Методическая разработка "Кружок технического творчества "Железный дровосек"
методическая разработка на тему
Большую роль в формировании личности подростков, адаптации их в современных социальных условиях играют занятия в кружках технического творчества. Все блага цивилизации – это результат технического творчества, умения и навыков, приобретенных в процессе обучения. Начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан творческим людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека. В последние годы, с оживлением экономики, требуется все больше и больше грамотных инженеров, особенно в области высоких технологий, однако среди молодежи престиж инженерных профессий падает.
Объединения технического и гуманитарного творчества – это именно та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности. Занимаясь на современном оборудовании, таком как симулятор лесозаготовительной машины», подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель близкой к реальной работе студент превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение на пути к успеху.
Развитие технических способностей и практических навыков студентов является важнейшим психологическим условием овладения не только глубокими знаниями, но и способами их добывания. Умения работать руками, инструментом, на станках, достигать требуемого качества сопутствуют всей жизни каждого «кружковца» и обеспечивают устойчивый интерес к технике, стремление изобретать и совершенствовать всевозможные устройства. Обучение в кружке «Железный дровосек» дает еще один важный эффект – это сокращение времени становления специалиста, и, следовательно, продление времени продуктивной работы.
Кроме формирования специальных компетентностей в области деятельности, занятия в кружке дают студентам возможность развить познавательную, информационную, коммуникативную, социальную и организаторскую компетентность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЫКТЫВКАРСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
( ГПОУ «САТ»)
«Утверждаю»______________
Зам. директора ______
_______________Ф.И.О
«___»________20___ г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«Железный дровосек»
Сыктывкар, 2016 г
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы кружка технического творчеств «Железный дровосек»
- Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
- Тематический план работы кружка
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Пояснительная записка
Большую роль в формировании личности подростков, адаптации их в современных социальных условиях играют занятия в кружках технического творчества. Все блага цивилизации – это результат технического творчества, умения и навыков, приобретенных в процессе обучения. Начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан творческим людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека. В последние годы, с оживлением экономики, требуется все больше и больше грамотных инженеров, особенно в области высоких технологий, однако среди молодежи престиж инженерных профессий падает.
Объединения технического и гуманитарного творчества – это именно та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности. Занимаясь на современном оборудовании, таком как симулятор лесозаготовительной машины», подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель близкой к реальной работе студент превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение на пути к успеху.
Развитие технических способностей и практических навыков студентов является важнейшим психологическим условием овладения не только глубокими знаниями, но и способами их добывания. Умения работать руками, инструментом, на станках, достигать требуемого качества сопутствуют всей жизни каждого «кружковца» и обеспечивают устойчивый интерес к технике, стремление изобретать и совершенствовать всевозможные устройства. Обучение в кружке «Железный дровосек» дает еще один важный эффект – это сокращение времени становления специалиста, и, следовательно, продление времени продуктивной работы.
Кроме формирования специальных компетентностей в области деятельности, занятия в кружке дают студентам возможность развить познавательную, информационную, коммуникативную, социальную и организаторскую компетентность.
Цель и задачи программы кружка технического творчеств
«Железный дровосек»
Цель программы:
формирование научно – технических знаний, развитие творческих познавательных, изобретательских и профессиональных способностей студентов техникума через приобщение к техническому творчеству.
Задачи:
Обучающие:
● формировать специальные компетентности обучающихся в области лесозаготовок;
● формировать профессиональную компетентность;
● развивать познавательную компетентность;
● формировать информационную компетентность;
● совершенствовать коммуникативную компетентность;
● развивать социальную и гражданскую компетентность;
● развивать организаторскую компетентность;
Воспитательные:
● воспитывать гражданские качества личности, патриотизм;
● воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
● формировать потребность в самоорганизации: аккуратность, трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
● развивать логическое и техническое мышление обучающихся;
● развивать умения рационально организовывать и планировать свой труд, распределять время для упражнений и отработки трудовых навыков;
● развивать умения осуществлять планирование своих действий, своевременно распознавать неполадки в работе оборудования или подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса;
● развивать умения предвидеть возможные виды брака; научить применять теоретические знания на практике; формировать поисковый стиль мышления и работы.
Участниками программы кружка технического творчества являются студенты второго и третьего курса специальности «Технология лесозаготовок» и профессии «Машинист ЛЗМ». Уровень программы кружка технического творчества «Железный дровосек» определяется на основании соответствия содержания основной профессиональной образовательной программе, требованиям к результату дополнительных образовательных программ.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Продолжительность образовательного процесса составляет 150 часов:
● 1 год обучения 70 часов (первая ступень сложности);
● 2 год обучения 80 часов (вторая ступень сложности).
Формы и режим занятий.
Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251–03 в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требованиям к обеспечению безопасности, обучающихся согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ.
● 1 год обучения 1 занятие в неделю по 2 часа;
● 2 год обучения 1 занятие в неделю по 2 часа.
Формы занятий:
● теоретические учебные занятия;
● практические учебные занятия;
● творческие учебные занятия;
● экскурсии;
● выставки;
● презентации;
● рационализаторская;
● проектная деятельность;
● учебно-исследовательская конференция;
● изучение специальной литературы;
● ознакомление с новинками техники, лесозаготовительным и лесоперерабатывающим оборудованием;
● проведение соревнований «Сибирский цирюльник»;
● консультации специалистов.
При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, экспертиза. Программа кружка технического творчества «Железный дровосек» создаёт условия для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу компетентностного подхода в дополнительном образовании.
Программа кружка технического творчества «Железный дровосек» направлена на становление следующих ключевых и профессиональных компетентностей:
● познавательная компетентность (способность к обучению в течение всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование наблюдений, измерений, моделирования; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения);
● информационная компетентность (способность работать с разными источниками информации; способность к критическому суждению в отношении получаемой информации; владение телекоммуникационными технологиями в общении с людьми; компьютерная грамотность, умение работать со специальными программами и приложениями;
● социальная и гражданская компетентность (соблюдение социальных и культурных норм поведения, правил здорового образа жизни; умение ориентироваться в социальных ситуациях и занимать адекватные позиции; способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем; способность жить и общаться с людьми других языков, религий и культур; готовность к участию в позитивных социальных преобразованиях);
● организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности; способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности).
● специальные компетентности в области образовательной деятельности технического направления дополнительного образования студентов.
Ожидаемые результаты:
● умение студентов выбирать необходимое оборудование для выполнения нужных операций;
● умение студентов внедрять рациональные предложения в жизнь;
● умение учащихся использовать в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;
● формирование навыков безопасной работы с машинами и оборудованием в процессе лесозаготовки и лесопереработки;
● формирование интереса к техническим видам творчества;
● воспитание гражданских качеств личности, патриотизма;
● воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
● формирование потребностей в самоорганизации: аккуратности, трудолюбия, основ самоконтроля, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
● развитие логического и технического мышления обучающихся;
● повышение уровня значимости выбранной профессии;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОТЫ КРУЖКА «ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК»
№ |
Наименование темы |
Всего часов | Кол – во часов | |
т/о | п/о | |||
Первая ступень сложности | ||||
1 | Вводное (организационное) занятие. Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на первом году обучения с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в кабинете. | 2
| 2 |
|
2 | История развития лесных машин в нашей стране и в мире. | 2 | 2 |
|
3 | Знакомство с симуляторами лесозаготовительных машин. | 2 | 2 |
|
4 | Ознакомление с основными элементами и узлами симулятора «Ponsse». | 4 | 2 | 2 |
5 | Ознакомление с программным обеспечением симулятора. | 2 | 2 |
|
6 | Ознакомление с программами и приложениями процессов работы симулятора. | 2 | 2 | |
7 | Практическая работа в программе «OPTI». Настройка оператора. | 4 | 1 | 3 |
8 | Практическая работа в программе «OPTI». Создание новой делянки. | 4 | 1 | 3 |
9 | Практическая работа в программе «OPTI». Выбор машины и оборудования. | 4 | 1 | 3 |
10. | Практическая работа в программе «OPTI». Настройка основных параметров работы. | 4 | 1 | 3 |
11 | Практическая работа в программе «OPTI». Проверка систем безопасности. | 4 | 1 | 3 |
12 | Практическая работа в программе «OPTI». Настройка пород и сортиментов. | 4 | 1 | 3 |
13. | Практическая работа в программе «OPTI». Калибровка длины и диаметра. | 4 | 1 | 3 |
14 | Практическая работа в программе «OPTI». Основные коды ошибок. | 4 | 1 | 3 |
15 | Практическая работа на симуляторе. Ознакомление с органами управления. | 4 | 2 | 2 |
16 | Практическая работа на симуляторе. Запуск машины в работу. | 4 | 1 | 3 |
17 | Практическая работа на симуляторе. Движение по лесосеке. | 4 | 1 | 3 |
18 | Практическая работа на симуляторе. Тренировка уровень №1. Управление манипулятором. | 4 | 1 | 3 |
19 | Практическая работа на симуляторе. Тренировка уровень №2. Управление манипулятором. | 4 | 1 | 3 |
20 | Практическая работа на симуляторе. Тренировка уровень №3. Управление манипулятором. | 4 | 1 | 3 |
21 | Практическая работа на симуляторе. Загрузка сортимента в тележку. | 4 | 1 | 3 |
22 | Экскурсия на выставку лесной техники «Лесэкспо». | 1 | 1 | - |
| Всего за первый курс | 75 | 29 | 46 |
Вторая ступень сложности
| ||||
16 | Вводное (организационное) занятие. Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на втором году обучения с учётом конкретных целей и задач объединения. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в кабинете. | 2 | 2 |
|
17 | Подготовка к научно-практической конференции.
| 2 | 2 | |
18 | Практическая работа на симуляторе. Сортировка сортимента по породам перед погрузкой на тележку. | 5 | 1 | 4 |
19 | Практическая работа на симуляторе. Выгрузка сортимента на площадки для погрузки. | 5 | 1 | 4 |
20 | Практическая работа на симуляторе. Формирование бунта. | 5 | 1 | 4 |
21 | Практическая работа на симуляторе. Движение с сортиментом по волоку. | 5 | 1 | 4 |
22 | Практическая работа на симуляторе. Настройка харвестерной головки. | 5 | 1 | 4 |
23 | Практическая работа на симуляторе. Тренировка уровень №1. Управление харвестерной головкой. | 5 | 1 | 4 |
24 | Практическая работа на симуляторе. Тренировка уровень №2. Управление харвестерной головкой. | 5 | 1 | 4 |
25 | Практическая работа на симуляторе. Тренировка уровень №3. Управление харвестерной головкой. | 5 | 1 | 4 |
26 | Практическая работа на симуляторе. Захват дерева харвестерной головкой. | 5 | 1 | 4 |
27 | Практическая работа на симуляторе. Валка дерева. | 5 | 1 | 4 |
28 | Практическая работа на симуляторе. Обрезка сучьев и раскряжевка дерева. | 5 | 1 | 4 |
29 | Практическая работа на симуляторе. Сортировка и укладка сортимента вдоль волока. | 5 | 1 | 4 |
30 | Подготовка к конкурсу профессионального мастерства «Лучший по профессии» | 2 | 1 | 1 |
31 | Практическая работа на симуляторе. Формирование волока. | 5 | 1 | 4 |
32 | Практическая работа на симуляторе. Уборка порубочных остатков. | 5 | 1 |
|
Экскурсия в сервисный центр ООО «Ponsse» | 2 | 2 | ||
Экскурсия на выставку лесной техники «Лесэкспо» | 1 | 1 | ||
33 | Всего за третий курс | 75 | 22 | 53 |
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализация программы работы кружка «Железный дровосек» имеется в наличие:
Технические средства обучения:
- компьютерный кабинет с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- симулятор ЛЗМ «Ponsse»;
Оборудование лаборатории материаловедения:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект учебно-методической документации;
- набор наглядных пособий;
- комплект учебно-методических материалов;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641632-1433863006.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Математика», Специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационн
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Математика», являющейся дисциплиной математического и общего естественнонаучного учебного цикла составлены в соответствии ...
Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" Методические рекомендации при работе с техническим текстом для студентов 2 курса , специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Методические рекомендации составлены для того, чтобы научить студентов читать и переводить тексты по специальности, составлять реферат, а также ознакомить с основными правилами работы со словарем на п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-961257-1508394365.jpg)
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по ПМ01 «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования» (МДК 01.02, 01.03) для студентов заочного отделения по специальности 13.02.11 Техническ
В методических рекомендациях представлены задания и порядок выполнения контрольных работ по профессиональному модулю ПМ01 «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-975259-1511027964.jpg)
Методическая разработка урока ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Тема урока: «Сцепление».
Методическая разработка урокаПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание иремонт автомобилей. Тема урока: «Сцепление»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1017915-1549412500.jpg)
Методическое пособие «Технические диктанты, как средство контроля знаний по технической механике»
В данном методическом пособии предлагаются рекомендации по составлению технических диктантов, доказывается актуальность их применения на занятиях как одного из видов фронтального контроля знаний, прив...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/08/picture-1400224-1649416514.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств» МДК.01.03 «Технологические процессы технического обслу-живания и ремонта автомобилей» Специальность 23.02.07 «Техническое
Рекомендации по выполнению практических работ по МДК.01.03. Технологические процессы ТО и ремонта автомобилей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/08/picture-1400224-1649416514.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению лабораторных работ ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств» МДК.01.04 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей» для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживан
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по МДК.01.04...