Здоровьесберегающие технологии
статья по теме

Здоровьесберегающии технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologi.odt35.02 КБ

Предварительный просмотр:

        Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.

        На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Напряжение, в котором пребывают наши дети, обязанные усваивать огромный объем информации и общество, которое предъявляет большие требования к молодому специалисту, способствуют росту тревожности по поводу их будущего.

        Эмоциональные срывы, апатия, депрессии, неуверенность в себе- все это разрушает здоровье.

        Я работаю преподавателем. Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Одной из разновидностей педагогических деятельности и направлено на применение  являются здоровьесберегающих технологий. Нельзя забывать об охране здоровья наших детей, поскольку лишь здоровые дети в состоянии усвоить необходимый объем знаний.

        Поскольку я преподаю английский язык, то, конечно, меня более всего интересует, какие технологии и приемы здоровьесбережения можно применить на уроках английского языка. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.  

Обучение английскому языку ведется по пяти направлениям: чтение, письмо, аудирование, говорение и обучение грамматике. Кроме того, на уроках английского языка учащиеся приобретают общие знания: о мировой культуре и культуре страны изучаемого языка, о литературе, искусстве, географические знания, знания по истории и т.д . Поэтому учителю английского языка достаточно легко выбрать то, в чём каждый конкретный ученик наиболее успешен.  Для учителя важно быть доброжелательным, терпеливым и тактичным по отношению ко всем ученикам независимо от их способностей, поведения или характера. Важно создать на уроке атмосферу сотрудничества и взаимоуважения, заинтересовать и увлечь. Для этого у учителя есть много возможностей.

        При планировании урока для учащихся любого возраста очень полезно придумывать задания, выполнение которых не только помогает закрепить какие-либо знания, умения и навыки или получить новые, но и доставляет радость и удовольствие. На уроках английского языка соблюдаются гигиенические требования и учитывается чередование и смена видов деятельности в соответствии c требованиями здоровьесберегающих технологий.

        Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках английского языка для боле эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддерживания мотивации обучаемых в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.

        Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности студентов и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а мой тон был добрым и дружелюбным, создавалась бы приятная , располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

        Цель релаксации- снять умственное напряжение, дать студентам небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо новым, необычным. Но при ее проведении я ставлю перед студентами цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.

        Для начала я включаю в урок  зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев.

Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, вступая в единство, воздействуют на чувство и сознание ребят. Ниже приведу некоторые примеры такой зарядки.

Teacher (T): Stand up!

( Звучит аудиозапись :песня с музыкальным сопровождением.)

  1. Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down/

Hands up. To the sides.

Bend left, bend right.

One, two, three, hop,

One, two, three, stop!

Stand still!

  1. Clap, clap, clap your hands.

Clap your hands together! (2 times)

Stamp, stamp, stamp your feet.

Stamp your feet together! ( 2 times)

Nod, nod, nod your head.

Nod your head together! ( 2 times)

Dance, dance, dance a dance.

Dance a dance together! ( 2 times)

        Игра- одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие:

-Игра- пантомима:

При изучении новой лексики изобразить предмет, действие, орудие.

Студент у доски выполняет это задание, а другие студенты отгадывают.

  • при изучении темы «My pet” изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
  • При изучении темы «My day” изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
  • Ролевая игра- пантомима «In the shop”.

Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую либо вещь. Недостаточно хорошо владения английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

        Песня на уроке- хороший вид релаксации, предоставляет возможность студентам не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.

Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

        Новизна и нетрадиционность учебного материала.

Ожидание необычного, особая заинтересованность  также служит снятию напряжения студентов, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызывать интерес может знакомство с новыми журналами, рассказ о каком-либо городе англоязычных стран с применением иллюстраций.

        Возникает вопрос: чем же отличается этот вид разрядки от обычного аудирования?  При проведении аудирования учитель направляет внимание на  слух, ставит задачи, предполагает специальные упражнения. Рассказ же учителя, подобранный с целью снятия усталости, напряжения, начинается словами: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное». Такой рассказ не носит учебного характера, а строится на понятном студентам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Трудные слова, обороты речи переводятся самим учителем. Такое сообщение рассчитано на 2-3 минуты. Например:

I'll tell you a funny story about the curious little girl. A family of three: a mother, a father and their little girl Susan were going home by bus.

Susan: Where are we going, Dad?

Father: We are going home.

Susan: Where are we going in our home?

Father: To our house.

Susan: What house?... What street?... What boy?... What sweet?

( It was continued for half and hour. At last the father became angry.)

Father: Susan, when we get home will you carry on asking questions?

Susan: What questions?

Father: Susan, if you say the word “what” again I'll get off the bus.

Susan: What bus?

Шутливые истории на уроке.

Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех Для этого я рассказываю что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни, часто используя смешные наглядные пособия.

        Аутогенная тренировка.

Особенно сложны проблемы при привыкании студентов первых курсов: большая перегрузка студентов, многопредметность, снижение мотивации учения, что ведет к снижению интереса к получению образования.

        Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом, я использую элементы аутогенной тренировки. Аутогенная (буквально «самородная») тренировка- это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей АТ является регуляция собственных эмоций.

        Для студентов АТ обычно провожу в течение 3-5 минут, при необходимости в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности. Прежде чем приступить к АТ, освещенность кабинета, включаю тихую, спокойную музыку.  После этого студентам необходимо психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Сидя на стуле, прошу их слегка наклонить туловище вперед, голову чуть-чуть опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть принять позу «кучера».

        Расслабление.

Тихим голосом говорю студентам:  расслабить мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Все тело погружается в покой. Дыхание спокойно. Не отвлекаться на посторонние мысли:

I am ready to rest.

I want to be quiet.

All my muscles are relaxed.

My body is resting.

Nothing can trouble me.

Чувство тяжести.

Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих занятиях — в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости:

My left arm is heavy.

My right leg is heavy.

All my muscles are relaxed and resting.

I am quiet.

Чувство тепла.

Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему:

 My right arm is warm.

My body is warm.

Nothing diverts my attention.

Заключительная часть.

Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным.

I open my eyes.

I have a lot of energy. I am active and strong.

I can do any work easily.

My body is light.

Пример комплексной релаксации.

(Quiet music)

Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let's pretend it's summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The bird are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. ( Pause)

Your troubles float away.

You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits.

Open your eyes. How do you feel?

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого студента, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

        Главное в работе каждого учителя - это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного, механического воспроизведения изучаемого материала в творческий поиск. В значительной мере этому способствует работа над рифмовками, стихами и песнями. Их можно широко использовать на занятиях английским языком с целью психологического воздействия наобучаемых: для поднятия их эмоционального состояния и повышения активности и работоспособности.

Задача учителя при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь, развить, а не вдолбить.

        При работе со студентами и введении более сложного материала можно и нужно применять элементы проблемного обучения, так как самостоятельно сделанное открытие всегда вызывает чувство удовлетворения, что, в свою очередь, положительно влияет на психофизическое состояние как каждого учащегося, так и группы в целом.

        Для работы с лексикой очень хороши учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов. На этапе закрепления лексики можно применять прием «озвучка» (с опорой на субтитры или без). Можно превратить это в ещё более интересное занятие, попросив учащихся «переозвучить» по-своему тот или иной отрывок. Просмотр мультфильмов на английском языке настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.

Студентам  по душе игра-проект (Project), где они пишут проекты, защищают их, учась тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.

        Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого студента, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье. Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у них положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

        Необходимо понять, что здоровьесберегающий аспект обязателен на каждом уроке в каждом классе. Создание комфортно-щадящего психологического микроклимата на рабочем месте для всех и для каждого индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о здоровьесберегающих технологиях

          В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрас...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЖ

Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал страны. Поэтому забота о здоровье, физическом воспитании и развитии уч...

Здоровьесберегающие технологии как часть современных образовательных технологий

Здоровьесберегающие технологии - Методический доклад...

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроке физическая культура.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные т...

Доклад на тему:Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными...

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Здоровьесберегающие технологии на уроках  технологии....