Доклад на тему:Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
статья на тему

Валькеев Виталий Юрьевич

 

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения  – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Одной из важнейших задач , стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане  – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане  – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане  – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане  – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

строгая дозировка учебной нагрузки;

построение урока с учетом работоспособности учащихся;

соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

благоприятный эмоциональный настрой;

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда , поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии на уроках   технологии . 

I. Гигиенические условия, факторы

1.1. шум

1.2. освещенность

1.3. воздушная среда

1.4. размер помещений, кубатура

1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

1.6. используемые стройматериалы, краска

1.7. мебель: размеры, размещение в помещении

1.8. видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры

1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

1.10. качество питьевой воды, используемой в школе

1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории

1.12. состояние сантехнического оборудования.

II . Учебно-организационные факторы

2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника

2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)

2.4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)

2.5. особенности устава школы и норм жизни школы

2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы

2.7. участие родителей учащихся в жизни школы

2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»

2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»

2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы

 

2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся

2.12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

III. Психолого-педагогические факторы

3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок

3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися

3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)

3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе

3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)

3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений

3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью

3.10. обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения

3.11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя

3.12. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Перечисленные и другие аналогичные им факторы - это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности для преподавателей этих предметов.

На уроках технологии прежде всего создаются условия для здорового развития детей:

 1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:

 - время трудоспособности, утомляемости учащихся;

 - учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,

 - физкультминутки.

 2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

 - воздушно-тепловой режим;

 - световой режим;

 - режим и организация учебно-воспитательного процесса.

 3.Формируется здоровый образ жизни.

   На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз. Для этого используются схемы зрительных траекторий, расположенные на стенах и потолке. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем.

   Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом.

   В кабинете технологии воздушно- тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается. Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки дом.заданий.

   При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

   В ходе изучения тем «Цветы в доме» учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей.

   Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат.     Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако, при этом необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям.

   При изучении тем по материаловедению и раздела «Изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека.

 

 

Инновационный продукт:

“Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения»

Направление: «Здоровье в школе»

 

 

Область применения инновационного продукта:

 Предлагаемый продукт предполагает создание в рамках образовательной системы школы особой здоровьесбереющей среды, призванной содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья всех субъектов образовательного процесса на основе следующих принципов:

  • гуманизации образовательного процесса;
  • учета индивидуальных особенностей всех участников образовательного процесса;
  • комплиментарности здоровьесбереющей среды и образовательной системы школы в целом;
  • системности, предполагающий взаимосвязь всех компонентов здоровьесберегающей среды;
  • открытости, предполагающий взаимодействие предлагаемой среды с внешними организациями-партнерами;
  • доступности, в рамках которого данная среда охватывает всех участников образовательного процесса.

В соответствии с данными принципами, можно определить здоровьесберегающую среду как  часть обрзовательной среды школы, предполагающую систему взаимосвязанных компонентов, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья всех субъектов образования.

В соответствие с этим, здоровьесберегающая среда характеризуется следующими чертами:

·         гибкость; диагностичность; оптимальность; динамичность; открытость; преемственность; системность организации; технологичность

Модель здоровьесберегающей среды может быть раскрыта следующим образом:

Здоровье как ценность

 

 

Управление образовательным процессом

 

 

 

 

 

Современные гуманистические технологии на уроке

 

Система оздоровительных мероприятий

 

Психолого-педагогическое сопровождение

 

Дистанционное обучение

 

Организация раздельного обучения

 

Принципы организации среды

 

 

 

 

 

В соответствии с этим, в качестве понятий, требующих дополнительных пояснений, можно рассматривать отдельные компоненты здоровьесберегающей среды. А именно:

Современные гуманистические технологии, применяемые на уроке. Данный вид педагогических технологий имеет личностно-ориентированную направленность и предполагает активное субъект-субъектное взаимодействие учителя и ребенка. В контексте нашей проблематики применение этих технологий во многом способствует установлению комфортной рабочей атмосферы на уроке, а вместе с этим, и сохранению и укреплению психического здоровья школьников и учителей. Кроме того, как следствие такой атмосферы можно говорить и о физическом здоровье детей и о таких факторах, как снижение утомляемости и нек. др.

Организация раздельного обучения предполагает организацию работы классов в соответствии с генедерным подходом. В данном случае речь идет об организации классов мальчиков и девочек в рамках общей школы. Как показывают исследования, восприятие новой информации у мальчиков и девочек различны. Кроме того, различными являются также усидчивость, аккуратность. Значительно отличается и биологический возраст мальчиков и девочек. Мальчики быстро воспринимают новый материал, как правило, не боятся дать неверный ответ. Но при этом они значительно проще относятся к окружающей обстановке – рабочему шуму на уроке, организации рабочего места и пр. Девочки, напротив, очень восприимчивы к окружающему – посторонним шумам, наличию/отсутствию дисциплины в классе. Они больше склонны работать по образцу и в меньшей степени ориентированы на нетрадиционные задачи. При этом данный подход не исключает взаимодействия мальчиков и девочек – они отделены друг от друга только на уроках. Напротив, такой вид обучения предполагает больше общих внеклассных дел, досуговых мероприятий.

Дистанционное обучение ориентировано на обучение детей с ограниченными физическими возможностями и детей, профессионально занимающихся спортом. Система работы основана на активном использовании современных информационно-коммуникационных технологий. Как показал опыт работы по этому направлению, такая работа обеспечивает организацию образовательного процесса в соответствии с особенностями и потребностями данной группы учащихся и способствует их интеграции в образовательный процесс школы в целом.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса школы и функционирования здоровьесберегающей среды в частности призвано способствовать созданию комфортной атмосферы в школе. Можно выделить несколько направлений работы психолого-педагогической службы: проведение занятий с учащимися по психологии (в частности, по вопросам самоопределения, по развитию коммуникативных навыков, в том числе навыков делового общения); индивидуальное консультирование; разрешение возможных конфликтных ситуаций и нек. др.

Система оздоровительных мероприятий охватывает как учебную, так и внеучебную деятельность и предполагают активную целенаправленную работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся школы. В числе таких мероприятий можно привести следующие: выезды учащихся целых классов в санаторий; организацию систематических занятий в бассейне; организацию выездов учащихся за город (на туристические базы и в походы); введение предмета ритмопластика в начальной школе и др.

Как можно отметить, функционирование здоровьесберегающей среды школы охватывает как учебную, так и внеучебную деятельность при координирующей роли администрации школы. Помимо этого, в задачу администрации входит разработка и внедрение новых мероприятий, а вместе с этим, совершенствование существующей здоровьесберегающей среды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения  – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Одной из важнейших задач , стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане  – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане  – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане  – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане  – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

строгая дозировка учебной нагрузки;

построение урока с учетом работоспособности учащихся;

соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

благоприятный эмоциональный настрой;

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда , поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии на уроках   технологии .  

I. Гигиенические условия, факторы

1.1. шум

1.2. освещенность

1.3. воздушная среда

1.4. размер помещений, кубатура

1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

1.6. используемые стройматериалы, краска

1.7. мебель: размеры, размещение в помещении

1.8. видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры

1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

1.10. качество питьевой воды, используемой в школе

1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории

1.12. состояние сантехнического оборудования.

II . Учебно-организационные факторы

2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника

2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)

2.4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)

2.5. особенности устава школы и норм жизни школы

2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы

2.7. участие родителей учащихся в жизни школы

2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»

2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»

2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы

2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся

2.12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

III. Психолого-педагогические факторы

3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок

3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися

3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)

3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе

3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)

3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений

3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью

3.10. обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения

3.11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя

3.12. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Перечисленные и другие аналогичные им факторы - это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности для преподавателей этих предметов.

На уроках технологии прежде всего создаются условия для здорового развития детей:

 1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:

 - время трудоспособности, утомляемости учащихся;

 - учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,

 - физкультминутки.

 2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

 - воздушно-тепловой режим;

 - световой режим;

 - режим и организация учебно-воспитательного процесса.

 3.Формируется здоровый образ жизни.

   На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз. Для этого используются схемы зрительных траекторий, расположенные на стенах и потолке. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем.

   Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом.

   В кабинете технологии воздушно- тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается. Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки дом.заданий.

   При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

   В ходе изучения тем «Цветы в доме» учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей.

   Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат.     Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако, при этом необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям.

   При изучении тем по материаловедению и раздела «Изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека.

Инновационный продукт:

“Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения»

Направление: «Здоровье в школе»

Область применения инновационного продукта:

 Предлагаемый продукт предполагает создание в рамках образовательной системы школы особой здоровьесбереющей среды, призванной содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья всех субъектов образовательного процесса на основе следующих принципов:

  • гуманизации образовательного процесса;
  • учета индивидуальных особенностей всех участников образовательного процесса;
  • комплиментарности здоровьесбереющей среды и образовательной системы школы в целом;
  • системности, предполагающий взаимосвязь всех компонентов здоровьесберегающей среды;
  • открытости, предполагающий взаимодействие предлагаемой среды с внешними организациями-партнерами;
  • доступности, в рамках которого данная среда охватывает всех участников образовательного процесса.

В соответствии с данными принципами, можно определить здоровьесберегающую среду как  часть обрзовательной среды школы, предполагающую систему взаимосвязанных компонентов, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья всех субъектов образования.

В соответствие с этим, здоровьесберегающая среда характеризуется следующими чертами:

  • гибкость; диагностичность; оптимальность; динамичность; открытость; преемственность; системность организации; технологичность

Модель здоровьесберегающей среды может быть раскрыта следующим образом:


В соответствии с этим, в качестве понятий, требующих дополнительных пояснений, можно рассматривать отдельные компоненты здоровьесберегающей среды. А именно:

Современные гуманистические технологии, применяемые на уроке. Данный вид педагогических технологий имеет личностно-ориентированную направленность и предполагает активное субъект-субъектное взаимодействие учителя и ребенка. В контексте нашей проблематики применение этих технологий во многом способствует установлению комфортной рабочей атмосферы на уроке, а вместе с этим, и сохранению и укреплению психического здоровья школьников и учителей. Кроме того, как следствие такой атмосферы можно говорить и о физическом здоровье детей и о таких факторах, как снижение утомляемости и нек. др.

Организация раздельного обучения предполагает организацию работы классов в соответствии с генедерным подходом. В данном случае речь идет об организации классов мальчиков и девочек в рамках общей школы. Как показывают исследования, восприятие новой информации у мальчиков и девочек различны. Кроме того, различными являются также усидчивость, аккуратность. Значительно отличается и биологический возраст мальчиков и девочек. Мальчики быстро воспринимают новый материал, как правило, не боятся дать неверный ответ. Но при этом они значительно проще относятся к окружающей обстановке – рабочему шуму на уроке, организации рабочего места и пр. Девочки, напротив, очень восприимчивы к окружающему – посторонним шумам, наличию/отсутствию дисциплины в классе. Они больше склонны работать по образцу и в меньшей степени ориентированы на нетрадиционные задачи. При этом данный подход не исключает взаимодействия мальчиков и девочек – они отделены друг от друга только на уроках. Напротив, такой вид обучения предполагает больше общих внеклассных дел, досуговых мероприятий.

Дистанционное обучение ориентировано на обучение детей с ограниченными физическими возможностями и детей, профессионально занимающихся спортом. Система работы основана на активном использовании современных информационно-коммуникационных технологий. Как показал опыт работы по этому направлению, такая работа обеспечивает организацию образовательного процесса в соответствии с особенностями и потребностями данной группы учащихся и способствует их интеграции в образовательный процесс школы в целом.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса школы и функционирования здоровьесберегающей среды в частности призвано способствовать созданию комфортной атмосферы в школе. Можно выделить несколько направлений работы психолого-педагогической службы: проведение занятий с учащимися по психологии (в частности, по вопросам самоопределения, по развитию коммуникативных навыков, в том числе навыков делового общения); индивидуальное консультирование; разрешение возможных конфликтных ситуаций и нек. др.

Система оздоровительных мероприятий охватывает как учебную, так и внеучебную деятельность и предполагают активную целенаправленную работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся школы. В числе таких мероприятий можно привести следующие: выезды учащихся целых классов в санаторий; организацию систематических занятий в бассейне; организацию выездов учащихся за город (на туристические базы и в походы); введение предмета ритмопластика в начальной школе и др.

Как можно отметить, функционирование здоровьесберегающей среды школы охватывает как учебную, так и внеучебную деятельность при координирующей роли администрации школы. Помимо этого, в задачу администрации входит разработка и внедрение новых мероприятий, а вместе с этим, совершенствование существующей здоровьесберегающей среды.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для обучающихся с ОВЗ

Анализ эффективности использования здоровьесберегающих технологий в профессиональном образовании для лиц с ОВЗ и ЗПР...

Доклад "Использование информационно - компьютерных технологий на уроке физики"

В докладе говорится о профессиональной задаче педагога через внедрение ИКТ в образовательный процесс повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи учебного материала, созд...

Доклад Применение современных образовательных технологий на уроках физики

Доклад Применение современных образовательных технологий  на уроках физики...

Методическая разработка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения"

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных каче...

Статья на тему "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ"

Статья на тему  "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ"...

Доклад на тему: " Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся»

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, явл...