Опыт разработки системы преподавания дисциплин «История изобразительных искусств» и «История дизайна» в колледже
статья

Носкова Елена Васильевна

Опыт разработки системы преподавания дисциплин «История изобразительных искусств» и «История дизайна» в колледже

         В условиях последних тенденций развития российского образования возникает необходимость пересмотра основных подходов, методов и средств обучения, главной целью которых является развитие общих и формирование профессиональных компетенций. Для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), реализуемой в колледже, одними из базовых дисциплин являются общепрофессиональные дисциплины «История изобразительных искусств» и «История дизайна».

      Знания и умения как часть профессиональных компетенций, усваиваемых в рамках данных дисциплин, являются основой для дальнейшего формирования профессиональных компетенций, формируемых при обучении на  профессиональных модулях. В связи с этим становится актуальной проблема разработки  такой педагогической системы, которая способствовала бы наиболее успешному усвоению требуемых знаний и умений как части профессиональных компетенций и развития общих компетенций.

      В соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) на дисциплинах «История изобразительных искусств» и «История дизайна» должны формироваться профессиональные компетенции и входящие в них умения и знания (см. табл. 1).

     Исходя из знаний и умений, представленных в таблице 1, было мной проанализировано содержание рабочих программ данных учебных дисциплин. В результате проведенного анализа были выделены основные блоки в содержании дисциплин, определен круг методов и средств, способствующих реализации межпредметных связей и формированию компетенций, и разработан учебно-методический комплекс.

     В качестве системообразующей основы преподавания были выбраны контекстный подход в обучении и элементы метода проекта. Базовое средство обучения — информационно-коммуникативные технологии (проектор, видеолекции, лекции-презентации и др.).

      Был разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя:

– рабочие  программы  по  дисциплинам,  разработанные  на  основе идеи сравнения особенностей развития русского и западного искусства и дизайна; –  курс лекций, разработанных на основе приложения Microsoft office Power Point;

– методические  рекомендации  по  выполнению  художественного  анализа произведения;

 

–  методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;

 –  контрольные работы на основе приложения Microsoft office Power Point;

 –  комплект педагогических тестовых заданий.

      Курс лекций, разработанный на основе приложения Microsoft office Power Point, позволил как

преподавателю:

– полноценно проиллюстрировать теоретический учебный материал, сделать его более наглядным;

 – сэкономить время на изложение теоретического материала;

– проводить контрольно-оценочные мероприятия с использованием визуального ряда;

студенту:

 – самостоятельно производить характеристику художественного  объекта, анализировать особенности развития искусства в различные исторические периоды и сравнить их.

Таблица 1  

Перечень профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС  по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

Дисциплина

Компетенция

Уметь

Знать

«История дизайна»

ПК 1.1 Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов

ориентироваться в исторических эпохах и стилях; проводить анализ исторических объектов для целей дизайн- проектирования

основные характерные черты различных периодов развития предметного мира

«История изобразительного искусства»

ПК 2.2 Выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале

определять стилевые особенности в искусстве разных эпох, использовать знания в творческой и профессиональной работе

характерные особенности искусства разных исторических эпох; процессы, влияющие на формирование эстетических взглядов

 

                                                                                        

–  методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;

 –  контрольные работы на основе приложения Microsoft office Power Point;

 –  комплект педагогических тестовых заданий.

     Курс лекций, разработанный на основе приложения Microsoft office Power Point, позволил

преподавателю:

– полноценно проиллюстрировать теоретический учебный материал, сделать его более наглядным;

– сэкономить время на изложение теоретического материала;

– проводить контрольно-оценочные мероприятия с использованием визуального ряда;

студенту:

 – самостоятельно производить характеристику художественного  объекта, анализировать особенности развития искусства в различные исторические периоды и сравнить их.

       Контрольно-оценочные мероприятия имеют комплексный характер и проводятся по результатам изучения блока тем. К ним относятся выполнение педагогических тестовых заданий и характеристика художественного объекта на основе визуального ряда. В качестве оценочного мероприятия была апробирована практика проведения коллоквиума по характеристике художественных стилей и направлений в дизайне.

      Использование элементов мною метода проектов позволяет погрузить обучающихся в условия, близкие к их будущей профессиональной деятельности. Выполнение учебного проекта способствует развитию общих компетенций, умений, лежащих в основе профессиональных компетенций, дает возможность обучающимся реализоваться творчески, аргументировать сделанный выбор варианта реализации проекта в соответствии с заданием и, самое главное, повысить за счет этого мотивацию к обучению. Кроме того, у студентов появляется возможность разработать свой проект, применяя графические средства, то есть использовать профессиональные навыки. Например, студенты специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) работают над такими проектами, как «Образ эпохи Возрождения», «Предметы быта и исторические художественные стили», «Принципы формообразования Баухаз и ВХУТЕМАС в современном интерьере», «Становление дизайна как сферы деятельности человека».

     Самостоятельная деятельность студентов представлена такими видами работ, как проведение сравнительного художественного анализа произведений искусства и разработка «Альбома стилей» (определение перечня характерных черт того или иного стиля, подбор иллюстративного материала, оформление его в соответствии с требованиями).

     По результатам самостоятельной деятельности студенты формируют портфолио работ, которые представляют на зачете. Требования к содержанию портфолио изложены в «Методических рекомендациях по организации самостоятельной работы студентов».

 Защита портфолио является формой проведения зачета. Оценка уровня сформированности знаний и умений как части профессиональных и общих компетенций осуществляется на основе разработанных признаков, представленных в рабочей программе дисциплин, а также в «Методических рекомендациях по организации самостоятельной работы студентов».

Таблица 2

Оценочный лист по процедуре дифференцированного зачета

 

Критерии оценки

Проявление признаков (0–1)

 

Теоретический материал отобран в соответствии с поставленной задачей

 

0 — признак не проявился

1– признак проявился в полном объеме

12–11 баллов — «5» 

10–9 баллов — «4»

8–7 баллов — «3»

Проявляет интерес к собранному материалу, эмоционально представляет материал, заинтересовывает слушателей

«Портфолио работ» выполнено в соответствии с требованиями к оформлению работ

 

Ставит цели, задачи, выбирает методы презентации продукта, выполнения проблемного задания

 

 

Использует ИКТ для поиска, систематизации и оценки для накопления материала и создания портфолио в соответствии с заданием

 

Определяет художественные особенности стиля

 

Дает характеристику художественному стилю

 

Дает характеристику мировоззренческим и культурологическим основам эпохи

 

Выходит за рамки рекомендаций преподавателя при выполнении работы в соответствии с заданием

 

Оценивает значимость профессионального опыта

 

Видит пути совершенствования портфолио

 

Делает выводы и дает оценку в соответствии с поставленной задачей

 

Итого

 

12

       В заключение хотелось бы отметить, что разработанная  педагогическая система  реализуется с 2014 года. В течение этого времени она совершенствовалась и менялась в соответствии с потребностями развития специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Опыт реализации педагогической системы был представлен на уровне колледжа, в результате чего отдельные ее элементы были включены в деятельность преподавателей колледжа. На сегодняшний день можно сделать вывод, что она позволяет студентам отработать умения и знания, лежащие в основе формируемых профессиональных компетенций, развивать навыки самостоятельной работы, выстроить индивидуальную траекторию освоения дисциплин, повысить мотивацию по освоению профессиональных компетенций. В результате внедрения педагогической системы студенты демонстрируют высокие показатели на региональной олимпиаде по истории изобразительных искусств, успешно применяют освоенные знания и умения в процессе дальнейшего обучения при выполнении курсового и дипломного проектов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_razrabotki_sistemy_prepodavaniya_distsiplin.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта преподавателя высшей квалификационной категории

ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Носковой Елены Васильевны

Опыт разработки системы преподавания дисциплин «История изобразительных искусств» и «История дизайна» в колледже

         В условиях последних тенденций развития российского образования возникает необходимость пересмотра основных подходов, методов и средств обучения, главной целью которых является развитие общих и формирование профессиональных компетенций. Для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), реализуемой в колледже, одними из базовых дисциплин являются общепрофессиональные дисциплины «История изобразительных искусств» и «История дизайна».

      Знания и умения как часть профессиональных компетенций, усваиваемых в рамках данных дисциплин, являются основой для дальнейшего формирования профессиональных компетенций, формируемых при обучении на  профессиональных модулях. В связи с этим становится актуальной проблема разработки  такой педагогической системы, которая способствовала бы наиболее успешному усвоению требуемых знаний и умений как части профессиональных компетенций и развития общих компетенций.

      В соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) на дисциплинах «История изобразительных искусств» и «История дизайна» должны формироваться профессиональные компетенции и входящие в них умения и знания (см. табл. 1).

     Исходя из знаний и умений, представленных в таблице 1, было мной проанализировано содержание рабочих программ данных учебных дисциплин. В результате проведенного анализа были выделены основные блоки в содержании дисциплин, определен круг методов и средств, способствующих реализации межпредметных связей и формированию компетенций, и разработан учебно-методический комплекс.

     В качестве системообразующей основы преподавания были выбраны контекстный подход в обучении и элементы метода проекта. Базовое средство обучения — информационно-коммуникативные технологии (проектор, видеолекции, лекции-презентации и др.).

      Был разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя:

– рабочие  программы  по  дисциплинам,  разработанные  на  основе идеи сравнения особенностей развития русского и западного искусства и дизайна; –  курс лекций, разработанных на основе приложения Microsoft office Power Point;

– методические  рекомендации  по  выполнению  художественного  анализа произведения;

–  методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;

 –  контрольные работы на основе приложения Microsoft office Power Point;

 –  комплект педагогических тестовых заданий.

      Курс лекций, разработанный на основе приложения Microsoft office Power Point, позволил как

преподавателю:

– полноценно проиллюстрировать теоретический учебный материал, сделать его более наглядным;

 – сэкономить время на изложение теоретического материала;

– проводить контрольно-оценочные мероприятия с использованием визуального ряда;

студенту:

 – самостоятельно производить характеристику художественного  объекта, анализировать особенности развития искусства в различные исторические периоды и сравнить их.

Таблица 1  

Перечень профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС  по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Дисциплина

Компетенция

Уметь

Знать

«История дизайна»

ПК 1.1 Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов

ориентироваться в исторических эпохах и стилях; проводить анализ исторических объектов для целей дизайн- проектирования

основные характерные черты различных периодов развития предметного мира

«История изобразительного искусства»

ПК 2.2 Выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале

определять стилевые особенности в искусстве разных эпох, использовать знания в творческой и профессиональной работе

характерные особенности искусства разных исторических эпох; процессы, влияющие на формирование эстетических взглядов

                                                                                         

–  методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;

 –  контрольные работы на основе приложения Microsoft office Power Point;

 –  комплект педагогических тестовых заданий.

     Курс лекций, разработанный на основе приложения Microsoft office Power Point, позволил

преподавателю:

– полноценно проиллюстрировать теоретический учебный материал, сделать его более наглядным;

– сэкономить время на изложение теоретического материала;

– проводить контрольно-оценочные мероприятия с использованием визуального ряда;

студенту:

 – самостоятельно производить характеристику художественного  объекта, анализировать особенности развития искусства в различные исторические периоды и сравнить их.

       Контрольно-оценочные мероприятия имеют комплексный характер и проводятся по результатам изучения блока тем. К ним относятся выполнение педагогических тестовых заданий и характеристика художественного объекта на основе визуального ряда. В качестве оценочного мероприятия была апробирована практика проведения коллоквиума по характеристике художественных стилей и направлений в дизайне.

      Использование элементов мною метода проектов позволяет погрузить обучающихся в условия, близкие к их будущей профессиональной деятельности. Выполнение учебного проекта способствует развитию общих компетенций, умений, лежащих в основе профессиональных компетенций, дает возможность обучающимся реализоваться творчески, аргументировать сделанный выбор варианта реализации проекта в соответствии с заданием и, самое главное, повысить за счет этого мотивацию к обучению. Кроме того, у студентов появляется возможность разработать свой проект, применяя графические средства, то есть использовать профессиональные навыки. Например, студенты специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) работают над такими проектами, как «Образ эпохи Возрождения», «Предметы быта и исторические художественные стили», «Принципы формообразования Баухаз и ВХУТЕМАС в современном интерьере», «Становление дизайна как сферы деятельности человека».

     Самостоятельная деятельность студентов представлена такими видами работ, как проведение сравнительного художественного анализа произведений искусства и разработка «Альбома стилей» (определение перечня характерных черт того или иного стиля, подбор иллюстративного материала, оформление его в соответствии с требованиями).

     По результатам самостоятельной деятельности студенты формируют портфолио работ, которые представляют на зачете. Требования к содержанию портфолио изложены в «Методических рекомендациях по организации самостоятельной работы студентов».

 Защита портфолио является формой проведения зачета. Оценка уровня сформированности знаний и умений как части профессиональных и общих компетенций осуществляется на основе разработанных признаков, представленных в рабочей программе дисциплин, а также в «Методических рекомендациях по организации самостоятельной работы студентов».

Таблица 2

Оценочный лист по процедуре дифференцированного зачета

Критерии оценки

Проявление признаков (0–1)

Теоретический материал отобран в соответствии с поставленной задачей

0 — признак не проявился

1– признак проявился в полном объеме

12–11 баллов — «5»  

10–9 баллов — «4»

8–7 баллов — «3»

Проявляет интерес к собранному материалу, эмоционально представляет материал, заинтересовывает слушателей

«Портфолио работ» выполнено в соответствии с требованиями к оформлению работ

Ставит цели, задачи, выбирает методы презентации продукта, выполнения проблемного задания

Использует ИКТ для поиска, систематизации и оценки для накопления материала и создания портфолио в соответствии с заданием

Определяет художественные особенности стиля

Дает характеристику художественному стилю

Дает характеристику мировоззренческим и культурологическим основам эпохи

Выходит за рамки рекомендаций преподавателя при выполнении работы в соответствии с заданием

Оценивает значимость профессионального опыта

Видит пути совершенствования портфолио

Делает выводы и дает оценку в соответствии с поставленной задачей

Итого

12

       В заключение хотелось бы отметить, что разработанная  педагогическая система  реализуется с 2014 года. В течение этого времени она совершенствовалась и менялась в соответствии с потребностями развития специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Опыт реализации педагогической системы был представлен на уровне колледжа, в результате чего отдельные ее элементы были включены в деятельность преподавателей колледжа. На сегодняшний день можно сделать вывод, что она позволяет студентам отработать умения и знания, лежащие в основе формируемых профессиональных компетенций, развивать навыки самостоятельной работы, выстроить индивидуальную траекторию освоения дисциплин, повысить мотивацию по освоению профессиональных компетенций. В результате внедрения педагогической системы студенты демонстрируют высокие показатели на региональной олимпиаде по истории изобразительных искусств, успешно применяют освоенные знания и умения в процессе дальнейшего обучения при выполнении курсового и дипломного проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

Это помощь преподавателя  для проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусства".на тему "Рококо"....

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А.по дисциплине "История изобразительного искусства" по теме "Виды и жанры искусства".

Данная методическая разработка может использоваться, как преподавателями "Истории изобразительного искусства" в колледжах художественной направленности, так и в школах на занятиях изобразите...

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А.по дисциплине "История изобразительного искусства".

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. к зачетному занятию по дисциплине "История изобразительного искусства" может использоваться преподавателями колледжей художест...

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Голландии XVII века".

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться преподавателями колледжа художественной направленности, уичтелями художественных школ и средней школы на уроках МХК и ИЗО...

Организация и управление самостоятельной работой студентов специальностей «Дизайн», «Реклама» в рамках реализации ФГОС на занятиях по общепрофессиональной дисциплине «История изобразительного искусства»

В данной статье рассказывается как организована самостоятельная работа студентов на занятиях общепрофессиональной дисицплины "История изобразительного искусства"...