Статья на тему "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ"
статья
Статья на тему "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Мешавкина А.И.
СПб ГБПОУ «МРЦПК «ТЭиМ»
г. Санкт-Петербург
Здоровье молодежи ухудшается по сравнению с их сверстниками десять или двадцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды. В связи с этим встаёт острая проблема – сохранения здоровья нашей молодежи.
Проблемы здоровьесбережения в полной мере касаются и обучения информатике. Педагогический опыт преподавания этой дисциплины в колледже, общения с обучающимися и родителями свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике студентов, изучающих информатику: проблемы здоровьесбережения, связанные с увеличением физической и эмоциональной нагрузки на студентов, обусловленной расширением содержания и теоретизацией обучения, усложнением изучаемых средств и технологий. Психическому здоровью студентов может быть нанесен вред, связанный с большими объемами и видовым составом информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации. Несмотря на развитие технологий, и появлению аппаратуры, более безопасной для человека, существенный вред здоровью обучающихся по-прежнему могут нанести компьютерные средства, традиционно используемые в обучении информатике.
Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения при использовании средств ИКТ: обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организации рационального учебного процесса в соответствии с САНиПиН; рациональной организации двигательной активности обучающихся; системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Формирование и развитие здоровьесберегающей среды школы включает в себя ряд мероприятий, распространение которых необходимо и на теорию и практику обучения с использованием средств ИКТ, а именно:
1. повышение компетентности и уровня знаний педагогов и администрации в области педагогики, физиологии, психологии, экологии по здоровьесберегающему сопровождению учебно-воспитательного процесса;
2. организация учета динамики работоспособности обучающихся во время учебновоспитательного процесса; организация чередования различных видов деятельности;
3. организация сочетания труда и отдыха во время учебно-воспитательного процесса; организация динамических пауз во время обучения.
Основные принципы здоровьсбережения состоят в следующем:
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Субъект-субъектные взаимоотношения — обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Использование игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у студентов, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
Охрана здоровья детей предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебныхдисциплин. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать студенту, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Правила техники безопасности, которые систематически закрепляются на уроках информатики должны стать для них совершенно естественными и при работе за компьютеров в домашних условиях.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого студента и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Здоровьесбережение на уроках информатики усугубляется тем, что длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях человеческого организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Но все это можно "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Поэтому проблемы здоровьсбережения одинаково актуальны и для уроков информатики и для уроков русского языка. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.
У каждого обучающегося надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Здоровье ученика в норме, если он
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в социальном плане – коммуникабелен, общителен;
в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
д) в нравственном плане – честен, самокритичен.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-624700-1429459032.jpg)
Доклад на тему:Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-672234-1495438468.jpg)
Здоровьесберегающие технологии на уроке информатики
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет реализовать эти направления в полной мере, более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-672234-1495438468.jpg)
Здоровьесберегающие технологии на уроке информатики
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/22/picture-640237-1542890955.jpg)
Статья на тему "Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Статья содержит в себе учебный материал, касающийся здоровьесберегающих технологий, которые моржно применять на уроках английского языка - проекты, здорвое меню, физкультминутка, режим дня и т.д., Мат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-178987-1386788296.jpg)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-688078-1445081976.jpg)
Статья О применении информационных технологий на уроках информатики
Аннотация: статья посвящена определению роли информационных технологий в профессиональной деятельности учителя. В данной статье рассмотрены основные понятия соответствующей области знания, приведены о...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-1356694-1634799718.jpg)
Методическая разработка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения"
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных каче...