Здоровьесберегающие технологии на уроке информатики
методическая разработка на тему

Воронцева Надежда Викторовна

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет реализовать эти направления в полной мере, более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а преподавателю эффективно формировать основы правильного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon здоровьесберегающие технологии 581.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»)

Здоровьесберегающие технологии

на уроках информатики

        

2016 г.


Содержание:

1.

Введение        2

2. Классификация здоровьесберегающих технологий        3

3. Принципы здоровьесберегающей педагогики        3

4. Рациональная организация урока        6

5. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе        6

6. Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики        7

7. Физкультминутки        8

8. Техника безопасности в компьютерном классе        8

9. Зрение и компьютер        9

10.Заключение        9

11.Приложения

Введение

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью обучающихся, характером эмоционального фона и другими факторами. Обучающемуся  приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

 Понятие «Здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф.Энгельс в своё время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье – это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет». Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад.

Здоровье обучающегося, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа  жизни.

В связи с этим, охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима суток. Это не значит, что школьники вообще не должны утомляться. Наоборот, до определённого предела утомление  необходимо. Без этого не будет совершенствования функциональных систем, становления нового уровня регулирования, долговременной адаптации учащихся к умственной и физическим нагрузкам. Важно оградить учащихся от чрезмерного утомления, рационально организовать учебные занятия, повысить двигательную активность и обеспечить эффективный отдых.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Существует несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, приведу некоторые из них.

Классификацию по Н.К. Смирнову.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья обучащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и I при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового.  тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в учебном заведении отвечает ее директор.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

-   организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие
структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,
способствующих   предотвращению     состояния         переутомления,

гиподинамии   и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной   работой  преподавателя   на  уроке,   воздействием,   которое   он оказывает все 45 минут на своих подопечных. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-    учебно-воспитательные    технологии    (УВТ),     которые    включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной    работы, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

-   социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие  формирование    и укрепление    психологического    здоровья    учащихся, повышение    ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся     разнообразные социально-психологические   тренинги,   программы   социальной   и   семейной педагогики,   к   участию   в   которых целесообразно   привлекать   не   только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

-   лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

Принципы здоровье сберегающей педагогики

  1. Принцип не нанесения вреда.
  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
  3. Принцип триединого представления о здоровье.
  4.  Принцип непрерывности и преемственности. 
  5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. 
  6. Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет реализовать эти направления в полной мере, более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а преподавателю эффективно формировать основы правильного поведения:

  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • технология дифференцированного;
  • технология проблемного обучения;
  • технология безотметочного обучения;
  • технология диалогового обучения;
  • технология рефлексивного обучения;
  • педагогика сотрудничества.

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. Чтобы помочь современному школьнику учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

 В то же время, с применением современных информационно-коммуникативных технологий, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровье сбережения.

 Взрослых очень волнует влияние компьютера на здоровье  детей. Безопасен ли он? Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

 Существуют методы здоровье сбережения, применяемые на уроках информатики.

 В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.

Общеизвестно, что высокочастотное излучение компьютера негативно влияет на здоровье людей и, особенно на здоровье детей. Поэтому в целях сбережения здоровья детей в  учебных заведениях жёстко регламентируется  режим использования компьютеров. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает.

 Существуют Санитарные Правила и Нормы, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором  определенное время.

 Всем школьникам должно быть указано на опасности, которые могут возникнуть при неограниченном использовании ПК.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером: (приложение №1)

 Снижение двигательной активности современного ученика является фактором,  способствующим росту заболеваемости. Поэтому важна профилактика  и коррекция так называемых «школьных» болезней. Можно проводить уроки, ориентированные на создание такой здоровьесберегающей среды, которая продуктивно «работает» на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка. Например, можно использовать здоровьесберегающие технологии способом «подвижного» обучения: (приложение №2)

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия.

Очень интересными являются проблемный метод и  метод проектов. Они  всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им,  расширяет и  углубляет  знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена  деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.

Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке  проводятся динамические паузы.

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером  рекомендовано учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.  

Структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья.

Физкультминутки

приложение №3

Физкультминутка - способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Техника безопасности в компьютерном классе

приложение №4

В компьютерном классе установлена дорогостоящая и сложная аппаратура (компьютеры, принтеры, сканеры, проектор и другие технические средства), которая требует осторожного и аккуратного обращения. В кабинете находится большое количество техники, питающейся от электросети, с одновременным присутствием  школьников. Это является достаточным условием для выдвижения повышенных требований к безопасности такого помещения.

Зрение и компьютер

 приложение №5

Береги, как зеницу ока - говорит народная мудрость, – отдавая должное этому важному органу, с помощью которого мы воспринимаем свет во всем многообразии красок. У ребенка зрительная утомляемость проявляется раздражением, возбуждением, жалобах на головную боль, покраснениями и зудом в глазах. Таким образом, из маленького упущения могут возникнуть большие проблемы. Придерживаясь несложных правил им можно помочь. Существует множество комплексов упражнений, направленных на снятие утомления и перенапряжения зрения.

Заключение

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью. Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, плодотворно проявлять творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Способы «передвижного» обучения

1.Прежде чем начать урок, надо убедиться, что каждый ученик стоит на своей   индивидуальной подставке.

2.Учителю надо систематически перемещаться по классу, чтобы ученик делал больше движений, чаще поворачивался в разные стороны.

3. Для восстановления связи между зрением и общим мышечным чувством надо весь урок строить в режиме “динамических поз” (не только во время учебного процесса, но и при проведении физкультминуток, где имеется широкая возможность разнообразия физических упражнений с учетом возраста и индивидуальных способностей учащихся).

4.Во время урока динамика поз достигается тем, что ученики 10-15 минут пишут стоя, а затем такое же время читают, сидя на скамеечке. Желательно, чтобы в течение всего урока используемые учителем схемы, картины, слайды, кинофрагменты, таблицы размещались поочередно на всех классных стенах, что также приводит к динамике поз.

5.При проведении опроса учитель должен стремиться к тому, чтобы все дети смотрели на отвечающего ученика со своего места. В этом случае возникает организационный динамический компонент урока, изменяется расстояние от глаза до рассматриваемого предмета. Кроме того, дети привыкают к тому, что, когда они говорят, их внимательно слушают, а в дальнейшем излагают свои мысли свободно, без стеснения.

6.Большое значение в успехе использования прямостояния в школе имеет личное отношение учителя к новой системе обучения. Невозможно представить учителя с авторитарным подходом к учебному процессу в классе, где внедряется подвижный способ обучения.

7. Необходимо знать упражнения, физкультминутки, которые проводятся в течение 2-3 минут на 20-30 минутах урока. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы с танцевальными движениями, которые проводятся на 2-3 уроках. С целью снятия нагрузки с глаз в классе устанавливаются офтальмотренажеры и проводятся микропаузы при утомлении глаз.

8.Обучение школьников в положении “стоя” проводится с одновременным раздражением рефлексогенных зон стопы (на физкультурных ковриках).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Физминутки на уроках информатики

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3—4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх—налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 -6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

Вариант 2

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1—4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
  3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх—вправо- вниз—влево и в обратную сторону: вверх—влево -вниз—вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
  4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1—4 вверх, на счет 1—6 прямо; после чего аналогичным образом вниз—прямо, вправо—прямо, влево—прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1—6. Повторить 3—4 раза.

Вариант 3

  1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10—15. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1—4, затем налево на счет 1—4 и прямо на счет 1—6. Поднять глаза вверх на счет 1—4, опустить вниз на счет 1—4 и перевести взгляд прямо на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
  2. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25—30 см, на счет 1—4, потом перевести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
  3. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Гимнастические упражнения и массаж

для улучшения зрения

 

Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание  сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

Первое упражнение. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,8 раз.

    Второе упражнение. На раз – смотреть на переносицу, на два –  

    прямо.  Повторить 8 раз.

     Третье упражнение. На раз -  смотреть влево, на два – прямо, на

     три –смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повторить 8 раз.

     Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами – 4 раза

      влево, четыре вправо.

     Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно

      закрыть. Повторить 5 раз.

            После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих       точек помогает при глазных болезнях.

           Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза.

  1. Сделать  девять плавных движений  по часовой стрелке и девять против неё.
  2. Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
  3. Сделать три аналогичных  движений в противоположную сторону – три раза.
  4. Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.

После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней.

( 1 – 2 мин). Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически,  то ощутим быстрый результат.

Плакат 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроке физическая культура.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные т...

Доклад на тему:Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными...

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Здоровьесберегающие технологии на уроках  технологии....

Здоровьесберегающие технологии на уроке информатики

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики....

Статья на тему "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ"

Статья на тему  "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ"...