                                      

комиссии                                                                      

Председатель цикловой

комиссии _______________/Чудакова В.Д../


ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии «Машинист локомотива».

Производственное обучение проводится в учебных мастерских.

В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по специальности «Машинист локомотива».

Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ.

Согласно программы производственного обучения темы: «Опиливание металла» изучается сразу после «Резка металла». Тема рассчитана на 12 часов. Основное назначение опиливания металла заключается в  обработке металла и снятия с него небольшого слоя грязного металла .

Напильниками слесарь придаёт деталям требуемую форму и размеры, производит пригонку деталей друг к другу, подготавливает кромки деталей под сварку и выполняет другие работы.

Ручная обработка напильником в настоящее время в значительной степени заменена опиливанием на специальных станках, но полностью вытеснить ручное опиливание эти станки не могут, так как пригоночные работы при сборке и монтаже оборудования часто приходиться выполнять вручную.

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.

         Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

         Учебно-воспитательная работа мастера,  при обучении обучающихся на предприятиях,  протекает в условиях, значительно отличающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно.

III. ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества усвоения обучающихся знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

- правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;

- перечень учебно-производственных работ;

- выполнение установленных количественных показателей;

- степень самостоятельности выполнения задания.

Тема №4: «Слесарные работы».

Тема занятия 4-5: «Опиливание металла» .

Цели занятия:  учебная  – научить обучающихся производить опиливание металла;

развивающая – развить у обучающихся технологическое мышление в рамках соблюдения технологий опиливания;

воспитательная – привить у обучающихся точность и аккуратность в работе;

методическая –методическое повышение уровня педагогического мастерства.

Тип занятия: практическое;

Метод ведения занятия: объяснительно – показательный рассказ с применением комплексных средств обучения;

Оснащенность занятия: слесарный инструмент;

Место проведения занятия: учебные мастерские.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1.  Проверка наличия обучающихся на производственном обучении.
  2. Проверка внешнего вида.

  1. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

Сообщение обучающимся новой темы.

Сообщение обучающимся вопросы по новой теме.

1 Общее понятие о разметке.

 Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках.

      2. Инструмент, применяемый при опиливании металла

Основным инструментом при опиливании металла является: нагубники, напильники, поверочная(лекальная) линейка, штангельциркуль, угольник, металлическая щетка, зубило.

     3. Классификация напильников:

По назначению напильники подразделяют на группы: общего назначения, специального назначения, надфили, рашпили, машинные

 I. напильники общего назначения предназначены для обще слесарных работ. По числу и насечек напильники подразделяют на шесть классов, а насечки имеют номера 0,1,2,3,4 и 5.

К первому классу относят драчевые напильники. Они имеют наиболее крупные зубья и служат для грубого опиливания .

Ко второму классу относят личные. Их применяют для чистового опиливания.

К третьему, четвёртому, пятому и шестому классам относят бархатные. Они служат для окончательной обработки и доводки поверхностей.

II. напильники специального назначения изготавливают по ведомственным нормам – для обработки цветных сплавов, изделий из легких сплавов и неметаллических материалов, а также тарированные и алмазные.

- напильники для обработки цветных сплавов( для обработки бронзы, латуни и дюралюминия). Маркируют напильники буквами ЦМ на хвостовике.

-напильники для обработки изделий из лёгких сплавов и неметаллических металлов( алюминий, медь, баббит, свинец).

-тарированные напильники;

- алмазные напильники. Применяют для обработки и доводки твёрдосплавных частей инструмента и штампов.

III. надфили применяют для лекальных, граверных, ювелирных работ, а так же для зачистки в труднодоступных местах

-алмазные надфили применяют для обработки твёрдосплавных материалов, различных видов керамики, стекла, а также для доводки режущего твёрдосплавного инструмента.

IV. рашпили предназначены для обработки мягких металлов ( свинец, олово, медь и др.) и неметаллических металлов ( кожа, резина, древесина, пластические массы).

V. машинные напильники( стержневые – для  опиловочных станков с возвратно-поступательным движением).

  1. Объяснение новой темы.

Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках.

Напильниками слесарь придает деталям требуемую форму и размеры, производит пригонку деталей друг к другу, подготавливает кромки деталей под сварку и выполняет другие работы.

С помощью напильников обрабатывают плоскости, криволинейные поверхности, пазы, канавки, отверстия любой формы, поверхности, расположенные под разными углами. Припуски на опиливание оставляются небольшими – от 0,5 до 0,25мм. Точность обработки опиливанием составляет 0,2 … 0,05мм.

Ручная обработка напильником в настоящее время в значительной степени заменена опиливанием на специальных станках, но полностью вытеснить ручное опиливание эти станки не могут, так кА пригоночные работы при сборке и монтаже оборудования часто приходиться выполнять вручную.

  1. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ.

Провожу обход рабочих мест обучающихся с целью проверки.

1. Правильности организации рабочих мест.

2. Правильности приёмов плоскостной и пространственной разметки.

3. Соблюдение правил техники безопасности. По замеченным в ходе обходов ошибок произвожу текущий индивидуальный инструктаж с указанием путей устранения ошибок.  

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ   ИНСТРУКТАЖ.

  1. Подвожу итоги работы за день.
  2. Отмечаю лучших обучающихся.
  3. Демонстрирую лучшие работы обучающихся.
  4. Произвожу разбор ошибок допущенных обучающимися во время работы.
  5. Объявление оценок.

Мастер производственного                       обучения

/Арюкова Е.А./


Используемая  литература:

1. Общий курс слесарного дела Н.И.Макиенко

Москва «Высшая школа» 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Смальков Константин 2023-2024

В работе представлен материал по организации системы работы в в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Смальков Константин в объединении "Юный водит...

Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися за первое полугодие 2023-2024 учебного года.одаренный обучающийся - Смальков Константин»

В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за период 1 полуго...

Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися на первое полугодие 2023-2024 учебного года - одаренный обучающийся Соловьев Денис»

В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за период 1 полуго...

Методическая разработка Прицепка электровоза к составу и подготовка к отправлению апрель 2024

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 3 курсов по профессии 23.01.09 Машинист локомотива...

Внеаудиторное мероприятие в МК № 1 "Туберкулез вчера, сегодня, завтра", посвященное дню борьбы с туберкулезом - 21.03.2024 и 07.04.2024

21 марта и 7 апреля 2024 года в Медицинском колледже № 1 прошло мероприятие, посвященное Международному Дню борьбы с туберкулезом. Мероприятие было организовано и подготовлено преподавателями Кониевой...