Методическая разработка урока по дисциплине «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей»
план-конспект урока

Методическая разработка урока по дисциплине «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области                                                                    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение                                                  «Коркинский  горно-строительный техникум»

Методическая разработка урока

МДК.01.04. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей»

           по теме: «Техническое обслуживание системы охлаждения»                                                                            

              Специальность: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

 

                                                                Составитель: преподаватель высший категории Н.И.Камкова

                                                         

                                                                 г. Орехово-Зуево, 2025

Содержание

1.Методическое обоснование темы        3

1.1Методические рекомендации по проведению урока        3

2 План урока (с технологической картой)        4

2.1.План урока        4

2.2.Технологическая карта        6

4.Список литературы (источников) для студентов        10

5.Список литературы для преподавателей        10

Приложение Дидактический материал к уроку        10

  Ход урока…………………………………………………………………………………………11

 Тест устройство системы охлаждения……………………………………….......14

 Лекция: ………………………………………………………………………………………….        ..16 

Тест техническое обслуживание  …………………………………………………………...19

Презентация        20

 Ответы на тесты …………………………………………………………………………………………………………………………………..24


1 Методическое обоснование темы

Методическая разработка урока по изучению темы «Техническое обслуживание системы охлаждения» на ознакомление студентов с неисправностями и проведением технического обслуживания системы охлаждения.

Целью данной работы было выяснение сути неисправностей системы охлаждения.

Методическая разработка содержит методические материалы по теме, в которой рассмотрены следующие вопросы:

  1. Для повторения лекция устройство Системы охлаждения ДВС.
  2. Ход урока здесь приводятся вопросы для повторения.
  3. Техническое обслуживание системы охлаждения.
  4. Неисправности системы охлаждения.
  5. Диагностирование системы охлаждения.

6.Основные   понятия об исправные состояния системы охлаждения, своевременного проведения технического обслуживания и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля

МДК 01.04. Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей, на котором студент получает прочные знания по ТО и РА работе механизмов и систем двигателя автомобиля в исправном состоянии. Изучение данной темы тесно связано с профессиональной деятельностью студентов и в дальнейшем с изучением специальных дисциплин.

Эти материалы могут использоваться как преподавателем для проведения урока, так и студентом для самостоятельного изучения данной темы на уроке или

дистанционно дома.

1.1 Методические рекомендации по проведению урока

 Техническое обслуживание относят к сложным изучаемым курсам, признавая при этом, что именно Техническое обслуживание системы охлаждения своевременного проведения и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в огромной степени зависит надежность работы двигателя, способствуют развитию мышления, который формирует общепрофессиональные навыки.

Данный урок приобретения новых знаний проводится в рамках темы Основные понятия о             проведение технического обслуживания системы охлаждения и выявления неисправностей

Урок имеет основную цель познакомить студентов с проведением технического обслуживания системы охлаждения и выявления неисправностей

              Действительно, для успешного решения указанной цели, требующей понимания проведения ТО, учебные занятия надо проводить таким образом, чтобы студент мог:

-четко сформулировать цель;

-проведения технического обслуживание системы охлаждения;

-выявления неисправностей системы охлаждения;

-методы устранения неисправностей системы охлаждения.

Для достижения поставленных целей урока, урок содержит лекционный материал, тест, плакаты и презентацию по теории, электронный учебник и тесты заданий для самостоятельной работы и домашнее задание.


2 План урока (с технологической картой)

2.1 План урока

Дата урока 20.02.2022год.

Группа   ТОР-19                                                                                                                                                                                      

Предмет: МДК 01.04. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей»                                                            

Специальность: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей                                                                                                                                                        Тема по рабочей программе: Тема 4.2. Технология технического обслуживания и ремонта двигателей автомобилей.                                                                                                                                                           Тема урока: Техническое обслуживание системы охлаждения.                                                                   Тип урока: комбинированный                                                                                                              Форма урока: лекция                                                                                                                                       Цели урока:

Обучающая:

  1. Способствовать осмыслению изученной темы
  2. Ознакомить с основными понятиями по теме
  3. Показать применение темы в практической деятельности

Развивающая:

  1. Развивать умения правильно работать с информацией и выделять главные аспекты
  2. Способствовать развитию познавательной активности обучающихся
  3. Развивать информационные компетенции обучающихся

Воспитательная:

  1. Активизировать умственную работу, умение мыслить критически, углублять знания
  2. Воспитывать у обучающихся интерес к предмету и добросовестное отношение к труду
  3. Воспитывать навыки самоорганизации и самоконтроля

Формируемые ОК и ПК 
ОК 02.        Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 04        Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 09        Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК 1.1        Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей.

ПК1.2. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации.

Оснащение урока: АРМ, презентация, интернет, ПО АСУ   Pro College. электронный учебник, презентация, плакаты, тесты

Междисциплинарные связи: ОП.04. Материаловедение, МДК.01.01. Устройство автомобиля, МДК.01.03. Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей, МДК.04.01. Выполнение работ по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей.

Литература:

  1. Пузанков А.Г.   Автомобили «Устройство автотранспортных средств»/ А.Г. Пузанков. -М.: Академия, 2015. – 560 с.
  2. Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей/В.А. Стуканов. – М.: Инфра-М, 2014. – 368 с.
  3. Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы/ Н.Б. Кириченко. – М.: Академа, 2015. – 210 с.
  4. Епифанов Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта/Л.И. Епифанов Е.А. Епифанова. – М.: Инфра-М, 2014. – 352 с.
  5. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей/ В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин.  – М.: Мастерство, 2015. – 496 с.
  6. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности/ Е.В. Михеева. – М.: Академа, 2014. – 384 с.

Справочники:

  1. Понизовский А.А., Власко Ю.М. Краткий автомобильный справочник – М.: НИИАТ, 2014.
  2. Приходько В.М. Автомобильный справочник – М.: Машиностроение, 2013.
  3. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта – М.: Транспорт, 2015

Дополнительные источники:

  1. Шатров М.Г. Двигатели внутреннего сгорания/М.Г. Шатров. – М.: Высшая школа,2015. – 400 с.
  2. Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы/Л.С. Васильева – М.: Наука-пресс, 2013. – 421 с.

http://www.viamobile.ru/index.php- библиотека автомобилиста

Структура урока:

  1. Организация занятия 1- 2 мин
  2. Сообщение темы, целей и плана урока 2- 3 мин
  3. Последовательное изложение темы 65 -55 мин
  4. Самостоятельная работа решение тест 10мин
  5. Заключение 10-15 мин
  6. Домашнее задание 3-5 мин
  1. Технологическая карта

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Задачи

этапа

Деятельность
преподавателя

Деятельность
обучающихся

Результат

1. Вводная часть

1.1 Организационный момент

Организовать обучающихся к работе

Приветствует и отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к уроку

Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку

Готовность группы к уроку

1.2 Актуализация опорных знаний

Выявление и устранение пробелов в знаниях

Задает вопросы, слушает и комментирует ответы:

1.Для чего служит система охлаждения?

2.Какие системы охлаждения существуют?

3.Из чего состоит система жидкостного охлаждения?

4.Для чего служит и работает радиатор?

5.Объяснить, как устроен и работает термостат.

6. Для чего предназначен и как работает предпусковой подогреватель?

7.Виды технического обслуживания.

Отвечают на вопросы преподавателя, слушают комментарии к ответам и дополнения товарищей

Отвечают на тесты

Пробелы  в знаниях выявлены, проведена работа по их устранению

1.3 Сообщение темы и постановка целей

Поставить четкие цели урока и наметить план их достижения

Сообщает тему и цели урока. Проводит мотивацию, опираясь на  меж предметные связи и необходимость знаний данного материала для изучения  спец предметов.

Слушают тему и цели урока

Группа нацелена  на изучение темы. Обучающиеся мотивированы на учебно-познавательную деятельность.

2. Основная часть

  1. Последовательное изложение темы

Способствовать осмыслению изученной темы

Излагает вопросы темы, используя презентационный материал (АСУ   ProCollege) Контролирует процесс освоения темы обучающимися

Обучающие внимательно слушают преподавателя и работают самостоятельно (выписывают из таблицы неисправности системы охлаждения)

Сформировано понятие  основных неисправностях системы охлаждения

3.Заключительная часть

3.1 Закрепление нового материала

ОК02.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Проверить уровень усвоения темы

Задает вопросы на понимание и закрепление:

 

Отвечают на вопросы

Оценен уровень усвоения материала обучающимися

1.Неисправности системы охлаждения

  1. 2.Работы, выполняемые при ЕО, ТО-1, ТО-2, СО системы охлаждения

Оценивает работу обучающихся

3.2 Подведение итогов урока 

Дать качественную оценку усвоения темы

Оценивает работу обучающихся

Осмысливают свою деятельность на уроке

Подведен итог урока

3.3 Выдача домашнего задания

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Сообщить и разъяснить Неисправности системы охлаждения. Диагностирование системы охлаждения.

Сообщает и объясняет домашнее задание:

  • учить конспект
  •  записать в тетради, работы, проводимые при проведении ТО-2 системы охлаждения
  •   Заполнить таблицу неисправностей системы охлаждения и методы устранения

Записывают  домашнее задание в конспект

Обучающиеся получили домашнее задание

Краткий самоанализ учебного занятия: 

В результате урока студенты имеют возможность повторить и закрепить изученную ранее тему. Повторение проходит в момент выполнения  и совместной проверки теста.

В результате обучающиеся составляют конспект техническое обслуживание системы охлаждения.

В результате урока у обучающихся сформировано понятия о неисправностях и диагностики системы охлаждения и о проведение ЕО,  Т0-1, ТО-2, СО, самостоятельно составляли конспект, решили тест.

  1. Список литературы (источников) для студентов

1.Пузанков А.Г.   Автомобили «Устройство автотранспортных средств»/ А.Г. Пузанков. -М.: Академия, 2015. – 560 с.

2.Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей/В.А. Стуканов. – М.: Инфра-М, 2014. – 368 с.

3.Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы/ Н.Б. Кириченко. – М.: Академа, 2015. – 210 с.

Интернет – ресурсы

http://www.viamobile.ru/index.php-

  1. Список литературы для преподавателей

1.        Пузанков А.Г.   Автомобили «Устройство автотранспортных средств»/ А.Г. Пузанков. -М.: Академия, 2015. – 560 с.

2.        Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей/В.А. Стуканов. – М.: Инфра-М, 2014. – 368 с.

3.        Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы/ Н.Б. Кириченко. – М.: Академа, 2015. – 210 с.

4.        Епифанов Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта/Л.И. Епифанов Е.А. Епифанова. – М.: Инфра-М, 2014. – 352 с.

5.        Карагодин В.И. Ремонт автомобилей/ В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин.  – М.: Мастерство, 2015. – 496 с.

6.        Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности/ Е.В. Михеева. – М.: Академа, 2014. – 384 с.

Справочники:

1.        Понизовский А.А., Власко Ю.М. Краткий автомобильный справочник – М.: НИИАТ, 2014.

2.        Приходько В.М. Автомобильный справочник – М.: Машиностроение, 2013.

3.        Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта – М.: Транспорт, 2015

Дополнительные источники:

1.        Шатров М.Г. Двигатели внутреннего сгорания/М.Г. Шатров. – М.: Высшая школа,2015. – 400 с.

2.        Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы/Л.С. Васильева – М.: Наука-пресс, 2013. – 421 с.

http://www.viamobile.ru/index.php- библиотека автомобилиста

 «Мастер-автомеханик», htpp://avtomeh.panor.ru/;

Приложение Дидактический материал к уроку

Тема 4.2. Технология технического обслуживания и ремонта двигателей автомобилей.

                Лекция 13.  Техническое обслуживание системы охлаждения.

План

1. Повторение устройство системы охлаждения

2. Техническое обслуживание системы охлаждения.

3. Неисправности системы охлаждения.

4. Диагностирование системы охлаждения.

Ход урока

1.Организационный момент

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.1.Приветствует обучающихся

Приветствуют преподавателя.                               Староста докладывает о готовности к уроку

2.Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Деятельность  преподавателя

Деятельность обучающихся

2.1. Сообщение темы урока: «Техническое обслуживание системы охлаждения»

Опрос по пройденному материалу по теме «Устройство системы охлаждения»

1.Для чего служит система охлаждения?

2.Какие системы охлаждения существуют?

3.Из чего состоит система жидкостного охлаждения?

4.Для чего служит и работает радиатор?

5.Объяснить, как устроен и работает термостат.

6. Для чего предназначен и как работает предпусковой подогреватель?

7.Виды технического обслуживания.

Сегодня речь пойдет о техническое обслуживание системы охлаждения (Применение современного оборудования для выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей облегчает и ускоряет многие производственные процессы, но требует от обслуживающего персонала усвоения определённого круга знаний и навыков: устройство автомобиля, основные технологические процессы техобслуживания и ремонта, умение пользоваться современными контрольно-измерительными приборами, инструментами и приспособлениями.) 

От исправного состояния системы охлаждения, своевременного проведения технического обслуживания и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в огромной степени зависит надежность работы двигателя                                                                                                                  

2.2. Объяснение нового материала  

Формирование опорных понятий

1.Техническое обслуживание системы охлаждения.

2. Неисправности системы охлаждения.

3. Диагностирование системы охлаждения.

Работа с книгой по новому материалу                                                   1. Техническое обслуживание системы охлаждения

 При проведении ежедневного обслуживания                                           

ЕО проверяют уровень охлаждающей жидкости и отсутствие подтеканий. По мере необходимости охлаждающую жидкость доливают. В холодное время года в условиях безгаражного хранения автомобилей, при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости, после окончания работы воду сливают.   

При проведении   первого технического    обслуживания                                                               

ТО-1 проверяют герметичность соединений и при необходимости устраняют подтекания, проверяют состояние и натяжение приводных ремней и, если это необходимо, регулируют их натяжение.

При проведении второго технического обслуживании                                                                                         

ТО-2 проверяют крепление и по мере необходимости закрепляют радиатор, жалюзи, ступицу шкива и крыльчатку вентилятора. Проверяют действие жалюзи и паровоздушного клапана пробки радиатора. Проверяют осевое перемещение вала жидкостного насоса и радиальный зазор в его подшипниках, для чего, взявшись за ступицу вентилятора, ее слегка покачивают в продольном и радиальном направлениях. Осевое перемещение и радиальный зазор не допускаются.

 При проведении сезонного   технического обслуживании                                                                                                                                             

СО осматривают герметичность систем охлаждения, отопления и предпускового подогревателя, промывают систему охлаждения, радиатор отопителя кабины и предпусковой подогреватель. Проверяют состояние и действие кранов системы, плотность закрытия и полноту открытия шторок или жалюзи радиатора. При подготовке к зимнему сезону оценивают состояние и надежность крепления утеплительного чехла, состояние и действие предпуско- вого подогревателя.

 2.Неисправности системы охлаждения                                     Неисправности системы охлаждения. При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима. Различают следующие неисправности системы охлаждения:

-неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхности, нарушение герметичности);

-неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметичности, износ);

-неисправности термостата;

-неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода – ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);

-трещины в рубашке охлаждения головки блока или в блоке цилиндров;

-прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности патрубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);

-неисправность датчика температуры;

-неисправность указателя температуры;

-низкий уровень охлаждающей жидкости.

          Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:

-нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлаждающей жидкости, нарушение периодичности ее замены);

-применение некачественных комплектующих;

-предельный срок службы элементов системы;

-неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.

          Возникающие неисправности системы охлаждения могут послужить причинами более серьезных неисправностей. Так, загрязнение наружной поверхности радиатора приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости и дальнейшему перегреву двигателя.

3.Диагностирование системы охлаждения.                               

Первичная диагностика системы охлаждения проводится по внешним признакам. При диагностировании системы охлаждения контролируют герметичность, натяжение ремня привода вентилятора, уровень жидкости в бачке радиатора, действие термостата, а также парового и воздушного клапанов радиатора.

Прибор для проверки герметичности и давления в системе охлаждения: 1 – рас- ширительный бачок; 2 – прибор для проверки герметичности системы охлаждения

 

Отвечают на вопросы

Сообщение студента

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Работа в тетради


                                                             Ответить на тесты по пройденному   материалу                                                                

Тесты

Тесты устройство системы охлаждения

  1. Назовите назначение паровоздушного клапана

Ответы:

а)        повышает температуру кипения охлаждающей жидкости, предохраняет радиатор от сдавливания при разряжении;

б)        понижает температуру кипения охлаждающей жидкости;

в)        предотвращает расплескивание охлаждающей жидкости.

Э т а л о н:

                                                                                    Р = 3

  1. Назовите назначение термостата

Ответы:

а) предотвращает быстрый прогрев двигателя;

б) способствует быстрому прогреву двигателя;

Э т а л о н:

                                                                                   Р = 3

  1. Укажите назначение жалюзи

Ответы:

а) предохраняют радиатор от ударов спереди;

б) придают автомобилю эстетичный вид;

Э т а л о н:

Р = 3

  1. Назовите назначение радиатора двигателя

Ответы: 

а) охлаждает охлаждающую жидкость, выходящую из рубашки охлаждения;

б)        поддерживает в двигателе температуру не выше 70°;

в)        обогревает моторный отсек и салон автомобиля.

Э т а л о н:

Р = 3

  1. Назовите назначение водяного насоса

Ответы: 

а) создает циркуляцию охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения;

    б) создает циркуляцию в радиаторе;

    в) оба ответа правильны;

Э т а л о н:

Р = 3

  1. Назовите назначение вентилятора в системе охлаждения

Ответы:

а)        усиливает поток воздуха, проходящего через радиатор;

б)        направляет в кабину теплый воздух зимой;

в)        направляет поток воздуха из моторного отсека через радиатор наружу.

Э т а л о н:

Р = 3

                                                                 

7. Установите соответствие:

Механизм

Составляющие элементы механизма

1.Радиатор

2.Вентилятор

3.Водяной насос

4.Жалюзи

  5.Пробка радиатора

6.Термостат

а) баллон с церезином, клапан.

б)        вал с двумя подшипниками, корпус, крыльчатка, уплотняющее устройство.

в)        верхний и нижний бачки, сердцевина.

г)        крыльчатка, ступица.

д)        пластины на шарнире, ручка в кабине, тяга.

е)паровой клапан, воздушный клапан.

Эталон:

Р = 6

Сумма Р = 24

Тема 4.2. Технология технического обслуживания и ремонта двигателей автомобилей.

 Лекция 13.  Техническое обслуживание системы охлаждения.

План

1. Техническое обслуживание системы охлаждения

2. Неисправности системы охлаждения

         3. Диагностирование системы охлаждения.

Техническое обслуживание системы охлаждения. При ЕО проверяют уровень охлаждающей жидкости и отсутствие подтеканий. По мере необходимости охлаждающую жидкость доливают. В холодное время года в условиях безгаражного хранения автомобилей, при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости, после окончания работы воду сливают.

При ТО-1 проверяют герметичность соединений и при необходимости устраняют подтекания, проверяют состояние и натяжение приводных ремней и, если это необходимо, регулируют их натяжение.

При ТО-2 проверяют крепление и по мере необходимости закрепляют радиатор, жалюзи, ступицу шкива и крыльчатку вентилятора. Проверяют действие жалюзи и паровоз- душного клапана пробки радиатора. Проверяют осевое перемещение вала жидкостного насо- са и радиальный зазор в его подшипниках, для чего, взявшись за ступицу вентилятора, ее слегка покачивают в продольном и радиальном направлениях. Осевое перемещение и ради- альный зазор не допускаются.

При СО осматривают герметичность систем охлаждения, отопления и предпускового подогревателя, промывают систему охлаждения, радиатор отопителя кабины и предпусковой подогреватель. Проверяют состояние и действие кранов системы, плотность закрытия и пол- ноту открытия шторок или жалюзи радиатора. При подготовке к зимнему сезону оценивают состояние и надежность крепления утеплительного чехла, состояние и действие предпуско- вого подогревателя.

Неисправности системы охлаждения. При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима. Различают следующие неисправности си- стемы охлаждения:

  • неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверх- ности, нарушение герметичности);
  • неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметич- ности, износ);
  • неисправности термостата;
  • неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода – ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);
  • трещины в рубашке охлаждения головки блока или в блоке цилиндров;
  • прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности патрубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);
  • неисправность датчика температуры;
  • неисправность указателя температуры;
  • низкий уровень охлаждающей жидкости.

Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:

  • нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлаждающей жидкости, нарушение периодичности ее замены);
  • применение некачественных комплектующих;
  • предельный срок службы элементов системы;
  • неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.

Возникающие неисправности системы охлаждения могут послужить причинами более серьезных неисправностей. Так, загрязнение наружной поверхности радиатора приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости и дальнейшему перегреву двигателя. Это, в свою очередь, может привести к прогоранию прокладки и короблению головки блока ци- линдров, а также появлению трещин.

Внешние признаки неисправностей системы охлаждения:

  • перегрев двигателя;
  • переохлаждение двигателя;
  • наружная утечка охлаждающей жидкости;
  • внутренняя утечка охлаждающей жидкости.

Для того чтобы не пропустить появляющуюся неисправность, водитель должен си- стематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.

Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.

Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внутренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым нормальное явление.

Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охла- ждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.

Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.

Диагностирование системы охлаждения. Первичная диагностика системы охлаждения проводится по внешним признакам. В таблице 1 представлены основные внешние признаки и соответствующие им неисправности системы охлаждения.

Таблица 1

Основные внешние признаки и соответствующие им неисправности системы охлаждения

Признак

Неисправности

Перегрев двигателя

Низкий уровень охлаждающей жидкости. Ослабление привода водяного насоса.

Нарушение герметичности водяного насоса. Неисправности привода вентилятора.

Неисправности термостата. Засорение сердцевины радиатора.

Загрязнение наружной поверхности радиатора. Засорение патрубков

Переохлаждение двигателя

Неисправность термостата. Неисправность привода вентилятора. Неисправность указателя температуры.

Неисправность датчика температуры

Наружная утечка охлаждающей жидкости

Нарушение герметичности крепления патрубков. Повреждение патрубков.

Нарушение герметичности центробежного насоса. Нарушение герметичности радиатора.

Трещины в рубашке охлаждения.

Прогорание прокладки головки блока цилиндров

Внутренняя утечка охлаждающей жидкости

Трещины в рубашке охлаждения.

Прогорание прокладки головки блока цилиндров

При диагностировании системы охлаждения контролируют герметичность, натяжение ремня привода вентилятора, уровень жидкости в бачке радиатора, действие термостата, а также парового и воздушного клапанов радиатора.

Герметичность системы охлаждения проверяют при внешнем осмотре, однако для обнаружения негерметичности (с подтеканием жидкости во внутренние полости двигателя) применяют опрессовку, используя специальный прибор (например, К-437), с помощью кото- рого оценивают также состояние парового и воздушного клапанов пробки радиатора (рис. 1). Прибор устанавливают на горловину радиатора вместо снятой пробки и насосом прибо- ра создают избыточное давление 0,06…0,07 МПа, не допуская просачивания жидкости из системы. Затем пускают двигатель и устанавливают минимальную частоту вращения колен- чатого вала. При работающем двигателе стрелка манометра не должна колебаться, т.е. дав- ление в системе охлаждения должно быть постоянным. Затем проверяют работу парового и воздушного клапанов пробки радиатора. Номинальные значения давления открытия парово- го и воздушного клапанов пробки радиатора указываются в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Рисунок 1. Прибор для проверки герметичности и давления в системе охлаждения:                              1 – рас- ширительный бачок; 2 – прибор для проверки герметичности системы охлаждения

Существуют также многофункциональные установки для проверки систем охлаждения, позволяющие проверять герметичность и давление в системе охлаждения.

О неисправности жидкостного насоса свидетельствует шум в подшипниках вала крыльчатки и подтекание охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса насоса.

Натяжение ремня привода насоса и вентилятора проверяют при помощи линейки и рейки или специальных линеек-динамометров. Рейку прикладывают к шкивам, между кото- рыми находится проверяемая ветвь ремня. Линейку устанавливают перпендикулярно рейке в ее середине и надавливают ею на ремень с усилием  40  Н  и  определяют  прогиб  ремня (рис. 2). Прогиб ремня сравнивают с требуемым значением (указанном в руководстве по эксплуатации автомобиля).

                                        а                                                         б

Рисунок 2. Привод генератора и жидкостного насоса: а – устройство привода; б – проверка натяжения ремня привода; 1 – гайка крепления генератора к регулировочной планке; 2 – гайка пальца шарнирного крепления генератора; 3 – генератор; 4 – термостат; 5 – жидкостный насос

Эффективность действия радиатора оценивают по перепаду температур в верхнем и нижнем бачках, который должен составлять 8…12 ˚С. Засорение трубок радиатора и образование накипи вызывает отклонение перепада температур от этих значений.

Проверка работы термостата осуществляется при замедленном прогреве двигателя после его пуска или при его перегревании. Если термостат исправен, то во время прогрева двигателя верхний бачок радиатора остается холодным. Его нагрев должен ощущаться тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 70 ˚С (по указателю). Для более точ- ной проверки термостат вынимают, очищают от накипи и помещают в емкость с водой, по- сле чего воду нагревают, контролируя температуру термометром. Моменты начала и полного открытия клапана термостата (определяемые с помощью специального индикатора) должны соответствовать 65…70 ˚С и 80…85 ˚С.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите основные работы, выполняемые при ЕО системы охлаждения.
  2. Перечислите основные работы, выполняемые при ТО-1 системы охлаждения.
  3. Перечислите основные работы, выполняемые при ТО-2 системы охлаждения.
  4. Перечислите основные работы, выполняемые при СО системы охлаждения.
  5. Какие параметры контролируют при диагностировании системы охлаждения?

               

                                          Техническое обслуживание (тесты)

1.Укажите, какие работы проводятся при ЕТО транспортных средств.

Ответы:

а) общий внешний осмотр автомобиля и прицепов;

б) заправка автомобиля топливом, водой, маслом;

в)все перечисленные работы.
Э т а л о н:

Р = 3

2.Укажите, какие основные части автотранспортных средств подлежат ЕТО.

Ответы:

а) кузов;

б) кабина;

в) несущая система;

г) салоны автобусов;

д) прицепные устройства;

е)все перечисленные.
Э т а л о н:

Р = 6

3. Назовите задачу, которую ставит перед собой диагностирование автомобиля.

Ответы:

а) определение неисправностей в системах автомобиля;

б)        определение технического состояния автомобиля или агрегата для прогнозирования ресурса дальнейшей работы;

в) тщательное исследование технического состояния автомобиля перед ремонтом.

 Э т а л о н:

Р = 3

4.Перечислите параметры, упитывающиеся при составлении графика проведения ТО-1 и ТО-2 автомобиля.

Ответы:

а) дорожные условия эксплуатации;

б) пробег автомобиля;

в) марка автомобиля;

г) класс водителя;

д)все перечисленные показатели.
Э т а л о н:

                                                                              Р = 5

5.Перечислите условия эксплуатации, при которых уменьшается пробег автомобиля
между ТО-1 и ТО-2.

Ответы:

а) эксплуатация автомобиля длительное время;

б) плохие дорожные условия;

в)увеличение межремонтных пробегов.
Э т а л о н:                                                                                                  

Р = 3  

Сумма Р = 20

Презентация

 

                 

         

 

 

        

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ

(Повторение)

1.Назовите назначение паровоздушного клапана

Ответы:

а)        повышает температуру кипения охлаждающей жидкости, предохраняет радиатор от сдавливания при разряжении;

б)        понижает температуру кипения охлаждающей жидкости;

в)        предотвращает расплескивание охлаждающей жидкости.

Э т а л о н: а, в.

Р = 3

2.Назовите назначение термостата

Ответы:

а) предотвращает быстрый прогрев двигателя;

б)        способствует быстрому прогреву двигателя;

Э т а л о н: б

                                                                            Р = 3

3.Укажите назначение жалюзи

Ответы:

а) предохраняют радиатор от ударов спереди;

б)придают автомобилю эстетичный вид;

Э т а л о н: в.

Р = 3

4.Назовите назначение радиатора двигателя

Ответы: 

а) охлаждает охлаждающую жидкость, выходящую из рубашки охлаждения;

б) поддерживает в двигателе температуру не выше 70°;

в) обогревает моторный отсек и салон автомобиля.

Э т а л о н: а.

Р = 3

5.Назовите назначение водяного насоса

Ответы: 

а) создает циркуляцию охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения;

б) создает циркуляцию в радиаторе;

в) оба ответа правильны;

Э т а л о н: в.

Р = 3

6.Назовите назначение вентилятора в системе охлаждения

Ответы:

а)        усиливает поток воздуха, проходящего через радиатор;

б)        направляет в кабину теплый воздух зимой;

в)        направляет поток воздуха из моторного отсека через радиатор наружу.                                                   Э т а л о н: а.

                                                                      Р = 3

7. Установите соответствие:

Механизм

Составляющие элементы механизма

1.Радиатор

2.Вентилятор

3.Водяной насос

4.Жалюзи

 5.Пробка радиатора

6.Термостат

 а) баллон с церезином, клапан.

  б) вал с двумя подшипниками, корпус, крыльчатка, уплотняющее устройство.

 в) верхний и нижний бачки, сердцевина.

 г) крыльчатка, ступица.

 д) пластины на шарнире, ручка в кабине, тяга.

 е)паровой клапан, воздушный клапан.

Эталон: 1 в, 2г, 36, 4д, 5е, 6а.

                                                                      Р = 6

                                                                      Р=24

                          Техническое обслуживание (тесты)

1.Укажите, какие работы проводятся при ЕТО транспортных средств.

Ответы:

а)        общий внешний осмотр автомобиля и прицепов;

б)        заправка автомобиля топливом, водой, маслом;

в)        все перечисленные работы.
Э т а л о н: в.

                                                                    Р = 3

2.Укажите, какие основные части автотранспортных средств подлежат ЕТО.

Ответы:

а) кузов;

б) кабина;

в) несущая система;

г) салоны автобусов;

д) прицепные устройства;

е)все перечисленные.
Э т а л о н: е.

                                                                                 Р = 6

3. Назовите задачу, которую ставит перед собой диагностирование автомобиля.

Ответы:

а)        определение неисправностей в системах автомобиля;

б)        определение технического состояния автомобиля или агрегата для прогнозирования ресурса дальнейшей работы;

в)        тщательное исследование технического состояния автомобиля перед ремонтом.

 Э т а л о н: б.

Р = 3

4.Перечислите параметры, учитывающийся при составлении графика проведения ТО-1 и ТО-2 автомобиля.

Ответы:

а) дорожные условия эксплуатации;

б) пробег автомобиля;

в) марка автомобиля;

г) класс водителя;

д) все перечисленные показатели.
Э т а л о н: а, б, в.

                                                                       Р = 5

5.Перечислите условия эксплуатации, при которых уменьшается пробег автомобиля
между ТО-1 и ТО-2.

Ответы:

а) эксплуатация автомобиля длительное время;

бплохие дорожные условия;

в) увеличение межремонтных пробегов.
Э т а л о н: б                                                                                                  

Р = 3

Сумма Р = 20

Домашнее задание

1. Составить конспект в тетради, работы, проводимые работы при проведении ТО-2 системы охлаждения

2. Заполнить таблицу неисправность, причины возникновения и методы устранения системы охлаждения

Таблица 1

Неисправность

Причины возникновения

Методы устранения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» тема: «Внутреннее устройство системного блока компьютера» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» предназначена для проведения урока «Внутреннее устройство системного блока компьютера». В данной разработке раскрывают...

Методическая разработка урока ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Тема урока: «Сцепление».

Методическая разработка урокаПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание иремонт автомобилей. Тема урока: «Сцепление»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ "Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ "Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления» по профессии 23.01.03 Автомеханик...

Учебно методический комплект по ПМ 01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочие программы по дисциплине, учебным и производственным практикам....

Методическая разработка урока учебной практики Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля

Методическая характеристика урока МетодМетодический приемСредства обученияМетоды стимулирования и мотивации интереса к учениюСоздание проблемной ситуации, познавательной новизны, способствующей ф...