Культура общения преподавателя и студентов
статья на тему

Черепнина Татьяна Анатольевна

Проблемы в общении между преподавателем и студентом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_obshcheniya_prepodavatelya_i_studentov.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Культура общения преподавателя и студентов

«Учеба — это не механическая передача знаний. 
Это чрезвычайно сложные человеческие взаимоотношения! » 
В. А. Сухомлинский.

Педагогическое общение - форма общения, которая имеет свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение-это средства и методы  , обеспечивающие реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющие  характер взаимодействия педагога и учащихся.

За долгие учебные годы между преподавателями и студентами могут возникать как взаимная симпатия, так и взаимная неприязнь. Вопрос в том, насколько такие отношения влияют на учебный процесс.

В идеале симпатия или антипатия между студентом и преподавателем не должна влиять на деловые отношения, однако, как студенты, так и преподаватели подвержены эмоциям. В подобной ситуации, большую ответственность несет преподаватель, поскольку обычно это взрослый, сформировавшийся человек, ответственный за тех, кого он обучает.

Особенность преподавательской этики происходят от главной цели обучения - передачи знаний, учебе. Считается, что преподаватель, владеющий этикой преподавания, знает тот материал, который должны изучить студенты, самих студентов и методы стимулирования процесса обучения. Этика преподавания предполагает способность педагога направлять студентов на самостоятельный поиск знаний, его умение вызвать интерес к предмету и заставить работать. Вместе с тем этика преподавания предполагает необходимость учитывать разницу в возрасте студентов и преподавателя, потребность студентов быть в своем окружении и осуществить свои намеченные цели.

Неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса являются возникающие в ходе педагогического общения отношения преподавателей и студентов. Эта структура отношений позволила определить их особенности, характерные для каждого качественно нового этапа обучения студентов. Для рассмотрения этих особенностей представлены выявленные типы педагога как субъекта учебно-воспитательного процесса.

Первый тип (условно названный “профессионалом”) отличается педагогической направленностью, высоким интеллектом, глубоким знанием своей специальности в теории и на практике. В преподавании хорошо владеет методикой, отработал систему подачи знаний. Имеет достижения в научно-исследовательской работе благодаря развитой творческой направленности.  Устанавливает позитивные отношения со студентами и коллегами. У студентов, как правило, пользуется высоким нравственным и интеллектуальным авторитетом. Ему подражают, им восторгаются в открытую и хвалят в его отсутствие.

Второй тип (условное название - “организатор”) отличается активной направленностью на общественную работу. Часто отвлекается для выполнения разных поручений. Владеет специализацией и методикой, знает как и  умеет  наладить контакт со студентами. Вместе с тем у ряда носителей этого типа отсутствует выраженное стремление к научно-исследовательской работе, и это мешает укреплению их авторитета не только среди студентов, но и среди коллег. В качестве куратора опекает своих последователей по мелочам, и это также не способствует положительному отношению к нему.

Третий тип (условное название - “методист”) имеет выраженную склонность к постоянному стремлению совершенствовать мастерство преподавания, развитые методические и речевые способности. Зачастую его методическая направленность в работе преобладает над глубиной научного содержания материала, но сам преподаватель не считает это отрицательной стороной своей целенаправленной деятельности. Пользуется авторитетом у среднеуспевающих студентов, но не всегда удовлетворяет запросы творческих (“интеллектуалов” или “идеальных”) студентов. Невысокий научный его потенциал снижает авторитет преподавателя. В отношениях со студентами ровен, требователен, но не всегда выходит за пределы учебной деятельности.

Четвёртый тип (условное название - “учёный”) отличается творческим, аналитическим характером ума, склонностью к теоретической деятельности. В ряде случаев его научно-исследовательская деятельность превышает способности и склонности к преподаванию, устная речь беднее письменной. Его увлечённость наукой, занимающая много сил и энергии, не способствует деловому и межличностному общению со студентами. Отдельные преподаватели этого типа вступают в конфликты со студентами, высказывают и на деле проявляют презрение к их “тупости”, бесперспективности в науке. В силу сосредоточенности на научной деятельности “учёный” недооценивает и порученную ему воспитательную работу. Ограниченность его воспитательного потенциала препятствует воздействию на студентов.

Пятый тип (условное название - “пассивный”) отличается индифферентным отношением ко всем участкам работы в вузе: преподаванию, воспитанию, научно-исследовательской и общественной деятельности. У авторитетных в коллективе преподавателей и студентов не пользуется уважением. Контакт с воспитанниками не несёт воспитательного потенциала.

В свою очередь, студенты выделяют группы современных преподавателей:

1)преподаватели-“вечные студенты” - они понимают студентов, видят в студентах личность, охотно общаются с ними  на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом;

2)преподаватели - “бывшие моряки” - пытающиеся навести военную дисциплину в вузе, под словом дисциплина эти люди понимают тотальное безоговорочное разделение их точек зрения, они ценят “рабство”, а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность, “я” студента путём административных мер;

3)группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам всё делать, лишь бы им не мешали.

Подводя итог, скажем, что нормальные человеческие отношения между преподавателями и студентами являются хорошей подмогой  в обучении, самым важным фактором, о котором необходимо помнить, является искренность. Если преподаватель по-настоящему заинтересован в успехах своих студентов, он всегда сумеет найти корректную форму выстраивания личных отношений с ними, которые могут стать началом не только длительного сотрудничества, но и дружбы на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.

Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...

Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.

Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...

Мастер класс на тему: "Культура общения"

В мастер-классе раскрывается сущность того, как культура общения развивается на уроке музыки....

Методическая разработка. О культуре общения.

         05.12.2018г.          Вопрос о культуре общения не нов . Над этой проблемой работают многие ученые как в нашей стране так и за рубежом...

Доклад на тему: «Педагогическое общение преподавателя со студентами»

Выступление на семинаре классных руководителей. Доклад на тему: «Педагогическое общение преподавателя со студентами»...

Ссылка на Цифровой образовательный ресурс "Психология общения" преподавателя Шамрай Н.П.

Ссылку на ресурс нужно скопировать и вставить в адресную строку....

Взаимодействие преподавателя и студента на уроках физической культуры

Открытый урок на тему "Взаимодействие преподавателя  и студента на уроках физической культуры"...