Общая биология для СПО
рабочая программа по теме

Бондарева Галина Анатольевна

Сегодня актуально при работе со студентами на занятиях начиная с первого курса четко следовать освоению ПК и ОК в соответствии с ФГОС. Специалист лесного хозяйства должен ориентироваться в биологических вопросах общего плана и специальных. Рабочая программа предусматривает четкое выполнение ФГОС и позволяет студенту подготовиться к изучению специальных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya.doc621.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Министерство  образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Апшеронский лесхоз-техникум» Краснодарского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДп.12 Биология

Специальность 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство

2013


Одобрена:                                                                                                       Утверждаю:                                                                  

Цикловой методической комиссией                                                            Заместитель директора                                              

общеобразовательных дисциплин,                                          по учебной работе

ОГСЭ и ЕН                                                                   ___________О.В.Марченкова                                                                                                                      

протокол №___   от________  2013г.                                                           «03»   июля  2013г.

Председатель:

_________________ Яценко М. М.  

Рабочая программа учебной дисциплины ОДб.12 Биология   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах образовательной программы  250110 Лесное и лесопарковое хозяйство (утв. приказом  Министерства образования и науки РФ N 677 от 22.06.2010г.,  с учетом естественнонаучного профиля получаемого профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины Биология для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10 апреля 2008г.

Организация-разработчик:   ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум» КК

 

Разработчик:

Бондарева Г.А., преподаватель ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум» КК

Марченкова О.В.  заместитель директора по учебной работе ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум» КК

Рецензенты:

Иванченко Е.В. преподаватель ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум» КК

Сергеева В.В. биолог, профессор кафедры биологии и экологии КУБГУ

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДб.12  Биология

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины – является частью среднего (полного) общего образования в пределах основной образовательной программы СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования.

                                

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОДб.12 Биология входит в цикл профильных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

     максимальной учебной нагрузки обучающегося  220 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  147 часов;

самостоятельной работы обучающегося 73 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

220

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:

     лабораторные  работы

17

     практические занятия

8

     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

73

в том числе:

выполнение домашнего задания;

выполнение рефератов, докладов, сообщений;

подготовка тестовых заданий;

подготовка к лабораторным и практическим работам.

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

0

Итоговая аттестация в форме                                                           Экзамена

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОДб.12 Биология

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала

2

1

История развития науки биологии

1

Терминология

1

Признаки живых организмов

1

Методы изучения биологии

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия 

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

5

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Внеаудиторная самостоятельная  работа:

Рефераты

  1. Развитие биологии в X-IX веках.
  2. Значение биологии в современном мире.

Доклады

  1. Роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Сообщения

1. Достижения биологии сегодня.

2. Методы организации жизни

Раздел 1.
Учение о клетке

48

Тема 1.1.
Химическая  организация  клетки


Содержание учебного материала

  6

1

История цитологии

1

Клеточная теория

1

Органические  и  неорганические  вещества  клетки

1

2

Общая характеристика органических веществ.

1

Функции  белков,  липидов, углеводов   в  клетке

1

Строение и биосинтез белка

1

3

Реализация наследственной информации в клетке

1

Нуклеиновые  кислоты: ДНК, РНК. Репликация ДНК.

1

Роль  нуклеиновых  кислот  в  клетке. АТФ.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Подготовка к практическим,  лабораторным  работам,  подбор необходимой информации, оформление практических, лабораторных работ, подготовка к их защите.

Внеаудиторная самостоятельная  работа:

Доклады

  1. История изучения клетки

Сообщения

  1. Достижения цитологии.

Составление кроссвордов по изучаемой теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Тема 1.2.

Строение  и функции клетки

Содержание учебного материала

  12

1

Эукариотическая клетка

6

1

Цитоплазма  и  клеточная  мембрана.  

1

Органоиды  клетки, их строение.  

2

2

Особенности   строения  растительной   клетки  

2

Особенности строения животной клетки.

2

Виды растительных и животных клеток

1

3

Неклеточные  формы  жизни. Вирусы.

1

Виды вирусов.

1

Последствия вирусных заболеваний.

1

Борьба с вирусными заболеваниями,  профилактика.

1

Лабораторные работы

6

1

Наблюдение клеток растений,  животных на готовых микропрепаратах

2

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

3

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

8














Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Подготовка к практическим,  лабораторным  работам,  подбор необходимой информации, оформление практических, лабораторных работ, подготовка к их защите

Внеаудиторная самостоятельная  работа:

Сообщения:

  1. Виды вирусов
  2. Вирусные заболевания
  3. Вирусология, развитие и становление.

Рефераты:

  1.     Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
  2. Клетки эукариоты.
  3.  Клетки прокариоты.
  4. Бактерии и их разновидности.
  5. Клетки, их многообразие в многоклеточном организме.

Составление кроссвордов по изучаемо теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

1

Бактерии. Бактериальные заболевания, их профилактика.

Тема 1.3.
Обмен  веществ  и превращение  энергии  в  клетке

Содержание учебного материала

  4

1

Пластический  обмен.  

1

Этапы пластического обмена

1

Энергетический   обмен

1

2

Фотосинтез.

1

Этапы процесса фотосинтеза

1

Биологическая   сущность  фотосинтеза

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

8

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Подготовка к практическим,  лабораторным  работам,  подбор необходимой информации, оформление практических, лабораторных работ, подготовка к их защите

Внеаудиторная самостоятельная  работа:

Сообщения:

  1. Хемосинтез.

Доклады:

  1. Роль растений в биосфере.
  2. Растительный мир Кубани.

Составление кроссвордов по изучаемо теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

1

Автотрофные  и гетеротрофные  организмы

2

Практические доказательства образования органических веществ в растении  путем фотосинтеза

3

Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

4

Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.

Тема 1.4

Деление клетки


Содержание учебного материала

 4

1

Жизненный  цикл  клетки.  

1

Этапы развития клетки в организме

1

Митоз.  Амитоз.  Цитокинез.    

1

2

Бесполое  и половое  размножение.

1

Виды вегетативного размножения

1

Мейоз

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Подготовка к практическим,  лабораторным  работам,  подбор необходимой информации, оформление практических, лабораторных работ, подготовка к их защите

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

  1. Доказательства разной интенсивности метаболизма   в разных условиях у растений и животных.

Составление кроссвордов по изучаемо теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Раздел 2.

Организм.  Размножение  и индивидуальное  развитие  организмов

21

Тема 2.1.

Размножение  и индивидуальное  развитие   организмов

Содержание учебного материала

 14

1

Образование  половых  клеток  

12

1

Виды оплодотворения в живом мире

1

Оплодотворение

1

2

Влияние факторов окружающей среды на онтогенез

2

Индивидуальное  развитие  организма

1

Эмбриональный этап онтогенеза.

2

3

Основные стадии эмбрионального развития.

2

Преобразования, происходящие на стадии эмбрионального развития разных живых организмов.

1

Постэмбриональное развитие

1

4

Органогенез.

1

Влияние  факторов внешней среды на процесс органогенеза.

1

Партеногенез  и гиногенез  у  позвоночных  животных  

2

5

Биологическое  значение партеногенеза.

1

Использование  современной медицины в решении проблем онтогенеза человека.

1

Причины нарушения развития организмов

1

6

Индивидуальное развитие человека

2

Опасность вредных привычек, для последующих поколений

1

Репродуктивное здоровье

1

Лабораторные работы

2

4

Выявление  сходства  зародышей  человека  и других  позвоночных  

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Подготовка к практическим,  лабораторным  работам,  подбор необходимой информации, оформление практических, лабораторных работ, подготовка к их защите. Подготовка к контрольной работе.

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Рефераты:

  1. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
  2. Половое размножение и его биологическое значение.

Сообщения:

  1. Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

7

1

Влияние вредных привычек на репродуктивное здоровье человека

2

Здоровый образ жизни, как результат успешного развития человека и общества в целом.

3

Чередование  полового  и бесполого  размножения  в  жизненных   циклах  хвощей, папоротников,  простейших. Биологическое  значение  чередования  поколений.

Раздел 3.

Основы   генетики  и селекции  

52

Тема 3.1.

Закономерности  наследственности

Содержание учебного материала

  12

1

Основы генетики

8

1

Генетическая терминология и символика

1

Применение генетики в жизни человечества.

1

2

Г. Мендель основоположник генетики.

2

Законы  Менделя

1

Хромосомная  теория Т. Моргана  

2

3

Сцепленное   наследование

1

Влияние сцепления генов на наследование рецессивных признаков.

1

 Генетика  пола.

1

4

Сцепленное  с  полом  наследование

1

Сцепленное с полом наследование заболеваний, меры борьбы с ними.

1

Взаимодействие  генов

2

Лабораторные работы

0

Практические занятия

4

1

Составление  схем  моногибридного  и дигибридного  скрещивания

2

Решение  генетических  задач  

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Подготовка к практическим,  лабораторным  работам,  подбор необходимой информации, оформление практических, лабораторных работ, подготовка к их защите.

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Доклады:

  1. Становление генетики
  2. Генетика  на рубеже  IX-XX веков.
  3. Современные ученые генетики мира.

Сообщения:

  1. Современные ученые генетики России.
  2. Мировые достижения генетики.

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

7

1

Жизнь и труды Г. Менделя

2

Наследственные болезни человека и их профилактика.

3

Генная инженерия.

Тема 3.2.

Закономерности  изменчивости

Содержание учебного материала

  12

1

Наследственная  изменчивость

10

1

Влияние наследственности на последующие поколения.

1

Ненаследственная изменчивость

2

2

Генетика  человека  и медицина

1

Современные медицинские методы изучения генетических отклонений человека

1

Генетика и медицина

1

3

Материальные  основы  наследственности  

2

Сходства и отличия наследственности и изменчивости в природе.

1

Материальные  основы  изменчивости

2

4

Генетика  и эволюционная  теория.

1

Клонирование в генетике.

1

Генетика  популяций.

1

5

Мутации и их виды

1

Частота и причины мутаций

1

Последствия мутаций для живого организма

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

2

3

Анализ фенотипической изменчивости

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Подготовка к практическим,  лабораторным  работам,  подбор необходимой информации, оформление практических, лабораторных работ, подготовка к их защите.

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

  1.  Генетические заболевания человека, методы борьбы с ними.
  2. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

3

1

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Тема 3.3.

Основы  селекции

Содержание учебного материала

 13

1

Развитие  науки селекции

11

1

История развития науки в России

1

Начальные этапы селекции

1

2

Методы  современной  селекции

1

Применение методов селекции растений в растениеводстве.

1

Селекция растений

1

3

Селекция  животных

1

Применение методов селекции в животноводстве, достижения.

1

Современные достижения  селекции  

2

4

Селекция микроорганизмов, ее применение

1

Положительные и отрицательные стороны использования селекции микроорганизмов

1

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

1

5

Мутагены, их виды.

2

Использование мутагенов в растениеводстве и животноводстве.

1

Последствия воздействия мутагенов

2

Лабораторные работы

2

5

Выявление мутагенов, их влияние на организм

Практические занятия

0

Контрольная  работа по разделам 2, 3.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

  1.  Современные достижения селекции.

Доклады:

  1.  Центры многообразия и происхождения культурных растений.
  2. Центры многообразия и происхождения домашних животных.

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

5

1

История происхождения отдельных сортов культурных растений.

2

Значение изучения предковых форм для современной селекции.

Раздел 4.

Эволюционное  учение

40

Тема 4.1.

Общая   характеристика  биологии  в  до дарвиновский  период    

Содержание учебного материала

 1

1

История развития эволюционных идей

1

Синтетическая теория эволюции

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

1. Современный взгляд на  эволюционное учение.

Доклады:

  1. «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
  2. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

5

1

Предшественники  дарвинизма  

2

Теории возникновения жизни на земле

Тема 4.2.

Эволюционное  учение  Ч. Дарвина

Содержание учебного материала

 2

1

Эволюционное  учение  Ч. Дарвина

1

Ученые первопроходцы: К. Линей, Ж.Б. Ламарк

1

Современные представления о видообразовании

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

  1. Движение «дарвинизма».
  2. К. Линей в развитии эволюционных идей

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

2

1

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

Тема 4.3.

Микроэволюция

Содержание учебного материала

 6

1

Вид. Критерии вида.  

4

2

Существование вида в реальных условиях

1

Популяция, как структурная единица вида и эволюции

1

2

Концепция  вида

1

Факторы эволюции

1

Учение  о естественном  отборе. Механизмы  эволюции

1

Лабораторные работы

2

6

Описание особей одного вида по морфологическому критерию

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

1. Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

2

1

Адаптивная радиация  организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора

Тема 4.4.

Естественный  отбор  в  природных  популяциях

Содержание учебного материала

   8

1

Возникновение  приспособлений

6

2

Относительность пользы приспособлений живых организмов и растений

1

Виды приспособленности к окружающей среде

2

2

Движущие силы эволюции

1

Исследования эволюционного процесса – сегодня

1

Изменчивость организмов

2

3

Причины вымирания видов

1

Антропогенное влияние на биосферу положительное и отрицательное

1

Сохранение биологического многообразия

1

Лабораторные работы

2

7

Приспособляемость организмов  к  среде  обитания

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Подготовка к практическим,  лабораторным  работам,  подбор необходимой информации, оформление практических, лабораторных работ, подготовка к их защите.

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

  1.  Приспособления земноводных к окружающей среде.
  2. Приспособления норных животных к  окружающей среде.
  3.  Приспособления растений  к  окружающей среде

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

4

Тема 4.5.

Макроэволюция

Содержание учебного материала

  8

1

Доказательства  эволюции

1

Палеонтологические исследования.

1

Данные эмбриологии

1

2

Основные  направления  эволюционного  процесса

1

Прогнозирование результата  эволюционного процесса

1

Прогресс, регресс в эволюции

1

3

Развитие  органического мира

1

Историческое становление видов на земле

1

Эры и их животный мир

1

4

Ароморфозы у растений.

1

Положительные и отрицательные стороны приспособлений животных и растений к окружающей среде.

1

Идиоадаптации  у насекомых.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

  1. Современные представления о зарождении жизни
  2. Ранние этапы развития жизни на Земле.

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

2

Раздел 5. История развития жизни на земле

16

Тема 5.1

Происхождение  и начальные  этапы  развития  жизни  на Земле

Содержание учебного материала

1

Многообразие  живого мира

  4

1

Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития.

1

Животный мир Кубани

1

2

Возникновение жизни на Земле – гипотезы  

2

Синтетическая теория эволюции

1

Современная теория возникновения жизни на Земле

2

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

  1. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
  2. Современные представления о происхождении птиц и зверей.
  3. Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

2

Тема 5.2

Происхождение  человека

Содержание учебного материала

 8

1

Доказательства  родства  человека  и  животных  

6

2

Эволюция человека

1

Рудименты и атавизмы

1

2

Гипотезы происхождения человека

2

Краткая история развития органического мира.

1

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

Основные этапы эволюции  человека

2

3

Расы  человека

1

Географическое влияние на происхождение рас человека

1

Единство происхождения человеческих рас

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

2

4

Анализ  и оценка  различных  гипотез  происхождения  жизни  

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Подготовка к практическим,  лабораторным  работам,  подбор необходимой информации, оформление практических, лабораторных работ, подготовка к их защите.

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

  1. Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
  2. Современный этап развития человечества. 

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

2

1

Человеческие расы. Опасность расизма.

Раздел 6.

Основы  экологии

32

Тема 6.1

Экология – наука  о  взаимоотношениях организмов, видов  и сообществ  с  окружающей  средой

Содержание учебного материала

 12

1

Абиотические  факторы.

1

Взаимосвязи живой и неживой природы

1

Биотические  факторы

1

2

Виды биогеоценозов

1

Причины и следствия  смены биогеоценозов Кубани

1

Изменения  в биогеоценозах

1

3

Экскурсия.  Виды биогеоценозов.

2

Экскурсия.  Виды биогеоценозов.

2

Биогеоценозы Апшеронского района.

1

4

Виды и пространственная структура экосистем

1

Влияние на смены экосистем различных факторов.

1

Круговорот веществ и превращение энергии в  экосистеме

1

5

Регуляция  численности  популяций

1

Конкуренция,  симбиоз, паразитизм

1

Сукцессии

1

6

Пищевые связи

1

Рациональное использование искусственных сообществ на благо человечеству

1

Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.  

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

  1. Сукцессии и их формы.
  2. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
  3. Принципы  и закономерности развития жизни на Земле.

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

2

1

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

Тема 6.2

Биосфера  и человек

Содержание учебного материала

  17

1

Учение  В.И.Вернадского  о биосфере

14

1

Круговорот важнейших элементов в биосфере

1

Роль живых организмов в биосфере

1

2

Биомасса земли

2

Ноосфера

1

Причины  и границы  устойчивости  биосферы  

1

3

Взаимосвязь  природы  и общества.

1

Изменения в биосфере

1

Антропогенное  воздействие  на  природу

2

4

Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы местности.

2

Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы местности.

2

Антропогенное влияние на формирование экосистемы местности, последствия

1

5

Биоценозы и их соподчиненность

1

Биосфера, как глобальная система

1

Влияние на биосферу деятельности лесохозяйственной отрасли

1

6

Особо охраняемые природные территории России.

1

Природоохранное законодательство России

1

Экологические проблемы современности

2

7

Способы решения экологических задач

1

Проблемы сегодняшнего дня, пути решения.

1

Лабораторные работы

3

8

 Описание антропогенных  изменений природных ландшафтов

Практические занятия

0

Контрольная  работа по разделам 4, 5, 6.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).  Оформление отчета по экскурсии.

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

  1. Воздействие  человека  на  природу  на  различных  этапах  развития  человеческого  общества
  2. Устойчивое  развитие  природы  и общества

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

Подбор материала для исследовательских целей.

1

1

Видовое  и экологическое  разнообразие  биоценоза  как  основа  его  устойчивости

Раздел 7.

Бионика

 

4

Тема 7.1.

Бионика

Содержание учебного материала

  2

1

История  становления  науки.

1

Результаты  научных  изысканий. Применение бионики в жизни.

1

Бионика и медицина.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашние задания:

Систематическая  проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, составление биологического словаря и работа с ним).  

Внеаудиторная самостоятельна  работа:

Сообщения:

  1. Аэродинамические  и гидродинамические  устройства  в  живой  природе  и в технике
  2. Использование  складчатых  и трубчатых  структур  в  природе  и в технике

Составление кроссвордов по изучаемой  теме.

Составление тестов по изучаемой теме.

Составление презентаций по теме.

2

1

Бионика – как одно  из  направлений  биологии  и кибернетики

2

Особенности  морфофизиологической  организации  живых  организмов  и  их  использование  для  создания  технических  систем

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

0

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

0

Всего:

220

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

12  ученических парт

1 стол преподавателя

1 стул для преподавателя

УМК по дисциплине «Биология»

Методические разработки по дисциплине «Биология»

Методическая разработка открытого урока по ОДп.12 Биология, специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство». Тема: «Хромосомная теория Т. Моргана».

Литература:

Для обучающихся:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Для преподавателя:

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.      – М., 2006.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

Технические средства обучения:

Видеомагнитофон (или видеоплейер)

Компьютер мультимедийный

Телевизор

Экранно-звуковые пособия  

Фрагментарный  видеофильм по обмену веществ у растений и животных

Фрагментарный видеофильм  по генетике

Фрагментарный видеофильм  по эволюции живых организмов

Фрагментарный видеофильм об  охране природы в России                                                                        

Фрагментарный видеофильм по гигиене  человека

Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи

Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам

Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов

Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни  на Земле

Транспаранты

Цитогенетические процессы и их использование человеком (биосинтез белка, деление клетки, гаметогенез, клонирование иммунитет человека, фотосинтез и др.)

Набор по основам экологии

Рефлекторные дуги рефлексов

Строение и размножение вирусов

Структура органоидов клетки

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Весы аналитические

Весы учебные с разновесами

Комплект  для экологических исследований

Комплект  посуды и принадлежностей для проведения  лабораторных работ

Лупа бинокулярная-10 шт.

Лупа ручная-20 шт.

Микроскоп лабораторный-20 шт.

Цифровой микроскоп или микрофотонасадка -1 шт.

Реактивы и материалы

Комплект реактивов для профильного уровня

Модели

Набор «Происхождение  человека»

Дезоксирибонуклеиновая  кислота

Модели-аппликации (для работы на магнитной доске)

Генетик  Генетика человека

Круговорот биогенных элементов

Митоз и мейоз клетки

Основные генетические законы

Размножение различных групп растений (набор)

Строение клеток растений и животных

Типичные биоценозы

Эволюция растений и животных

Муляжи

Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений

Натуральные объекты

Гербарии,  иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

Микропрепараты

Набор микропрепаратов по общей биологии (проф.)

Коллекции

Ископаемые растения и животные

Морфо-экологические адаптации организмов  к среде обитания (форма, окраска и пр.)

Печатные пособия

Таблицы:

Биотехнология

Генетика

Единицы измерений, используемых в биологии

Основы экологии

Портреты ученых биологов

Правила поведения в учебном кабинете

Правила поведения на экскурсии        

Строение, размножение и разнообразие животных

Строение, размножение и разнообразие растений

Схема строения  клеток живых организмов

Уровни организации живой природы

Карты

Биосферные заповедники и национальные парки мира

Заповедники и заказники России

Население и урбанизация мира

Природные зоны  России

Центры происхождения культурных растений и домашних животных

Информационно-коммуникационные  средства

Мультимедийные обучающие программы  (обучающие, треннинговые,  контролирующие) по всем разделам  курса биологии

Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии

Электронные базы данных по всем разделам курса биологии

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. Переиздано – М., 2011.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. Переиздано – М., 2011.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. Переиздано – М., 2012.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. Переиздано– М., 2012.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. Переиздано – М., 2012.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов.  Переиздано– М., 2010.

Дополнительные источники:

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.    Переиздано  – М., 2010.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. Переиздано – М., 2010.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. Переиздано – М., 2010.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты освоения

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания;

№ задания

Уметь:

объяснять  роль  биологии  в  формировании  научного  мировоззрения

Знать:

основные   признаки  живого;

 - уровни  организации  жизни;

 - методы  изучения  биологии

Объяснение роли биологии в соответствии  с научном мировоззрении.

Обоснованность выбора мировоззрения в соответствии с научными изысканиями сегодняшнего дня

Распознание методов изучения биологии в соответствии с новшествами в науке на сегодняшний день

Теоретическое устный опрос

Устный опрос

Устный опрос

Уметь:

объяснять  единство  живой  и  неживой  природы;

- сравнивать  биологические  объекты: химический  состав   тел  живой  и неживой  природы

Знать:

клеточную  теорию;

- строение  растительной  и животной  клеток;

- биологическую  терминологию  и  символику;

- сущность круговорота  веществ  и превращение  энергии  в  клетке

Объяснение единства живой и неживой природы, в соответствии с химическим строением клеток растений и животных.

Распознание клеток растений и животных в соответствии с их физиологией.

Объяснение круговорота веществ

в природе в соответствии с законами биологии

Устный опрос

Лабораторное

занятие№1

Лабораторное

занятие №2

Устный опрос

Лабораторное

занятие №3

Устный опрос

Уметь:

сравнивать  зародышей  человека  и других  животных  и делать  выводы  и обобщения  на      основе  сравнения  и анализа  объяснять  отрицательное  влияние  алкоголя, никотина, наркотических   веществ  на эмбриональное  и  постэмбриональное  развитие

Знать:

биологическую  сущность  мейоза;

- сущность  биологических  процессов: размножения, оплодотворения

Распознавание зародышей разных биологических видов в соответствии с видовыми таблицами строения эмбрионов.

 Объяснение возникновения патологий в  результате воздействия различных  отрицательных факторов, в соответствии с видовыми таблицами строения эмбрионов.

Объяснение различий процессов  митоза и мейоза в соответствии с учебными таблицами деления клеток

Устный опрос,

Контрольная работа№1

Лабораторное занятие №4

Устный опрос

Устный опрос

Уметь:

решать  задачи  по  генетике;

-  описывать  особенности  видов  по  морфологическому  критерию;

-  составлять  элементарные  схемы  скрещивания;

-объяснять  нарушения  в  развитии  организмов,  мутации  и  их  значение  в  возникновении  наследственных  заболеваний

Знать:

законы Менделя, закономерности  изменчивости  и наследственности;

- терминологию  и  символику

Объяснение, составление схем скрещивания, возникновение мутаций в соответствии с основными законами генетики, законами  Г. Менделя о моногибридном и полигибридном скрещивании.

Объяснение решения задач по генетике в соответствии с законами Г.Менделя

Объяснение наследования и изменчивости в соответствии с законами генетики

Практическое занятие № 1

Контрольная работа №1

Практическое занятие №  2

Устный опрос

Устный опрос

Лабораторное занятие №5  

Контрольная работа №1

Уметь

объяснять  вклад  биологических  теорий  в  формирование  современной  естественнонаучной  картины  мира, объяснять  причины  и факторы  эволюции,  изменяемость  видов

Знать:

основные  положения  эволюционного  учения;

- сущность  действия  искусственного  и естественного  отбора, формирование  приспособленности;

- вклад  выдающихся  ученых  в  развитие  эволюционного  учения

Обоснование биологических  теорий формирования современной картины мира, в соответствии с современной картиной мировоззрения

Объяснение эволюционных процессов, в соответствии с  современными научными  постулатами.

Объяснение действия естественного отбора в природе в соответствии с законами биологии

Устный опрос

Контрольная работа №2

Лабораторное занятие №6

Устный опрос

Устный опрос

Лабораторное занятие №7

Контрольная работа №2

меть:

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности происхождения жизни и человека

Знать:

Происхождение видов;

Основные этапы возникновения жизни на Земле;

Значение для развития жизни на Земле, возникновение фотосинтеза

Обоснование гипотез происхождения человека, в соответствии с современными научными воззрениями и палеонтологическими доказательствами

Объяснение процесса фотосинтеза в соответствии с химическими и биологическими закономерностями

Объяснение гипотез происхождения жизни на земле в соответствии с новейшими научными изысканиями в биологии

Устный  опрос

Контрольная работа №2

Устный  опрос

Устный  опрос

Уметь:

объяснять  влияние  экологических  факторов  на  живые организмы;

- объяснять  взаимосвязи  и взаимодействие  организмов  и окружающей  среды;

- объяснять  устойчивость, развитие  и  смены  экосистем;

- объяснять  необходимость  сохранения  многообразия  видов;

- изучать изменения  в  экосистемах  на  биологических  моделях;

Знать:

учение В.И. Вернадского  о  биосфере;

- структуры  вида  и экосистем;

- сущность биологических  процессов  в  экосистемах  и биосфере

Объяснять взаимосвязи  организмов с окружающей средой, устойчивость экосистем и их изменяемость, в  соответствии с учением Вернадского

Объяснять многообразие существования видов на земле в соответствии с общей биологической систематикой живых организмов.

Объяснять причины возникновения «ноосферы»  в соответствии с учением Вернадского

Устный опрос

Контрольная работа

Устный опрос

Лабораторное занятие №8

Устный опрос

Контрольная работа №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытые тесты по Общей биологии

Тесты на моногибридное скрещивание по разделу "генетика"....

Конспекты по предмету общая биология

Конспекты по предмету общая биология...

Практические работы по предмету общая биология

Практические работы по предмету общая биология...

Оценочные средства к курсу "Общая биология"

Задания различного уровня сложности...

Контрольно-измерительный материал Раздел «Общая биология» Тема «Основы цитологии. Химическая организация клетки»

Повышению эффективности контроля знаний способствует использование различных видов заданий-измерителей: с выбором одного правильного ответа из нескольких, со свободным ответом, практическ...

Итоговая работа по "Общей биологии"

Заданиядля дифференцированного зачета по биологии в СПО (1 курс). Для  общеобразовательных дисциплин (биология)....

Изобразительные средства наглядности в курсе общей биологии. Тема "Генетика"

Изобразительные стредства наглядности повышают интерес обучающихся, способствуюет культурологическому воспитанию, что важно для учащихся творческих профессий....