МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ В ПАШКОВСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОЛЛЕДЖЕ
статья на тему

Гайворонская Инна Владимировна


Методика преподавания дисциплины "Основы геодезии" в колледже

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ В ПАШКОВСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОЛЛЕДЖЕ

                                                     Гайворонская И.В.

                                    Преподаватель геодезии, геологии, охраны труда.

                                    Строительное отделение, ГБПОУ КК ПСХК

                                    Российская Федерация, Краснодарский край,

                                     город Краснодар

     Геодезия - наука, изучающая форму и размеры поверхности Земли или отдельных ее участков путем измерений, вычислением полученных измерений и построением карт, планов, которые используют для решения инженерных, кадастровых и других задач. Геодезия - в переводе с греческого - землеразделение.

     Геодезические измерения появились еще на заре развития цивилизации, как только человек стал ориентироваться по Солнцу и изучать близлежащую территорию. В основе лежали методы определения геометрических пропорций, размеров и расположение наиболее значимых объектов, по отношению друг к другу.
     Со временем появились инструменты, позволяющие повысить точность измерений, так расстояние в шагах стали мерить мерными лентами, древний градшток, заменен оптическим теодолитом, на смену счетам и таблицам, пришли калькуляторы, и т.д
.
     В настоящее время для проведения любого мероприятия, связанного с использованием земли в сельском  и лесном хозяйствах, со строительством сооружений, требуются: изучение земной поверхности, производство специальных измерений, их вычислительная обработка и составление карт, планов, профилей, которые служат основной продукцией геодезических работ.

     Карты, планы, профили и цифровые модели местности необходимы при проектировании границ земельных участков, при строительстве водоёмов, дорог, промышленных предприятий и планов застройки городов. Карта необходима в проведении оборонных мероприятий страны для ведения боевых операций. Геодезия в целом и ее раздел «инженерная геодезия» являются составной и неотъемлемой частью профессии «техник-строитель». Качество преподавания данной дисциплины непосредственно определяет уровень подготовки специалиста в строительной отрасли.

     Геодезия как инженерная наука опирается на математику, физику, тесно связана с картографией, географией, геологией, геоморфологией, почвоведением, строительным  проектированием, экономикой строительного производства, мелиорацией, дорожным проектированием, технологией выполнения строительных работ и др. науками.

     Курс обучения геодезии является одним из базовых курсов в подготовке специалистов 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Назначение данного курса - формировать у студентов основные понятия об измерениях на земной поверхности и особенностях её изображения на плоскости,  формировать у студентов навыки работы с геодезическими приборами, навыки создания плана местности, разбивочных чертежей и т.д.

    При изучении дисциплины ОП.04 Основы геодезии у студента формируются общие и профессиональные компетенции, такие как ОК 1-7; ПК 1.2, 2.1, 2.2, 2.4, 3.4, 4.2

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий

ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке

ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные работы, ремонтные работы и работы по реконструкции строительных объектов

          ПК2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ                   

         ПК 3.4. Обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.

            ПК 4.2. Организовывать работу по технической эксплуатации зданий

     В настоящее время учебная дисциплина ОП.04 Основы геодезии, преподается,  на II курсе, когда студент имеет представления о будущей специальности «техник-строитель» и воспринимает геодезию как ее составную и важную часть.

     К методам и формам организации обучения можно отнести  организацию лекционных занятий, практических занятий, организацию самостоятельной работы студентов, проведение учебной полевой практики. Организация лекционных занятий включает объяснительно-иллюстративный метод обучения.

     При этом методе преподаватель сообщает фактические сведения по изучаемому предмету, раскрывает общие понятия и закономерности, демонстрируя при этом карту, плакаты, наглядные пособия, приборы и т.д.

     Тематика лекционных занятий разработана  таким образом, что лекции взаимосвязаны между собой по содержанию.  В организации лекционных занятий предусмотрено, что лекционные занятия не должны отставать от выполнения практических  работ.

При проведении практических занятий использую методы обучения:

-репродуктивный  - применение теоретических знаний при выполнении предложенных заданий.

Например, задание «Решение задач на масштабы», «Решение задач  на зависимость между ориентированными углами» выполняется на основе теоретических знаний;

-частично-поисковый  - поставленная задача разделена на несколько вопросов, решение которых в совокупности даст выполнение поставленной задачи. Например, задание «Построение плана теодолитного хода» решается поэтапно: 1) вычисление ведомости координат вершин полигона 2) построение плана теодолитного хода на основании вычисленной ведомости;

-исследовательский метод - приобщение студентов к творческой деятельности, т.е. предлагается решить самостоятельно какую либо проблему. Например, сравнить виды топографических съёмок: тахеометрическую и вертикальную съёмку, обосновать какой самый точный и наиболее часто применяемый способ разбивочных работ в  строительстве  и т.д.

     При организации учебного процесса имеется специально оборудованная аудитория, оснащённая специальными средствами обучения (стендами, плакатами), приспособленная и для деятельности студентов, и для преподавателей. Средства обучения являются источником знаний, работа с ними помогает овладеть простейшими методами научных исследований.

     Средства обучения, использующиеся при подготовке студентов, можно разделить на три группы:

1. Изображение натуральных географических объектов и явлений (наглядные пособия):

2. Описание и изображение предметов и явлений условными средствами (раздаточный материал):

3. Предметы для воспроизведения и анализа явлений природы (приборы и инструменты):

- приборы для проведения измерительных работ на местности, геодезические приборы;

     Назначение средств обучения  -  формирование умений работы с топографическими картами, навыков работы с геодезическими приборами, умение обрабатывать полученный материал, решать прямую и обратную геодезическую задачу, выносить на строительную площадку элементы стройгенплана и проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования.

     На практических занятиях очень часто средства обучения применяются комплексно, т.е. методические пособия используются совместно с геодезическими приборами, таблицами, и т.д. На  практических работах задания могут быть заданы индивидуально каждому студенту, как при решении задач по карте, так и могут быть выданы  групповые задания, как при выполнении теодолитной съёмки местности. Выдаваемые задания могут быть короткосрочными, например: «Построение сетки плоских прямоугольных координат, ее оцифровка», и долгосрочными, например: «Нивелирование поверхности по квадратам».

     Практические  работы организованы таким образом, что студенты подготовлены  теоретически, практически, организационно. Теоретическая подготовка студентов состоит в повторение теоретических основ изучаемой темы, без знания которой невозможно выполнить предложенное задание. Практическая подготовка состоит в обучение студентов умением пользоваться и работать с геодезическими приборами. Организационная подготовка состоит в том, что перед студентами ставится конкретная задача, обращается их внимание на наглядный материал, методическую литературу, способствующую выполнению поставленной задачи, предлагается составить отчёт о проделанной работе. Успех проведения практической работы обеспечивается четкостью её разработки.

     Кроме организации лекционных и практических занятий, необходимо организовать самостоятельную работу студентов, которая может выполняться студентами в виде подготовки докладов на занятия, самостоятельном изучении предложенных тем, в написании рефератов по предложенным темам.

     Важным этапом при организации процесса обучения является  проверка знаний студентов, полученных при изучении дисциплины геодезии. Проверка знаний может быть  итоговая, текущая и аттестация за каждый месяц.

     Итоговая проверка предусматривает по окончанию семестра экзамен, который, осуществляется индивидуально и имеет цель проверить знания студентов, полученные в течение семестра.

     Организация экзамена предусматривает составление контрольно-оценочной системы экзамена, а сам экзамен проводится по составленным билетам. В билете два теоретических вопроса и одна задача. Формой проведения итогового экзамена является устный опрос студентов, который позволяет объективно оценить знания студентов.

     Текущая проверка знаний студентов и аттестация за каждый месяц осуществляется на основе  рейтинговой системы оценки,  качества учебной работы студентов. Текущий контроль осуществляется в форме устного опроса, письменных контрольных работ, защиты практических работ и  тестов, предусмотренных  учебной программой. Тесты разрабатаны по уровню сложности. К начальному уровню сложности отношу тесты на определение геодезического понятия: в вопросе содержится понятие, а в ответе – его определение. (Дайте определение  дирекционного угла)

Ко второму уровню сложности отношу тесты на поиск закономерностей в геодезических измерениях и тесты на решение задач. Формулирую задачу, а ответы могут быть приложены к ней. Среди ответов может быть один правильный, несколько правильных, только неправильные. Последний вариант полезен тем, что испытуемый как бы находит ошибку у составителя тестов и получает моральную мотивацию. Такие тесты можно отнести к третьему уровню сложности

     Контроль осуществляется в форме фронтального опроса, устного опроса  письменной проверки, тестирования,  которые позволяют определить знания студентов по итогам изучения определённого раздела изучаемой дисциплины. На основе текущей проверки знаний студентов и рубежного контроля выполняется аттестация студентов по месяцам в течение семестра.

     Полевая геодезическая практики проводится по составленной программе практики  на специальном учебном полигоне. Перед началом практики проводится организационное занятие, на котором доводится до студентов следующее: цели и задачи практики, место практики, содержание практики, задания и методические указания по выполнению заданий практики, требования к отчёту по геодезической практике, методы контроля выполненных заданий, рекомендуемая литература. В обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности при выполнении полевых работ.

     Качество подготовки техников-строителей в области, касающейся знания геодезии, на производстве оценивают, в конечном счете, по умению обращаться с геодезическими приборами, проводить поверки и юстировки, а также выполнять измерения, связанные с разбивочными работами и контролем геометрических параметров сооружения. Предельный минимум - умение устанавливать инструмент в рабочее положение и брать отсчеты (по угломерным кругам или рейке). Эти навыки приобретаются, в основном, во время практических занятий на базе знаний, полученных в результате лекционной и самостоятельной работ. Поэтому рациональное сочетание лекционных и практических занятий - основа эффективности преподавания учебной дисциплины «инженерная геодезия». Практическая геодезия -это ремесло, обучить которому можно только по принципу «делай как я». Один преподаватель физически не в состоянии обучить работе с геодезическими инструментами учебную группу количеством 25–35 человек, где каждому необходимо объяснить методику измерений, устройство инструмента, показать приемы обращения с ним, научить брать отсчеты, продемонстрировать способы измерений, проконтролировать лично степень усвоения. Поэтому у нас в колледже при проведении полевой геодезической практики работают два преподавателя. Группа делится на две подгруппы. Каждый преподаватель подгруппу делит на бригады по 4 человека.

        Учебный процесс организовать таким образом, что лекционные, практические, самостоятельные занятия и полевая геодезическая практика проходят на соответствующем уровне и отвечают поставленным целям и задачам обучения студентов, что повысит качество их профессиональной подготовки.

        Список использованных источников:

-elib.bsu.bybitstream/123456789/27888/1/  Внедрение элементов активного обучения

-video.yandex.ruМетодика преподавания геодезии

-portal.kuzstu.rufile/view/4644.pdf  О преподавании дисциплины «Инженерная геодезия»

-Бондаревская Е.В.Теория и практика личностно  ориентированного обучения.- Ростов-на-Дону, 2015.

-Лукьянова М.И.и др. Личностно ориентированный урок. – М.,  2006.

-Селиванова О.Г. «Дидактика личностно ориентированного обучения», Киров, 2016.

-Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград: Перемена,2014.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.04 «Основы геодезии»

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения умений и усвоения знаний по учебной дисциплине ОП.04 «Основы геодезии» основной профессиональной образовательной пр...

Методическое пособие для преподавателеу СПУ " Методика преподавания терапии в практико- ориентированной среде в условиях медицинского колледжа

В пособии подробно разобраны основные направления и методики преподавания терапии,  используемые преподователем в условиях практико- ориентированной среды....

Эффективность использования интерактивных методов обучения на практических занятиях по дисциплине ОП.04 Основы геодезии.

При выполнении практических занятий студенты работают в малых группах ( звеньях по 4-5 человек).Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам во...

Компетентностный подход в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» в медицинском колледже.

В статье рассказывается о методах обучения, которые преподаватель использует при компетентностном подходе, о целях обучения при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи". Автор подр...

Опыт разработки системы преподавания дисциплин «История изобразительных искусств» и «История дизайна» в колледже

Опыт разработки системы преподавания дисциплин «История изобразительных искусств» и «История дизайна» в колледже         В условиях посл...

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.04 Основы геодезии для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной дисциплины  ОПД. 04 Основы геодезии  разработана на основе ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в сос...