Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.
материал по теме

 

Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.
Педагогическое общение – это, бесспорно, специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия с другими людьми, включающий коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
        Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
        Человеческие взаимоотношения, в т.ч. и в учебном процессе, должны строится на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель - студент», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Т.о., замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении.
      Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Содержание общения составляет обмен информацией, но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. Это уже личностное общение. Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны. Это - личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и студента. В этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательныхзадач.
           Преподаватель колледжа предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым. Однако на процесс педагогического общения оказывают влияние множество факторов, их которых далеко не все концентрируются вокруг личности преподавателя, но и имеют отношение к так называемому «объекту педагогического воздействия» - студенту.

           Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы преподавателями  для организации эффективного, бесконфликтного педагогического общения со студентами педагогического колледжа.

Цель исследования– на основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме разработать методические рекомендации по педагогическому общению для преподавателей педагогического колледжа.

Объект исследования– процесс взаимодействия преподавателя со студентами.

Предмет исследования– педагогическое общение преподавателей и студентов.

Гипотеза исследования– мы предполагаем, что оценка личностных и профессиональных качеств преподавателя студентами разных курсов носит субъективный характер и меняется в зависимости от возраста и курса обучения.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Подвергнуть анализу психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить предпочтение студентов разных курсов внешнего вида и культуры поведения преподавателя.

3. Провести диагностики педагогического общения по методикам Т.П. Колодяжной, О.А.Казанской и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована совокупность следующих методов исследования:

Теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы и научно-педагогических исследований по проблемам педагогического взаимодействия; включенное педагогическое наблюдение за деятельностью и общением преподавателей и студентов; индивидуальные, групповые беседы со студентами, преподавателями; анкетирование, диагностические методики.

База исследования:  «Орехово-Зуевский педагогический колледж» г. Орехово-Зуево.

Сроки проводимых исследований: с сентября 2010 года – по май 2011 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie.rar110.26 КБ