Лекция. Диспансеризация
план-конспект занятия

Помазанова Е.В.

Лекционный материал ПМ 01 "Проведение профилактических мероприятий" МДК 01.03 "СД в системе ПМСП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dispanserizatsiya.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 3. Диспансеризация населения

Диспансеризация населения предусматривает систему охраны здоровья населения, заключающуюся в активном наблюдении за здоровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного физического развития, предупреждении заболеваний путем проведения соответствующих социальных, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий.

Поскольку диспансеризация вносит изменения в характер и органи-зационные формы здравоохранения, сформулированы основные понятия диспансерной системы здравоохранения. Основу диспансерной системы здравоохранения составляют постоянное динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, активное выявление заболеваний на ранней стадии и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий во всех типах лечебных учреждений, а также реализация комплекса социально-экономических, медицинских и технических мер, направленных на улучшение состояния окружающей среды, условий труда и быта.

Ежегодные диспансерные осмотры населения - активное медицинское обследование разных групп населения врачами одной или нескольких специальностей.

Цель диспансеризации - сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни людей.

Методы диспансеризации здоровых лиц и больных едины. Диспансеризация здоровых лиц должна обеспечить правильное физическое развитие, укрепление здоровья, выявление и устранение факторов риска возникновения различных заболеваний, предупреждать обострение процесса и его прогрессирование на основе динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Задачи диспансеризации:

• оценка состояния здоровья человека при ежегодных осмотрах;

• дифференцированное наблюдение за здоровыми лицами, имеющими факторы риска, и больными;

• выявление и устранение причин, вызывающих заболевание зубов, борьба с вредными привычками;

• своевременное и активное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

• повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкое участие врачей различных специальностей, внедрение новых организационных форм, технического обеспечения, создание автоматизированных систем для осмотров населения с разработкой специальных программ.

В России проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка начинается до его рождения путем внедрения дородового патронажа. Наблюдение за детьми осуществляется в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и др.).

В комплексе мероприятий по охране здоровья детей большое значение имеет антенатальная профилактика.

Диспансеризацию детей первых 3 лет жизни проводят врачи-педиатры в дошкольных учреждениях или в поликлиниках по месту жительства. Частота осмотров определяется возрастом детей.

Для эффективной и качественной диспансеризации необходимы активное выявление больных на начальных стадиях заболевания, раннее и своевременное проведение лечебных и профилактических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности, систематическое наблюдение за состоянием здоровья человека.

Диспансеризация населения включает в себя 2 этапа.

Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью первичного выявления и отбора граждан  с подозрением на наличие заболеваний и включает в себя:

– Опрос (анкетирование) на выявление хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.

– Антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии, расчет индекса масса тела);

– Измерение артериального давления, тонометрию глаз (для граждан 39 лет и старше), определение общего холестерина крови  и глюкозы крови  экспресс методом (допускается лабораторный метод); ЭКГ в покое (всем в 21 год, далее для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 и старше); осмотр гинеколога с взятием мазка с шейки матки на проведение цитологического исследования; флюорография легких; маммография (для женщин с 39 лет и старше; клинический анализ крови, анализ крови биохимический, общий анализ мочи. исследования кала на скрытую кровь (для лиц с 45 лет и старше), определение (простат-специфического) антигена в крови (для мужчин старше 50 лет), УЗИ органов брюшной полости (для лиц в возрасте 45,51,57,63 и 69 лет).

– Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-невролога (для лиц в возрасте 51,57,63 и 69 лет).

– Прием (осмотр) врача-терапевта участкого  врача общей практики (семейного врача) здоровых лиц и лиц с определившимся диагнозом заболевания, не требующих дообследования  на втором этапе диспансеризации, определение группы здоровья и динамического диспансерного наблюдения у лиц, не требующих дообследования и уточнения диагноза.

Второй этап диспансеризации (дообследование и уточнение диагноза заболевания, проведение углубленного профилактического консультирования).

– Эзофагогастродуоденоскопия (для лиц в возрасте старше 50 лет при наличии выявленных при анкетировании «гастродуоденальных» жалоб и отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям эзофагогастральной зоны)

– Осмотр (консультация) офтальмолога, невролога, хирурга-уролога

– Направление пациента по выявленным показаниям в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь и на санаторно-курортное лечение, индивидуальное или профилактическое консультирование групповое (школа здоровья) в отделении медицинской профилактики и центрах здоровья.

При выявлении у гражданина в процессе диспансеризации медицинских показаний к проведению исследований, осмотров и процедур, не входящих в объём обследования при проведении диспансеризации, они назначаются и выполняются в соответствии с порядками стандартами оказания медицинской помощи по профилю выявленной или подозреваемой патологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль медсестры в диспансеризации больных фибромиомой матки.

В доступной  форме, в виде презентации , показана проблема  заболевания, кратко дано определение  фибромиомы матки, диагностика, современные методы лечения.Но главное - поэтапно показан...

Методическая разработка для преподавателей комбинированного занятия по теме: « Диспансеризация населения»

Проблемы здоровья на сегодняшний волнуют все слои населения. На современном этапе проблемы здоровья стали актуальны и для государства, в связи с чем, были внедрены программы, направленные на оздоровле...

Поликлиника. Рабочая тетрадь №1к практическому занятию для слушателей по теме «диспансеризация больных детей»

Рабочая тетрадь №1 к практическому занятию для слушателей по теме «диспансеризация больных детей» П. М. №4 «Первичная медико-санитарная помощь детям» Специальность Сестринское ...

Лекция №2 Тема: Организация диспансеризации здоровых детей.

Лекция№2 Тема: Организация диспансеризации здоровых детей. ...

4.2. ПОЛИКЛИНИКА НОВОЕ2018 по ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ здоровых

1.6. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_НОВОЕ2018 по ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ здоровых...

Занятие по теме «Организация диспансеризации больных детей. Неотложная помощь. Организационно-методическая и функциональная структура системы дополнительного лекарственного обеспечения»

Современная реформа среднего профессионального образования, проводимая в России, опирается на личностно-ориентированный подход к обучению. Это предполагает серьезные изменения в привычной для преподав...

Роль медицинской сестры в проведении диспансеризации ПМ.05

Обязанность медсестры при диспансеризации...