Учебно-методическое пособие "Философия в схемах и таблицах"
учебно-методическое пособие на тему

Новикова Александра Николаевна

Учебное пособие  «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:

-     повышает степень наглядности, делает доступным для студентов учебный материал;

-     является источником информации, освобождая преподавателя от большого объема технической работы, что повышает его творческий уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

 среднего профессионального образования

«Государственный медицинский колледж г. Братска»

(ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»)



ФИЛОСОФИЯ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

Учебное пособие

 по дисциплине: «Основы философии»

Специальность: «Лечебное дело», «Сестринское дело»,

«Фармация», «Стоматология ортопедическая»

Курс: I, II

Братск 2015 г.


Рассмотрен и одобрен на

заседании ЦМК                                         Утвержден на заседании

Протокол заседания № _____                          Методического совета колледжа

От «___»____________ 20___г.                Протокол заседания № _______

Председатель _______________                от «___»______________20_____г.

                     

 

           

Составил: преподаватель 1 категории А. Н Новикова

Рецензент: преподаватель высшей категории социальных наук Е. Н. Локтева


Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений улучшения качества обучения является создание учебных материалов нового поколения, применение инновационных технологий, отвечающих современным требованиям.

Учебное пособие  «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:

  • повышает степень наглядности, делает доступным для студентов учебный материал;
  • является источником информации, освобождая преподавателя от большого объема технической работы, что повышает его творческий уровень.

Учебное пособие составлено в соответствии с  Рабочей программой по дисциплине: «Основы философии». Пособие разработано по всей дисциплине «Основы философии», помогает сформировать следующие знания и умения студентов:

  • представление о философских, научных и религиозных картинах мира,           смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
  • знания о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
  • знания об условиях формирования личности, её свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.


РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 1.1: «Происхождение философии. Философия как наука»

Общее понятие мировоззрения и его основные виды

Функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни


РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 1. 2: «Происхождение философии. Философия как наука»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Эпоха

Предмет изучения

Основная идея

 1. Античность (Фалес, Гераклит и др.)

Микро-макро-космос

Гармония между человеком и космосом

Космоцентризм

2. Средневековье

(Ф. Аквинский и др.)

Человек - бог

Теологическая идея. Мир человека через бога

Теоцентризм

3. Возрождение и Просвещение (Дж. Бруно, Дж. Локк и др.)

Человек и общество

Гуманизм. Человек – гармония души и тела

Антропоцентризм

4. Философия Нового времени (Бэкон, Декарт и др.)

Человек и природа

Естественнонаучное освоение мира

Наукоцентризм

5. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель и др.)

Творческий субъект и его деятельность

Творческая субъективность

6. Неклассическая философия (Ницше. Фрейд и др.)

Субъективно – объективный фактор

Идея свободы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ


2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

Даосизм – древнейшее философское учение Китая

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

Философская школа Древнего Китая – конфуцианство

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.2: «Развитие античной философии»

Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии


2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.3: «Философия эпохи Средневековья, Возрождения,

 Нового времени»

Основные направления и характерные черты философии

эпохи Возрождения

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.3: «Философия эпохи Средневековья, Возрождения,

 Нового времени»

Основные философские направления

 Нового времени и Просвещения

Идолы Френсиса Бэкона

Идолы рода – ложные представления о Мире, которые присуще всему человеческому роду и являются результатом ограниченности ума и органов чувств человека.

Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.

Идолы рынка и площади – ложные представления людей, порожденные неоднозначным употреблением слов.

Идолы театра – ложные представления о мире, заимствованные из различных философских школ.


РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.4: «Немецкая классическая философия»


РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.4: «Немецкая классическая философия»

  Философия марксизма


2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2. 5: «Русская философия»

Общее понятие и характерные черты русской философии

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.5: «Русская философия»

                                                                                                                


РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.6: «Философия XX века»

Основные направления  философии XX века

Главное философское направление

Философы

Главный философский интерес

Феноменология

от греч. phainomenon — являющееся

 Э. Гуссерль, М. Шелер  

"Работа" сознания с феноменами

Герменевтика

от греч. hermeneuo разъясняю

В. Дильтей

М. Хайдеггер

Бытие человека в мире, поиск сущего

Аналитическая философия

Л. Витгенштейн

Логический анализ языка, употребление языка

Постмодернизм

 англ. postmodernism < лат. post после + modernus новый

А. Дж. Тойнби

Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм

Неклассическая идеалистическая философия

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.6: «Философия XX века»

Иррационализм. Философия Артура Шопенгауэра


РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.6: «Философия XX века»

«Философия жизни» Фридриха Ницше

РАЗДЕЛ  3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Тема 3.2: «Философская категория бытия.

Материя, ее основные свойства»

РАЗДЕЛ  3. «ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ»

Тема 3.2: «Философская категория бытия.

Материя, ее основные свойства»

Материя (материальное бытие)

Основные свойства (атрибуты) материи

        

РАЗДЕЛ 4: «ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

 ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА»

 Тема 4.2. «Сознание, его происхождение и сущность»

Теория отражения


РАЗДЕЛ 4: «ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

 ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА»

Тема 4.3: «Познание ка объект философского анализа. Сущность процесса познания»

Основные ступени процесса познания

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

 Познание посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания

Основные формы

Определение

Примеры

Ощущение

Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира.

Красный, звонкий, кислый, ароматный, твердый.

Восприятие

Целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения

Дома, человек, горы

Представление

Воспроизведение в памяти ранее виденных явлений и представлений.

Деревья, поезда, молнии

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Познание посредством мышления, языкового общения.

Основные формы

Определение

Примеры

Понятие

Форма мысли, в которой отражаются общие существенные связи и отношении.

«Число», «животное», «государство»

Суждение

Форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо

Грипп – инфекционное заболевание. Л. Н. Толстой – великий русский писатель

Умозаключение

Форма мысли, состоящая из нескольких суждений (посылки), с помощью которых выводится новое суждение (заключение или следствие)

  1. Все газы сжижаемы
  2. Кислород – газ
  3. Следовательно: кислород сжижаем

Методы научного познания

Метод

Его сущность

Наблюдение

Изучение объекта в естественных условиях

Эксперимент

Изучение объекта в искусственных условиях

Анализ (от гр. «анализис» - разложение, расчленеие)

Мысленное или вещественное разложение на части

Синтез (от гр. «синтезис» -соединение)

Мысленное или вещественное объединение вещей

Индукция (от лат. «индуцио» - наведение)

Процесс движения мысли от единичных вещей к общим выводам

Дедукция (от лат. «дедуцио» - выведение)

Процесс движения мысли от общего к единичному.

Абстрактное (от лат. «абстракцио» - отвлечение)

Мысленное отвлечение от одних свойств и выделение других

Конкретное

Познание предмета и его свойств в их единстве

Моделирование

Упрощенное воспроизведение оригинала. Материальное – модель сердца. Идеальное – формулы, уравнение.

Компьютеризация

Использование электронно-вычислительной техники


РАЗДЕЛ 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ

Тема 5.1: «Общество как саморазвивающаяся система»

Философия об обществе

Историческая эпоха философии

Что такое общество?

Античность

Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости

Средние века

"Град земной", стремящийся к "граду небесному"

Новое время

Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо)

Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)

ХХ в.

Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.)

Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурно-логические схемы и таблицы по логике

Структурно-логические схемы и таблицы по логике....

Учебно-методическое пособие по выполнению гидравлических схем по дисциплине ОП 01 Инженерная графика для студентов технических специальностей

В пособии рассматривается раздел «Инженерной графики» - схемы. Даны основные положения и правила выполнения гидравлических принципиальных схем, а также варианты индивидуальных заданий и указания по их...

Контрольная работа на тему: Проектирование логических схем, построение таблиц истинности.

Контрольная работа на тему: Проектирование логических схем, построение таблиц истинности.Контрольная работа содержит задания 24 варианта по 2 задания.Есть ответы....

ДОКЛАД схемы и таблицы ШАТАЛОВ

laquo;Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)»...

Схемы и таблицы по обществознанию для студентов 1 курса СПО

Дорогие студенты, по данным здесь таблицам и схемам намного легче изучить и запомнить материал по различным темам дисциплины обществознания!...

Учебно-методическое пособие «Эффективность применения схем веерного типа базирующихся на навигации, основанной на характеристиках (PBN)»

Схема веерного типа для захода на посадку – это систематизированный метод слияния потоков прибывающих  ВС.Согласно документу ИКАО 9931, этот метод является частью Блока системной оптимизаци...

Философия в схемах и таблицах

Учебно-методический материал для самостоятельной работы студентов в период дистанционного обучения...