Методическое пособие для преподавателеу СПУ " Методика преподавания терапии в практико- ориентированной среде в условиях медицинского колледжа
методическая разработка на тему

В пособии подробно разобраны основные направления и методики преподавания терапии,  используемые преподователем в условиях практико- ориентированной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_i_realizatsiya_standartov_v_terapii.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Тверской области

(наименование учредителя образовательного учреждения)

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Тверской медицинский колледж»

(полное наименование образовательного учреждения)

ГБОУ СПО ТМК

(сокращенное наименование образовательного учреждения)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Методика преподавания  терапии в практико– ориентированной среде в условиях медицинского колледжа.

                                                                                        Выполнила преподаватель

                                                                         Терапии ГБОУ СПО ТМК

        Кулакова О.В.

Тверь 20114 год.

                    Колледж - открытое учебное заведение и центр развития, где различные категории обучающихся становятся специалистами, имеющими сформированную систему ценностей, осознающими потребность непрерывного профессионального развития, умеющими максимально реализовать свой творческий потенциал, способными работать в динамично изменяющихся социально-экономических условиях современного информационного общества.

 Выпускник колледжа должен обладать следующими качествами:

  • Личностные качества: моральные качества: сострадательность, доброжелательность, чуткость, терпение, внимательность, исполнительность, вежливость, самокритичность и требовательность к себе;

этические качества: опрятность, аккуратность, безупречный внешний вид, отсутствие вредных привычек;

  • интеллектуальные качества: эрудиция, наблюдательность, инициатива, логичность мышления, стремление к самосовершенствованию и осмысленности в работе.
  • Психологические качества: способен рассуждать, планировать;

           проявляет интеллектуальную познавательную активность; обладает

           регулируемой       памятью; имеет наглядно-образное и наглядно-

           действенное     мышление; способен к творчеству (креативен); умеет

           управлять своим психическим     состоянием; способен к анализу оценки

           своей    деятельности и окружающих.

  • Профессиональные качества: 

оказание помощи: имеет целостный подход к пациенту; умеет выделить из имеющихся проблем главные и второстепенные; принимает решения исходя из ситуации; предпринимает меры адекватные поставленным целям;

диагностика и наблюдение: вникает в конкретную ситуацию; умеет выявить кризис в состоянии пациента и предотвратить проблемы; уверен в себе; имеет план действий, основанный на аналитическом осмыслении проблем; умеет грамотно вести документацию;

организация труда: организует работу с пациентом и его социально-значимым окружением; умеет планировать, организовать и корректировать свою деятельность;

эффективная работа в быстро изменяющейся ситуации: быстро реагирует на изменения в состоянии пациента, принимает неотложные меры до прибытия врача; умеет работать в команде;

манипуляционная техника: проводит манипуляции и процедуры с необходимой точностью и в установленной технологической последовательности с минимальным риском для пациента и сестринского персонала; способен предвидеть возможные осложнения и оказать неотложную помощь; анализирует эффективность сестринских вмешательств и корректирует их;

обеспечение лечебного процесса: четко выполняет назначения врача; владеет современными методиками ухода и реабилитации; принимает реальные меры по обеспечению безопасности лечебного процесса;

просвещение и обучение: информирует и обучает пациента и членов его семьи гигиеническим и профилактическим действиям по уходу, навыкам улучшения качества жизни пациентов с данным заболеванием, принципам здорового образа жизни; умеет систематизировать и обобщать свои знания; заинтересован в расширении своей профессиональной компетентности; умеет обработать, интерпретировать и передать информацию.

 Выпускник колледжа - это:

  • cпециалист, владеющий прочной базой знаний, позволяющей выполнять функциональные обязанности с высокой степенью профессионализма, обладающий навыками коммуникации и общения;
  • специалист, способный к анализу и выбору решения, обладающий чувством ответственности за результаты труда;
  • специалист, который способен содействовать формированию здорового образа жизни путем эффективного сотрудничества, разъяснения, обучения и убеждения, уважающий достоинство и права других людей, умеющий осуществлять совместную деятельность с другими людьми, сознающий необходимость сохранения всего живого на Земле, знающий и любящий свою Родину;
  • специалист, обладающий навыками и приемами умственного труда, умеющий организовать свою деятельность, экономически и психологически грамотный, способный к проведению исследований и участию в научно-исследовательских проектах, творческий, способный к саморазвитию;
  • общественный лидер, работающий гармоничным образом с отдельными лицами и организациями, как в рамках системы здравоохранения, так и вне ее;
  • специалист, приобщенный к духовной культуре человечества, ориентирующийся в событиях мира, способный предвидеть изменения в потребностях населения и приспособиться к этим изменениям;
  • специалист, соответствующий требованиям квалификационной характеристики.

Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов. Президент РФ Дмитрий Медведев в приветствии делегатам V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений отметил: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От них прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед» .

Из этого следует, что качественный состав преподавателей средних специальных учебных заведений – это стратегическая проблема развития среднего профессионального образования, успешное решение которой позволит продвигаться по пути научно-технического прогресса, интеграции нашей страны в мировую экономическую систему, выходом российских специалистов на международный рынок труда.

Готовность выпускников средних специальных учебных заведений, в том числе и медицинского колледжа, к трудовой деятельности, соответствие выпускников колледжа требованиям общества и работодателя зависит от компетентности преподавателя, от сформированных профессионально-педагогических компетенций.

В течение многих десятилетий в отечественной системе образования конечные результаты образовательного процесса описывались знаниями, умениями, навыками (ЗУНами). На них ориентировались и Государственные образовательные стандарты. Однако, изменения в социальной, экономической, информационной сферах, вливание России в мировое экономическое и образовательное пространство требуют новых подходов к определению целей образования, методам управления им. В психолого-педагогической науке (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.), образовательных структурах активно обсуждается модернизация образования на компетентностной основе. И хотя нет единой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция», видов компетенций, их числа, но все авторы научных трудов отмечают, что компетентность - более широкое понятие, чем только знания, умения, навыки. Она представляет «синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта» (В.А. Болотов, В.В. Сериков). Чаще всего компетентность связывают с определенным видом деятельности, т.е. речь идет о профессиональной компетентности

Э.Ф. Зеер, рассматривая различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», подчеркивает, что «знания, умения и опыт определяют компетентность человека; способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливают компетенцию образованной и профессионально успешной личности».

А. В. Хуторской различает понятия «компетенция» и «компетентность» следующим образом. Под компетенцией ученый подразумевает «отчужденное, наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере».

Термин «компетентность» с точки зрения А.В. Хуторского, может использоваться для фиксирования уже состоявшихся качеств личности, «владение, обладание человеком соответствующей компетентностью, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

В научной литературе проблема компетентности и компетенций преподавателя рассматривается как «профессиональная компетентность» или «педагогическая компетентность», или профессионально-педагогическая компетентность».

Профессионально-педагогическая компетентность в работе Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» рассматривается как «свойство личности» и включает 5 видов (или элементов) компетентности:

  1. специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;
  2. методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся;
  3. социально-психологическая компетентность в области процессов общения;
  4. дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся;
  5. аутопсихологическая компетентность в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности.

Учитывая наличие нескольких точек зрения на понимание компетентности и компетенций, в данной случае компетентность преподавателей средних специальных учебных заведений определим как знания, умения, опыт и личностные качества, позволяющие осуществлять образовательную деятельность, а компетенция – способность человека мобилизовать и преобразовать знания, умения и профессиональный опыт в образовательной деятельности. 

Важно понимать, что компетентность тождественна традиционной квалификации, описываемой с помощью требований к уровню подготовки специалистов. Именно компетентность чаще всего и используется авторами проектов ГОСов медицинского образования. Это делается по одной причине – компетентность хоть как-то можно "измерить", в то время как компетенция часто не поддается диагностике с помощью традиционного набора оценочных средств, используемых преподавателями  образовательного учреждения.

Одним из важных показателей компетенции являются навыки взаимодействия человека с социальным окружением, поэтому подготовка специалиста  должна интегрировать не только передаваемую ему информацию (декларативные знания), обретение методических навыков, но и формировать навыки взаимодействия с социальным окружением. Для этого необходимо внедрять такие методы образования, как обсуждение  проблем в малых группах, ролевые игры, дискуссии, конкретные ситуации и др.  Наблюдение за поведением человека в ходе упражнений является одним из важных диагностических методов, помогающих определить степень развитости его компетенций.

Для средних учебных образовательных учреждений чрезвычайно важно избежать двух крайностей. Одна из них – по-прежнему ограничиваться "начиткой" учебного материала с кафедры, ничего не меняя в дидактической подготовке специалистов. Другая крайность – излишняя технологизация подготовки, за которой теряется "штучная" работа формирования личности будущего специалиста.

Для формирования личности  преподавателя важны практические и ключевые (переносимые) результаты образования. В качестве ключевых результатов образования можно, например, привести следующие:

  • эффективно работать в междисциплинарной команде, разрабатывающей технологию проектного обучения;
  • адаптироваться к новым ситуациям профессиональной деятельности; осознавать, формулировать проблемы педагогической деятельности, предлагать новые идеи в сфере предметной области и методик обучения;
  • проявлять навыки межличностного общения – стремиться понять ценности, потребности и уровень предварительной подготовки студентов; работать над установлением доверия и взаимопонимания в учебной группе; понимать и использовать настроения и чувства других людей, умело использовать невербальные коммуникации.

Таким образом, компетенции отражают комплексный результат образования и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека. Сложность диагностики компетенций состоит в том, что они проявляются в процессе деятельности (поведении), например при выполнении упражнений, моделирующих реальные проблемы профессиональной  деятельности. Каждая учебная дисциплина может влиять на формирование нескольких компетенций, и, наоборот, компетенции могут формироваться под влиянием совокупности дисциплин.

Важная задача современного преподавателя – смена традиционных представлений о проектировании учебно-методического обеспечения. Прежде всего в учебно-методических комплексах должны быть отражены результаты образования по дисциплине и методики их измерения. То есть уже вначале обучения студент должен четко представлять, что он будет знать, понимать и научится делать в результате обучения по конкретной дисциплине. Такой подход к организации образовательного процесса накладывает дополнительные обязанности и ответственность на преподавательский состав . Важно осознавать, что в условиях уровневого образования, развития вариативности образовательных программ, академической мобильности, делегирования полномочий студентам по выбору своей образовательной траектории переход от "ЗУНовской" модели к компетентностной модели образования неизбежен.

Число компетенций, характеризующих компетентность определенного рода, разными авторами определяется от 3 до 37 (Дж. Равен) и более. Родственные компетенции предлагается сгруппировать по блокам: социальные, профессиональные и другие (единого толкования не достигнуто и здесь). .

1. Социальные компетенции, которые можно отнести к «ключевым» (надпрофессиональным). Ими должна владеть каждая личность. Это уровень гражданской зрелости и социальной дееспособности человека, выполнение ролей гражданина, избирателя, родителя и т.д. Для педагога-дефектолога это готовность взять на себя ответственность за судьбу ребенка с отклонениями в развитии. К социальным компетенциям можно отнести и экологическую ответственность.

2. Общепрофессиональные  компетенции, присущие всем выпускникам  медицинского колледжа:

а) компетенция познавательной деятельности (когнитивная компетенция). Это постановка и решение познавательных задач, поиск нестандартных решений, комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации. Набор способов действия, посредством которых осуществляется профессиональная деятельность. Интеллектуальная креативность;

б) коммуникативная компетенция (выбор модели общения и правильное использование ее на практике);

в) информационная компетенция (владение информационными технологиями и использование их в процессе учебы и будущей работы, оценка достоверности информационных источников);

г) дифференциально-психологическая компетенция (по Н.В. Кузьминой) в области мотивов, способностей, направленности личности;

д) аутопсихологическая (по Н.В. Кузьминой) (рефлексивная) - в области достижений и недостатков собственной деятельности и личности. Умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знаний, способов профессионального самосовершенствования, умений видеть недостатки в своей работе, в себе, стремление к профессиональному росту;

е) компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе;

ж) компетенция здоровьесбережения.

3. Специальные профессиональные компетенции. Они обеспечивают подготовку специалиста к конкретным объектам и предметам труда для данного направления. Их можно рассматривать как реализацию социально-личностных и общепрофессиональных компетенций в определенной области деятельности. Для преподавателя  это образовательные или лечебные учреждения, где приобретают навыки социализации их воспитанники.

Для преподавателя терапии наиболее значимыми компетенциями являются:

а) владение комплексом научных и практических знаний по анатомии;  пропедевтике внутренних болезней; терапии, фармакологии; диетологии;  

б) исследовательские навыки. Умение планировать и проводить научно-методические исследования в области специализации- терапии,  педагогики и частных методик, фиксировать и интегрировать данные.

4. Личностные качества:

а) профессиональное мировоззрение: взгляд на студента как  на независимого равноправного гражданина, но нуждающегося в сопровождении и поддержке;

б) ценностные ориентации. Вера в возможность формирования профессионала, в его возможность  адаптироваться и интегрироваться в общество;

в) готовность к широкому полю деятельности в профессиональной сфере;

г) индивидуальные компетенции, связанные с индивидуальными особенностями личности, ее способностями, чертами характера и т.д.

Все виды компетенций взаимосвязаны, развиваются одновременно и в итоге формируют компетентностную модель специалиста, которая отвечает современной парадигме образования.

Решение задач формирования социально-профессиональных компетенций преподавателя медицинского колледжа (и любого другого) требует качественно нового подхода к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, увеличению доли самостоятельной творческой работы студента, изменения форм межличностного общения преподаватель-студент, системы мониторинга уровня сформированности соответствующих компетенций у студента и т.д.

Для достижения результатов могут быть применены следующие существующие методики формирования профессионально-педагогических компетенций: организация и проведение методической работы, прохождение курсов повышения квалификации, стажировки на госпитальной базе, проведение занятий в школах здоровья в средних школах  города .

В дополнение к существующим методикам возможно организовать формирование профессионально-педагогических компетенций в практико-ориентированной среде, представляющей собой педагогические условия для формирования компетенций в процессе профессионально-педагогической практики при выполнении различных видов учебной деятельности в рамках преподаваемых дисциплин.  

Практико-ориентированная среда состоит из внешней и внутренней среды и включает:

  1. - специально организованные учебные и внеучебные мероприятия;
  2. - учебно-лабораторную базу учреждения;
  3. - систему регулярной консультативной поддержки преподавателей;
  4. - механизмы взаимодействия с социальными партнерами.

Внутренняя среда - это деятельность различных структур учебного заведения по организации различных мероприятий с целью формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей.

Внешняя среда – это совокупность институционального окружения учебного заведения, которая объединяет государственные управленческие структуры, образовательные учреждения различного уровня подготовки.

Практико-ориентированная среда- способствует включению преподавателей колледжа в профессионально-практическую образовательную деятельность, оптимальному сочетанию теоретических и практических методов и форм обучения.

Эта модель имеет значительное преимущество перед предлагаемыми теоретическими формами, такими как семинары, тренинги, коллоквиумы и т.д., так как позволяет формировать компетенции без отрыва от профессиональной деятельности преподавателя и корректировать промежуточные результаты формирования компетенций.

В практико-ориентированной среде преподаватель в процессе формирования компетенций приобретает умения, лежащие в их основе, и осваивает способы деятельности. Освоение педагогических терминов и основ дидактики в таком случае происходит в различных формах профессионально-педагогической деятельности и ощущается преподавателем как насущно необходимые, без которых невозможна реализация конкретных учебных задач.

В таких условиях преподаватель целостно и органично «проживает» свое становление, не испытывая разделения своей педагогической деятельности на искусственно смоделированную и настоящую.

Уровень сформированности компетенций преподавателей колледжа непосредственно влияет на качество подготовки специалистов.

           ВЫВОД: Таким образом, предлагаемые  нами педагогические условия – практико-ориентированная среда и учебно-методическая поддержка – позволяют формировать профессионально-педагогических компетенции преподавателей специальных дисциплин медицинского колледжа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу повышения качества профессиональной подготовки в условиях медицинского колледжа .

Компетентностный подход ориентирован на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, обозначающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях...

Компетентностный подход в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» в медицинском колледже.

В статье рассказывается о методах обучения, которые преподаватель использует при компетентностном подходе, о целях обучения при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи". Автор подр...

Доклад "Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности 08.02.01"

Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»...

Статья О преподавании курса ботаники в ГАУ АО ПОО Амурском медицинском колледже на специальности «Фармация»

О специфике  преподавании курса ботаники в ГАУ АО ПОО  Амурском медицинском колледже на специальности «Фармация»...

Создание практико-ориентированной среды, как фактор формирования профессиональной подготовки студентов ДПИ

Статья о проблеме сегодня в СПО - создание практико- ориентированной среды студентов  обучающихся на отделении ДПИ...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности среднего медицинского персонала в условиях медицинского колледжа

Текст выпускной кваликационной работы, представленной к защите 25 января 2019 года. Это - результат профессионального пути длиной в 15 лет. Но, если разобраться, то путь этот начался практически с рож...