Проблемы педагогического общения с подростками
статья

Трубина Ксения Валерьевна

Актуальность исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально- педагогического общения. Поэтому, от личности педагога, уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры зависит, будет ли педагогическое общение эффективным и плодотворным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no_1.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог»

 Лев Толстой.

Введение

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Общение педагога с обучающимися - вечная тема для исследования, особенно в наши дни.

Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с педагогом и обучающимися.  Для того чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим воспитать в нем. Поэтому от личности педагога, уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры зависит, будет ли педагогическое общение эффективным и плодотворным. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше дети, тем более повышенные требования предъявляют они к преподавателю в сфере организации взаимоотношений.

Ключевые слова

Педагогика, обучающийся, общение, подросток, педагог, взаимоотношения, психология., климат, профессионализм, конфликт, признание, интерес.

Подростковый возраст - остропротекающий переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступает пора активного формирования социальной позиции, первоначальный поиск своего места в жизни.

В подростковом возрасте общение с взрослым уходит на второй план. Для развития личности подростка важно понимание и доверие со стороны взрослого. Подросток не перестает уважать взрослого, если тот «считается с ним». Стремясь быть и считаться взрослым, подросток протестует против излишнего контроля и опеки, требования безоговорочного послушания и подчинения без учета желания самого подростка. Между тем, позиция настоящего воспитателя по отношению к воспитанникам - это прежде всего позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности взрослых и подростков, при которой они живут разными интересами, одни - командуют, другие - выполняют команды.

Взаимоотношения педагога с обучающимися - один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Однако в практике взаимоотношения педагога с обучающимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства того или иного педагога, иными словами от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с обучающимися.

Складывающиеся взаимоотношения педагогов с обучающимися зависят также от того, насколько педагоги учитывают возрастные особенности детей, в частности свойственное старшим подросткам стремление к взрослости. Подросткам зачастую трудно добиться признания своей взрослости от педагогов особенно от тех, которым не свойствен демократический стиль руководства, а это создает определенный барьер в достижении доверительности отношений.

Причины и последствия неэффективного педагогического общения с подростками

Одна из причин проблем общения педагога и обучающихся связана в выставлении оценок. Чаще всего претензии подростков вызваны фактами, как они считают, несправедливых отметок за письменные и устные ответы. Недовольство и раздражение, даже злобу испытывают те подростки, которым систематически занижают оценку.

Острота взаимной вражды зависит от решительности подростка, умения постоять за себя и поддержки одногруппников. Изобретаются способы отместки такому педагогу. Перестают учить, ходить на его занятия, пакостят. Нередко вся группа утверждает, что оценка, объявленная учителем, не соответствует качеству и уровню знаний, которые продемонстрировал отвечающий. Что в других случаях, другим обучающимся тот же педагог ставит оценку выше. Конфликт, в связи с этим во многом зависит от реакции учителя и от мастерства, надежности, открытости критериев, которыми он руководствуется, оценивая знания и умения подростков. Особый вред приносит проявление мстительности учителей, которые допускают преследование подростка за тот или иной проступок, не имеющий отношения к знаниям. Именно такие аномалии доводят подростка до крайностей: молчаливого отчаяния или эмоционального взрыва.

Причиной недовольства подростков оказываются такие методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех. Подростки, также констатируют такие факты несовершенства педагога, как неумение заинтересовать предметом и неспособность «заставить» подростков учиться. Учащиеся подросткового возраста видят, когда педагог пришел на урок неподготовленным

К проблемам в общение ведут такие неправомерные действия педагогов, как мстительность к обучающимся и дискриминация в отношениях к отдельным подросткам и группам. Педагоги порой демонстративно проявляют свою любовь к отдельным обучающимся, необязательно отличникам, но чем-то понравившимся педагогу, резко отличают стиль отношений к «плохим» и «хорошим» обучающимся.  Подростки поразному реагируют на дискриминацию к ним. Некоторые считают, что так и должно быть. Другие же, особенно гордые и физически сильные, протестуют и мстят.

Заключение

И в заключении хотелось бы отметить, что педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения педагога состоит в том, чтобы преодолеть трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать студентам, обрести уверенность в общении в качестве партнеров педагога. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен со студентами духовными ценностями. Общий язык с обучающимися - это не язык команд, а язык доверия.

Список использованных источников

1.    Абрамова, Г.С. Возрастная психология: уч. пособие для вузов / Г. С. Абрамова.– М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000. – 823с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2013. - 321 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2009. - 190 с.

4. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов н/Д: РГПИ, 2009. - 323 с.

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 290 с.

6. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989. - 249 с.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2009. - 340 с.

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006. - 297 с.

9. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 423 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога

Профессиональное-педагогическое  общение  -  значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определ...

Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).

Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...

«ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОМ В ОБЩЕСТВЕ»

В 2025 году только 25% населения будет составлять молодежь.1.     В современных условиях становится очевидным, что вопрос социализации детей и подростков в обществе являются ...

Как избежать конфликтов в общении с подростком

Как избежать конфликтов в общении с подростком...

Секреты общения с подростками

Материал содержит несколько простых совето по ообщению с подростками в сложных ситуациях....

Психолого - педагогическая работа с подростками, склонными к бродяжничеству

Проблема предотвращения бродяжничества и беспризорности среди молодежи, условия длясамореализации личности, преодоление жизненных критических ситуаций...